11. Что знают американцы

Владимир Потаповский
               Ч Т О         З Н А Ю Т       А М Е Р И К А Н Ц Ы


     Фраза  –  ну, прямо, как из старого советского шпионского детектива.   Так, всё-таки, что знают американцы?
     Отвечу.    Средний американец знает три вещи:  компьютер, автомобиль, и свою работу.   Всё.   Шаг вправо, шаг влево  –  ...
     Как сказал великий драматург:  «Дальше  –  тишина... »

     Нет, разумеется, грамотные  (и даже очень грамотные!),  начитанные люди есть и у них.   Но процент их столь ничтожен, что, говоря математическим языком,  “этой величиной можно пренебречь”!

     Что же касается, так называемых, средних американцев!..
     Степень их  “незнания”,  нашему человеку, трудно даже себе представить!   Они не знают  ВООБЩЕ  НИЧЕГО!   Мало того, они не просто не знают, они даже не догадываются, что другие люди кое-что знают!   Нет, и этого мало:  они даже не предполагают,  что  кто-то  что-то  может знать!
     Примеров тому  –  масса!

     Общаюсь я однажды с компанией  13-летних подростков.   Все  –  ребята, по-американски, крупные, откормленные  (в каждом  –  килограмм по  80),  все ученики класса  «А»  (в  США  ученики параллельных классов учатся по  РАЗНЫМ  ПРОГРАММАМ:  в классе  "А"  –  самые  “продвинутые”!).   
     “Живут”  они все в компьютере, выныривая оттуда ...  “очень изредка”:  в школу сходить, пообедать и  –  обратно...

     Во время разговора один из них сообщает, что его зовут  Влад.
     Ну я и спрашиваю у них:

           –  А  какой самый известный человек на нашей планете носил такое же имя?

     Не знают.    Пытаюсь подсказать:

           –  Его знают и в  Америке, и в  Европе, и в  Африке  –  везде.   Он жил не сейчас  –  в прошлом.

     Молчат.   Не выдерживаю:

           –  Эх, вы!   Про графа  Дракулу забыли!

     Никакой реакции!   Я-то думал, вспомнят, засмеются;  ещё, пожалуй, парнишку в школе  «Дракулой»  дразнить будут!
     А  тут  –  молчат!   Потом один из них говорит:

           –  It’s  Hollywood’s  fiction!   Flying  vampire!   It’s  not  а  truth!
           ( Это же  –  голливудский вымысел!   Летающий вампир!   Это  –  неправда!)

     Начинаю им объяснять, что фильм  –  вымысел, а сам-то  Дракула  –  правда.   Рассказываю про  Трансильванию, про её борьбу с  Турцией, про  Влада, которого, за любовь сажать на кол  (а казнил он таким макаром  –  целыми деревнями!),  прозвали  «Тепеш»  –  «Сажатель».
     Знаете, какая реакция?   Ни-ка-кой!   Улыбнулись вежливо и отошли в сторонку.   В  чём дело?!
     А  потом до меня дошло.   В  их понимании, приехал какой-то дурной дядька из какой-то дурной страны, рассказывает какие-то дурные сказки  –  сам, наверное, только что выдумал!   Улыбнулись  –  мол, поняли, что ты нам голову дуришь.
     То есть, они не только ничего этого не знают.   Это бы ещё не беда!   Они не только слушать не хотят  –  это бы ещё полбеды!
     Беда в другом:  они даже мысли не допускают, что кто-то может хоть что-то знать о средневековой истории  –  по их мнению, таких людей просто не бывает!
 
