Х. С. Леденцов и первый российский ломбард

Борис Гуляев-Бегом
   На днях позвонил ко мне по телефону бывший председатель Вологодского отделения ВОИР (ордена Ленина Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов) Александр Михайлович Шумилов. Сообщил, якобы к нему позвонили из Москвы, интересуются – кто был первым руководителем Вологодского городского ломбарда, организованного городским головой Христофором Семёновичем Леденцовым в 1888 году. От неожиданности растерялся и не знал – что ответить. А потом вспомнил, что об этом ломбарде я в июне 1992 года писал статью (по просьбе того же Шумилова). Нашел на книжной полке книжицу «Христофор Семёнович Леденцов. К 150-летию со дня рождения» (1992 г.).   

   С А. М. Шумиловым я познакомился в 1990 году, в его кабинете Вологодского отделения ВОИР, куда меня пригласили, как автора оригинальной работы по Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. В кабинете на стене висел большой портрет неизвестного мне человека. Я спросил – кто это? Шумилов сказал: - Христофор Семёнович Леденцов. - Ну надо же, говорю, слышал о Леденцове давно, а вот увидел только сейчас! Да, о Леденцове я услышал в первый раз в 1972 году от тётки, старшей сестры моей матери. Тётка жила в посёлке Вохтога, и туда с 1970 года каждое лето на несколько дней приезжал в гости. Младший брат моей прабабки, Павлы Сергеевны Гуляевой (в девичестве – Борисовой), Константин Сергеевич Борисов служил с самого основания в Вологодском городском ломбарде (леденцовском). Отец Павлы и Константина – Сергей Борисов (мой прапрадед) – много лет был компаньоном по предпринимательству и торговле семьи Леденцовых. И не случайно Константин потом стал трудиться в леденцовском ломбарде. Ломбард начал работу в октябре 1888 года. Константин служил в нём бухгалтером, а в последние годы – распорядителем. Ломбарды были созданы для того, чтобы прекратить беспредел ростовщичества, который в тот исторический период стал повсеместным и беспощадным. Попавший в кабалу ростовщиков, человек мог лишиться всего, мог быть выгнан на улицу. Леденцов видел подобное бедствие и пытался помочь людям. В 1913 году в Вологде прошли торжества по случаю 25-летия работы первого российского ломбарда. В этот 1913 год, благодатный и для ломбарда, и для семьи Борисовых, и для всей российской империи (300-летие дома Романовых), братья Владимир и Константин Борисовы строят в Вологде, на улице Галкинской, двухэтажный каменный дом, которых стоит и ныне. В следующем 1914 году Россия, против своей воли, будет втянута в мировую войну. Это станет началом конца прежней России.

    Ломбард был закрыт новой властью в 1919 году. Борисовы имели в Вологде четыре дома с большими земельными участками. Всё это в 1919 году было конфисковано. Борисовы покинули Вологду навсегда. Гуляевы пережили это тревожное время в деревне Сосунка Грязовецкого уезда. Задолго до революции Борисовы и Гуляевы на равных паях там построили большой двухэтажный дом. А деревня Сосунка была подарена в девятнадцатом веке моему прапрадеду, рязанскому дворянину Петру Гуляеву вологодским помещиком Волоцким. Петр служил у Волоцкого управляющим имения. Причина такого богатого подарка неизвестна. Но есть версия о том, что Пётр спас Волоцкому жизнь, когда на того с топором бросился сильно обиженный крестьянин. В память о помещике Волоцком на железной дороге в московском направлении есть небольшой разъезд Волоцкое. Этот разъезд мне знаком с детства, бывал здесь много раз. В полутора километрах от него находился школьный наш пионерский лагерь.      
 
  Летом 1992 года в Вологде прошли скромные юбилейные мероприятия по случаю 150-летия Христофора Семёновича Леденцова. О том, что Х. С. Леденцов был меценатом, я узнал от Шумилова. Леденцов умер в 1907 году. По завещанию 1905 года весь его капитал (без малого два миллиона рублей золотом) становился фондом «Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений». Из фонда общества финансировалась работа учёных, строились лаборатории, закупался инвентарь, препараты, приборы, издавались научные труды. Можно привести целый список выдающихся учёных той поры, кому помогал фонд, включая издание трудов Д. И. Менделеева и строительство лабораторий Ивана Петровича Павлова. Эта финансовая подпитка невероятно помогла сделать рывок в научно-техническом развитии России. Потом подобное обстоятельство скажется на успехе индустриализации в советскую эпоху, на развитие энергетики и атомной физики. В 1918 году советской властью фонд Леденцова был национализирован и прекратил существование. О Леденцове надолго забыли. Помнили лишь те, чья судьба так или иначе пересекалась с его судьбой. 
   А вот об Альфреде Нобеле не забыли. Каждый год его имя склоняется на все лады. За несколько лет до создания Х. С. Леденцовым своего фонда, этот шведский предприниматель создал свой фонд для поощрения учёных, внёсших большой вклад в развитие науки. Каждый год группе учёных вручается Нобелевская премия.    

   Теперь приведу полный текст статьи о первом российском ломбарде. Статья была написана мной в июне 1992 года по просьбе А. М. Шумилова. Для этого пришлось заглянуть в Вологодский областной архив, поискать материалы. 

