А. М. Аббасов, Воронеж-древний город России

Александр Николаевич Юрасов
А.М. АББАСОВ

ВОРОНЕЖ - ДРЕВНИЙ
ГОРОД   РОССИИ
Проект худ.- скульптора 
ВОРОНЕЖ
2011 г.
ББК  63. 3(2) (2 Р 345)
УДК 947.084. 8
       А  13
Серия:  «Земля Воронежская. Энциклопедия городов и сёл края». Серия основана при ЦЧКИ в 1992 г. Редактор и составитель серии – к.и.н.,  профессор ВАИУ (г. Воронеж) – А.М. АББАСОВ

РЕДКОЛЛЕГИЯ:

Р. А. МЕЛЬНИКОВА,
С.Г. ОБРУЧКОВ,
А.Н. ФИЛОНОВ.

РЕДАКТОР - В.В. КИРИЧЕНКО, член Союза журналистов России, член правления общероссийского Союза военных писателей «Воинское содружество».

Серия очерков воронежского историка-краеведа А.М. Аббасова «Воронеж – древний город России» представляет собой подборку исторически миниатюр, связанных с далёким прошлым  города,  который свой отсчет ведёт с 375 года н.э., когда в ходе битвы с готами был разрушен, но вскоре – восстановлен заново.
В «Велесовой книге» город этот упоминался неоднократно. В русских летописях Воронеж фигурирует под 1177 годом, в связи с бегством после  поражения войска князя Ярополка Ростиславовича  под городом  Владимиром. Здесь, на краю Дикого поля, в городах, расположенные на реке Воронеж, он искал спасения.
Историческое повествование о древнейшем городе древней Руси автор заканчивает строительством сторожевой крепости   «на Дону на Воронеже» в 1585 году. С принятием царского указа от 1 марта 1586 года о переходе пограничной, сторожевой и дозорной  службы к вновь созданной крепости, начинается путь города Воронежа   в будущее.
Книга написана  на  основе  исторических документов, архивных источников и представляет собой определенный интерес не только для любителей истории местного края, но и научных работников, студентов высших учебных заведений,  педагогов и учащихся школ, для широкой читающей  публики.

    050 4000000 - 412
В -----------------------  без объявл.   ©,А.М. Аббасов, 2011 г.
     М 161 (030) - 2011             
              ISBN 5 - 7458 - 0843 - 28               
        Центрально-Черноземное книжное издательство

ГОРОДА И ЛЮДИ – ЖИВУТ И УМИРАЮТ,
НО ПАМЯТЬ О НИХ ОСТАЁТСЯ
Города, как и люди,  рождаются, взрослеют, мужают,  развиваются и, порой, не выдержав веления времени, умирают, сходя с лика Земли. Причин здесь великое множество. У каждого из них  своя история, возраст, своя судьба. Друг от друга они отличаются местоположением,  географическими, топографическими особенностями среды обитания, историей, бытовыми и психическим укладом жизни и другими качествами.
Небольшое поселение на берегах Москва-реки в одночасье было вызвано к дальнейшей бурной жизни. В русской летописи поселение «Москов» появилось в 1147 году, в связи некоторыми особенностями властолюбивого характера Владимиро-суздальского князя Юрия Долгорукого. Как и все Рюриковичи он  был властный, честолюбив, страстно мечтал взойти на киевский престол, был  сластолюбец и женолюбец, частенько засиживался за винной чаркой в обществе жён своих подданных.
Однажды во время очередного военного  похода узнал, что боярин Степан Кучка закрыл в погреб свою жену за то, что она была в интимной близости с князем.
Бросив дружину, Юрий Долгорукий спешно прибыл в Москов и стал выяснять отношения с хозяином. Разбирательство это зашло, так далеко, что князь в порыве гнева зарубил Степана Кучку, освободил его жену, а детей «лепу девицу Ульяну» и младших братьев отправил в Северную Русь, во владения своего сына Андрея Боголюбского, порекомендовав ему  взять Ульяну  в жены. Так оно и произошло.
Обрадовавшись приобретению нового стратегического поместья, Юрий Долгорукий на радостях сообщил черниговскому князю Святославу Ольговичу, пригласив его на Москву-реку: «Приди ко мне, княже, в Москов». Это произошло летом 1147 год. Как говорится, всему своё время.
С того момента город Москва отмечает день своего рождения. Через десять лет князь поселение обнёс крепостной стеной и город Москва, словно спелая луковица стала расти и расцветать, со временем превратившись в вечный город, «третий Рим». При зарождении Москвы аура города была построена на кровавых событиях.
Иное положение сложилось у другого поселения того времени, расположенного далеко от Москвы, на границе лесостепи, на краю Дикого поля – Воронежа.
Летописная весточка о нём появился на 30 лет позже в связи с событиями, возникшими в ходе  войны Рюриковичей  на Владимирщине. Младший сын Юрия Долгорукого князь Всеволод на реке Колокше разбил войско рязанского князя Глеба. С поля битвы в панике бежал князь Ярополк Ростиславович  в Вороножь, где «прехожаще из града во град не ведый камо ся дети».
В историческую канву мирового процесса Воронеж вписался оригинально. Возникнув в глубокой древности на краю Дикого поля, на стыке дремучих лесов и ковыльных степей, претерпел множество ударов судьбы. Его жгли, крепость равняли с землей,   жителей нещадно секли мечами, уводили в плен. Эту крепость неоднократно штурмовали дикие полчища готы, гунны, хазары, печенеги, половцы, мадьяры, монголо-твтары и другие народы.. Но, несмотря на это, он вновь и вновь возрождался, расцветал, создавал новые формы жизни. Росли дети, внуки и правнуки тех, кто создавал Воронежу славу. Молодая поросль заступала на место своих отцов, дедов, пращуров, продолжали их вековые традиции. И тогда жизнь города вновь  входила в нормальное русло..
Лишь в 1584 году последний из рода  Рюриковичей царь Федор Иванович повелел восстановить Воронеж как город – крепость «на Дону на Воронеже» для охраны юго-восточных границ Руси от набегов кочевых народов.
Известно, что города возникают на местах сбора дани, на пересечении торговых путей. Воронеж стоял на вековечном «шелковом пути», идущим из далёкого Китая, через Багдад, Мевр, волжские степи до города Булгар, а оттуда через Самур, переправа через Волгу на Вантит (Михайловский кордон в северной части современного Воронежа) и далее до Куябы (Киева). Так продолжалось несколько столетий.
Во времена великого переселения народов этот торговый путь был нарушен, но Вантит на реке Воронеже продолжал жизнь. Правда, хазары, оккупировав город и весь край, заставили население платить дань «по шелягу от рала», или «по белке с дыма». Но в 965 году киевский князь Святослав разгромил хазар, освободив вятичей от дани. Воронежское поселение продолжало жить и развиваться.
Ортодоксальные учёные ВГУ появление воронежской крепости датируют 1586 годом, торжественно отмечая в этом году 425-летие пограничной крепости. Они полагают, что обнесение поселения «на Дону на Воронеже» крепостной стеной, дало начало городу. Это не так.
Увы, господа, хорошие! Прежде чем возвести острожную стену и воеводский двор  на «старом казарском городище», тем самым придав поселению статус города, следовало бы внимательно заглянуть в далёкое прошлое поселения и отсчитать более чем тысячелетний век существования древнейшего города страны. А заодно провести параллель с возрастом нашей древнейшей столицей – Москвы.
К 400-летию  профессор ВГУ В.П. Загоровский (1924 – 1993) и его коллеги указав дату окончания строительства крепостных стен Воронежа, не удосужились дать биографические сведения первостроителей крепости, не раскрыли причинно - следственных связей, приведших к возведению пограничного кордона в этой географической точке «на Дону, на Воронеже, не доезжая Богатого Затону два днища». А она знаменательна.
Проигнорировали они далёкое прошлое этого топографического места, не заглянули в глубину веков этого края. Творцом истории является человек, преследующий конкретные практические цели. Он творец истории. Но сколько же этих творцов ушло из жизни в прошлые века, так же сколько же городов, посёлков, поселений существовало в минувшее время. Где сведения о них? Оппонент мне возразит – для этого имеются археологи. Но ведь на территории современного города до сих пор они не проводили раскопки.
Поэтому мы историографы, своеобразные археологи истории, по летописным страницам пласт за пластом, реконструируем глубинную суть воронежского края, привлекая для этой цели, в том числе и славянскую летопись, «Велесову книгу». Правда, некоторые профессиональные археологи возражают нам, заявляя, что это подделка. Для воронежских археологов и «Михайловский кордон» (бывший город Вантит) и Новоживотинное городище  не принимались во внимания, как города «Червлёного Яра» до тех пор, пока они при раскопках Семилукского городища не убедились, что города –то здесь были?
А сколько ещё тайн хранит наша черноземная земля?!  Со временем она опровергнет мнения многих титулованных учёных, которые уже сейчас ринулись в поход, чтобы доказать, что и «Слово о полку Игореве» - фальшивка. Побойтесь Бога, господа от науки…

