17. Расовая проблема

Владимир Потаповский
                Р А С О В А Я       П Р О Б Л Е М А
   

     Заявила она о себе совершенно с неожиданной стороны:  с экономической.
     Разумеется, расизма  –  в его наиболее уродливых формах  –  в  США  уже давно нет. Америка проделала огромный путь  “от хижины дяди Тома до барака  Обамы”.
     Страсти давно поутихли, никто никого не линчует.   Наоборот, американское общество, как бы, стремится восполнить то, что было  “недодано”  чёрному населению в прежние годы.
     Люди моего поколения и, тем более, те, кто старше, безусловно, помнят такой персонаж, как Анджела  Дэвис.
     Ну, ещё бы!   Этакая фотомодель с огромной  “стоячей”  чёрной шевелюрой типа  “кипит наш разум возмущённый!”...
     Когда-то её рожа  (довольно, кстати, симпатичная)  смотрела со страниц всех советских печатных изданий.   Как же,  “борец за права чернокожего населения”!   “Несправедливо обвинённая продажным империалистическим правосудием”!
     Нет, всё бы ничего.   И  девка сексапильная, и обижают её, опять же.   Но как нас с ней задолбали!
     То рабочие завода  «Красный пролетарий»  (“пролетая”  мимо колбасы)  выражают ей свою поддержку;  то доярки какого-нибудь совхоза  «Красный богатырь»,  во всех газетах, берут на себя соцобязательство не доить ни одной коровы, пока подлые империалисты не выпустят  «Анжелочку»  из застенков;  то какая-нибудь рыбачья артель с  Камчатки  –  на всю страну!  –  предлагает таранить на своём малом рыболовном сейнере  (сокращённо  –  МРС)  американский авианосец  (уж больно понравилась рыбакам, по полгода без женщин сидящим в море, экзотическая красотка!).
     Я  в  60-70-ых годах учился в школе, так даже нам, школьникам, доставалось:  нас непрерывно заставляли подписывать какие-то  «воззвания»,  «петиции»,  обращения к кому-то;  деньги мы, я помню, собирали  (на передачку для  Анджелы в зону, что ли?   Или на подкуп президента  Америки?).   Ну, в общем, затрахали всех.

     У  нас, правда, не сообщали про то, что преследовала её американская  Фемида не за  «политику»,  а за то, что, воспользовавшись помощью  Анджелы, один из членов экстремистской организации  «Чёрные пантеры»  пристрелил парочку полицейских, а заодно, и судью  (беда невелика, в  Америке такого добра  –  навалом!)  из пистолета, принадлежавшего этой самой  Анджеле  Дэвис!   Причём, сделал это прямо в зале суда!   Не хило, да?
     Эта хрупкая фотомодель входила в список  "Most  Wanted"  –  десятку самых опасных разыскиваемых преступников в  США.
     Но сейчас всё это  –  в прошлом.   Анджела  Дэвис вполне  “обуржуазилась”,  работает профессором  Калифорнийского университета, издаёт книги, выступает с лекциями.   Всё, как говорится,  “комильфо”.
     Примечателен один сюжет.   В  1976 году руководство одной из церквей, находящейся в  “чёрном районе”  города  Луисвилля, преподнесло  Анджеле символ  –  «ключи от города».   Узнав об этом, городские власти устроили скандал и потребовали вернуть подарок, поскольку церковь не имеет права распоряжаться  «имуществом города».   Нынче же, в  21-м веке, администрация того же  Луисвилля устроила торжественный приём в честь бывшей террористки  Анджелы  Дэвис, где, с большой помпой,  вручила-таки  ей  «ключи от города»! 

     То есть, сейчас негров никто  (во всяком случае,  ДВЕРЬЮ!)  не ущемляет. 
     Но, при этом, определённые границы сохраняются.   Нет, все равны в своих правах и обязанностях.   Это бесспорно.   Но между неграми и белыми существует некоторое, я бы сказал, отчуждение.
     Различия, о которых я говорю, скорее, ментального свойства.   Например, смешанные браки, сравнительно, редки.   Белые предпочитают селиться отдельно от негров,  а негры  –  отдельно от белых.
     Стоимость частного дома, стоящего в  “белом”  районе, в несколько раз выше, чем у такого же дома, стоящего в  “смешанном”  районе, где живут и белые, и негры.
     А  что касается  “чёрных”  районов, то там, бывает, вполне приличный двухэтажный дом продаётся за символическую плату в  1 доллар.   И  никто не покупает, потому что налог на недвижимость большой, а состоятельный человек жить туда не поедет.   
     Зарплата у белого, в среднем, больше, чем у негра.   Хотя и среди  “чёрных братьев”  есть миллиардеры.   Вспомним того же знаменитого боксёрского промоутера  Дона  Кинга с его хвастливым заявлением:  «Я  –  Кинг, а  Николай  Валуев  –  мой  Конг!».   Но это всё-таки исключения.
 
