Светлый, хороший - русый. Плохой - вор, враг, бр

Григорий Николаевич Дорохов
Светлый, хороший - русый. Плохой - вор, враг. Свирепый. Происхождение слов

Что означает слово "русый"? Это цвет в диапазоне от "коричневый, светлобурый, средний между черным или карим и белокурым" (Даль). Кроме того, - общеславянское слово, восходящее к основе руд (См. также руда, рдеть); первоначальное сочетание дс упростилось до с. Этимологический словарь русского языка. — СПб.: ООО "Виктория плюс". Крылов Г. А.. 2004.

В южнославянских языках синоним блондина. Подразделяется на: светло-русый (средний блондин), средне-русый (тёмный блондин) и тёмно-русый (светлый шатен).

Иными словами явно виден переход С-Т/Д. Фасмер пишет, что к русому цвету относятся красноватый, желтый, телесный цвет, рыжий, рудый, ржавчина, оранжевый, бордовый и пр. оттенки.

Почему цвета от коричневого до белого (не включая белый) называются одним словом? Которое переходит в устаревшие. Заменяется более точными названиями цветов. Вероятно, что из этого слова произошли остальные соответствующие оттенки/цвета, но не наоборот.

Называя слово "русый", говорят о шерсти, пасти, волосах, цвете тела. (Даль). Совершенно ясно, что словом "русый" называли цвет внешнего вида.

РуС/Д/Т ==>> рудый, рыжий, оРанЖевый, кРаСный (красивый), боРДовый и пр.

"Этноним «рус», «рос», «рас» зафиксирован в иранских языках, куда он попал прямо из праиндоевропейского (русского), в значении «светлый» (отметим, что и сам Иран — изначально Аран-Яран = «страна ариев-яриев», это Персия, что значит «По-Русия» — данная этимология подтверждается не только при посредстве лингвистики, но и самой историей. Даже на протяжении последних веков аристократия Ирана-Персии, памятуя о своих светлобородых предках, ритуально красила из поколения в поколение бороды хной. В современном русском языке слово русый означает «светловолосый», а тысячу лет назад оно означало «светлый» в более широком смысле. Но и признак «светловолосости» говорит очень о многом, вспомним про отличительный признак еще проторусов-кроманьонцев: их светлые волосяные и кожные покровы, светлый цвет глаз — совпадения на таком уровне исключены.
   Корневая основа «рс-» присутствует в теониме Хорс-Хорос — в имени светлого солнечного божества, олицетворяющего сам солнечный диск. Она же, огласованная «а», присутствует в имени солнечного бога Ра, олицетворяющего свет, яркость, красный цвет (диск над головой «египетских» божеств — красный). Этот цвет следует отметить сразу, так как он сопровождает русов на всем протяжении их существования, от красных охряных изображений в пещерах проторусов-кроманьонцев — через ритуальный окрас красной охрой захоронений прарусов-бореалов Сунгиря, Межиричей и др. — до русских червленых щитов, стягов и Красной площади, недаром у византийцев, «древних греков» и многих других народов этноним «рус» и слова, обозначающие «красный, яркий, светлый», совпадали, а слово «сурик» (красная краска) несет в себе корень-перевертыш «рус-сур». И это неудивительно, ибо они и попали в эти языки из общего праязыка, каковым являлся язык русов (прабореальный и раннеиндоевропейский праязыки). Почему? Потому что само слово «красный» (в значении «светлый, яркий, красивый») уже включает в себя первоэтноним русов: «к-рас-ный», где «к-» — указующая приставка, «рас-» — корень-этноним, «-ный» — суффикс-окончание. Этимология этнонима убедительно говорит сама за себя, комментариев не требуется. «Красный» — это всегда и «к-рас-ивый», то есть благоприятный и привлекательный внешне, и одновременно «хо-рош-ий» — благоприятный и привлекательный внутренне («хо-» — «ко-» — «к-» — указующий предлог, «рош-» — «рос-» — корневая основа «рс-», а «-ий» — окончание). Изначальные «ко-рас-ный», «ко-рос-ый», что были произведены от самоназвания праэтноса русов, от корневой основы «рс-», дали, в свою очередь, множество производных, в том числе и теоним Хорос, в котором явно видится и звучит русско-славянское «хоро» (в мягком варианте «коло»), то есть «круг, округлость» (от солнечного круглого диска до хоровода). Уже в самом слове «к-руг» заключена исходная этнонимическая корневая основа «рс-» (сравни: «русы» — «руги» — позднее самоназвание прибалтийских и североморских русов).
   Итак, мы выяснили, что этноним «русы» — это древнейшее самоназвание праэтноса, выделившегося из общей и достаточно «темной», как в объективном восприятии (темные волосяные и кожные покровы, темные цвета роговицы глаз предшествующих подвидов), так и в субъективном восприятии — чужой среды, и выделившего себя (что вполне естественно для первобытного мышления — антитезы типа «свой — чужой») в качестве людей «светлых, красивых, хороших», а представителей иных, чужих и часто враждебных племен, как людей «темных, некрасивых, плохих». Подобный дуализм сохраняется в субъективном восприятии мира и общества представителями подвида Хомо сапиенс сапиенс и по сей день: «свой — светлый, хороший» — «чужой — темный, плохой». Этот дуализм изначален, его корни не в особом менталитете кроманьонцев, а еще глубже, в глубинном инстинкте самосохранения, заставляющем каждого индивидуума настороженно относиться к внешней, незнакомой среде. Но в данном случае чрезвычайно важен тот факт — насколько глубоки и древни корни русов и их самоназвания, реконструируемого с поразительной точностью и безошибочностью.
   Итак, первичная этимология самоназвания суперэтноса кроманьонцы-бореалы-индоевропейцы нами определена предельно четко (для всех приемлемых огласовок корневой основы «рс-» — «рус, рас, рос-рош»):
 