В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО

Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана.
Из древней тьмы,
 на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И. А. Бунин

«Слово» - основная единица языка. Оно служит для именования предметов, лиц, процессов, свойств, явлений в природе и обществе. В языкознании, и в повседневной жизни,  «слово» - мощный инструмент либо созидания, либо разрушения. Ведь недаром говорят в народе: в одном случае -  «Слово – лечит», в другом – «калечит».
С точки зрения информационного потока «слово» (печатное или устное)  представляет собой звуковые волны различной частоты и тональности. Они оказывают влияние на психику человека, изменяя  биологические, социальные  и иные процессы жизнедеятельности организма.
Любое слово выражает мысль. Сила мысли – огромная, учёные подсчитали, что энергия мысли, как  информационного поля человека во много раз больше энергии распада атомного ядра.
Вот почему мы говорим «слово - созидает, оно и разрушает». Обиделся человек – послал другому проклятие, оно возвращается ему же, но уже с болью и страданием. Выразил ему любовь, в ответ получил – радость и успех. В мире этом всё взаимосвязано. Именно об этом говорил Иоганн Вольфганг Гёте:
Не зли других и сам не злись,
Мы гости в этом бренном мире
И если что-нибудь не так – смирись,
Будь поумнее – улыбнись.
Холодной думай головой,
Ведь в мире всё закономерно –
Зло излучённое тобой,
К тебе вернётся непременно.
Большое воздействие на сознание человека оказывает  печатное слово. Оно способно вызвать в душе каждого из нас определённые ассоциации, эмоции, чувства. Вполне согласен с писателем Львом Аннинским, который заметил, что «…носители информации будут меняться (компьютер, флешка, интернет), но слово как носитель смысла этой информации никуда не денется».
Оригинальной особенностью не только печатного, но и устного слова, является то, что оно рано или поздно возвращается к своему творцу.
Примерно так было с моими печатными изданиями «Вехи древнего Воронежа», «Семейный родословник», «Спутник школьника-краеведа», изданные в 1994 году. Скромные по своему объему и содержанию книги нашли любознательного читателя, который что-то ищет, добивается истины.
14 марта 1996 года из Санкт-Петербурга в Воронеж на мой адрес пришло небольшое письмо  от братьев Благово. Один из них Никита Владимирович, являющийся членом правления генеалогического общества Санкт-Петербурга, просил дать сведения о Борисе Петровиче Благово, который в 1584 году был направлен русским царем Федором Ивановичем в Турцию с извещением о смерти Ивана Грозного и воцарении на престоле его последнего сына Федора Ивановича.
С ответом ему не задержался. Тут же выслал письмо с нужными сведениями об их пращуре. Дело в том, что царский посол Б.П. Благово, при возвращении из Турции на Дону был задержан донскими казаками и они длительное время не пропускали его  на север. В связи с этим царь вынужден был отправить отряд из строящейся воронежской крепости донского голову Василия Григорьевича Биркина. Летом 1585 года он успешно разрешил конфликт с казачеством, оставив при них толмача, которого требовали казаки и проводил посла до Москвы.
Получив от меня письмо, братья благодарили за оказанную услугу  и предлагали помощь в моих научных изысканиях. От их услуг пришлось отказаться, так как привык работать самостоятельно.
Ровно через два года подобная ситуация повторилась, но в ином раккурсе. В марте 1998 года из города Курска пришло письмо от одного знакомого краеведа, который ходатайствовал за своего коллегу: «Могли бы Вы помочь Евгению Биркину в поисках его родословных корней. Он «заразился» генеалогическим поиском своих предков, дошел до 1683 года. Хочет подробнее узнать о первостроителе Воронежа Василии Григорьевиче Биркине. У нас в городе Курске даже есть улица Биркина…».
Для меня это было приятной неожиданностью. Здесь на Воронеже В.Г. Биркин был на только донским головой, но и несколько лет был воеводой крепости . В строительном деле его сыновья пошли по стопам отца и в Черноземье построили города Козлов (Мичуринск) и Тамбов.
26 марта 1996 года срочно выслал Евгению Петровичу нужные ему данные по биографии далёкого предка. Таким образов, у нас завязалась длительная переписка и когда в свет вышла моя небольшая книга «Донской голова Василий Биркин» (2001),  он прислал мне итоги своих поисков и даже дал внешнее описание своего родича Павла Биркина (праправдеда): «роста среднего, суховатого телосложения, не склонного к полноте. Жилистый, но дородный. Очень вынослив и неприхотлив в еде, любящего хорошенько поспать, так как сон восстанавливал жизненные силы. В работе неумерен. По характеру отзывчив, вспыльчив, но не злопамятен. В момент гнева чрезвычайно опасен. Не мстителен, но обиду помнит долго… Как все старообрядцы носил чёрную окладистую бороду (к старости она стала совершенно белой). Из одежды носил косоворотку с вышивкой, и пояс с кистями.
 
Евгений Петрович Биркин
житель города Курска

Эти сведения порадовали меня, так как могли содействовать примерному описанию привычек и характера Василия Биркина. Ведь генотип рода человеческого время от времени повторяется. В последующих письмах Евгений Петрович  привёл примеры знатных людей своего рода - генерал-майора Н.Н. Биркина и др. Один из пращуров Кондратий Биркин в 1870 году в Санкт-Петербурге издал трёхтомник «Временщики и фаворитки в XVI-XVIII столетиях». Чувствовалось что их род состоял из самобытных, неординарных  и талантливых людей.
В очередном письме попросил Евгения Петровича прислать свои фотографии разных лет с тем, чтобы  через художника исторического жанра А.М. Курзанова воссоздать примерный портрет строителя Воронежа Василия Григорьевича Биркина.
Мастер кисти, художник Александр Михайлович Курзанов нарисовал  примерный портрет Василия Григорьевича Биркина. Вот что из этого получилось:
 