     Или другой пример.
     Очаровательная  24-летняя американка, имеющая высшее образование и работающая в солидной организации.
     Садясь в машину, деваха  “срастается”  с ней, превращаясь в этакого  “авто-кентавра”,  словно рождена в автомобиле  (ну, не знаю, там ли её родили, но зачинали  –  точно там;  в  Штатах это обычное дело).   Джип свой эта красотка водит так, что, только приехав туда, куда мы ехали, я начинаю вспоминать:  а зачем же мы, собственно, ехали?   И  дело не только в том, что она, действительно, очаровательна.   Дело в том,  КАК  она ведёт авто.
     Садясь в свой танк, она откидывает водительское кресло в почти горизонтальное положение, непрерывно разговаривает по одному мобильнику  (через наушник),  так же непрерывно набирает эсэмэски на другой мобиле, а машиной управляет  КОЛЕНЯМИ!   И  это при скорости в  110 миль в час и при сумасшедшем нью-йоркском движении!!!   Немудрено забыть, зачем мы ехали...
     Так вот, эта красавица от меня,  ВПЕРВЫЕ,  узнала, что есть такая страна  «Болгария»!   Подчеркну, речь идёт не о географическом расположении этой самой  Болгарии, а, в принципе, о существовании таковой страны!   ( Кстати, слово  «Болгария»  на русском и на английском, произносится, примерно, одинаково).
     Ну не продаются в  США  круизные туры в  Болгарию  (на фиг она там никому не нужна!),  вот и не слышал никто про неё!
     То же самое и с  Белоруссией.   Самые продвинутые  (а таких  немного)  знают, что она  –  “где-то возле России”.   Наверное, рядом с  Монголией.

     Мои друзья, эмигранты с  Украины, что называется,  “обиделись за  Америку”  и стали утверждать, что кое-чего американцы, всё-таки, знают.   В  доказательство своей правоты, они предложили  “проэкзаменовать”  их детей.   Так вот, их дочь, не менее очаровательная  25-летняя американка, обладательница прекрасного высшего образования и ещё более великолепного высокого бюста, продемонстрировала свои познания в истории.

     Я  ей задал вопрос:

           –  В  каком году  Колумб открыл  Америку?

     И  она, к ужасу родителей, не задумываясь, ответила:

           –  В  1942 !

     Я,  естественно, спросил:

           –  А  инки и ацтеки воевали на стороне  Гитлера или против него?..

     Но ответа так и не получил...


     Вообще, вопрос о  Колумбе  –  это мой любимый вопрос.   Я  обожаю его задавать коренным американцам  (не в смысле  –  "индейцам",  а просто тем, кто  РОДИЛСЯ  в  США ).   Дело-то тут в том, что их с самого детства  просто  “долбут”  этим словом:  "Columbus Day!",  "Columbus  Day!".
     День  Колумба  –  это всеамериканский праздник, у взрослых  –  выходной, у детей  –  каникулы;  и с самого детства им рассказывают про  Колумба и его корабли.   Не знать год открытия  Америки,  кажется,  просто невозможно!
     Но  они  ухитряются!

     Я  уже не спрашиваю  ГОД,  я  спрашиваю,  в каком  ВЕКЕ  это произошло!
     Ответы  обычно  “колеблются”  ... в пределах  последних  пары  тысяч  лет...
     Самая  поздняя  “дата”  –  девятнадцатый  век.
     ( Я  уточнил у  отвечавшей  девушки:
           –  Это  было   ДО   Наполеона  или   ПОСЛЕ ?
     Она уверенно ответила:
           –  Конечно  же,   ПОСЛЕ!)

     А  один  “окончательный американец”  сказал, что было это  "в  ПЯТОМ  ВЕКЕ  ...  ДО  НАШЕЙ  ЭРЫ" !!!..
     То есть,  Колумб,  Сократ,  Конфуций  и  Будда  –  современники  и  “однокашники”...

     Причём, столь поразительный  “интеллект”  демонстрируют не только молодёжь и подростки.   Не менее  “познавательно”  общение и со взрослыми гражданами  США.

