Путешествия по Крыму. Часть 2. Дворец Гагариной

Наталья Катаева-Вергес
          В одном мгновенье видеть вечность,
          Огромный мир – в зерне песка,
          В единой горсти – бесконечность,
          И небо – в чашечке цветка.
                Уильям Блейк
     Гуляя по набережной, мы любовались прекрасными видами, наслаждались криком чаек и шумом моря. На вершине скалы заметили людей.
     - Как туда можно забраться? - спросили мы у женщины, которая выходила из дайвинг-клуба.
     - Вам нужно пройти к дворцу княгини Гагариной, а уже оттуда вы попадёте на вершину мыса Плака.
     Мыс Плака… Какое странное название. Хорошо, что существует интернет, можно посмотреть, как оно переводится. Оказалось, что это «плоский камень». Когда-то, давным-давно в этих местах было греческое поселение Лампас, на мысе - маяк… 
     По узким улочкам поднялись к дворцу. Навстречу нам шла пара молодых людей.
     - Вы во дворец? – спросила девушка.
     Мы кивнули.
     - Зря, ничего интересного там нет. Мы так долго сюда добирались, отдали 800 рублей и разочарованы, - посетовала она…
     Как хорошо, что пенсионерам разрешён вход за полцены, за двоих мы заплатили 400 рублей. И вот он перед нами - дворец княгини Гагариной.    
    Из рассказа экскурсовода стало известно, что проектом дворца занимался архитектор Николай Краснов, построивший к тому времени немало сооружений в Крыму.
     Для строительства дворца привезли мрамор и керамическую плитку из Италии, черепицу - из Германии, а «венецианское стекло» - из Франции. Сохранились до сегодняшних дней парадная лестница из белоснежного мрамора, лепнина, украшающая потолок и стены, тамбурные двери.
     Дворец напоминает рыцарский замок: с башенками и остроконечными шпилями, с резными окнами. Очень красиво обрамляют фасад здания вьющиеся растения.
     На стене у главного входа два рыцаря держат щит с изображением герба Гагариных, на нём надпись на латыни: «В древности – сила». В герб добавлен силуэт кабана, идущего от пустого дуба: это символизирует угасший род Гагариных. 
     Дворец княгини Гагариной – это символ трагической любви.
     Тасо Орбелиани (в замужестве Анастасия Гагарина) была грузинской княжной, она рано овдовела, а через несколько лет после смерти мужа похоронила и дочь.
     Замуж она больше так и не вышла - осталась верна князю Александру Ивановичу Гагарину, несмотря на то, что мать – Манана Орбелиани пыталась сосватать её второй раз.
     Тасо жила в имении полвека с мечтой, которая родилась у них с мужем: построить настоящий рыцарский замок.
     Денег на строительство не хватало, часть имения была сдана в наём, часть - выставлена на торги, и только в 1902 году началось строительство, которое завершилось в 1907 году.
     Тасо активно занималась и благотворительностью: под её руководством были построены церковь и больница для бедных, которую она полностью содержала. 
     После смерти княгини дворец унаследовала её племянница – княгиня Торхан-Моурави. В 1917 году поместье национализировали, на его территории расположился санаторий «Утёс».
     Дворец окружён красивым старинным парком, в котором собрано около двухсот разновидностей растений – пришельцев из разных стран и континентов (Японии, Италии, Ливана, Америки). Чего здесь только нет: тис и самшит, лавр и маслина, олеандр и кипарис, кедр и банан, инжир и бамбук, веерная пальма и глициния, каштан и вавилонская ива.   
     Великолепный парк – это заслуга одного из владельцев имения – Андрея Михайловича Бороздина – генерал-губернатора Таврии. Именно благодаря ему в Крыму был организован Никитский ботанический сад.
     Две дочери Андрея Михайловича вышли замуж за героев войны 1812 года: Мария - за Иосифа Поджио, а Екатерина - за Владимира Лихарёва. Свадьбы отпраздновали в 1825 году, а вскоре Иосифа и Владимира арестовывают за участие в декабристском движении.   
     Мария, когда арестовали её мужа, была беременна, и хотела последовать за мужем в Сибирь, как княгиня Волконская, но отец, используя все свои связи, добился того, чтобы Иосифа Поджио вместо отправки в Сибирь заключили в Шлиссельбургскую крепость без права переписки. Мария родила сына – Льва Пождио. Известно, что он служил впоследствии в уланском полку, был мировым посредником в Киевской губернии. Род Иосифа Поджио не пресёкся и прослеживается до нашего времени…
     Так как по указу Николая I жёны декабристов официально считались вдовами, то могли повторно выйти замуж, чем вскоре и воспользовалась Екатерина.
     А Марии отец сообщает о смерти Иосифа (на самом деле тот был жив и скончался только в 1848 году).
     В 1834 году Мария выходит замуж за Александра Ивановича Гагарина (1801-1857) – адъютанта графа Воронцова.
     Андрей Михайлович Бороздин к тому времени был уже человеком больным, с огромными долгами, и его имение выкупили Мария с мужем.
     Александр Иванович Гагарин взялся за благоустройство имения, но вскоре графа Воронцова назначают наместником на Кавказе, и Гагарин вместе с супругой отправляется в Тифлис. В 1849 году Мария умирает.
     Александр Иванович Гагарин несколько лет вдовствует, а затем женится на 21-летней Тасо Орбелиани.
     К тому времени Александр Иванович Гагарин становится генерал-губернатором Кутаиси, для которого он сделал много полезного: устроил там бульвар и городской сад, построил здание гимназии и мосты.   
     Но прожили они с молодой супругой недолго, потому что Александр Иванович Гагарин погиб в результате конфликта с князем Дадешкелиани.
     После смерти мужа Тасо переезжает в Крым в Кучук-Ламбатское имение и выстраивает дворец, похожий на рыцарский замок, воплотив мечту мужа в реальность…
     Через сто лет после смерти княгини Гагариной перед дворцом установили бронзовую скульптуру «Памяти любви» (скульптор Виктор Гордеев).
     Тасо смотрит на замок, в котором ей так и не довелось испытать счастье с любимым… Некоторые не верят в такую преданную любовь к мужчине, который был старше на тридцать лет. Но сомневаются в этом, конечно же, те, кто никогда не любил…
     Несколько раз поднимались мы к этому дворцу, любовались его башенками, гуляли по аллеям, смотрели с мыса Плака на Кучук-Ламбатскую бухту и гору Аю-Даг.
    Сидя на скамье, в тени огромных вековых деревьев, я размышляла о непростых судьбах людей, которые жили на этой земле… И вспомнились мне слова девушки: «Ничего интересного там нет»...

     Продолжение: http://proza.ru/2021/07/30/1097