Василий Григорьевич БИРКИН (1546 -1595)
Рисунок худ. А.М. Курзанова

Генеалогические поиски Евгений Петрович Биркин продолжает и ныне. В своих поисках он дошел до 1395 года, момента  прихода  среднеазиатского правителя Тамерлана в Воронежский край. Здесь хромой Тимур громил единомышленников Тохтамыша, джучида Бек – ярын оглана.
По генеалогии своего рода Евгением Петровичем собран богатейший материал. Со временем он думает написать семейный роман. Это очень нужное и интересное занятие.
Известно, что многие города возникали спонтанно, как правило на местах сбора  дани, на торговых путях, формировались постепенно. И если им не мешал различные невзгоды, стихийные бедствия, наводнения, пожары, войны, они быстро бы расширялись, крепли. Крепость Москва, окруженная девственными лесами, и реками ширилась, росла, словно спелая луковица, из удобной барской усадьбы – «Москов».
Древнейший русский город Воронеж в летописных сводах впервые упоминался на тридцать лет позже Москвы, то есть в 1177 году, имел другую судьбу. Его имя в летописную строку попало в  связи  с разыгравшимися  событиями феодальных распрей на территории Владимирского княжества в битве на реке Колокше.
Поселение «Москов» в летописных списках упоминалось в связи с казнью суздальского боярина Степана Кучки в 1147 году, когда   Владимиро - Суздальский князь Юрий Долгорукий умертвил Степана Кучку и обрел его имение в свою собственность.. Свой путь к возвышению Москва начала с кровавой семейной драмы и достигла мировых высот. Воронеж же, как поселение в далёкой южной лесостепной окраине Руси укреплялся в непрерывной борьбе с кочевниками в период «великого переселения народов».
Летописные события прошлых лет тесно переплетаются, цепляясь  одно за другое, и в то же время, высвечивая забытые страницы старины. Обретя поселение Степана Кучки «Москов» и, взойдя на высокий холм у впадения реки Неглинной  в Москва – реку, князь, видимо,  не смог удержаться от радостного восклицания:
— Лепота-то какая?!
Он дивился удобному расположению нового поселения, как важному  форпосту на юго-восточных границах Северной Руси. Хотя все помыслы князя Юрия Владимировича Долгорукого в ту пору были там – в Киеве, куда  он постоянно  рвалось на великокняжеский престол.
Сын его Андрей Боголюбский, предвидя закат Киевской Руси, не советовал отцу идти туда,  считая, что  распри Рюриковичей за место в Киеве, уже подточили и без того ветхий престол.
Андрей Боголюбский явственно видел, что зрела новая молодая – Северо –Восточная, лесная Русь. И её надобно было всемерно укреплять. По этому поводу с  отцом у него были частые споры. Но Юрий Долгорукий спал и видел себя на киевском престоле. Его стремление было неудержимо.
Видимо поэтому князь Юрий Владимирович, после похорон хозяина поселения «Москов», отправил сыну в подарок дочь Степана Кучки красавицу Ульяну с её братьями. Он решил оженить 37-летнего Андрея. Авось сговорчивее станет..
В те же дни князь Юрий Долгорукий послал приглашение черниговскому князю Святославу: «Приди ко мне, брате, в Москов». И в те дни пышно отпраздновал новое приобретение, которое вскоре заметно укрепит границы Владимиро-Суздальские земли.
Во время обильного застолья князья договорились о совместных действиях против недругов. Князь Юрий просил Святослава воевать в Смоленской волости, а в помощь ему дал своего сына Глеба, который не замедлил отправиться в города Червленого Яра за подмогой для своей дружины. Об этом сообщала Патриаршая (Никоновская) летопись: «Лета 1148 года  Глеб Юрьевич иде к Рязани и быв  в градех Червлёного Яру и на Велицей Вороне и, паки возвратишася к черониговским князем на помощь» ( ПСРЛ, Т. 9-10. М., 1965, стр. 177). Кстати здесь же для своей дружины он набрал отряд  диких половцев.
Для достоверности отметим, что города Червлёного Яра  начинались от устья Воронежа, при впадении в Дон и простирались до рек Вороны и Хопра.
Восседая на киевском престоле Юрий Долгорукий в 1156 году принял меры к строительству в устье Неглинной на Боровицком холме деревянной  крепости: «Князь великий Юрий Владимирович град Москву, на устье же Неглинны, выше рекы Аузь (Яузы) поставил».
Не с той ли поры вошла в обиход древняя русская присказка: «Москва переживёт землю»… Так оно и случилось – пережила не только русскую землю, но и другие города, в том числе  и  Воронеж.
Москва стала матерью городов русских, а Воронеж, упоминаемый  в 1177 году, вынужден был влачить иное состояние. Находясь в  лесостепном регионе на краю «Дикого поля», на протяжении многих столетий подвергался постоянным набегам степных народов: гуннов, готов, венгров, обров, хазар, болгар, печенегов, половцев, татаро-монгол. Жители поселения выживали,, приспосабливлись к жестким условиям существования. На картах нашей родины Воронеж то появлялся, то исчезал.
И лишь указ последнего Рюриковича, царя Федора Иоанновича летом 1584 года, как бы в насмешку, предлагал на юго-восточном порубежье Руси, ставить крепость, дабы обезопасить границы от нападения степных народов.
Но чтобы глубже  познать историю вопроса, связанного с древним воронежским поселением, предлагаем читателю совершить небольшой экскурс в историографию вопроса.
Если для первых  летописцев края - митрополита Киевского и Галицкого Евгения (в миру Евфимия Алексеевича Болховитинова: 1767 - 1837) и  Матвея Ивановича Славинского (1773 - 1824) эта дата являлась бесспорным фактом и начало летоисчисления города они вели с 1177 года (1),  то с середины  XIX столетия взгляд на нее был поколеблен. В среде московских историков и  ученых  разразился спор - «о городе или реке шла речь в летописи?» (2).
Толчок к этому спору дал, видимо, в 1844 году академик К.А. Неволин,  который в алфавитном порядке составил «Общий список городов русских»,  насчитывающий 350 поселений до татаро-монгольского нашествия. Список этот  опубликовал в «Журнале Министерства внутренних дел» за 1844 год, в №№ - 11 и 12. В том списке Воронеж фигурировал с 1177 года.
В 1848 году в том же журнале появилась статья М.П. Погодина «Розыскания о городах и пределах русских княжеств с 1054 по 1240 годы». В ней автор также стоял на позициях летописного Воронежа. Давая подстрочные замечания к этой статье Н.И. Надеждин и К.А. Неволин засомневались - о городе или реке идет в тексте речь? (Журнал Министерства внутренних дел, т. 23. СП б., 1848, с. 459-460). Их сомнения по поводу Воронежа XII века поддержал  русский историк С.М. Соловьев (См. - История России с древнейших времен. Т. I. М., 1962, с. 278). Однако М.П. Погодин продолжал стоять на своем.
По его мнению, Батый подошел к Онузе. Поселение на реке Усмань  историк  посчитал, что город Усмань это и есть летописная Онуза. Но с таким мнением не согласился Н.И. Надеждин. Они вместе с историком С.М. Соловьевым полагали, что Онуза  есть приток реки Суры в Пензенском крае (река Уза).  Погодин возразил им, резонно считая, что  хану Батыю слишком далеко было двигаться с войском к верховьям реки Воронежа для встречи в роковой битве с рязанскими князьями.
С этого момента в среде столичных ученых схоластический спор, не подкрепленный ни археологическими, ни топографическими, ни нумизматическими, ни документальными материалами, привел к убеждению, что Воронежа летописного как такового не было. В вышедшем вскоре  собрании сочинений академика К.А. Неволина (Полн. собр. соч. Т. 6. СПб., 1859, с. 44) он все же остался на позициях летописного Воронеже. За что его еще раз покритиковал Н.Д. Чечулин в 1889 году.
В книге «Города Московского  государства  в  XVI  веке»,  автор привел итоги своего подсчета городов в России за XVI век. По его мнению, их было - 220 (около 20 были построены в последние годы XVI века и среди них - Воронеж и Самара в 1586 годах). «Неволин, кажется, ошибочно отмечает непрерывное существование Воронежа со времени первого его упоминания под 1177 годом». (Чечулин Н.Д. Города Московского государства в XVI веке. СПб., 1889, с. 16).
С того времени и поныне ученые разделились на два лагеря:  сторонников летописного Воронежа (существующего с 1177 года) и тех, кто отсчет его рождения вел с 1585 года,  то есть момента построения крепости (ограждения поселения острожной стеной и водворения в нее военного  гарнизона).
В наше  время  эту мысль настойчиво отстаивал историк ВГУ профессор В.П. Загоровский (1925 - 1994), полагавший, что город возник на краю Дикого поля в связи с его освоением. Доказывая первоначальную дату основания города с 1585 года, он проигнорировал и не учел ряд существенных аргументов.  Во-первых,  город-крепость  ставился в 1585 году на месте «старого казарского городища» (3),  то есть на месте бывшего здесь ранее поселения.  Кроме того, им отброшены данные археологии, свидетельствующие о том,  что в этих местах с VIII века и впоследствии до построения крепости обитали люди (о чем свидетельствуют десятки археологических памятников различных эпох) (4). В-третьих, в должной мере им не приняты во внимание данные топонимики края, не проанализированы нумизматические находки разных лет в черте современного  города,  отброшены свидетельства арабских источников и данные книги Б.Н.  Заходера «Каспийский свод сведений о Восточной Европе». Ч. 2. М., 1967. Все это ставило  под  сомнение 400-летний возраст Воронежа.  Так же как и подобный возраст города Самары, построенной в 1586 году (5).
Хотя и на 800-летнем  возрасте городе Воронежа нельзя ставить точку,  так как наличие в районе санатория им.  М. Горького и выше вдоль правого берега реки более тысячи могильных холмиков - захоронений древних славян, свидетельствует о более раннем возрасте нашего города.
Следует учитывать и географическое положение этого древнего поселения. Густые  и непроходимые леса,  реки,  множество ручьев,  озер и болот в междуречье Дон - Воронеж создавали необходимые предпосылки для  расселения здесь жителей. Поселенцы занимались бортничеством, рыбной ловлей и земледелием. Ведь в русских летописях значительно раньше (с 1148 года)  упоминались  «города  Червленого Яра» (не об этих ли городах шла речь в летописях?).  До недавнего времени  нам  настойчиво  внедрялась мысль, что слово «Воронеж» есть не что иное, как притягательное от славянского имени «Воронег» (до сих пор, правда, не найденное лингвистами и археологической наукой). С подробностями этой «теории» можно ознакомиться в книге В.П.  Загоровского «О древнем Воронеже и слове «Воронеж». Воронеж, 1971. Научная трактовка этимологии слова «Воронеж», как заметил ученый В.П. Нерознак, несомненно, связана с гидронимом (6), а не с именем славянина «Воронег».
После 1177 года  сведения о Воронеже  пропадают на 60 лет  и появляются лишь в 1237 году в связи с приходом к границам Рязанского княжества войск хана Батыя. Правда, в летописях уже упоминалась загадочная «Онуза» (7),  находящаяся на реке Воронеж. Но и она исчезает из летописей навсегда. Правда, в других источниках о приходе татар говорится именно о воронежских местах.
В годы татаро-монгольского владычества над краем о Воронеже в русских летописях не  говорилось  ни  слова,  будто этот город не существовал.  Хотя в посланиях русских митрополитов Феогноста в 1330 году, и Алексия в 1353  году  шла речь о крестьянах в городах Червленого Яра (8).  А на европейских картах того времени это поселение фигурирует на Дону на Воронеже  в  виде крепостного городка - замка.
Здесь уместно привести несколько исторических параллелей: свой кровавый поход Бату-хан начал с берегов  устья реки Воронеж (разместившись недалеко от города с таким же названием).
После похода в Европу он вернулся в эти края и более двух столетий над Русью тяготело ненавистное иго завоевателей. В 1380 году  Мамаева рать, собиравшаяся в поход на Москву (опять таки сделала остановку в устье Воронежа). В этих же воронежских степях летом 1395 года коварный и хитрый правитель Тамерлан добивал остатки войска Тохтамыша и его сподвижника джучида Бек-ярын оглана. И что характерно - летописи подробно описывают захват русского города Ельца, его разорение, гибель тысячи людей, но ни слова не говорят о полнейшем разгроме  русских городов в пределах Червленого Яра и его главного центра - Карасу. Об этом мы узнаем из персидских источников.
После покорения Крымского ханства с 1784 года в Воронеже проживал два года последний татарский хан Шагин-Гирей. Что это - случайность или же ирония исторической судьбы?
В годы формирования донского казачества вновь на Воронеже систематически строятся казачьи городки. Это вполне логично. Местность, изобиловавшая  густыми и непроходимыми лесами,  давала возможность скрываться от врага и в нужный момент неожиданно нападать на него. После присоединения Рязанского княжества к Москве,  сюда устремилась вольница, крестьяне,  холопы, которые пополняли армию донского казачества. Они успешно занимались в этих краях бортничеством,  рыбной ловлей,  пушным промыслом.
После разгрома  Золотой Орды, «Дикое поле» стали интенсивно осваивать русские люди. В своей книге «Россия в XVI столетии» академик М.Н.  Тихомиров пришел  к  выводу,  что  «область «польских  городов»  (от слова «поле»)... никогда не испытывало полного запустения» (9). В домонгольское время по его подсчётам  здесь было - 209 городов.
 (Тихомиров М.Н. «Древнерусские города». М., 1959, с. 12-42). Они были заселены русскими людьми.  Просто - напросто этот факт нигде не фиксировался в документах, а если что-то и сообщалось о Воронеже, то ему порой не придавали значения.  Это поселение находилось на границе с Диким полем. Его частенько предавали огню, сожжению и разорению. Спасаясь от врагов, жители всякий раз уходили в леса,  затем вновь возвращались и возводили разрушенные дома и землянки.
При анализе истории воронежского поселения мы должны опираться на скупые сведения и факты,  любезно представленные нам летописцами и применить  определенный метод познания,  о котором говорил английский философ, экономист и общественный деятель Джон Стюарт Милль (1806 - 1873): «...Единичные факты, на основании которых мы вырабатываем наши индуктивные обобщения, едва ли могут добываться одними наблюдениями: в каждом акте,  который мы называем наблюдением,  имеется, по крайней мере, одно умозаключение, то есть, обобщение - от ощущений к представлению в целом о предмете» [10]. Что ж, последуем и мы этому совету и попытаемся проследить за ускользающими фактами древнейшей истории и  воссоздадим более или менее ясную картину прошлого нашего края.
Книга эта состоит из серии очерков:  скрупулезно анализирующих те одиночные факты истории, в которых в определенной  степени фигурируют сведения о Воронеже или о Придонском крае и делаются соответствующие выводы. Путем привлечения дополнительных сведений автор пытается показать,  что жизнь «На Дону на Воронеже»,  зародившись в глубокой древности, не прерывалась до построения воронежской крепости в 1585 году.

СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1. Болховитинов Е.А.  Историческое,  географическое и  экономическое описание Воронежской губернии.  Воронеж, 1800, с. 35; Славинский М. И. Историческое,  топографическое и статистическое описание уездов  Воронежской  губернии. - Журнал Департамента Народного просвещения.  Книга IV. СПб., 1822, с. 448-449. Ныне большинство энциклопедических изданий страны город Воронеж  относят  к древнейшему поселению,  берущему свое начало с 1177 года - БСЭ, III изд. Т. V. М., 1971, с. 361; СИЭ, т. III. М., 1963, с. 706 и др.
2. Журнал Министерства Внутренних Дел. Т.23. СП б., 1848, с. 460.
3. Материалы для  истории  Воронежской  губернии. Воронежские  писцовые книги. Воронеж, 1891, с. 23.
4. Древняя Русь. Города, замки, села. М., 1985, с. 416.
5. Гурьянов Е. Древние вехи Самары. Куйбышев, 1968.
6. Нерознак В.П. Названия древнерусских городов. М., 1983, с. 48-49.
7. Татищев В.Н. История Российская. Т. 3. М. - Л., 1964, с. 231.
8. Борисов Н.С.  Церковные деятели средневековой Руси XII - XVII вв. М., 1988, с. 57-58.  Города Червленого Яра составляли пограничную область между Сарайской и Рязанской епархиями.  Это была своего рода буферная зона между землями Золотой Орды и русскими владениями.
9. Новое о прошлом нашей страны.  Сб.  посвященный памяти академика М. Н. Тихомирова. М. Ю 1967, с. 235.
10. Милль  Д.  С.  Система  логики силлогической и индуктивной.  СП б., 1899, с. 585.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ПРЕДЫСТОРИЯ  ДРЕВНЕГО
ГОРОДА  РОССИИ
«Нет ничего в мире сильнее
свободной научной мысли!»
В. И. Вернадский
В книге «Вехи древнего Воронежа», изданной в Воронеже в 1995 году, звучал риторически вопрос: «Был ли Воронеж готских времён? О том, что на среднем и верхнем Дону славяне проживали длительное время, никого не удивишь. Археологические данные – яркое тому свидетельство.
Многие ученые выход славян на мировую арену и их письменные источники относят к VI в. н.э. Археологическим эквивалентом появления этого народа считалась культура «пражского типа», которая впитывала в себя единый язык многочисленного народа, его расселение, психический склад и бытовые условия общежития. Появление этого народа произошло не сразу и не вдруг. Для этого потребовался длительный эволюционный процесс формирования племенной общности.
Ученые профессор В.С. Момат и И.М. Братищев считали, что «... русская история берет свое начало по меньшей мере за 5000 лет до нашей эры. Источники неопровержимо свидетельствуют, что уже тогда существовало праславянское этническое единство» (1). Об этом же свидетельствуют данные «Велесовой книги»
 «Велесова книга» писана на деревянных дощечках и её алфавит профессором С. Парамоновым назван «влесовицей». Он состоит из 25 букв, плюс три звука: jou - ja, что передавалось как - оi -iа. В связи с этим невольно возникает вопрос - как могло случиться, что Кирилл и Мефодий прошли мимо «влесовицы» (языческого алфавита славян)? А если использовали, то в какой мере? То, что до кириллицы славяне владели письменностью факт бесспорный (это была письменность «черт и рез»).
О «Влесовой книге» ныне имеется множество публикаций. Если все высказывания о ней свести воедино, то вырисовывается картина, что одна часть исследователей считают «Влесову книгу» находкой подобной «Слово о полку Игореве» Мусина-Пушкина; другие - считают документ этот искусной подделкой. Еще бы, дошедшая до нас на деревянных табличках летопись представляет историю Руси за 1500 лет до IX в. «Наш народ выступил к Карпатским горам, где жил на протяжении 500 лет, а потом вернулся на берега реки Непра (Днепра), где жил 300 лет до прихода готов», - так начинается  рассказ в этой книге.
Как это было уже в позапрошлом столетии (время находки рукописи «Слово о полку Игореве»), так и сейчас 60 страниц текста «Влесовой книги» подвергаются яростной перекрестной критике. Исследователи ищут погрешности, нестыковки, ошибки, неточности, чтобы ещё и ещё раз доказать недостоверность находки и убедить нас в искусной подделке.
Уроженец Белгородщины Борис Ребиндер, эмигрировавший за границу в 1980 году, издал там свою работу: «Влесова книга: Жизнь и религия славян» (Киев, 1993). В ней он доказательно отметил, что «текст дощечек Влесовой книги подкупает своей непосредственностью и знанием исторических условий жизни и мышления славян IX века... Для них знание своей истории и слова целиком были природными, а вот для того, кто имел намерение изобразить все эти подробности в наше время - для него нужен был талант выдающегося ученого историка» (2).
Тот, кто подвергает сомнению подлинность «Влесовой книги» забывают, или же умышленно замалчивают, что есть ошибки перевода, письма, неверной трактовки подлинника. Всё это они смешивают с общей оценкой документа и тем самым дают повод для сомнений. Здесь скорее всего нас  должен волновать вопрос - как мог длительное время лежать в тайниках помещичьей библиотеки такой фолиант? Дощечки эти волей случая попали в руки офицера деникинской армии полковника Изенбека, который перевёз их в Европу. Но при загадочных обстоятельствах он погиб в 1941 году. Лишь впоследствии его соратники ученый Ю. Миролюбов и другие смогли работать над расшифровкой тайн уникального документа.
Известно, что богиня  истории – Клио – капризная и странная женщина. Она умеет хранить тайны прошлого. Но учёные настойчиво шаг за шагом отвоёвывают у неё  крупицы истины.
Ученый Г.С. Гриневич в своей книге «Праславянская письменность (результаты дешифровки)». Т. II. М. 1993, заметил, что письмена «Влесовой книги» имеют сходство со слоговым письмом типа «черт и резов» и, видимо, представляют собой переходную форму от слогового к буквенному» (3). Для доказательства этой мысли ему пришлось проанализировать надписи на керамических сосудах из Белой Вежи, исполненных в стиле «черт и резов» и указать на сходство «влесовицы» с древнеславянскими письменами.
«Если допустить, что «Влесова книга не подделка; остается одно и, кажется, единственное предположение, что знаки дощечек озвучены неверно, что и привело, в конечном итоге, к столь плачевному результату» (4).
Слоговое письмо «черт и резов», зафиксированное в археологическом раскопе Белой Вежи, созвучно с археологическими находками в Воронежском крае на городище Титчиха (Боршевская культура). Здесь также были найдены на глиняных черепках следы письменных знаков типа «черт и рез». Находки эти датируются VIII-IX вв. (5).
Нечто подобное встречали археологи в ходе раскопок Маяцкого городища близ города Лиски Воронежской области. Возможно, что это реликтовые остатки славянской письменности в форме «черт и резов», существовавших в славянском мире до появления кириллицы. Завершая анализ «Влесовой книги» Г.С. Гриневич пришел таки к мысли, что «дощечки» не подделка, а «страницы» подлинной книги - образца книжного дела IX века» (6).
V-й Международный съезд славистов, проходивший в Софии в 1963 году заинтересовался «Влесовой книгой» и стал ратовать за признание её подлинности. На Украине документ этот признан подлинным. Официально  изучение её введено в общеобразовательную программу средних школ и высших учебных заведений. (См.,: Велесова книга. Перевод и комментарии Валентина и Юлии Гнетюк. 4-е изд. М., «Амрита-Русь», 2010), стр. 16.)
С конце прошлого - начале этого столетия много внимания письменам на дощечках уделяет учёный Александр Асов, который 18 марта 2006 года приезжал в Воронеж и от имени Российского православного университета Иоанна Богослова приветствовал участников воронежской научно-практической  конференции: «Велесова книга: история и современность».
Основная мысль книги на дощечках - призыв к объединению славянских племён и родов перед лицом новой опасности – прихода варягов и засилья греков. Книга эта не просто историческая хроника, это книга – призыв, книга – крик в самый острый момент перед страшным переломом истории, который потряс Русь, а за ней, как всегда и другие народы. Взывая к прекращению распрей, волхвы на конкретных примерах прошлого доказывали, к каким губительным последствиям приводят междуусобицы и расторжения. Как это звучит актуально в наши дни.
Для нас воронежцев документ этот интересен тем, что здесь идет речь о древнем городе Воронеже времён IV века. Это тем более неожиданно, что на протяжении полутораста лет (с середины прошлого столетия и до наших дней) ведется спор, отрицающий летописный Воронеж. А с 1970-х до середины 1990-х гг. настойчиво вдалбливалась жителям мысль, что Воронеж существует , якобы  с 1585 года.
Крепостное укрепление славян в районе
санатория М. Горького