     Вначале небольшой экскурс в историю, точнее, в  археологию и палеонтологию.
     Как известно, совсем недавно  (уже в третьем тысячелетии)  был открыт знаменитый ископаемый родич косолапых  –  гигантский короткомордый медведь  (Arctodus  Simus).
     Это был отнюдь не  “благодушный  увалень”,  типа пещерного медведя, питавшегося, в основном, растительной пищей и мёдом.
     Нет, этот самый крупный представитель семейства медвежьих, будучи быстрым и кровожадным хищником,  по оценкам некоторых  экспертов, мог достигать веса в две тонны и высоты  2 – 2,5м  в холке, стоя на четырёх лапах!
     Притом, судя по строению зубов  (коренные зубы не имеют плоских поверхностей для пережёвывания растительной пищи  –  они пригодны только для разрезания мяса;  клыки непомерно огромны и развёрнуты в стороны  –  как у тигра),  Arctodus  Simus,  в отличие от большинства современных медведей, был не  «всеядным»,  а, так сказать,  «чистым хищником»,  абсолютным  «мясоедом».   ( См. фото.)
     По-видимому, ни одно другое животное не оказало такого влияния на историю рода человеческого.   Именно этот исполинский хищник послужил причиной того, что  Северная  Америка  и  юг  Южной  Америки  (где он обитал)  в течение нескольких десятков тысяч лет были недоступны для людей;  в то время как в  Центральной  Америке и на севере  Южной  Америке древние индейцы  “плодились и размножались”  без особых проблем.
     В  наскальных рисунках древних обитателей Центральной Америки и Мексики многократно повторяется один и тот же сюжет:  на вершине скалы сгрудились испуганные люди, а снизу к ним пытается взобраться чудовищный медведь.
     Но там он изображён вообще как существо невероятных габаритов:  раз в сто больше человека.   Но это только подчёркивает ужас, который испытывали вооружённые лишь деревянными копьями люди перед исполинским медведем, размером со слона, который, будучи впятеро крупнее современного гризли, мог, к тому же, бегать быстрее любой лошади и  не  ел  ничего,  кроме  мяса!
 
     Но это, так сказать,  “лирическое отступление”,..  объясняющее, впрочем, мой жгучий интерес к этому уникальному животному.
     Будучи в  Мартинсвилле  (штат Вирджиния),  я посетил местный  Музей  Естествознания, где  (как мне было известно)  находится один из немногих полных скелетов гигантского короткомордого медведя.
     Войдя в музей, я сразу же кинулся на поиски вожделенного медвежьего скелета.   Мне так не терпелось поскорее увидеть этот экспонат, что я не мог дождаться, когда  “естественным путём”  добреду до него.   Вместо этого, я тут же обратился с вопросом к служителям музея.
     А  надо сказать, что, в отличие от наших музеев, где  “охрану”  осуществляют
 старушки-“божьи  обдуванчики”,  в музеях  США  повсюду стоят статные и могучие секьюрити обоего пола в красивой  “шерифской”  форме  (как правило, негры),  имеющие на поясе целый арсенал средств, позволяющих  “урегулировать”  любую проблему  –  от террориста-одиночки  до небольшого  ближневосточного конфликта.
     Им  я и адресовал свой вопрос.
     Подчеркну,  что спросил я о  ГЛАВНОМ  ЭКСПОНАТЕ  МУЗЕЯ!   И  что вы думаете, что мне ответили?   Правильно,  НИЧЕГО!
     Наши бабушки-старушки в любом музее легко  (и с охотой!)  не только покажут вам интересующий вас экспонат, но и расскажут о нём много интересного.   А  американские  СЛУЖИТЕЛИ  МУЗея,  годами стоя в залах музея, понятия не имеют:  какие такие “объекты”  стоят рядом с ними!
     Почему?!   Да потому что им это не надо!   Это  –  не их работа!   Их задача  –  следить за порядком, а всё остальное их абсолютно не интересует.   Типично американский подход.  Ведь америкоса интересует только компьютер, автомобиль и  СВОЯ  работа;  а всё, что на полшага в сторону,  –  terra  incognita  (неизвестная земля)...
     И,  пожалуй, ещё один пример.
     Незадолго до поездки в  США  я посмотрел  8-Оскароносный фильм  «Миллионер из трущоб».   К  моему удивлению, он оказался не полным дерьмом  (как большинство прочих  “собирателей  "Оскаров"”).
     Но речь не об этом.   Фильм меня поразил другим.
     В  индийской версии телеигры  «Кто хочет стать миллионером»  последний, самый сложный вопрос  (на  20 млн рупий  –  а это, примерно, полмиллиона долларов!)  звучал так:  «Как звали друга  Д’Артаньяна,  Атоса и  Портоса?»
     То есть, подразумевалось, что в огромной  Индии,  с населением  ОКОЛО  ПОЛУТОРА  МИЛЛИАРДОВ  ЧЕЛОВЕК(!),  почти никто этого не знает.
     Как же так?!   Пусть  Индия далека от  Франции, но всё же  «Три мушкетёра»  –  это всемирно известный роман, переведённый на все языки мира!   Мало того, он экранизирован более ста раз!   ( По числу экранизаций его опережает только одна книга:  «Собака  Баскервилей».)
     Причём, экранизировали «Трёх мушкетёров» в разных странах мира.   Неужели  Дюма незнаком индийцам?!   Невероятно!..
     Я  бы заподозрил режиссёра и сценариста в незнании индийских реалий, но в основе фильма лежит книга, созданная индийским писателем и ставшая в  Индии бестселлером!..   Выходит, это правда?!..

