Пророчество А. С. Пушкина

Инесса Малаева
Инесса Малаева
Третье июня, 2021

Пророчество А.С. Пушкина


Занимаясь интегральной наукой, я вдруг поняла, что А. С. Пушкин пророчески сознательно или интуитивно подарил миру не сказку о золотой рыбке, а модель поведения эгоизма как силы в Природе. Но откуда и как? Я стала искать ответ на этот вопрос. И выяснилось, что Пушкин изучал иврит – «святой язык, предназначенный для изображения духовных сил, взаимодействия людей выше эгоизма и взаимодействия человека с Творцом». То есть иврит является ключом к раскрытию духовного мира. И видимо, великий поэт хорошо понимал тайную внутреннюю суть посыла своей сказки.
Поэтому я позволила себе сравнить каждого героя сказки следующим образом.

Золотая Рыбка – Творец – свойство отдачи и любви, Природа.

Старик – намёк на то, что человек при наличии контакта с Творцом может быть обеспечен всем необходимым для существования, что, как говорится, «не порицается и не восхваляется». Старик не существует для себя. Он добытчик. Находится в постижении, осознании, обучении между силами зла и добра.

Старуха – развивающийся, ненасытный, поглощающий всё в себя эгоизм. Это желание насладиться за счёт унижения другого, когда мне хорошо относительно другого, которому хуже, чем мне. Когда я измеряю, оцениваю себя относительно других и делаю все, чтобы быть «выше». Но настоящий эгоизм – это желание использовать Творца ради себя. В Библии эгоизм называется Фараоном.

Слуги, стражники – злые силы Фараона, которые на самом деле, как может показаться на первый взгляд, не отталкивают человека назад, а наоборот, вступают с ним в связь, чтобы тот проверил себя: что ему ещё нужно исправить в себе для того, чтобы приблизиться к цели. Как сказано: «Поставь себе стражников и охранников в каждых своих воротах». Поэтому они как бы направляют, толкают человека к раскрытию Творца.

После такого сравнительного анализа легче осознать серьёзность пушкинского посыла, понять и раскрыть «масштабы раскрываемого бедствия».

Как растёт эгоизм? Пушкин описывает это на примере роста желаний старухи и последующего их опустошения после безусловного наполнения. Всё это вызывает развитие ещё бoльших желаний. Это видно на изменениях в поведении старухи.

Поначалу «старуха пряла свою пряжу». То есть эгоизм существовал, но не было повода проявлять себя. Можно сказать, что изначально её желание было на неживом уровне развития. А дальше пошли желания к богатству, к почестям, власти… И отсюда целый калейдоскоп действий и состояний. 

Действия: «забранила, разбранила, не даёт покою, бьёт, за чупрун таскает, прикрикнула, послала, вздурилась, белены объелась, осердилась, ударила, бунтует, вздурилась».

Состояния в зависимости от роста желания: «Старуха пряла свою пряжу, сварливая баба, барыня-сударыня дворянка, дворянка столбовая, грозная царица».

Иносказательное отношение Пушкина к эгоизму: «проклятая баба».

Разрушающий эгоизм присущ человеку. Так придумала Природа. У Пушкина старуха – жена старика. Жена – это половина мужчины. Его неотъемлемая часть. Эгоизм рулит, «не даёт покою» старику. Он в постоянном поиске, чтобы удовлетворить свой эгоизм.  «Чай, теперь твоя душенька довольна?» – спрашивает старик каждый раз свою старуху. Нет, ведь эгоистические желания растут постоянно. И начинает эгоизм все больше требовать и запугивать.

Пушкин каждый раз показывает, что все обращения к золотой рыбке начинаются с молитвы: «Смилуйся, государыня рыбка». То есть нужно просить каждый раз у Природы – она дающая. И Пушкин намекает на то, что Природа отвечает на просьбы и молитвы из сердца: «Не печалься, ступай себе с Богом». С Богом! То есть находись в постоянной связи с Творцом. 