Академик Б.А. Рыбаков регион  Подонья в археологическом отношении называл «воронежским узлом», ибо здесь были взаимосвязаны памятники археологии разных эпох (7). Академик В. П. Алексеев этот край считал исключительно богатым «остатками древних памятников, ... настоящее Эльдорадо для археологов» (8). Ему вторил археолог А.В. Арциховский: «Бассейн Дона и Воронежа богат памятниками палеолита (Костенки), медного, бронзового, железного веков, скифской, сарматской, славянской и древнерусской культурой» (9).
Имея такое обилие памятников археологии, местные ученые до сих пор не «раскопали» городища, которое соответствовало бы летописному Воронежу. Видимо они полагают, что найдут останки прошлых эпох, где черным по белому будет написано - «Здесь был Воронеж!»  Древний город Воронеж следует искать от устья реки Воронеж до санатория им. М. Горького на правобережье реки. Это была та область, которая в летописных сводах именовалась города Червленого Яра (да и ныне крутой берег реки Воронеж до сих пор носит название - «Червленый Яр»).
В этом подлунном мире ничто не исчезает бесследно. Доказательством существования Воронежа древнейших времён, как ни странно,  являются - клады и находки монет в нашем крае. Известно, что клады монет являются надежным и объективным критерием для хронологической систематизации исторических событий. Они выступают своеобразной «металлической летописью» данного региона. Клады и находки монет являются большой ценностью, чем сама монета. Они вскрывают совокупность тех товаро-денежных отношений, которые имелись в момент сокрытия клада в землю. Здесь важную роль играет и топография находок монет, ибо вскрывают степень концентрации богатств в руках определенных слоев населения (10).
О чем же свидетельствует «металлическая летопись» Воронежа? В 1904 году на берегу реки Воронеж близ села Шилово весенней полой водой был вымыт денарий времен древнеримского императора Траяна чеканки 103 года (11). В 1914 году в самом городе Воронеже была также найдена серебряная монета Траяна, а при рытье канавы в Воронеже найдена монета Антония Пия. В селе Девице Семилукского района (недалеко от Воронежа) также найден денарий Антония Пия (12). Как интерпретировать эти находки? Не подкрепляют ли они сведения «Влесовой книги», что здесь задолго до нашествия готов имелось крупное поселение. Денежный знак императора Траяна (53-117) из династии Антониев попал в наши края после 103 года нашей эры. Это был золотой век Римской империи. В 106 году завоевание Дакии помогло римлянам усилить влияние в северном Причерноморье и развернуть оживленную торговлю с народами, проживающими в бассейне Дона (Танаиса). Понтом в то время управлял сподвижник Траяна Плиний Младший (13). Римские купцы на судах поднимались вверх по Дону и вели со славянами взаимовыгодную торговлю. Эти отношения всемерно поддерживал и другой римский император Адриан Пий Антонин (138-161), который победил в Причерноморье аланов, содейтсвовал украшению Ольвии и строительству других городов  на побережье Черного моря. В те годы славянские купцы вели торг мехами, воском, пенькой, льном, кожей, медом, рыбой, продавали они и рабов (14).
О непрерывном существовании поселений на Дону и на Воронеже в последующие времена свидетельствую данные «металлической летописи» края - находки многочисленных арабских серебряных монет - дирхемов (чеканить которые начали с 695 года). В пределах территории современного города они были найдены на Кузнецовском городище (санаторий им. М. Горького), на Белогорском могильнике, в окрестностях города в селах Девице, Борщево, Титчиха и др. (15). В последующие столетия в этих же местах находили множество кладов и монет джучидских правителей разных времен и эпох (16).
Можно ли после этого говорить об отсутствии в нашем крае оседлой жизни даже в период владычества Золотой Орды. Ведь в основе своей клады эти принадлежали не богачам, а рядовым жителям городов и деревень - ремесленникам и мелким торговцам, крестьянам и служилому люду. Осуществляя операцию «купля-продажа» им не всегда удавалось скопить нужную сумму и собранные деньги они прятали в надежный «сейф» - в землю. Другим важным фактором, способствующим сохранению денег в земле были пожары, набеги, войны (17).
Содержание «Влесовой книги» уводит нас к более отдаленным временам и дает нам пищу для новых сюжетов древнейшей истории края (борьбы с готами, сожжение города и заново возведение Воронежа на  пепелище). Конечно же, если бы заговорили могилы древних славян, расположенные в окрестностях города, они о многом могли поведать нам о начальных страницах истории. Но письменных источников о тех временах не сохранилось. «Велесова книга» даёт нам убедительные факты предыстории древнего города.
В этой книге «Воронежец» упоминается более десятка раз, свидетельствуя о важной роли этого города в период великого переселения народов по причерноморской степи.
Потерпев поражение от хитрых эллиной и готов, часть славян ушли на север и осели в приильменских озёрах и лесах. Именно тогда славянин – волхв по имени Хорыга, живший в Новгороде,  стал создавать на дощечках летопись древних славян, их странствия по белому свету. Это была «Велесова книга», дата её написания примерно - 875-886 годы (до принятия христианства).
Книга позволяет сопоставить мифологические сюжеты русского народа с реальными событиями и философией славянства во II тыс. лети до н.э – I тыс. н.э. 
Вышедшая в 2010 году четвёртым изданием книга Валентина и Юлии Гнатюк «Велесова книга. Влеs книга», объемом в 380 страниц и тиражом в 5000 экз. многое проясняет в древнейшей истории славянства. Вот лишь некоторые фрагменты связанные с «Воронежцем».
В дощечке № 24 сказано: «Воронежец был тем местом, в котором уселись готы и бились с руссами. Тот град был мал и в тех войнах был сожжен дотла. В пепел развеян ветрами во все стороны, и место это было оставлено. Но та земля – русская! Не отрекайтесь от неё и не забывайте её. Там кровь наших отцов проливалась и мы вправе (вновь) нагрянуть сюда. От Воронежца слава протекает к руссам, и они должны вострубить в рога…» (18) .
В дощечке №27 говорится: «Когда русы поднялись на битву и наверглись на готов так, те окружили землю Русколанскую и обрушились силами многими. Тогда отцы собрались в лесах у Воронежца и сразились… (напали) на готов всеми силами и разбили их…
В те лета были там готы Германариха и злобились на нас, и была великая битва, и готы были потеснены и отбиты к Донцу и Дону. И Германарих пил вино братолюбися с воеводами нашими и так утвердилась новая жизнь… (19).
В дощечке №32 вновь отмечено, что: «И была повержена Русколань от готов Германариха. А тот взял жену из Рода нашего и убил её. И тогда вожди наши потекли на них, но Германарих разбил их и убил руса Боже-Буса и семьдесят иных (воевод) распял на крестах. И тогда великая печаль объяла руссов.
И встал (на челе) младший Бус – Вендеслав, и собрал Русь, и повёл её на них, и в тот раз разбил готов, и ни к кому не проявил жалости. Потекли они на полночь и там исчезли». (20).
В дощечке № 34 – говорится: И вот князю Кию пришло на ум идти на волжских болгар. И пов1л он свою рать к полуночи, и аж до Воронежца дошёл, так как там были его пленные воины, и он должен был их вернуть.
И вот он  взял своих людей, а также отобрал Голынь – град русский, обретшись на Донской земле, - так он вернул тот край и насадил руссами». (21).
В дощечке № 36-А  - «Предсказано с древних времён, что мы должны сплотиться с иными и сотворить Державу Великую.
Мы должны возродить Русколань нашу в Голуни, с её тремястами городами и сёлами – там дым очагов дубовых, и Перун наш, и земля». (22).
Эти отрывочные сюжеты, связанные с Воронежцем, относятся к периоду с 324 – 357, 375 -500 гг., великих битв с готами, гуннами, волжскими болгарами  и другими народами. Там же под 375 годом было сказано, что «Воронежец был в древности, много веков поставлен, и окремлен от нападения вокруг».
Таким образом, воедино собрав  данные археологии, нумизматики, топонимики, письменные источники, данные «Велесовой книги» (23)  можно с уверенностью констатировать, что наш город один из древнейших российских городов. В прошлом его жители вели оживленную торговлю с Римом, Причерноморьем, арабами и странами Средней Азией. Так уж сложилась его судьбы в период великого переселения народов, когда он оказался на путях диких полчищ кочевников. Он неоднократно горел, возрождался и снова исчезал, что вновь возродиться.
Книга эта состоит из серии научных очерков:  скрупулезно анализирующих те одиночные факты истории, в которых в определенной  степени фигурируют сведения о Воронеже или о Придонском крае и пусть читатель сам делает соответствующие выводы. Путем привлечения дополнительных сведений автор пытается показать,  что жизнь «На Дону на Воронеже»,  зародившись в глубокой древности, не прерывалась до построения Воронежской крепости в 1585 году.

СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1. Народная правда, 1993, 7 апреля.
2. Ребиндер Б. Влесова книга: жизнь и религия славян. Киев, 1993, с. 56.
3. Гриневич Г. С. Праславянская письменность (результаты дешифровки). Т. I. М., 1993, с. 80.
4. Там же, с. 79.
5. Москаленко А.Н. Городище Титчиха. Воронеж, 1965, с. 161-162.
6. Гриневич Г.С. Праславянская письменность (результаты дешифровки). Т. I. М., 1993, с. 81.
7. Вспомогательные исторические дисциплины: историография и теория. Киев, 1988, с. 153-154.
8. Пряхин А.Д. Археология... Наследие. Воронеж, 1988, с. 3.
9. Арциховский А.В. Основы археологии. М., 1955, с. 194.
10. Вспомогательные исторические дисциплины: историография и теория. Киев, 1988, с. 153-155.
11. Серебряная римская монета - денарий (1 денарий = 10 ассам) чеканилась с 269 года до новой эры.
12. Петин В.М., Фролова Н.В. Монетные находки в Воронежском крае. - Записки Воронежских краеведов. Воронеж, 1987, с. 115-116.
13. Машкин Н.А. История древнего Рима. М., 1956, с. 421.
14. Там же, с. 427-429.
15. Москаленко А.Н. Славяне на Дону. Воронеж, 1981; Археологические открытия 1979 года. М., 1980, с. 47.
16. Записки Воронежских краеведов. Воронеж, 1987, с. 117-119.
17. Мельникова А. Клады земли Русской. - Наука и жизнь, №9, 1979, с. 85.
18. «Велесова книга…» Перевод и комментарии В. и. Ю. Гнатюк. М., 2010, с. 154-155.
19.  Там же, с. 172-173.
20. Там же., с. 193.
21. Там же, с. 201.
22. Там же, с. 209.
23. Велесова книга – уникальный памятник древнеславянской письменности IX в. н.э. Она была вырезана на деревянных дощечках славянскими волхвами-кудесниками. Книга охватывает двухтысячелетнюю историю миграций славяно – ариев из Семиречья к Днепру (XI в. до н.э – IX в. н.э.), отражает их религиозно-философское мировоззрение, а также взаимоотношения со многими другими народами Европы и Азии.
Велесова книга впервые переведена на русский язык ритмической прозой – строка в строку с древним текстом и сопровождается необходимыми пояснениями и комментариями авторов.
Данное издание стало возможным финансовой поддержке Михаила Задорнова. В предисловии он писал: «Велесова книга – это свод древнейших законов, бытовых правил, миропонимания и истории наших далёких предков, живших в ладу с окружающим миром… Кто не помнит своего прошлого, у того нет будущего!»
«Велесова книга» - величайшее произведение, входящее в сокровищницу общеславянского культурного наследия. Её оппоненты пытаются доказать, что это  подделка, принижая тем самым достоинства книги. Я же убеждена в её подлинности, - заявила учредитель Национальной литературной премии «Золотое Перо Руси» Светлана Савицкая».



