Кураж Александра Стефановича

Сергей Хазов
13 июля от коронавируса умер известный советский и российский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств, Александр Борисович Стефанович. К сожалению, уход из жизни уважаемого Александра Борисовича стал поводом для журналюг написать статейки под названием: "Умер бывший муж Пугачевой". Это омерзительно, когда СМИ хайпуют на уходе из жизни талантливого человека, акцентируя его личную жизнь с Примадонной российской эстрады. Вдвойне омерзительно, когда журналюги пишут о Стефановиче, не замечая в его биографии ничего, кроме того, что он был мужем АБП.

Александр Борисович Стефанович был талантливым человеком. Фильмы, которые он снял как кинорежиссер, отличаются ярким сюжетом. Действие снятой в 1974 году по книге Сергея Владимировича Михалкова приключенческой картины для детей "Дорогой мальчик" сразу привлекает внимание зрителей. В фильме впервые в советском кино Стефановичем были созданы музыкальные мультипликационные клипы на музыку Давида Тухманова с динамическими рисунками Виталия Пескова. Шикарно играют и юные актеры, и профессионалы: Георгий Вицин и Ирина Азер. В этом фильме у Вицина необычное амплуа: он играет иностранного гангстера. Некоторые моменты фильма схематичны и пародийны: ведь он снят во времена СССР, когда капиталистический Запад высмеивали за его множественные пороки, среди которых и киднеппинг. Поэтому один из главных героев фильма, советский пионер Жора Тимохин и не может понять, как могут люди предавать ради денег? Сейчас эта мораль уже не действует в России.

Еще один фильм Стефановича, снятый по произведению Сергея Михалкова: сатирическая комедия "Пена". Это уже комедия для взрослых о пройдохе-руководителе Махонине, купившим для успешности карьеры докторскую диссертацию. Однако, продавцы диссертаций сами оказались аферистами. А история о покупке ученой степени стала известна журналисту Просову, жениху дочери пройдохи-чиновника. Практически советский "Диссернет"! В фильме "Пена" снимались звезды советского кино: Владимир Басов, Анатолий Папанов, Ролан Быков, Евгений Стеблов. Роль Эгигия Кочевряжнева стала бенефисом Владимира Басова, показавшего на экране чиновника, умело приспосабливающегося к капризам начальника и при этом собирающего на него компромат. Фильм  Стефановича снят в 1979 году. До этого в московском академическом театре Сатиры уже был поставлен спектакль "Пена", в котором играли звезды Георгий Менглет, Ольга Аросева, Роман Ткачук. Но спектакль (кстати, его видеоверсию можно увидеть на YouTube) проигрывает фильму Стефановича, снятому как всегда у этого режиссера: увлекательно и динамично.

На киносайтах много рецензий на музыкальные фильмы, снятые Стефановичем.

Фильм "Начни сначала" мне довелось посмотреть на премьерном показе летом 1986 года в одном из самарских кинотеатров. Только что началась эпоха Перестройки. Еще многое было нельзя, но уже разрешалось открыто высказывать свое мнение. Молодежь, сидевшая на последних рядах полупустого кинозала (сеанс был дневной), пришла в кино с портативными магнитофонами, чтобы записать песни из фильма. Поэтому каждый раз, когда главный герой, бард Николай Ковалев, которого играл Андрей Макаревич, начинал петь, с кассетниками в руках подбегала на средний ряд и включала магнитофоны на запись. Качественно записать песни на магнитофоны с встроенным микрофоном в советском кинотеатре с его спрятанными за экраном динамиками было сложно. Но все равно, прозвучавшие в фильме "Начни сначала" новые песни Макаревича сразу и заслуженно стали хитами. Вообще показ этого фильма становился поводом для дискуссий: перед сеансами молодежь (а многие ходили на фильм на несколько сеансов подряд) обсуждала музыкальные новинки, говорила, как правильно показан в фильме сложный путь творческой личности, который хочет пробиться своим талантом. Фильм "Начни сначала" стал отдушиной для молодежи, фактически: манифестом молодежи 1985 года. Своим фильмом Стефанович учил свободе творчества, отказу от цензуры, умению побеждать в споре с дураками и некомпетентным начальством. В этом фильме у героя Андрея Макаревича присутствует кураж. Стефанович считал кураж одним из главных качеств творческого человека. Поэтому так он назвал свой автобиографический фильм о себе и АБП. Сложно не согласиться, что каждой творческой личности нужен кураж. Но у всех кураж разный. Стефанович был гений и знал, что нет куража: нет вдохновения, нет творчества. Как знал и способ не озлобиться в современном обществе с его темпами, когда кураж многим заменили деньги и дурновкусие. Для этого просто нужно заниматься тем, что тебе нравится.

Стефановича всегда отличали вкус и интеллигентность в работе и вне съемочной площадки. Участник кинофорумов и фестивалей, он был настоящим ленинградским интеллигентом: знал иностранные языки и поэзию, разбирался в живописи, любил путешествовать на автомобиле по Европе, особенно обожал Францию. Эрудиция Стефановича восхищала. Во всех своих интервью, вне зависимости от изданий и уровня подготовки журналистов, Александр Борисович был неизменно вежлив и тактичен. В общении с людьми Стефанович не был снобом, оставаясь интеллигентом, который не терпит пошлости, так свойственной многим нынешним "звездам" и  псевдоинтеллигентам.

Такие люди, как Александр Борисович Стефанович: знаковые персоны для национальной культуры. Таких режиссеров: работавших с великими актерами и писателями, остается все меньше и меньше. Уход Стефановича: большая потеря для российского киноискусства.