   Рус = «светлый, хороший, красивый, свой»" (1)

Какие же слова означали «тёмных, чужих, плохих»?

Междометие бр, бр-р, брр и т.п. используется для выражения ощущения холода,  брезгливости, отвращения, презрения. Также имеются слова с основой "вр": вор, враг, свара, север, изверг, зверь, свирепо, хворь, вред, овраг, врач,  вороной (чёрный), black ("чёрный" по-англ. при замене L-R), брак (испорченная продукция), брань, бред, бренчать, брехать, брюзжать, бряцать и пр., происхождение которые в основном относят к "неустановленной" форме. Которые, вероятно, и происходят из междометия "б(в)р-р", означающие «тёмных, некрасивых, плохих».

Интересные совпадения. Слова "хворь", "зверь" (совпадают при известной замене Х/Г-С/З) с костяком корня ВР также означают "плохой, злой, чужой".

Оказывается, что в др.-в.-нем. swёran - «болеть», ср.-в.-нем. swёr «телесная боль, болезнь, опухоль», нов.-в.-нем. Schwеre, Geschwеur «нарыв». (Та же основа ВР с "приставкой" з/с, заменяемой г/х). Использованы данные словаря М.Фасмера."

От основы ВР с приставкой «с-» также образовано слово «север», которое кроме стороны света, означает с;вер (укр.) — «холод»; в других языках — холодный ветер и пр. неприятности от междометий бр, вр.

"Север род. п. -а, диал. си;вер «северный ветер», арханг. (Подв.), тоб. (ЖСт., 1899, вып. 4, стр. 509), укр. север «холод», др.-русск., ст.-слав. сiверъ (Остром., Супр.), болг. север, сербохорв. сjeве;р, словен. sever, чеш., слвц. sever, др.-чеш. sever Родственно лит. ;iaury;s, вин. ;i;uri;, «северный ветер», ;i;ure; «север», ;iauru;s «суровый, пронизывающий до костей (ветер)» (*k;;ur-), лат. caurus «северо-восточный ветер», гот. sk;rа windis «ураганный ветер», д.-в.-н. scu;r «ливень»; см. Траутман, ВSW 303 и сл.; И. Шмидт, KSchlBeitr. 6, 149; Мейе, ;t. 410; ВSL 25, 175; Мейе-Эрну 191 и сл.; Вальде-Гофм. 1, 190; Буга, РФВ 67, 245; Торп 466 и сл.; Зубатый, AfslPh 13, 623 и сл.; Фасмер, Baudouinowi dе Соurtеnау 81. Сюда же С;веръ — область племени северян (Пов. врем. лет, часто), неподалеку от Чернигова, а также болг. племенное название ;;;;;;;; в Мизии (Феофан 359; Нидерле, Slov. Star. 2, 2, 407). Этот этноним не имеет ничего общего с названием восточных саваров (Птолем.), вопреки Шафарику (Slav. Alt. I, 212), Маркварту (UJb. 4, 270 и сл.), Первольфу (AfslPh 7, 604), Файсту (WuS 11, 31), Туулио (Stud. Orient. 6, 148). До того, как вост. славяне распространились через Белоруссию до Новгорода, северяне были самым северным у них племенем [См. еще Ниеминен, «Neuphil. Мitt.», 56, 1955, стр. 38 и сл. Гипотезу о связи балто-слав. названий севера с и.-е. *seu- «левый» см. у Эрхарта (SPFFBU, 6 (А 5), стр. 5 и сл. — Т.]" Происхождение слова север в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