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Древнейший русский город Воронеж, расположенный  на одноимённой реке Воронеж, по праву является столицей Чернозёмного края, так как именно он дал начало заселения этого региона и появлению других населённых мест на юго-восточной окраине Руси.  За многие годы своего существования город впитал в себя исторические, топонимические, экологические и  социальные особенности  региона.
Среди 150 тысяч населенных пунктов Воронеж занял видное место в Российской Федерации. Это  административный  – центр Воронежской области, расположенной на границе  лесостепной и степной зон Среднерусской возвышенности и Окско-Донской низменности, чем обусловлено живописное её разнообразие.
По данным на 1 марта 2005 года площадь области составляет 52,4 тыс. кв. км. С севера на юг она простирается на 277,5 км., с запада на восток – 352 км.  Население Воронежской области – 2503,8 тыс. км., из них 61,4 % проживают в городах (имеется 15 городов и 32 административных образований), плотность населения на 1 кв. км. – 47,8 чел.
За успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства этот город  дважды удостоен награды: в мае  1975 г. «За мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны и успехи в развитии народного хозяйства»  он награжден орденом Отечественной войны  I-й ст., а в марте 1986 года «..За большие заслуги трудящихся   города в революционном движении, их вклад в борьбу  с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, успех, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, и в связи с 400-летием со времени основания наградить город Воронеж орденом Ленина»
Воронеж расположен на берегах рукотворного моря, созданного в 1972 году в 12 км. от впадения реки Воронеж в Дон (1).
Города, как и люди, рождаются, живут, порой умирают. В ходе своего развития они органически вписываются в окружающий ландшафт, а в процессе созидательной деятельности  преобразуют  среду обитания, придавая ей определённую ауру, своеобразный имидж.
Известно, что одна из десяти муз древнегреческой мифологии Клио (покровительница истории), не терпела суетливости и фальши. Она твёрдо знала, что история (древнегреч. – рассказ о прошедшем, об узнанном) – это наука, изучающая прошлое бытие общества во всей конкретности и многообразии. Для установления закономерностей исторического процесса, она исследовала факты, события и процессы, происходящие в той или иной стране, на той или иной территории. При этом она опиралась на строго выверенные факты.
Перестроечное время породило парад суверенитетов, свободомыслия и вседозволенности, делай что хочу! Интерпретируй факт - как тебе угодно!, Это привело к некоторому  волюнтаризму в трактовке событий, фактов и явлений минувшего.
Если в прошлом столетии учёные придерживались только одной трактовки, полагая, что Воронежу  425 лет, то никакой речи не могло идти о летописном, а тем более древнем Воронеже. Такова была воля партийной номенклатуры в советский период. Ныне иное дело: появилось новые данные о  древнем Воронеже готских времен. Так ли это?
Ведь любое поселение возникает на месте торга, обмена продуктами, на пересечении торговых путей. Исходя из этого, попытаемся представить, что Воронеж возник  на пересечении средневековых торговых путей, идущих  с востока на запад, на так называемом «шелковом пути» из Булгар в Куябу (Киев), а также  с юга на север от города Таны (Азова) на Рязань, Москову, Владимир.
Кстати, этот путь известен с древнейших времен и просуществовал до прихода в Причерноморье кочевых народов, которые грабили торговые караваны, купцов, не давая свободному развитию торговли.
На различных поворотах отечественной истории Воронеж играл заметную роль в судьбах страны. В глубокой древности только лишь упоминался «незнаемый Воронеж», в средние века, когда через него следовал «шелковый путь» из Волжской Болгарии в Киев, то он начинал своё вхождение в сонм древнейших поселений, как торговый центр, охраняющий купеческие караваны и воюющий с кочевниками – мадьярами, половцами, печенегами.
В летописное время город «Вороножь» помогал Рязанскому княжеству в его борьбе с владимирскими князьями, население этого региона мирно соседствовали с кочевыми народам. Здесь Ярополк Ростиславович набирал диких половцев . Именно тогда, в 1177 году, имя Воронежа впервые появляется в русских летописях.
После завоевания русских княжеств войсками хана Батыя и господством над краем ханов Золотой Орды, имя «Воронеж» пропадает из поля зрения исследователей, но появляются города Червленого Яра, которые упоминаются в грамотах русских митрополитов   по поводу спора Сарайской и Рязанской епархий по вопросу сбора дани с церквей находящихся на территории, захваченной  татаро - монголами.
После битвы на поле Куликовом и падения престижа Золотой Орды, территория края, на которой располагались владения ханов оказалась «Диким полем». Это народное определение не точно отражало реальность. В этом «Диком поле»  оставалось русское  население помогавшее татарам на речных переправах, исполняющие ямскую службу, охраняющие пограничные владения татар. Именно в то время началось формирование казачества, интересной и самобытной прослойки русского и украинского общества (на Днепре – запорожское казачество, на Дону – донское казачество). И вновь Воронеж становится колыбелью зарождающегося донского казачества.
Чтобы успешно контролировать огромные пространства земли, простирающиеся от границ Рязанского княжества на юг до Азовского и Черного морей, русский царь Иван Грозный учреждает сторожевую службу и замышляет построить «на Дону на Воронеже» крепость.
Неожиданная смерть Ивана Грозного в марте 1584 года прервала эти планы. Последний Рюрикович  Федор Иванович воплощает замысел отца и строит царев город – крепость Воронеж. Так был заложен первый камень в колонизации огромных пространств Черноземья. Воронеж стал ревностно выполнять погранично-охранную функцию на юго-востоке Руси.
Под эгидой Воронежа началось строительство других городов–крепостей  оберегающих границы страны от ежегодных набегов крымских, азовских  и ногайских  татар. Эту функцию воронежская крепость выполняла до петровских времен.
Избрав город Воронеж местом строительства морских кораблей, царь придал этой крепости важнейшее значение, сделав Воронеж – колыбелью русского военно-морского и торгового флота. После второго Азовского похода взятии крепости в устье Дона в одночасье раздвинуло границы России до берегов Черного и Азовских морей. Это был очередной вклад воронежцев в возвеличивании мощи страны.
После смерти Петра великого Воронеж военный мундир сменил на купеческий кафтан. Губернский город стал центром промышленного и сельскохозяйственного производства.
В предвоенные 1930–е годы  вновь Воронеж стал знаменит тем, что здесь на местном аэродроме был произведен эксперимент с высадкой первого десанта с выполнением боевой задачи, что дало повод для зарождения нового вида вооруженных сил – воздушно-десантных войск.
Но самый значительный вклад Воронеж свершил в годы Великой Отечественной войны, когда остановил врага на «Дону на Воронеже» и 212 дней и ночей перемалывал живую силу и технику гитлеровцев, оттягивая от Сталинградского фронта свежие дивизии с западного фронта, танки, самолеты и другое вооружение.
После изгнания врага с территории области жители города приняли активное участие в восстановлении города, разрушенного на 93%. Видимо неспроста летом 1943 года, после освобождения города от фашистских захватчиков,  Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин, с кратковременным визитом посетил Воронеж (это случилось 15-16 июня 1943 г.).  17 июня Иосиф Виссарионович был уже в Москве.
Его, видимо, интересовала степень разрушения города и народного хозяйства, промышленных предприятий региона. Возможно, что кратковременный  визит был сопряжен с тем, что после войны следовало в кратчайшие сроки восстанавливать города и населённые места Советского Союза Ведь как не говорите, а 1710 городов страны было разрушено, 70 тысяч поселков и деревень сравняли фашисты с землей. Как мы знаем, что Воронеж в числе 15 городов страны был включен на выделение огромной суммы для восстановления жилого фонда города и промышленных предприятий.
И на трудовом поприще воронежцы свершили достойный подвиг к 1957 году восстановили народное хозяйство города и области, за что были награждены орденом Ленина.
Как явствует из этого краткого обзора деяний  воронежцев, их вклад в общую копилку страны – значителен.  Им есть чем гордиться, и они по праву были удостоены почётного   звания – «Город Воинской Славы»…


