Theodor Bastard и Женская магия

Станислав Ларионов
Новогодний концерт - 06.01.2020 СПб клуб "Опера"

И снова я у самой сцены.
Выходят музыканты, Александр последним, подключаются, музыка началась - Яны ещё нет. Я не узнаю песню, но мне очень и очень нравится вступление.

Появляется Яна, подходит к микрофону и...

Вейся, ты вейся
Круги на воде и я не верю
Ты видела сны, где я иду в след
Ты видела сны, моя Алтея

"Алтея" меня сметает, сразу, с первой строчки, - я три концерта ждал эту песню, уже думал, что её не поют. Группа изменила аранжировку и песня зазвучала как сюрприз, внезапно, тем сильнее получилось впечатление!
Хотя сметает, нет, не то слово, - сквозь меня несётся ураган, потоки энергии, но я словно прозрачный, меня не уносит с ураганом, во мне ничего не противопоставляется этим потокам силы, я только наблюдаю мощь.

Концерт продолжается и я в ожидании продолжения мистического погружения, но что-то идёт не как раньше: словно меня позвали на корабль, где все свои, но поплыли мы к неизвестным берегам. Я слушаю и ничего не понимаю, что происходит - вроде всё понятно и песни знакомые, а всё какое-то странное, неуловимо неузнаваемое.
Мистических песен с ранних альбомов почти не поют, только все поздние, с "Ойкумены", с "Ветвей".

Новую песню спели - "Лес"(с 38:20 на прикреплённом видео) - ощущение, что это мейнстрим, что это форматная песня. Простой текст, простые гармонии, простые аранжировки. Такое ощущение, что я поп-музыку слушаю, но поп-музыку от Theodor Bastard. Я очень напрягся.
В ту же сторону прозвучали "Колодец", "Колыбельная" и "Серп", которые пели и раньше, но после появления "Леса" это всё стало укладываться в какую-то концепцию. Концепцию сырую, где музыка и вокальная подача не вполне соответствуют другу другу, где на передний план выходит текст, задвигая форму. Концепцию Theodor Bastard без мистики.

Это меня напугало больше, чем могла бы напугать темнота. И из-за того, что не пугало, напугало больше, чем если бы пугало.

Потом образ возник - словно Галадриэль давала вечеринку в духе Гендальфа. Пришла к хоббитам, которым накануне показывала зеркало и магию с мистикой и говорит: "А давайте поедем на пикник, в бадминтон поиграем, песен споём?!", а ты думаешь: "Знаем мы ваш бадминтон, потом замахаешься из подсознания выбираться. Тараканов разбуженных выстраивать! Страшно-то как!"

А она на самом деле хотела просто бадминтон.

Получился такой светлый, простой, лёгкий концерт, абсолютно не мистический, хотя силы были в некоторых эпизодах задействованы большие, мощь в голосе была, Яна по прежнему может ей управлять.
И в то же время ничего не пугало. В "Колыбельной" после громкого и шумного проигрыша за словами "потерял мужик душу" Яна спрашивала, мол мы в этой песне так шумно сделали, чтобы показать, что мужик потерял душу, это же страшно, вам было страшно?  - Неа, - думал я, - не было.

Кульминация немистического подхода была, это когда Александр на песне "Benga" дочку маленькую вытащил на сцену и они вместе прыгали держась за руки как на детском утреннике. Это правда получился концерт новогодний - Дед мороз и Снегурочка приехали. Тут я и расслабился, поверил, что будет просто бадминтон.
Ну какая тут мистика, какая таинственность? Так всё весело и шло. Группа даже финальную заявленную в сет-листе "Пустоту" не стала исполнять. "Пустота" и правда песня довольно тёмная и страшная и к общему настроению концерта никак не вязалась.

И ещё одно наблюдение возникло, уже после концерта. Похоже, что группа отдыхает от записи альбома, сессии которого у них как раз проходят в это время. И что эта подача уже какой-то переходный этап. Старые песни не очень звучат. В некоторых песнях было видно, что Яна работает. Причём не во всей песне, какие то повторы - вот она работает, а потом - хоп! голос вниз, аж прям чувствует, наслаждается вот этой силой, а какой-то другой проигрыш или мотив спокойно так пропускает. Видно, что в головах у них альбом новый. И другой!

Думаю, что Theodor Bastard меняется и старого уже не будет.
А какой будет?! Это волнующий и болезненный момент. Судя по песне "Лес" группа может пойти в сторону женской магии. По крайней мере для меня песня именно так и прозвучала. И здесь появляется много тревог и надежд.

Магию, которую вызывал ранее Theodor Bastard я для себя называю эльфийской. Ну, кто Галадриэль видел во "Властелине колец" или читал у Толкина, да и примеры из валлийских легенд подойдут, когда это сила какая-то стихийная, первобытная, корневая, от глубин земли. Она скорее вселенская, чем человеческая. