Невыученные уроки

Скворцова Валентина 2
             Ветерок, спрыгнув с крыши, погладил зазеленевшие газоны. Сочное солнце катилось по небу, боясь быть раздавленным каблуком наступающего вечера. Домой идти не хотелось, но надо было идти, а то бабушка отругает. Вспомнив об уроках, я поморщилась, будто целиком лимон съела.
           Жили мы вдвоём с бабушкой в трёхкомнатной квартире. Недавно она сделала ремонт - обои новые поклеила, линолеум поменяла, в гостиную новый ковёр постелила, шторы обновила. В квартире было уютно и чисто. Я нажала на кнопку домофона, дверь открылась. Я быстро вспорхнула на второй этаж. Бабушка, встретив меня, сухо сказала:
- Мой руки, ужинай и садись за уроки.
- Дай я хоть отдохну!- выпалила я.
Бабушка, промолчав, пошла в гостиную смотреть очередную передачу по телевизору. «Достала уже своими уроками», подумала я.
Съев пюре с гуляшом, и выпив чашку чая с булочкой, я села за компьютер.
- Ну, что, Катюш, уроки будем делать? - спросила бабушка, войдя в мою комнату.
- А что ты телевизор не смотришь?
- Там смотреть нечего. Давай, доставай учебник, будем математику грызть.
- Зубы не поломай, а то кушать нечем будет, - с сарказмом сказала я, доставая геометрию.
Я открыла нужную страницу и, прочитав условие задачи, надув губы, уставилась на бабушку.
- Что? Задача трудная? А ты мозги напряги, глядишь, и решение в голову придёт, - сказала она.
Хмыкнув, я сунула ей под нос учебник. Прочитав условие задачи, бабушка спросила:
- Ну, и что тут сложного?
По моим глазам поплыло раздражение.
- Если нет ничего сложного, тогда объясни.
Бабушка дала мне чистый лист бумаги и велела начертить треугольник. Я его начертила, давя на карандаш, аж бумага завопила от боли. Бабушка пододвинула стул и села рядом со мной.
- Вот зачем мне эти треугольники! Они тебе в жизни пригодились?- возмутилась я. 
- Они нужны, чтобы ваши головы от застоя вылечить, заставить думать, и если не хочешь полы мыть, или улицы мести, хотя, и эту работу кто-то должен делать, или быть матерью-одиночкой и жить на пособие, тогда учись,- ответила она.
-  Не говори ерунду,- с раздражением сказала я.
- Не ерунду. Сейчас и в тринадцать рожают. Запомни, девочка, прежде чем лечь под мужика, хорошо подумай – хочешь ли ты иметь от него ребёнка, и нужен ли он тебе. Поняла?
- Поняла,- пробубнила я.
- Вернёмся к задаче,- сказала она и стала мне подробно объяснять решение задачи, а я стала записывать его в черновик, коряво ложа цифры в тесные клетки. 
– А теперь всё это перепиши в тетрадь,- сказала бабушка, забрав черновик.
- Дай я перепишу!- завопила я, буравя бабушку ненавидящим взглядом.
- Не дам. Я думаю, что ты поняла задачу, и тебе не трудно будет записать решение в тетрадь,- сказала она, как отрезала, и пошла.
- Чтобы ты сдохла, дура тупая!- выкрикнула я, не сдерживая злость, которая бурлила во мне, как кипяток в чайнике.
Бабушка вернулась тихая, сгорбленная, будто кулаком её в сердце ударили, в глазах такая боль! Она, молча, подошла ко мне, положила передо мной черновик и молча ушла.
             Я смахнула с души жалость, как крошки со стола, переписала геометрию, сделала упражнение по русскому языку, задание по физике списала с ГДЗ и стала смотреть Аниме. Откуда-то из глубины души выползло раскаяние и стало трепать мою совесть. Мне стало ужасно стыдно за то, что я обидела бабушку. Чувство вины встало в горле как кусок непрожёванного тухлого мяса. Поругав себя, я пошла в гостиную, где она сидела в кресле, уставившись в телевизор. Она не обернулась на мои шаги.
- Бабуся, извини. Я не сдержана, прости, прости. Я больше тебя не обижу,- залепетала я, обнимая бабушкины худенькие плечи.
- Простить то прощу, а вот забыть… Что я не так делаю? Умру, кто тебя пожалеет, глупенькая ты моя? Кому ты нужна! Мать от тебя отказалась, у неё своя семья и трое детей. Отцу тоже не нужна. Приезжает раз в год и то не всегда. Жалко мне тебя, хлебнёшь без меня горя. Я ведь не вечная, мне уже за семьдесят, а ты только седьмой класс заканчиваешь. Дал бы Бог здоровья, чтобы вывести тебя во взрослую жизнь,- вздохнув, сказала бабушка и обняла меня.
«Слава Богу, простила», подумала я, возвращаясь в свою комнату, и так мне стало легко будто пуд соли с плеч сбросила.
            Седьмой класс я закончила с одной тройкой по математике.
- Не переживай, мы летом с тобой позанимаемся и постараемся восьмой класс закончить без троек,- сказала бабушка.