Аналогично от основы БР/ВР происходят названия свирепых хищников: волка (при замене Л-Р), медведя (с древним названием «бер», сохранившимся в bear (анг.), bere (дат.), bera (исл.), bjorn (норв.), bera (швед.)) и слова «берлога». Хотя в словарях пишут с неоднозначными сомнениями следующее:

«волк, род. п. во;лка, укр. вовк, др.-русск. вълкъ, ст.-слав. влькъ (Зогр., Супр.), болг. вълк, сербохорв. ву;к, словен. vo;;k, чеш., слвц. vlk, польск. wilk, в.-луж. wjelk, н.-луж. wel'k. || Праслав. *vьlkъ (см. Мейе, GGA, 1910, стр. 370; Ван-Вейк, IF 35, 342) исконнородственно лит. vil;kas, лтш. vi;lks, др.-инд. vr;;kas, авест. v;hrka-, гот. wulfs, алб. ulk (вопреки Эндзелину (KZ 44, 61), не заимств.; см. Иокль, Stud. 119), греч. ;;;;;, лат. lupus (заимств. из сабин.); см. Траутман, BSW 359; Уленбек, Aind. Wb. 291; Вальде 447; Богач, LF 33, 103 и сл.; Шпехт, KZ 66, 26 и сл.; Хаверс 37. Первонач. знач. «растерзывающий», сюда же волоку;; см. Шпехт, там же. Недостоверно предположение Ле;венталя (AfslPh 37, 378) о к. *vel- «буланый, серо-желтый». Сюда же диал. поволжск. волк «пойманный с поличным вор, которого водят с позором по селу, надев на него шкуру украденного им животного»; см. Мельников 3, 118. [Благодаря интересной этимологии Абаева (ОЯФ 1, 592 и сл.) можно считать вероятным сохранение исконнолат. *vulcus, *volcus «волк» в Vulc;nus «бог Вулкан»; впрочем, Карнуа (AGI 41, 1956, стр. 112) сравнивает последнее с греч. ;;;;;;;; «Зевс у критян», а также с хеттск. u;al;- «бить», откуда этрусск. vel, velx. — Т.]» Происхождение слова волк в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

Но также имеется и глубокий анализ происхождения слова «волк» в (2):

"Большинство имен волков в индоевропейских языках относятся к лексеме, восходящей к варг. Он в таком архаическом виде сохраняется в языках иранской, индоарийской групп и скандинавской подгруппы. Диалектные варианты архаичной формы сохранились в осетинском (бирю) и русском (бирюк) языках. Модифицированные варианты этой лексемы (volk) распространены в языках славянской, балтийской групп и некоторых других".

Что и подтверждает, слово   ВОЛК <<== ВР (при замене Л-Р)+ к (суффикс)

Про слово «берлога» пишут так:

«берлога, диал. мерлога, мерлуга — то же, русск.-цслав. бьрлогъ, укр. берлога «соломенная подстилка, скверная постель», болг. бърло;к «мусор, мутные помои», сербохорв. бр;лог «свинарник, логово, мусорная свалка», бр;льог — то же, словен. brlo;g, род. brlo;;ga «пещера, убежище», чеш. brloh «логово, хибара», польск. bar;;g, род. -ogu «соломенная подстилка, мусор, нечистоты», в.-луж. bor;oh, н.-луж. bar;og «соломенная подстилка». || Вместе с сербохорв. бр;љати «путать, пачкать», бр;љага «лужа», болг. бъ;рлок «лужа» эти слова, по-видимому, связаны с лит. bur;las «грязь, кал», burlungis «топкое место» (см. Буга, РФВ 70, 102); далее сюда относят греч. ;;;;;; «перемешивать, марать, пачкать», ;;;;;;; — то же, ;;;;;;; «смесь всяких ненужных вещей, дребедень, мусор, отбросы, мякина»; см. Бернекер 1, 120; Младенов 54; Ягич, AfslPh 30, 294. Еще более сомнительны др. предположения: против объяснения сложением с -logъ см. Ягич, там же. Столь же ошибочно пытались выделить в этом слове bьr-, якобы родственное нем. B;r «медведь», др.-инд. bhallas, bhallakas «медведь», лит. be;;ras «коричневый», Уленбек (Aind. Wb. 197) и Торп (263). Другие неверно предполагали заимств. из нем. B;renloch или B;renlager (см. Карлович 35; Корбут 385). Неудачно сравнение Остгофа (Morph. Unters. 4, 215) с бровь, откуда первонач. знач. «ущелье с краями, похожими на брови» (против см. Уленбек, РВВ 20, 37 и сл.); фонетически невозможно сопоставление Соболевского (ЖМНП, 1886, сентябрь, стр. 148) со ст.-слав. брьни;. Неубедительно также предположение Ягича (AfslPh 20, 536) о сложении *bьr- (из bero;) и logъ, откуда bьrlogъ «выбранная стоянка, логово» (иначе Ягич, AfslPh 30, 294). Нужно также отвергнуть гипотетическую праформу *nьrilogъ (Шуман, AfslPh 30, 294) якобы от ныря;ть и родственных. [Гипотезу об ир. происхождении слав. *br;;logъ см. Мошинский, Zasia;g, стр. 130 — 131. — Т.]» Происхождение слова берлога в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

