О японских самураях

Алина Алексеева-Маркезин
      Название «самурай» произошло от слова saberu, что переводится как «служить»; другими словами самурай — служилый воин. Самураи были не только рыцарями-солдатами. Они также являлись телохранителями своего господина, и одновременно прислуживали ему в обыденной жизни. Люди, фанатично верные своему господину и готовые ради него на смерть. Мужчины, ставящие свои честь и служение долгу выше жизни и благополучия. Воины, мечтающие о красивой смерти. Безжалостные, суровые, талантливые бойцы. Маниакально жестокие убийцы.

     ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

     Самурайство зародилось в 648 г., во время реформ Тайка, в основе которых лежала идея преобразовать всю социальную, политическую и экономическую жизнь Японии по примеру династии Тан. В широком понимании слова – военно-феодальное сословие мелких, служилых дворян.

Как сословие самураи оформились в 11-12 вв., когда сложился неписаный моральный кодекс «Путь лука и скакуна», позднее превратившийся в «Бусидо». Лидерами страны самурайство стало во время правления в Японии дома Минамото, создавшей предпосылки для становления сегуната (правления самурайского сословия, возглавляемого сегуном).

Окончательное оформление самурайства связывают с периодом сегуната Токугава. Но тогда же и начался упадок этого сословия: страна, которая не воевала не нуждалась в таком количестве военных. Немало самураев стали ронинами, деклассированными элементами, занимающимися ремесленной или торговой деятельностью.
Сословие самураев было упразднено после реставрации Мейдзи в 1867-1868 гг. Большинство из них вошло в состав «новых помещиков», пополнило кадры чиновников, офицерский состав флота и армии.

     КАК ВОСПИТЫВАЛИ САМУРАЯ.

      Молодого самурая воспитывали в семье наставника, воина который был для него примером доблести, чести и мужества. Воинский идеал самурайства формировался на буддийском безразличию к смерти, мифических сказаниях, конфуцианском уважении к старшим, своей семье и чисто японской основе – неукоснительной верности своему господину.

      В раннем возрасте сыну самурая вручались один или два (в зависимости от положения отца) небольших деревянных меча. Это учило мальчика уважать свой меч - символ принадлежности к классу воинов.По одному из его положений конфуцианства, дети были обязаны почитать и уважать родителей, не пререкаться с ними, даже если родители не правы или дурно относятся к детям, не огорчать их, создание преданности императору, который считался отцом воина.
 Долг сына являлся опорой верности вассала господину.

     Не меньше, чем отца, почитали наставника будущего самурая. Авторитет учителя был крайне велик, его указания исполнялись без пререканий. Известная пословица говорит: "Родитель тот, кто дал мне жизнь, учитель тот, кто сделал меня человеком".

Наставник и его семья заботились, в первую очередь, о формировании характера юноши, который должен был стать отважным, мужественным, бесстрашным, физически выносливыми и ловким.
Чтобы служить своему господину с честью, воспитанник читал рассказы и истории о храбрых и воинственных самураев прошлого, посещал соответственные театральные представления.
    
    Молодых самураев пытались вырастить мужественными и храбрыми, иначе говоря, воспитать черты характера, считавшиеся в самурайском сословии основными качествами, которые учили воина отдать свою жизнь ради жизни своего повелителя. Данный образ мышления устанавливался чтением повестей и историй о бесстрашии и воинской доблести знаменитых героев, об известных полководцах и самураях, просмотром театральных пьес. Часто отец велел будущему самураю для развития храбрости идти ночью на кладбище или на землю, о которой ходила дурная слава (где по преданиям обитали призраки, демоны и т.д.).

    Мальчиков водили на публичные наказания и казни, кроме того по ночам устраивался смотр отрубленных голов злоумышленников, при этом будущий самурай был обязан поставить свой личный знак для подтверждения того, что он вправду сюда являлся.

    Для становления у мальчиков стойкости и упорства, их принуждали выполнять очень тяжёлую работу, не спать по ночам (во время торжеств богов учения), зимой ходить без обуви, вставать с рассветом и т.д. Голодовка также считалась полезной.