Я согласилась, но у судьбы были свои коварные планы.
           Лето набирало цвет, копило тепло, чтобы вылить его на пыльный город, расплавив в своём меду запах отцветающей черёмухи. Солнце, дотянувшись до моей подушки, стало щекотать мне лицо. Я проснулась и, рассекая непривычную тишину, пошла в бабушкину комнату. Она спала, без снов, ей не мешало солнце, её уже ничто не могло потревожить, даже мои сдавленные крики. Бабушка умерла во сне от остановки сердца.
            Я села на табуретку, не зная, что делать. Потом я собрала себя в кучу и пошла к соседке, Наталье Юрьевне. Я ей объяснила, что произошло. Она всплеснула руками и, покачав головой, тихо произнесла:
- Горе то какое. Сейчас вызову полицию и скорую помощь. Деньги у тебя на труповозку есть?- спросила она.
Я полезла в бабушкину сумку и вытащила кошелёк. Соседка, пересчитав купюры, утвердительно кивнула головой.
- Здесь хватит. Позвони отцу, пусть едет мать хоронить. Ладно, мне на работу пора,- засуетилась она и исчезла за дверью.
Приехала полиция и скорая почти одновременно.
- А где родители?- спросил полицейский.
- Папа на работе, завтра приедет,- ответила я.
- На вахте что ли?
- Ага,- согласилась я.
- Не побоишься дома одна?
- Нет. Я у Натальи Юрьевны переночую,- ответила я, побоявшись, что меня заберут в детский дом.
Полиция и скорая уехали, а потом приехала машина и бабушку увезли в морг.
 Я позвонила отцу. Он сказал, что приедет завтра, и велел мне не реветь. Комнаты почему-то стали тесными. Я запуталась в горе, как бабочка в паутине. Душа кричала, но никто не слышал, никто не протянул руки. Я вышла на улицу, спустилась к набережной и села на скамейку.
- Что грустишь, детка,- услышала я и, подняв голову увидела парня, появившегося из ниоткуда.
- Проваливай,- грубо ответила я.
- Меня Сергеем зовут, а тебя?- спросил он, смерив меня оценивающим взглядом.
- Катя,- пробубнила я, выкатив горошины слёз.
- Что случилось?- спросил участливо он, усаживаясь рядом со мной.
- У меня бабушка умерла, и я осталась совсем одна. Понимаешь, совсем одна. Я даже боюсь идти домой, там тихо и страшно,- сказала я, поднимая заплаканные глаза на высокого худощавого парня.
Он был симпатичным, и как мне показалось, очень добрым и хорошим человеком.
- Сейчас мы страх выгоним, и будет тебе спокойно и совсем не страшно,- сказал он.
Мы направились к моему дому. Сергей, осмотрев моё осиротевшее жильё, сказал:
- Хорошо у тебя здесь.
- Как здесь может быть хорошо без бабушки!- возразила я, и заплакала.
Он прижал меня к себе, и поцеловал. Мне стало тепло и спокойно. Он въехал в мою душу на моём горе, а я ему ворота распахнула: «Бери что хочешь». И он взял самое ценное, что у меня было.
- Что теперь будет?- спросила я, поднимаясь с дивана.
- Ничего не будет, детка. Выстираешь этот день, как покрывало, смоешь пятна, да и забудешь. Я завтра приду,- докатилось до меня. Дверь захлопнулась и я опять осталась одна.
             Ночь выпила горький остаток вечера. Тьма повисла на окнах, просочилась в дома. Я долго не могла уснуть, потом провалилась в сумерки, оставив в прошлом ещё один день. Разбудила меня трель домофона. Я глянула на часы. Часы показывали половину одиннадцатого утра. Я открыла двери. На пороге стоял Серёжа. Он схватил меня на руки, покружил и, осыпав поцелуями мы упали в облако постели.
- Тебе сколько лет?- спросила я.
- Шестнадцать,- ответил он.
- Мы ещё встретимся?
- Конечно, как же я без тебя! Я сейчас с предками на дачу еду. Ты не скучай,- сказал он, и направился к двери.
- Ты только за этим приходил?
Запнувшись о мой вопрос, он повернул голову и с ухмылкой сказал:
- А ты как думаешь, детка? Ну, я пошёл.
Его шаги сжевала тишина. Я посмотрела в окно и поняла, что Сергей уходит в прошлое.
Вечером приехал отец. Он решил продать бабушкину квартиру, а меня отвезти к матери.
- Папа, я не хочу ехать к маме, давай, здесь будем жить,- умоляла я.
- С трёх лет тебя бабушка воспитывала. Тебе уже четырнадцать через месяц исполнится. Вот пусть мамаша твоя о тебе и заботится,- сказал папа, и будто свет в душе выключил, стало темно и страшно.
- Папа, а если мама меня не примет?
- Примет, куда она денется! Родила - пусть воспитывает.
После похорон бабушки, я собрала свои вещи, и отец повёз меня к матери, которая жила в другом городе.