     Коль уж мы тут вспомнили бокс, приведу один забавный эпизод.
     Как-то гулял я по пляжу с подругой, которая вела на поводке крошечного чёрного померанского шпица.   Если кто не знает, что это такое  –  представьте себе очень лохматую лайку размером с крысу.   ( Я  уже писал о причинах любви американцев к собачьим  “недорослям”.)
     Так вот, вышли мы на пляж во время отлива.   А  на образовавшихся песчаных отмелях толпы здоровенных жирных чаек пировали над застрявшими в песке рыбинами и мечехвостами.   Смотрю, наш  “микро-волкодав”  заволновался, стал подпрыгивать на месте и тихонько рычать.   Хозяйка отстегнула поводок, и чёрный лохматый шарик со звонким тявканьем пулей помчался на чаек.
     Любая из этих птиц могла убить его одним ударом клюва, но они предпочитали не связываться с этим мелким гавкучим созданием.   Чайки нехотя взлетали перед носом пёсика и, отлетев на пару метров в сторону, садились на другую рыбину.
     Кабыздох, которого за вороной окрас и неукротимую отвагу хозяева назвали  «Тайсоном»(!),  продолжал, оправдывая своё погонялово, наскакивать на пернатых.
     Но самое интересное, как оказалось, происходило не у кромки воды, а за нашей спиной  –  на берегу.   Там отдыхала большая компания молодых негров.   Они пили пиво и слушали рэп.   Но увидев  “маневры”  нашего агрессора, молодёжь пришла в полный восторг, выключила музыку и начала вопить от радости.   Мы вначале не поняли причин этого восторга.   Но потом, вслушавшись в их вопли, упали на песок от хохота.   Негры, оказывается,  “болели”  за нашего чёрного  Тайсончика и, глядя на его атаки на чаек, громко скандировали:

         –  Blackie!   Pursue  whites!   Blackie!   Drive  whites!..  (–  Чёрненький!   Гоняй белых!..)   


     ...Вот не знаю:  правильно ли я поступил, упомянув этот эпизод в разделе  «РАСОВАЯ  ПРОБЛЕМА»?..   Может, следовало поместить его в раздел  «ДОМАШНИЕ  ПИТОМЦЫ»?..


     Кстати, позволю себе небольшое, так сказать,  “лирическое отступление”.   Мы привыкли считать  Англию  “страной снобов”,  а  США  –  “страной чистогана”.   На самом деле, это  –  не совсем так.   В  Америке снобизм, также, присутствует.   Проявляют его представители особой части населения:  так называемые  “WASP”  (прошу не путать с названием популярной шоколадки!).   “WASP”  –  «White  Anglo-Saxon  Protestants»  –  это  Белые  Англо-Саксонские  Протестанты.   Они себя так и называют  –  с большой буквы.   Так же они себя и позиционируют.
     Это особый такой  “подкласс”,  старающийся не смешиваться со всей остальной многоликой и многонациональной  Америкой.
     Действительно, именно их предки  (голландские, а позже  –  английские колонисты)  основали  Америку.   Это они в  1626 году купили у индейцев за  24 доллара остров  Манхэттен  (самое дорогое нынче место на  Земле!).   В  наши дни, как раз за эту сумму, в  Манхэттене можно прикупить, разве что,  коробочку конфет  «Манхэттен»,  на которой изображена карта данного острова.
     Надо признать, что и сейчас это  “сословие”  является, пожалуй, наиболее богатым в  США.   Например,  старейший и красивейший вокзал  Нью-Йорка  "Grand  Central  Station"  до сих пор является частной собственностью одного из голландских семейств, а именно  –  Вандербильтов.
     В  Америке даже есть специальный термин для обозначения таких семейных кланов  –  “old  many”  («старые деньги»  –  это семьи, которые богаты уже много столетий).
     Про них ходят даже свои, особые анекдоты.   Прежде чем рассказать один из них, приведу некоторые пояснения.
     В  США  широко распространена практика освобождения обвиняемого под залог  –  до суда.   Сумма залога определяется не только тяжестью инкриминируемого преступления, но и материальным положением обвиняемого:  чем незначительнее преступление  –  тем меньше сумма залога;  чем человек богаче  –  тем больше сумма залога.
     Итак, вот анекдот:

         Отпрыск одной из  староголландских фамилий  (какой-нибудь  «Ван-хер-Бильт»),
         страдающий клептоманией, но не желающий лечиться, спёр в супермаркете шоколадку.
         Через месяц должен состояться суд, а, пока, на предварительном слушании
         решается вопрос об освобождении обвиняемого под залог.

         Судья оглашает решение:

                –  Сумма залога устанавливается в размере пяти миллионов долларов.
 
         И,  обращаясь к обвиняемому,:

                –  Мистер  Ванхербильт, у  Вас эта сумма найдётся в заднем кармане
                брюк, или  Вам придется сгонять за ней своего лакея?..