    Речь идет не только об упражнениях в боевых искусствах. Самураи обучались каллиграфии, стихосложению, чайной церемонии. Многие из них умели писать картины монохромными чернилами, умели составить икебану и хорошо разбирались в литературе.

    Мальчикам и девочкам прививалась способность контролировать свои поступки, не допускать эмоциональных восклицаний, стонов и слёз. "Отчего ты ревешь из-за такой мелочи, трусишка? - спрашивала мать у плачущего сына. – А если тебе в сражении отрубят руку или ты будешь вынужден сделать  харакири?" С самых ранних лет в детях знати воспитывали чувство чести и ответственности, честности и дисциплины.

    Данное воспитание развивало бесстрашие, хладнокровие и эмоциональную стойкость, благодаря чему самураи не теряли четкости мысли даже в самых сложных ситуациях.

       В любой семье, при дворе каждого самурая были оборудованы замечательные комнаты для обучения владению мечом, места для тренировки стрельбы из лука и физических упражнений. Обучение, как правило, начиналось в 8 лет и заканчивалось в 15.

   Когда  подготовка будущего самурая закончивалась,ему вручали настоящие мечи для боя (комплект дайсё – катана и вакидзаси), с которыми он был обязан не разлучаться до конца жизни; девушка получала короткий кинжал кайкэн – знак принадлежности женщины к самурайскому сословию. Молодой самурай переходил в другую возрастную группу – становился взрослым.

    Во время торжества половой зрелости (гэмбуку) юноше, по старинной традиции, делали  самурайскую прическу - сакаяки: обривали волосы у лба и заплетали узел волос на макушке (мотодори).

     В Японии церемония вступления во взрослую жизнь проводилась как среди знати, так и среди простолюдинов с древних времен. Далее самурай в первый раз надевал одежду взрослого человека; она представляла собой широкие шаровары (хакама), схожие с юбкой и являвшиеся отличительным знаком самурая. Их первое праздничное одевание являлось семейным торжеством и соотносилось с походом в храм бога - покровителя семьи.

    В процессе церемонии самурай получал взрослое имя, образовывал церемониальное сожительство со своей невестой (хода-авасэ), и проходил проверку силы самурая.

    Взяв в руки меч и пройдя церемонию инициации, юноша получал свободу и независимость, преисполнялся чувством достоинства и ответственности. Он становился настоящим самураем.
     С точки зрения морали самураи могли иметь продолжительные отношения с женщинами. Самурай не был склонен заводить семью, поэтому браки, особенно в эпоху феодальных войн и междоусобиц были не популярны


     ВНЕШНИЙ ВИД САМУРАЕВ.

      Внушительная броня создавала визуальный эффект высокого роста и выдающейся антропометрии японских самураев. На самом деле, высокий рост для них был скорее исключением, чем закономерностью. В 16 в. средний рост самурая составлял 160-165 см., что было на 15-20 см. меньше, чем у среднестатистического европейца.

   Современные ученые считают, что самураи не были столь чистокровны, как им казалось. Их лица были бледнее, чем у остальных японцев, а на теле росло большее количество волос. Профиль, форма носа были ближе к европеоидному. Это может быть связано с тем, что на самом деле самураи происходили от этнической группы айнов, которые считались низшей категорией населения и дискриминировались.

   О БОЕВОМ ОБЛАЧЕНИИ

    Защитные доспехи самурая обычно изготавливались из металла, состояли из нескольких отдельных частей (в среднем, около 20), которые были подвижно соединены друг с другом кожаными ремнями. Общий вес японских доспехов составлял порядка 12 - 15 килограмм, что позволяло воину сохранять скорость и подвижность в боевых условиях.

    Считается, что изготовление и применение доспехов японскими мастерами началось с V века нашей эры. Японские воины старались беречь свое снаряжение, часто оно передавалось по наследству. Наиболее ценным считались доспехи, которые «проявили» себя в бою.

       По своему строению, доспехи самурая напоминали чешую рыбы. Края металлических пластин скреплялись таким образом, чтобы перекрывать друг друга. Туловище самурая было защищено панцирем, состоящим из набрюшной и нагрудной металлических пластин. Известно, что японская боевая традиция уделяет огромное значение защите живота (хара), и если воин не мог позволить себе полноценные доспехи, то «харамаки» (облегченный вариант панциря, прикрывающий живот) был обязателен для всех.
   
