Два портрета генерала П. П. Коновницына

Владимир Варнек
1. Александр Григорьевич Варнек. Портрет графа П.П. Коновницына. 1819. Х.м. 82х70. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник. [1].
2. Неизвестный художник. Портрет Коновницына Петра Петровича. 1810- Х.м. 75х63. Государственный исторический музей [2].

КОНОВНИЦЫН ПЕТР ПЕТРОВИЧ (1764–1822), генерал от инфантерии (1817), военный деятель, входит в число самых знаменитых графов и в число самых знаменитых героев России [3,4]. К воинской службе приступил в 1785 г.; участвовал в боевых действиях против шведов (1788–1790) и поляков (1794), а в 1808–1809 гг. – вновь в боевых действиях против шведов, отличившись в которых, был произведен в генерал-лейтенанты.

В начале войны 1812 г. Коновницын командовал 3-й пехотной дивизией, которая сдерживала натиск основных сил противника и отличилась в боях при Островно, Смоленске и Лубине. В день Бородинского сражения генерал возглавил оборону левого фланга, был дважды контужен, но не оставил поля боя. Уже на следующий после битвы день М.И. Кутузов назначил Коновницына командиром 3-го корпуса, а в дальнейшем сделал его своим ближайшим помощником. Отличившись в сражениях под Тарутино, Малоярославцем, Вязьмой и Красным, Коновницын получил звание генерал-адъютанта. Приняв участие в зарубежном походе русских войск 1813 г., он был серьезно ранен и в боевых действиях больше не участвовал.

В последующие годы Коновницын занимал пост военного министра, был членом Госсовета и директором военно-учебных заведений и Царскосельского лицея. За время службы награжден десятью орденами и золотой шпагой «за храбрость» с алмазами. Похоронен в селе  Кярово Гдовского уезда Псковской губернии [3–5].

Представив выше краткую биографическую справку о человеке, который запечатлен на двух приложенных к миниатюре портретах, хотел бы сообщить читателям, что задача,   связанная с данными портретами, возникла передо мной несколько лет назад, когда я впервые узнал из интернета о существовании второго, приложенного к миниатюре портрета.

До этого я знал лишь об одном живописном портрете П.П. Коновницына (исключая портрет Дж. Доу), находящемся в собрании музея - заповедника «Бородинское поле», воспроизведенном на весь разворот листа в красочном альбоме, изданном сотрудниками музея-заповедника в Издательстве «Белый город» в 2007 году [1].
Данный портрет приложен к миниатюре слева.

В этом же году в   Материалах XIV Всероссийской конференции конференции: Бородино, 4 -6 сентября 2006 г.  была публикована статья главного специалиста музея-заповедника В.Е. Афилатова «Материалы к атрибуции живописного портрета П.П. Коновницына из коллекции Государственного Бородинского военно-исторического музея – заповедника» [6].  В ней автор статьи подробно рассказывает историю бытования данного портрета, и я попробую воспроизвести ее здесь в краткой форме, поскольку она понадобится нам для разговора о втором, почти что, идентичном портрете П.П. Коновницына, приложенном к миниатюре.

Замечу, что о его предыстории я почти ничего не знаю, и могу лишь сообщить здесь некоторые свои соображения о нем. Очевидно, что и В.Е. Анфилатов в 2007 году ничего не знал о существовании второго похожего портрета Коновницына, который непременно упомянул бы в своей статье. Предполагаю, что о данном портрете знают что-то сотрудники ГИМа, но, судя по справке о портрете в интернете, не знают они ни его автора, ни года написания, и хорошо, что в справке указаны хоть размеры портрета, меньшие, чем у «бородинского портрета».

Сообщу теперь вкратце те сведения  о «бородинском портрете», которые привел в своей публикации В.Е. Анфилатов. 

Поступил репрезентативный портрет П.П. Коновницына в музей в 1953 году из собрания ГИМа как работа неизвестного художника, и в том же году он был отреставрирован. Находится с тех пор в постоянной экспозиции музея, посвященной Бородинскому сражению (в Альбоме  Белого города эта экспозиция представлена).