     И  вот, с этими мыслями я приехал в  США.   И  обнаружил, что  НИ  ОДИН  из опрошенных мною американцев моложе  30 лет не знает ни  Дюма, ни его героев!   И  что самое поразительное, их не знают даже дети бывших советских эмигрантов.   Причём, родители этих детей сами оказались поражены невежеством своих чад.   Ведь во времена нашего детства, ещё задолго до выхода на экраны знаменитого фильма с  Боярским-Д’Артаньяном,  не было ни одного  10-летнего ребёнка, который не знал бы имён мушкетёров.   Любой самый последний двоечник, отродясь не читавший ни одной книжки, знал, кто такой  Арамис.
     А  американцы не знают.   Мало того, оскорблённые моим удивлением и возмущением, они заявляют, что зато они знают кое-что другое.   Например, кто такой «покемон».
     Вот такой  “change”:  Арамиса  –  на покемона!   ( В  кошмарном сне бы не представил!)
 
     Хотя,.. истины ради... Вон, у нас по каналу  НТВ  показывали, как в  Москве у  12-летнего пацанёнка репортёры спросили:
   
            –  Кто такой  Ленин?

     Он ответил:

            –  Индеец.

            –  Почему?!!  –  изумились журналисты.
 
     Пацанчик подумал и разъяснил:

            –  Так он же с белыми воевал!..
 
     А  две рослые подруги-десятиклассницы на тот же вопрос ответили:

            –  Ленин  –  это ... то ли художник,..  то ли поэт...
            Жил,..  кажется,..  в восемнадцатом веке.


     В  Екатеринбурге  студент-балбес,  в ответ на вопрос:

            –  Сколько  революций  было в  России  в первой  половине  двадцатого века?..  –

     Уверенно  заявил:

            –  Шесть!

     Выпускники  РОССИЙСКИХ  школ  не в состоянии  "опознать"  по фотографии  ни  Ленина,  ни  Сталина,  ни  Хрущёва,  ни  Горбачёва,  ни  Маргарет  Тэтчер,  ни  Джона  Кеннеди,  ни даже всеми любимого  актёра  Евгения  Леонова!..

     Но совершенно  "убила"  одна из российских студенток,  которой  был  задан вопрос:

            –  Сколько  лет  назад  была  авария  на  Чернобыльской  АЭС ?..

     Деваха  уверенно  заявила:

            –  ТРИСТА  ЛЕТ  НАЗАД.

     Интервьюэр  чуть  микрофоном  не  подавился.   Он осторожно переспросил:

            –  А  вы  вообще  понимаете,  что  такое  "АЭС" ?..

     Девушка  подтвердила:

            –  Ну,..  электростанция ... какая-то...   Но  было  это, примерно,  ТРИСТА  ЛЕТ  НАЗАД.