ВОЕВОДЫ ВОРОНЕЖСКОЙ КРЕПОСТИ
С 1585 ГОДА   ДО ПЕТРА ВЕЛИКОГО

1585 год - воевода Семен Федорович Сабуров, осадный голова – И. Н. Судаков-Мясной; донской голова - В. Г. Биркин.
1586 год - Воевода Василий Григорьевич Биркин.
1587 год - Воевода Федор Михайлович Ласкирев.
1588 год - Воевода Григорий Петрович Ромодановский.
1589 год - Воевода Иван Андреевич Шибановский-Долгорукий (убит украинскими казаками 22 апреля 1590 года).
1590 год - Воевода Григорий Иванович Долгорукий (воеводстволвал до 7 августа 1592 года).
1593 год - Воевода Юрий Васильевич Дмитриев.
1594 год - Воевода Иван Федорович Кобяков.
1595 год - Воевода Василий Григорьевич Щетинин.
1596 год - Воевода Семен Михайлович Лобанов-Ростовский.
1597 год - Воевода Федор Борисович Гладышев-Мосальский.
1598 год - Воевода Федор Александрович Мосальский.
1599 год - Воевода Федор Борисович Елецкий.
1600 год - Воевода Владимир Игнатьевич Вешняков (воеводствовал до 1602 года).
1602 год - Воевода Борис Семенович Собакин, да Семен Яковлевич Беклемишев.
1603 год - Воевода Иван Михайлович Борятинский.
1604 год - Воевода Иван (Заяц) Дмитриевич Плещеев.
1605 год - Воевода Борис Никитович Приимков.
1606 год - Воевода Михаил Самсонович Дмитриев.
1607 год - Воевода Данила Иванович Долгорукий.
1608 год - Воевода Федор Борисович Елецкий.
1609 год - Лжедмитрий II-й укрепил Воронеж, но в декабре 1610 года был убит.
1610-1612 гг. - В период Смуты нет сведений о воеводах.
1613 год - Воевода Михаил Андреевич Куракин.
1614 год - Воевода Василий Петрович Ахмащуков-Черкасский.
1615 год - Воевода Никита Петрович Борятинский,
1617 год - Воевода Василий Романович Пронский.
1618 год - Воевода Артемий Васильевич Лодыгин. 1620 год - Воевода Борис Иванович Нащокин. 1622 год - Воевода Василий Алексеевич Третьяков.
1624 год - Воевода Иван Васильевич Волынский.
1625 год - Воевода Степан Иванович Великий-Гагин.
1626 год - Воевода Василий Алексеевич Третьяков-Головин.
1629 год - Воевода Исаак Семенович Погожий (Погожево), воеводствовал до второй половины 1530 года.
1630 год - Воевода Семен Петрович Львов (с сентября 1630 г.).
1632 год - Воевода Василий Петрович Щербатой, да голова Иван Васильевич Биркин (сын первостроителя крепости).
1633 год - Воевода Матвей Тимофеевич Измайлов.
1635 год - Воевода Максим Семенович Языков.
1637 год - Воевода Савелий Иванович Козловский
1638 год - Воевода Мирон Андреевич Вельяминов.
1640 год - Воевода Андрей Иванович Солнцев-Засекин.
1642 год - Воевода Василий (Меньшой) Григорьевич Ромодановский (воеводствовал до 1644 года).
1644 год - Воевода Афанасий Федорович Бабарыкин.
1645 год - Воевода Андрей Васильевич Клепиков-Бутурлин (приведен к кресту в 1645 году и был воеводой до 11 мая 1647 г.).   
1647 год - Воевода Василий Тимофеевич Грязной.
1649 год - Воевода Василий Михайлович Еропкин.
1650 год - Воевода Василий Петрович Кропоткин.
1654 год - Воевода Федор Юрьевич Арсеньев.
1655 год - Воевода Викула Яковлевич Непейцын.
1657 год - Воевода Иван Яковлевич Кушелев.
1659-1661  годы - Воевода Сеит Алексеевич Хрущев.
1661 год - Воевода Иван Дмитриевич Сонцев.
1663 год - Воевода Фома Осипович Кривцов.
1664 год - Воевода Яков Иванович Татищев
1667-1670 годы - Воевода Василий Иванович Уваров.
1670-1672 годы - Воевода Борис Григорьевич Бухвостов.
1672 год - Воевода Михаил Федорович Самарин
1673-1676 годы - Воевода Борис Григорьевич Бухвостов.
1676 год - Воевода Парфений Павлович Сомов (был недолго, после него стал воеводой Гаврила Хрисанфович Волков).
1677 год - Воевода Максим Михайлович Карташов.
1679 год - Воевода Михаил Иванович Вырубов.
1681-1683 годы - Воевода Иван Семенович Шаховской.
1683 год - Воевода Осип Алексеевич Нармоцкий.
1687 год - Воевода Василий Иванович Логовчин.          
1688 гoд - Воевода Никита Лукич Головкин (упоминался и в 1691 г.).
1692 год - Воевода Михаил Иванович Леонтьев (воеводствовал до половины 1695 года).
1695 год - Воевода Савин (Савва) Семенович Горчаков (бит по указу царя кнутом в декабре 1696 года)
1697 год - Воевода Дмитрий Васильевич Полонский (также бит кнутом за нерадение по царской службе).
1698 год - Воевода Еремей Назарьевич Хрущев.
С того времени город стал управляться обер-комендантами
Первым комендантом (в звании Донского генерал-губернатора) был Ф.М. Апраксин до 1709 года. В мае 1709 года его сменил обер-комендант С.М. Колычев. При нем V учреждены губернии и он был назначен вице-губернатором (упоминался таковым и в 1717 году).
(Сведения о воеводах почерпнуты из Разрядных книг, Памятных книжек Воронежской губернии и Воронежского юбилейного сборника в память 300-летия г. Воронежа, изданного в 1886 году).

КРАТКАЯ ЛЕТОПИСЬ КАЗАЧЕСТВА