На основании анализа двух наклеек на подрамнике портрета автор публикации сделал вывод, что данный портрет многие годы находился в родовом имении Коновницыных в селе Кярово Псковской губернии и был подарен семьей Коновницыных «Музею 1812 года», который предполагалось создать в Москве спустя столетие после завершения Отечественной войны.

В связи с приближением 1-ой Мировой войны этого намерения не удалось осуществить, но в 1913 году состоялась грандиозная выставка «1812 год», на которой обсуждаемый портрет был представлен Московским дворянским благородным собранием (к этому факту мы еще вернемся при обсуждении второго портрета).

Далее В.Е. Анфилатов сообщает, что «портрет не имеет авторской подписи, не датирован, и первую версию его авторства мы узнаем из издания великого князя Николая Михайловича «Русские портреты» [7], где он воспроизведен фототипическим способом как работа О.А. Кипренского. Чем это авторство обосновано неизвестно. Верить этому, как говорится, несерьезно <…>».

Далее автор  статьи выдвигает свою версию, согласно которой  автором обсуждаемого портрета является художник-портретист Александр Григорьевич Варнек, написавший его в 1819 году, и обосновывает ее, ссылаясь на монографию В.С. Турчина, в которой помещен список работ художника, причем портрет П.П. Коновницына значится в нем под номером 125 [8].

Вторым аргументом Анфилатова явилось то, что сын президента Академии художеств,  Оленин Петр Алексеевич, генерал-майор и участник Отечественной войны 1812 г., выполнил копию с портрета  А.Г. Варнека 1819 г, находящуюся ныне в собрании Музея-панорамы «Бородинская битва» [9].  А он-то, бывший участник Отечественной войны 1812 г., ставший Почетным членом ИАХ,  уж точно знал, что выполняет копию с портрета Варнека, а не Кипренского.

В то же время, ссылка на автора монографии В.С. Турчина в данном случае не вполне корректна, т.к. более целесообразно при атрибуции портрета сослаться на первоисточники.  Одним из них является Список Каменского, опубликованный в 1839 году и повторенный ныне в сборнике Н.С. Беляева [10]. Из данного списка следует, что в указанном году портрет П.П. Коновницына находился у его наследников, а, следовательно, был заказан художнику им самим (Кипренский, кстати, в 1819 году уже три года находился в Италии, и поэтому данный портрет написать не мог).

Вторым первоисточником является малодоступный, строго говоря, архивный документ, содержащий собственный список работ А.Г. Варнека за 1819 год. Но в моей публикации в «Невском библиофиле» данный список был воспроизведен и проанализирован, и из него видно, что в этом году художник выполнил портреты четырех генералов, в том числе, портрет генерала от инфантерии П.П. Коновницына [11].

Обратимся теперь ко второму портрету П.П. Коновницына, приложенному к миниатюре и сравним его с первым портретом.  Сходство его, на мой взгляд, очень большое, особенно в незначительных, казалось бы, нюансах.  Но на некоторые несоответствия я хотел бы обратить внимание. Так прическа генерала на первом портрете выглядит более строгой, но мне представляется, что это дело рук реставраторов, «причесавших» генерала и убравших немного торчащие пряди волос, которые мы видим на втором портрете.

Взгляды модели несколько разные, и если с первого портрета генерал пристально «смотрит» на зрителя, то на втором портрете взгляд его рассеянный, и генерал находится, как буд-то, в состоянии задумчивости.  Лицо его «чуть-чуть» на данном портрете боле вытянуто, и из-за этого, а также  втянутых щек выглядит он на нем более аскетично. 

Немного по-разному смотрятся кисти рук на портретах. Если на первом из них генерал твердо держится за столешницу, то на втором портрете кисть его руки расслаблена.

Но самое главное различие портретов состоит в том, что треуголка с перьями, форменная шляпа военнослужащих тех времен, на первом портрете имеет больший размер и не содержит двух деталей – полосок на боковой поверхности головного убора, которые присутствуют на втором портрете. И этот небольшой нюанс запомним на дальнейшее.