     Да что там  Москва или  Россия!..   Мы как-то выгуливали собак вместе с соседской девчонкой-восьмиклассницей.   Так вначале она мне сообщила, что на лето им задали прочитать  «ТАртюфа»  и  «МОльера»  (именно так, с ударением на первом слоге!).   А  потом выяснилось, что про  Отечественную войну она что-то слышала, но вот кто такие  Г.К.Жуков и  К.К.Рокоссовский  –  понятия не имеет!
     А  когда я возмутился её невежеством, она решила меня  “уесть”  и сказала, что зато я не знаю, кто играет на барабане в группе  «Бахыт-Компот»!   Я  этого действительно не знал.   Мало того, я был рад, что не знаю этого!   Ибо лучше знать, кто такие Жуков и Рокоссовский, чем не знать ничего.
     Но, ей-богу,  лучше не знать  ВООБЩЕ  ничего, чем знать  ТОЛЬКО  барабанщика из группы  «Бахыт-Компот»!!!
     Так что мы  –  ничем не лучше...


     Подобные  “персонажи”  попадаются и в иных возрастных группах.
     Гулял я как-то у себя на родине  ночью с собаками.   Собак я всегда держал крупных, тяжёлых,  а выгуливать их предпочитал без всяких там  “намордников”  (на хрен эта фигня нужна!),  поэтому гулять мы любили ночью:  меньше  “приключений”  на наши  “мадам  Сижу”!

     И  вот, гуляем мы как-то, гуляем...   А  где-то в  час ночи подскакивает к нам пара симпатичных девушек  (одна  –  блондинка,  вторая  –  брюнетка):

           –  Ой,  какие у вас собаки красивые!   А  можно мы с вами вместе погуляем?..

     А  чего ж нельзя?   Можно, конечно!   В  таком  “цветнике”  и гулять веселее!   ( Девчонкам, примерно,  лет по  20 – 22,  обе хорошенькие, весёлые!)   Ну, короче, отправились гулять вместе.
     Идём, болтаем, анекдоты рассказываем...   Из разговора выясняются две интересные детали:
  а) обе красотки перешли на последний, пятый,  курс дневного отделения исторического факультета нашего университета;
  б) они  НИЧЕГО  не  знают,..  то есть  ВООБЩЕ  НИЧЕГО !!!

     Судя по всему, их мозг представлял собой девственно чистую магнитную ленту, не  “замутнённую”  абсолютно никакой информацией!
     Но они же  ИСТОРИКИ!

     И  я не выдерживаю и задаю им вопрос:

           –-  Девчонки, а что вы знаете о  Ледовом  побоище?..   Кто?   С  кем?  Когда?..

     И  дальше начинается цирк!   Как выяснилось, обе очаровашки не то что  “не знают”,  нет,  они никогда даже  СЛОВ  ТАКИХ  НЕ  СЛЫШАЛИ  –  “Ледовое побоище”!
     Я  им говорю:

          –  Не стесняйтесь, обсудИте спокойно:  в процессе обсуждения, глядишь, и припомните!

     А  девахи-то  “без комплексов”,  они и не думают  “стесняться”!   Вот ещё!   Им, ни в малейшей степени, не стыдно, что не слыхали про  "побоище"!   И  живо начинают обсуждать вопрос.   А  я наблюдаю, причём,  одновременно любуюсь и ужасаюсь! 
     И  вот, наконец, после  ПОЛУЧАСОВОГО(!)  живейшего спора между двумя  “историками”(!),  они мне выдают  “результат”  своего  “мозгового  штурма”:

        –  Дело, значицца, было в эпоху наполеоновских войн.   Кто с кем дрался, мы точно не помним...
        А  вот  "Ледовым"  сражение было названо ... в переносном смысле:  кто-то проявил
        “холодность характера”!


     Я  –  в  шоке:
       
         –  Девки, ну как же вам не стыдно?!   Вы же через год выпускаетесь и пойдёте учителями
         истории в школу!   Что же будут знать ваши ученики, если  ВЫ  САМИ  ни хрена не знаете?!
         Как же  ВАС-то  учат?..

     А  они хохочут:

        –  А  у нас все преподы ничего не знают, они нам все свои лекции по книжке читают!

             –  Что, абсолютно  ВСЕ?!!