     И  всё же, не только в богатстве дело.   Они убеждены, что они  –  выше, главнее всех остальных людей на планете, и эту спесь сбить с них чрезвычайно трудно.   Во всяком случае, как они сами говорят:  «Ты можешь стать миллиардером или президентом, но если ты не  “WASP”,  то ты нам не ровня!»

     Но вернёмся к обсуждаемому нами чёрно-белому вопросу.
     Уровень образования негров обычно ниже, чем у белых.            
     Я  обратил внимание на то, что, в большинстве своём, негры работают на муниципальных или государственных должностях:  полисмены, охранники, таможенники, пограничники, швейцары, водители автобусов, служащие администраций и т.д.
     Гораздо меньше их в сфере предпринимательства и политики.
     То есть, как бы это помягче выразиться,..  негры предпочитают работу, где не надо, так сказать,..  “заморачиваться”,  где достаточно  “от сих  –  до сих”.
 
     Но недолюбливают белые негров по экономическим причинам.   Дело в том, что безработица среди негров гораздо выше, чем среди белых.   «Такие-сякие  белые!»  –  скажете вы.   Но фокус в том, что среди китайцев, латиноамериканцев, индийцев и многих других  “небелых”,  уровень безработицы низок!
     Почему?   А  потому что негры  (не все, конечно, но зачастую)  не хотят работать.   Вообще.
     В  Америке очень высоки пособия для безработных.   Они позволяют вполне сыто существовать.   Негры в  США  –  это, как правило, граждане  США,  не иммигранты.     На них распространяются все льготы для граждан, включающие дешёвое муниципальное жильё.   Так зачем  “напрягаться”?
     В  некоторых городах встречаются целые  “чёрные”  районы, где  ВООБЩЕ  НИКТО  НИКОГДА  НЕ  РАБОТАЛ!   И  нормально живут!
     Правда, парковать машину там не стоит.   Разберут, в момент, до винтика.   Да и появляться в таких районах белому человеку, тоже,..  не рекомендуется,..  особенно после  18.00.

     Кстати, есть один небольшой социологический нюанс:  большинство детей в этих районах  –  “безотцовщина”.   Причём, отнюдь, не потому, что негры  –  плохие родители.   Нет.   Просто так выгоднее.
     Хотите математический  "расклад"?   –   Пожалуйста!
     Средняя зарплата в  США  (для женщин)  –  2800 долларов в месяц.   С  этой суммы надо заплатить налоги, а они здесь  –  ого-го!   И  ещё нужно платить за квартиру.
     Мать-одиночка же получает ежемесячное пособие на одного ребёнка  –  550 долларов, плюс  «фудстемпы»  (бесплатные талоны на питание)  –  250 долларов.   Итого:  800 долларов в месяц на одного ребёнка.   Плюс  1300  на себя,  “любимую”!
     Семьи в  “чёрных”  районах, как правило, многодетные  (минимум  3 – 4 ребёнка).   Таким образом, безработная мамаша получает  3700 – 4500 долларов в месяц  (причём,  БЕЗ  каких-либо налоговых вычетов!),  плюс почти бесплатная муниципальная квартира!   И  на хрена надо работать?!!
     Причём,  “блудный папаша”  живёт здесь же, со всем семейством, не оформляя своего отцовства, чтобы не уменьшать пособия!   Он получает  ОТДЕЛЬНОЕ  пособие  –  на себя,  “любимого”!
     И  шо,  вы таки хотите заставить их   “РАБОТАТЬ”?!!   Не смешите  мои тапки!

     Я  не склонен чересчур обвинять негров.   Они  –  продукт своей системы.
     Нелишне напомнить, что, после отмены рабства в  США,  освобождённые негры вымирали целыми деревнями.   От голода.   Их никто голодом, специально, не морил.   Они просто не хотели работать.   Настолько не хотели, что предпочитали умирать от голода, но палец о палец не ударить.
     И  учёные нашли этому объяснение.   За много поколений рабского труда, негры так устали, что эта усталость передавалась на генетическом уровне, из поколения в поколение  –  даже тем, кто сам рабства не застал.   Думаю, в каком-то смысле, отголоски этой проблемы сохраняются и сейчас.

     Так вот, пока не было кризиса, американское общество терпело этих  “безработных”.   Но в условиях, когда экономическое положение резко ухудшилось, среди белого, латиноамериканского и, особенно, среди очень трудолюбивого азиатского населения зреет недовольство:  «Почему мы должны кормить этих иждивенцев?!» 
     Бездельники же, в свою очередь, приободрились:  «Президент теперь  –  “наш”!   Не работали и не будем работать!»
     Вот так-то...

     Кстати, если бы всё это  я написал в  США,  наверняка, получил бы тюремный срок, ибо забыл о главном  –



                О      П О Л И Т К О Р Р Е К Т Н О С Т И






“”

«»



...