А сейчас отмечу последнее различие двух портретов, состоящее в том, что цвет фона на них разный, но поскольку первый из них находился на реставрации, а второй, скорее всего, нет, то это различие, может быть, и связано только с этим.

Установив главное различие двух рассматриваемых портретов - полоски на треуголке для второго портрета - , а также вспомнив, что В.Е. Анфилатов в своей публикации упоминал  портрет П.П. Коновницына, воспроизведенный фототипическим способом в «Русских портретах», решил выяснить, а какой же портрет был воспроизведен в первом из пяти томов «Русских портретов» – первый или второй?

Оказалось, что второй из прилагаемых портретов (на котором имеются две полоски на треуголке), и это позволило добыть «крупицу информации» о данном портрете. Как сообщается в аннотации к портрету из «Русских портретов», он, как и первый портрет, находился в Московском дворянском благородном собрании, откуда так же, как и первый портрет, поступил в Государственный исторический музей.

Вероятно,  и заказало этот второй портрет генерала Коновницына меньшего размера Московское дворянское благородное собрание, открытое в Москве в 1783 году по инициативе попечителя Опекунского совета Михаила Фёдоровича Соймонова и князя Алексея Борисовича Голицына. Главный вопрос заключается в том,  а кому оно заказало данный портрет?

Думаю, что заказало оно его тому же художнику, которому заказал самим Коновницыным его первый портрет, т.е. А.Г. Варнеку. И мой аргумент возник не на пустом месте, поскольку это будет четвертый пример, когда художник выполнял дубли со своих портретов. 

Самые ранние портреты графа С.О. Потоцкого, почетного любителя ИАХ (для него лично и для Академии художеств)  Варнек выполнил в 1802 году [10, 12].  Уже вернувшись из Италии, он выполнил ок. 1812 г. еще два портрета графа Н.С. Мордвинова, почетного любителя ИАХ  (для него лично и для Академии художеств) [12]. Известно и два портрета генерал-лейтенанта А.Д. Балашова, выполненных примерно в это же время, один из которых находится в настоящее время в ГИМе [8], а другой в Музее-панораме «Бородинская битва).

Все эти портреты не идентичны друг другу, и небольшие различия не них просматриваются. В то же время, на портретах П.П. Коновницына из музея «Бородинское поле» и ГИМа настолько близкое соответствие в отдельных деталях, что вряд ли эти портреты были выполнены разными художниками.

ПРИМЕЧАНИЯ   
1. Анфилатов В.Е., Громова Т. Государственный музей-заповедник «Бородинское поле». М.: Белый город, 2007. С. 34.
2. Портрет Коновницына П.П . catalog.shm.ru   ГИМ. Экспозиция музея Отечественной войны 1812 г.
3. Сурмина И.О. Самые знаменитые герои России. М.: Вече, 2003.4. Лубченков Ю.Н., Лубченкова Т.Ю. Самые знаменитые князья и графы России. М.: Вече, 2004.
5.  «Словарь русских генералов, участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812–1815 гг.» // Российский архив. Т. VII – М.: студия «ТРИТЭ» Н. Михалкова, 1996.
 6. Анфилатов В.Е. Материалы к атрибуции живописного портрета П.П. Коновницына из коллекции Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника. М.: Полиграф Сервис, 2007. С. 90. 
7. Великий князь Николай Михайлович. Русские портреты XVIII – XX столетий. СПб., 1905. Т. 1, вып 4. №126. 
8. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782–1843. М.: Искусство, 1985.   
9. Езерская И.А., Прудников Ю.Ф. Альбом «Недаром помнит вся Россия»: Отечественная война 1812 года. М., 1986. С. 49. 
10. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. Т. 3, отд. 4. С.12.   См. также статью в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.11.
11. Варнек В.А. О собственном списке художника А.Г. Варнека. Невский библиофил. 2014. Вып. 19, С. 191 – 199.
12. Каталог  выставки «Из собрания научно-исследовательского музея Российской академии художеств», посвященной 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. М. 2002.

19.07.2021.