        –  Нет,  –  говорят,  –  есть у нас одна противная старая мымра  (ей уже за восемьдесят!),  так та,..
        с-с-сука,..  всё помнит  –  и даты, и названия, и имена...   Но она давно в маразме:  не помнит,
        что было  ВЧЕРА!..


     Хотел было уже завершить разговор на тему  “знаний”,  но не удержусь, приведу ещё один пример.
     Зашёл я как-то по служебной надобности в одно из наших, гомельских, госучреждений.   Дело было в конце рабочего дня, и в здании было практически пусто.   Перед нужным мне кабинетом топтался всего один посетитель, разглядывая фотографии на стенах.
     ( А  надобно вам сказать, что в последнее время у нас появилась мода во всех госучреждениях на стенах развешивать всевозможные пейзажи, натюрморты, фотопанно со сценами из жизни животных и т.д.   Считается, что картины природы успокаивают граждан, вызывают в них положительные эмоции, уменьшают конфликтность в обществе.   Пожалуй, это действительно неплохая идея.)
     Мужчина выглядел, примерно, следующим образом:  лет сорока;  аккуратно, я бы даже сказал, модно одет, красиво подстрижен;  в руке  –  барсетка, из которой свисают ключи от автомобиля.   Словом, вполне цивильный современный горожанин.
     Ну так вот, ждём мы с этим мужиком своей очереди и, от нечего делать, разглядываем сцены из жизни животных на фотоплакатах, постепенно продвигаясь с разных сторон холла навстречу друг другу.
     Поравнялись мы с ним в середине зала возле красочного фотопанно, запечатлевшего благостную, я бы даже сказал,  “пасторальную”  картину:  на кружеве полярного снега  мать-тюлениха,  лёжа на боку,  кормит молоком своего детёныша-тюленёнка.   Физиономии у них обоих довольные  –  аж некуда!   Фото, и впрямь, классное!
     Итак, сошлись мы вдвоём у этой фотографии, стоим, любуемся, улыбаемся оба.   Вдруг мужик этот спрашивает:

           –  Интересно, а где это снимали?

     Я  задумался:  тюлениха лежит таким образом, что спина её и верх головы не видны.   Поэтому вид тюленя определить сложно, а следовательно, и море точно не назовёшь, но, во всяком случае, зверь северный.
     Ну, и отвечаю ему:

           –  Где-то на  Северном  Ледовитом океане.

     И  тут он вопрошает:

           –  А  где это?

     Я,  слегка опешив, говорю:

           –  Как  “где”?!..   На  Севере!..

     Он:
 
           –  Украины?..

           –  Чего?!!!!

           –  На севере  Украины?      

           –  ???!!!!!!!!!!!!   “На севере  Украины”  находится  Белоруссия!
           МЫ  С  ТОБОЙ  сейчас как раз  “На севере  Украины”!!!

     То есть  взрослый,  сорокалетний человек  убеждён, что где-то  “на севере Украины”  скрывается покрытый льдами океан!!!   Тут уж самое время вспомнить про  “глобус  Украины”!   И  энто  –  не америкос, а нашенский кадр!
 
     И остаётся, пожалуй, только два вопроса:
1) А  иде он был все свои сорок лет?!
2) Как по-вашему, за кого он голосует на выборах?..


     Но это я, чего-то, отвлёкся...   Вернёмся к нашим баранам, точнее, к американцам.      
     Человек, разбирающийся в политической карте мира, в  США  считается грамотеем, а индивидуум, прочитавший, ну, скажем,  «Мифы  Древней  Греции», почитается великим книгочеем и интеллектуалом!
     Смеётесь?   А  зря!   Скоро и мы  “туда”  же придём.   Все мы, хошь не хошь, едем в одну сторону.   Только  Америка,  как всегда, лет на сорок нас опережает.

     Хотя, несмотря на наше  “отставание”,  кризис мы тоже  “нагнали”.   А  как кризис ощущается в  США?

     Итак,


                О      К Р И З И С Е      И      О      Р А Б О Т Е





“”


«»


...