   «Первый в истории России. Создание первого в истории России городского ломбарда тесно связано с именем известного купца-предпринимателя и мецената Христофора Семёновича Леденцова.
   14 марта 1885 года в собрании Вологодской городской Думы городской голова Х. С. Леденцов выступил с инициативой создание в Вологде ломбарда. Городской голова обосновал это тем, что малоимущие классы городского населения подчас терпят очень сильное стеснение и нужду в материальных средствах. Часто подобное происходит из-за смерти или болезни работников в семействе, а также во время общих христианских или семейных праздников. Существующие формы помощи населению Леденцов считал неудовлетворительными и опасными, так как бедствующий человек часто оказывался жертвой бесчестных ростовщиков. Учреждение такого ломбарда имело бы своей задачей если не уничтожить, то, по крайней мере, значительно уменьшить ростовщичество, достигающее тогда громадных размеров. Городской голова предлагал избрать комиссию для выработки проекта устава будущего ломбарда.   
   Это заявление Х. С. Леденцова послужило началом возникновения Вологодского городского ломбарда, ставшего прототипом всех последующих в России городских ломбардов. 
   11 июня 1885 года городской голова Х. С. Леденцов заявил собранию Думы, что он отказывается от всего причитающегося ему жалованья за время начала службы в должности городского головы до отставки, и предлагает эти деньги зачислить в основной капитал будущего ломбарда. Общая сумма составляла более шести тысяч рублей.
   В сентябре того же года городской Думой рассмотрен и утверждён выработанный комиссией проект устава городского ломбарда. В декабре 1886 года устав был утверждён царём, и в январе 1887 года опубликован в собрании законов и распоряжений правительства. 
   Открытие ломбарда в Вологде затягивалось. Сказалась нехватка материальных средств. И снова на помощь делу пришел Х. С. Леденцов. Он энергично убеждал Думу ни в коем случае не откладывать открытие ломбарда. Дума, не находя иного выхода для изыскания средств, постановила просить Леденцова дать для ломбарда беспроцентную ссуду в пять тысяч рублей. Леденцов удовлетворил просьбу при условии, что ломбард будет открыт через две недели. 15 октября 1888 года ломбард начал работу.
   В первые годы работа ломбарда шла тяжело. Денег не хватало. Часто приходилось прибегать к займам и ссудам как у частных лиц, так и у городской казны. Но ломбард был необходим, и потому помощь ему всегда оказывалась незамедлительно. Большинство клиентов ломбарда составляло крестьянство ближайших уездов Вологды. Постоянно пользовались услугами ломбарда  малоимущие жители города.
   На одиннадцатом году существования ломбарда в Думу поступило заявление Саратовского городского ломбарда, где высказывалась идея о проведении в Вологде первого съезда распорядителей городских ломбардов России. Избрание Вологды в этом смысле было вполне естественным. Подобную идею поддержали другие города. 1 июля 1899 года съезд начал свою работу. Заседания съезда продолжались в течение пяти дней, и дали возможность,  при совместном обсуждении, разрешить ряд вопросов, связанных с практической деятельностью городских ломбардов.      
   В октябре 1913 года в Вологде прошли празднования двадцать пятой годовщины первого в России ломбарда. Решение о праздновании юбилея принадлежало городской Думе. Ею же была подготовлена программа торжеств.
   14 октября в 3 часа дня в помещении ломбарда состоялась панихида по умершим: учредителю его Х. С. Леденцову и другим. На следующий день в помещении страхового общества отслужили молебен и провели торжественное заседание Думы, на котором ознакомили собравшихся с историей возникновения ломбарда и обзором его деятельности за 25 лет. На заседании присутствовали представители ломбардов из других городов. В адрес распорядителя Вологодского ломбарда в эти дни пришло множество поздравительных телеграмм со всех концов России. Вот только три из них. «По поручение Архангельской городской Думы приветствую первый городской ломбард с днём двадцатипятилетнего полезного служения нуждающемуся населению и желаю дальнейшего процветания и успехов в его делах. Городской голова Лейцингер». «Каменецкий городской ломбард сердечно приветствует с юбилеем своего старшего брата и желает ему и на дальнейшее время быть образцовым для всех российских ломбардов. Городской голова Турович». «Приветствую с двадцатипятилетием. Желаю дальнейшего процветания дела. Потрудившимся юбилярам доброго здравия. Вечная память отзывчивому Христофору Семёновичу. Распорядитель Саратовского ломбарда Кузнецов».   
   Распорядитель Вологодского ломбарда К. Я. Яковлев, бухгалтер К. С. Борисов и конторщик А. Г. Яковлев, отслужившие в ломбарде 25 лет, были представлены к Высочайшей награде (орден). Все работники ломбарда без исключения получили значительные денежные премии. Городская Дума учредила в двух высших городских начальных училищах по одной стипендии имени Х. С. Леденцова. Кроме того, в ознаменовании юбилея Дума постановила сделать льготы для беднейших жителей Вологды и ближайших уездов, тем, кто является постоянным клиентом ломбарда. Льготы заключались в безвозмездной выдаче мелких залогов, платежи по которым были просрочены.    
   Христофор Семёнович Леденцов – личность незаурядная, выдающаяся. Он оставил свой добрый след не только в истории Вологодского края, но и России. Если в двух словах определись смысл всей его жизни и деятельности, то они будут таковы – благо народа. Возьмите любое его начинание – нигде не увидите вы корыстного интереса, желание урвать куш пожирнее, нет. Те богатства, которыми он располагал и которые дались ему трудом и талантом, служили ни ему лично, а служили общественной пользе, обогащению общественному. Мог ли он, человек с совестью и честью, смириться с положением успокоенного богача, когда рядом жили в постоянной нужде и бедности? Но не раздача милостыни была его идеалом. Поднять общий уровень жизни народа, вытащить человека из нищеты, и чтобы никогда тот не мог оказаться там – вот цели Леденцова. Но цели эти скорее не богатого купца-предпринимателя, а государственного мужа. Но ведь Леденцов и был таковым. На плечах Леденцовых держалось могущество России. И сколько бы ни прошло лет, какие бы опустошительные бури ни проносились над землёй нашей, имена и дела благодетелей народных не будут забыты».