А если нет, то последует наказание от «по щеке ударила мужа» до «на него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала».

Эгоизм запугивает: «Вкруг её стоит грозная стража, на плечах топорики держат». И конкретно даёт знать, что спорить бесполезно: «Не пойдёшь, поведут поневоле».

«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? –
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдёшь, поведут поневоле».
 
И тут следует насильственное изгнание:
 
«На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»
 
«Не садись не в свои сани!» ... Фараон – сила зла, толкает человека на то, чтобы он в итоге занимался своей миссией (что называется, «помощь от противного»): искал связь с Творцом – силой отдачи и любви. И если человек этим не занимается, то Творец своей «левой рукой» – Фараоном – гонит человека к обращению к Нему.

Видно, как Фараон растёт и прогрессирует: «ещё пуще старуха бранится, не даёт старику покою». О нашем времени можно сказать так: «ещё прежнего старуха вздурилась». А что же дальше? А дальше Пушкин намекает: «Осердилася пуще старуха», «по щеке ударила мужа». И пригрозила: «Не пойдёшь, поведут поневоле». То есть бесполезно спорить с законом Природы. Нас все равно приведут к замыслу творения. И страшно, если «поведут поневоле».
 
И старик постоянно возмущается: «Что ты, баба, белены объелась?»
 
А на самом деле, если уж совсем нырнуть поглубже, то можно обнаружить намёк на существование замысла, к которому старик постоянно направляется. 

Хочется подчеркнуть, что во многих произведениях гениального писателя действуют силы Природы. И эта сказка – не исключение. Можно проследить, как многозначительно изменяется поэтический образ моря. Пушкин подводит к тому, что Природа не остаётся равнодушной. На неё влияют все проявления негативных взаимоотношений. Природа – абсолютно явно присутствующий герой сказки. Гений на то и гений, чтобы задолго до всех понять и передать человечеству истину, которой пришло время раскрыться всем. Наши недобрые мысли и поступки, наши неправильные желания – всё внутри Природы. Мы её часть. И поэтому идёт такое взаимодействие. Пушкин явно показал, как наши неправильные взаимосвязи считываются Природой, и она нас корректирует.

Сначала море было «синим, просторным». Но как только «старика старуха забранила», то «море слегка разыгралось». «Ещё пуще старуха бранится» – «помутилося синее море». «Старуха сидит под окошком, на чем свет стоит мужа ругает» – «не спокойно синее море». А потом поэт описывает картину абсолютного коллапса взаимоотношений. И тут же следует отношение Природы к этому: «почернело синее море». То есть море-то по-прежнему синее, но оно почернело от негативного влияния дисгармонии человеческих взаимоотношений.

А потом и вовсе произошла расправа над стариком:
 
«Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»

И вот наступил момент катарсиса, когда «ещё пуще старуха вздурилась», то есть эгоизм достиг точки невозврата:

«Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
 
 «Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.
Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют».
 
Как Пушкин ещё в то время мог знать и чувствовать взаимосвязь человеческих взаимоотношений и климата? Александр Сергеевич сознательно подвёл к тому, что Природа чётко реагирует на все неправильные связи в человеческом социуме. Почему же до сих пор не все наши современники готовы признать этот факт? Наука об объединении, которая так активно раскрывается в наше время, чётко говорит, что мы не сможем повлиять на ухудшение климата никакими способами, как только нашими взаимоотношениями. От них он меняется к худшему и от них же он может перемениться к лучшему. Мы существуем в замкнутой системе Природы. И наши мысли и отношения – высшая её сила!

В сказке старик просит:

«Смилуйся, государыня рыбка!»

Но «ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море».
 
Не будет нам милости, если мы не построим между нами правильные связи. Как писал великий А. С. Пушкин, нас может в лучшем случае ожидать землянка и разбитое корыто. А в худшем... даже боюсь предположить...

Поэтому давайте вместе строить и приближать, по словам Пушкина, те грядущие времена:

«Когда народы, распри позабыв,
В великую семью соединятся».