        Вечер наступал на пятки уходящего дня. Солнце лениво катилось к раскалённому горизонту. Духоту начала разбавлять нежная прохлада. Город, в который мы приехали, мне не понравился. Отец довёл меня до квартиры матери.
- Вот, привёз. Передаю из рук в руки,- сказал он и, поцеловав в щёчку, ушёл, оставив меня стоять на пороге.
- Что стоишь, проходи. Там у нас в кладовке где-то старый матрац валяется, кинь ей,- сказал отчим, обращаясь к матери.
Мать, вывалившись из-за стола, пошла за матрасом.
- Вот твоя постель,- сказала она постелив мне на пол матрац и, кинув грязный комок простыни, пошла продолжать застолье.
Мальчишки с интересом разглядывали меня.
- Ты к нам жить приехала?- спросил старший Генка.
- Да, - ответила я.
- Насовсем?- решил уточнить средний брат Мишка.
- Наверно,- нерешительно пробормотала я.
- А это наш маленький Ромка,- представил младшего Генка.
Мне хотелось есть, но за стол меня никто не приглашал.
- Меня Катей зовут,- устало произнесла я, и разгладив руками простынь, легла на матрац, укрывшись вонючим пледом.
В однокомнатной квартире были два дивана. На одном спали мальчишки, а на другом – родители. Младший спал на кресле-кровати. Я долго не могла уснуть, а потом упала в ночь и захлебнулась темнотой. Утром меня разбудили мальчишки.
- Катька, вставай, мы есть хотим,- теребили они меня.
Я встала, свернула матрац, отнесла в кладовку, умылась и пошла искать еду. Еды не было. Холодильник был пустой, а кастрюли пустые и грязные. Мальчишки нашли пакет лапши «Доширак» и начали поочерёдно грызть пачку, потом побежали на улицу играть. К обеду явилась мать с бутылкой водки.
- Мама, а что мы есть будем?- спросила я.
- Сейчас Иван придёт, просрочку принесёт. Он грузчиком в магазине подрабатывает, ему за это просрочку дают, а если повезёт, то и водочку,- сказала она, и поставив бутылку в пустой холодильник, плюхнулась на диван.
Вскоре появился Иван, притащив сумку просрочки.
- Вставай, иди, что-нибудь свари, я продуктов принёс,- гаркнул отчим.
Мать поднялась и пошла готовить. Иван достал из холодильника бутылку, налил в стакан и залпом выпил.
- Ты что без меня пьёшь?- зарычала мать, и кинулась с кулаками на Ивана.
Он её толкнул, и она упала на пол, опрокинув табуретку.
- Не трогай маму!- закричала я.
- Ты, шлюха подзаборная, ещё раз рот откроешь, и будешь валяться рядом с матерью,- прохрипел зло Иван.
Я притихла, и поспешила помочь ей подняться.
- Ребёнка не обижай,- поправив волосы сказала мама.
Она начала готовить, а я стала убираться в квартире.  Сварив щи, она села обедать. Я тоже села за стол.
- Чего уселась!- рявкнул отчим, глядя на меня по-волчьи.
- Обедать,- промямлила я.
- Есть ты будешь тогда, когда все поедят, если что останется. Поняла?
- Поняла,- ответила я, пряча слёзы, и стала ждать когда придут обедать малыши.
                Так началась моя новая жизнь. Дни менялись, менялись числа, только жизнь не менялась. Пресные дни разбавлялись пьяными драками и криками. Попадало всем. Замаячила школа. Мама никак не могла отнести документы в школу, то была навеселе, то с похмелья. Я прибиралась в квартире, следила за малышами, даже научилась готовить, а когда готовить было нечего, то все ели «Доширак» в пакетах.
Как-то съев очередную порцию лапши «Доширак», я снова почувствовала тошноту, и пожаловалась матери.
- И давно это у тебя?
- Который день уже.
- Ты с мужиками спала?- спросила она, буравя меня острым взглядом.
- Нет,- соврала я.
Она повела меня к гинекологу, который подтвердил мою беременность.
- Кто отец?- заорала мать.
- Зовут Сергей, ни адреса, ни фамилии, ни телефона я не знаю,- задыхаясь от слёз, сказала я.
Узнав об этом, Иван выгнал меня на улицу , крикнув вслед:
- Сучка, иди к тому, от кого нагуляла. Мне ты не нужна, а твой приплод и подавно!
            Мама не стала меня защищать, а только наблюдала, пытаясь разглядеть сквозь пьяный туман, мою заплаканную беду. Меня выбросили на улицу как нашкодившего щенка. Я спала как собака на грязной подстилке, ела, что останется после всех, а теперь и этого лишилась. Я долго бродила по пустеющим улицам и вышла к реке. Вода в ней была чёрной. Я спустилась к ней. Река потрогала меня мокрой лапой и потянула к себе. Я шла в обжигающую прохладную воду. «Никому я не нужна, только бабушка меня жалела. Я лишняя на этой земле», подумала я.
- Я иду к тебе, бабушка! Жизнь, я ненавижу тебя!- крикнула я, погружаясь всё глубже.
Я унесла на дно свои ошибки, обиды и проблемы, оставив качаться на волнах свои слёзы и свою печаль.