Чужие?

Олег Ващаев
Модель — это про автомобили и платья. Модельный ряд, торговая марка, популярный бренд...  Естественнее, хотя и горькозвучней звучит "натурщик, натурщица". Дискредитаторов в любом деле хватает. Даже в инженерии и медицине, не говоря уже про театральное и киноискусство.
Натурщики — мистьере. Знаете, что обозначает это практически диалектное венецианское слово? Мастерство и ремесло, которые, согласно обшепринятому сговору, "не дотягивают" до полноценства, не прописываются в трудовой книжке. Натурщика официально не признают сотрудником учебного заведения, в котором он служит. Даже, если непрерывный стаж служения на одном месте превышает десять, а то и пятнадцать-двадцать лет. "Какие они на хрен ветераны труда... " — доносится из начальственных кабинетов.
Натурщик, он же демонстратор пластических поз, не профессия, как учитель или, простите, сторож-охранник-вахтер-соглядатай. Продавец супермаркета — это да, вопросов нет. А "натура"...
В бюрократическом обществе укоренилось мнение о таких, как мы, о таких, как я: тёмная лошадка, скользкая, не надёжная неличность.
Доводы и выводы у властьпридержащих следующие: налог драть будем, как и со всех, а вот оплачиваемый отпуск, больничный лист и запись в трудовой — уюшки. Хочешь стоять подстрелянным селезнем-журавлем на одной ноге, зарабатывая варикозное расширение вен плюс искривление позвоночника? Стой, это твой выбор. Хочешь сидеть, зарабатывая сами знаете что своим "непосильным" сидением? Валяй! Копейку, конечно, заплатим, но только потому, что нас к этому "старшие" обязали. Не устраивают условия? Гордынька взыграла и заело самомнение? Человеческое достоинство очнулось после долгого похмельного "простоя"? Обидно переносить тяготы за подачку? На Университетской набережной очередь из таких, как вы — от Румянцевского сквера выстроилась. "Особо одарённых" тем более никто не держит! На сезон-другой "полюбасу" желающие найдутся. Сами приползут и будут умолять о милости: сумасшедшие, алкоголики, бездельники, паразиты и тунеядцы. А мы ещё поглядим, кого брать, а кого гнать.
Может быть, как-то так рассуждает чиновник?
Вы бывали на обходах в Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина? В дни открытых дверей туда пускают всех. Приходите на Университетскую набережную, 17 в дни открытых дверей. Пройдитесь по аудиториям. Студенты пишут и рисуют так, как надо! Не стыдно за них ни перед образованными соотечественниками, ни перед культурными иностранцами.
На студенческих работах вы не увидите уродов. Сплошь — атлеты и красавицы.
Поскольку я сам достаточное время варюсь в общем академическом котле, знаю кухню изнутри, то примерно понимаю, как это делается. А делается это — честно. Гиперболы имеют место, на то и творческий вуз. Студентам позируют адекватные и красивые люди. Да-да, не общественные отбросы, не мусор из питерских подворотен. Служат ЛЮДИ, которые приносят себя в жертву Искусству. Это не пафос, не громкие слова — Искусство требует новых жертв. И мы с готовностью приносим себя в жертву. Так почему же даже те, от кого это зависит, официально не признают нашу деятельность профессией, а нас такими же полноценными сотрудниками, какими являются уборщица и грузчик, электрик и сантехник? Даже в Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина — не признают.
Что стоит вузовскому начальству обратиться в соответствующие государственные инстанции министерства образования, культуры, здравоохранения и так далее и тому подобное. Или начальство не желает этого делать? Или ему лень "заморачиваться"? А, может быть, начальство тоже не верит, что государство заботится о своих? не бросает своих не только на словах, но и на деле? Или мы — Натурщики и Натурщицы — не свои, а чужие?