Где заметим, что в значениях слов «болг. бърлок - «мусор, мутные помои», сербохорв. брелог «свинарник, логово, мусорная свалка»  и пр. явно просматривается основа  — междометия БР, выражающее отвращение и пр. неприятности.

Отметим, что слово «берлога» обозначало и значение, которое в современном языке - слово «лес», т.е. лесная чаща - это своего рода Бр-р (отвращение, страх).

Стоит отдельно остановиться на слове «свирепый». Словари сообщают следующее:

«свире;пый свире;п, -е;па, -е;по, диал. суре;пый — то же, казанск., свири;бый, тверск., свирющий, псковск. (Даль), укр. свир;па — растения «Brassica napus», «Bunias orientalis», др.-русск. свер;пъ «дикорастущий; дикий, злой; страстный» (Срезн. III, 271), наряду со свир;пъ (палея 1406 г.; см. Соболевский, Лекции 82), свер;пи; «неистовство», свер;пица «дикий горох», ст.-слав. свер;пъ ;;;;;; (Супр.), болг. свире;п «свирепый», словен. svеrе;;р, -e;;ра — то же, чеш. sver;ep; «свирепый, жестокий», svеr;ер(ес) «полевой сорняк; племенной жеребец», слвц. sverep;, польск. ;wierzepa «кобыла» (Ягич, AfslPh 10, 242), откуда др.-прусск. sweriapis «конь для ристалищ» (Брюкнер, AfslPh 20, 500; S;own. 536 и сл.; Траутман, Арr. Sprd. 443) Сплошь гадательные этимологии. Предполагали родство с лит. ;iur;pti, ;iurpstu; «содрогаться» (Фортунатов, ВВ 3, 71; Мi. ЕW 330; Преобр. II, 261), затем также с лит. sarpa;lius «драчливый петух» (И. Шмидт, Vok. 2, 29, 67). Кроме того, сравнивали с др.-исл. sv;rr «тяжелый, жесткий, сильный», гот. sw;rs «почитаемый», нов.-в.-н. schwer «тяжелый», лит. svaru;s — то же, sva;ras «весы», sver;ti, sveriu; «взвешивать»; см. Младенов (572; «Slavia», 2, 28 и сл.), который приводит в качестве словообразовательной параллели чеш. skоr;ера «скорлупа, шелуха». В отличие от приведенных выше, Ле;венталь (ZfslPh 8, 129) считает svere;pъ родственным лат. verpus «подвергнутый обрезанию», vеrра «membrum virile». Происхождение слова свирепый в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

«Свире;пый. Общеслав. Происхождение не ясно. Возможно, суф. производное от той же основы, что др.-исл. sv;rr «тяжелый, жесткий, сильный», лит. svar;s «тяжелый», нем. schwer — тж. В др.-рус. эпоху свирепый имело значение «дикий, неистовый, злой». Происхождение слова свирепый в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.

Иными словами предполагается родство слова «свирепый» и с «дикорастущий; дикий, злой; страстный», и с лит. ;iur;pti, ;iurpstu; «содрогаться», и с гот. sw;rs «почитаемый», нов.-в.-н. schwer «тяжелый», у Шанского, дескать, «происхождение не ясно»... ?... Неужели не заметили доблестные этимологи слова «зверь»? Совершенно ясно, что слово «свирепый» имеет почти то же значение, что и слово «зверь», которое в свою очередь происходит из междометия ВР с приставкой С-. В этом случае слово «свирепый» происходит от слова «зверь» при добавлении словообразующих суффиксов, обозначающих схожесть со словом, но не тождество.

Рассмотрим необычное слово "врач" - тот, кто имеет дело или борется с "плохой" хворью (основа ВР) по аналогии со словом "пожарный" (кто борется или имеет дело с пожарами). В этих словах - основы ВР, ЖаР без отрицания означают имеющих дело (борющихся) с "плохим, злым, чужим" и с "пожаром".

Литература.

1). Ю.Д.Петухов "Тайны Древних Русов". Собрание сочинений, 2007 г.

2). Александр Поздняков. К происхождению названного волка в индоевропейских относятся // Acta лингвистика. 2013. Т. 7. № 1. С. 87–97.

https://grdorohov.livejournal.com/5466.html