     Спина воина также прикрывалась металлической пластиной. Все три элемента защиты туловища были соединены кожаными ремнями. В нижней части панциря крепилась специальная юбка (кусадзури).

     Обычно она изготавливалась из кожи, богатые воины позволяли себе металлическую кусадзури, состоявшую из множества скрепленных ремнями пластинок. Плечи и большая часть предплечий воина прикрывались пластинами, которые сохраняли подвижность конечности, но могли выдержать попадание стрелы и даже удар мечом.

       Самым дорогим атрибутом доспехов самурая являлся шлем (кабуто). Шлем изготавливался при помощи соединения (склёпки) нескольких металлических пластин. Прочность металла дополнялась специальным наклоном каждой пластины, что позволяло амортизировать мощные удары.

 Для защиты шеи использовались пластины, прикрепляемые к нижней части шлема. Обычно, шлем имел козырек и выступы в виде рогов. «Рога», кроме декоративной функции, играли роль дополнительной защиты от стрел и ударов меча.

     Многие кабуто имели съемную металлическую маску, защищавшую лицо воина. Однако маски закрывали обзор во время битвы, и японские самураи зачастую не использовали их. Для защиты ног дополнительно использовались удлиненные передники и наколенники.
 
   Доспехи японского воина были покрыты защитным лаком, имели множество опознавательных знаков (к которым относилась общая цветовая гамма доспехов, герб клана и родовой герб воина, знаки регалий, специальные флажки). Конные воины использовали специальную накидку, закрепленную на шее и поясе. Накидка амортизировала вражеские стрелы при движении на лошади.

 
   МАНЕРА ОДЕВАТЬСЯ.

     Самураи были по сути законодателями мод в Японии: их стиль одежды задавал тон и считался самым изысканным. Но это не означает, что повседневный костюм был дорогим и броским: его главнейшая задача заключалась в обеспечении комфорта и свободы движения.

   Повседневная одежда выглядела скромно и состояла из нескольких элементов. Как правило, из штанов хакама и кимоно. Как альтернатива кимоно использовался двуполый жилет хитатарэ, набрасываемый на плечи и спину и сбрасываемый в минуты опасности Кимоно шились из шелка, что позволяло не чувствовать жару. Обували самураи деревянные сандалии гэта или башмаки из того же материала. Неотъемлимый атрибут повседневного или торжественного наряда – оружие, которое носили за поясом.
 
     Слово самурай относится исключительно к мужчинам. Но девушек этого сословия тоже иногда обучали боевым искусствам и владению оружием. Такая женщина называлась онна-бугэйся и могла принимать участие в боевых действиях.

     Ее оружием становилась нагината – длинное копье с лезвием, напоминающим кривой меч, легкое и эффективное. Историки считают, что женщин-воительниц в Японии было сравнительно мало. Но согласно археологическим исследованиям одного из сражений, имевших место быть в Средние века, из 105 скелетов сражавшихся, 35 оказались женщинами.
 
    РИТУАЛЬНОЕ САМОУБИЙСТВО.

Сэппуку или харакири – ритуальное самоубийство, совершаемое самураем из-за невозможности следовать по пути «Бусидо», потери чести, вины перед господином, в плену и по ряду других, весьма разнообразных, причин. Этот акт мог быть добровольным или вынужденным, но считался почетным.
Упрощенный вариант харакири, применяемый спонтанно в экстремальных условиях предусматривал вспарывание себе живота и самопотрошение. Голову самоубийце срубал его товарищ – иначе смерть была бы очень длительной и мучительной.

       Торжественное сэппуку – заранее запланированный уход из жизни с обязательным купанием, приемом пищи, облачением в белое кимоно, написанием прощального стихотворения. После этого самоубийца садился на специальный коврик и вонзал вакидзаси себе в живот. Голову срубал специально приглашенный друг из самурайского сословия, оставляя тонкий лоскут кожи, чтобы она не покатилась прочь, а упала в руки мертвого.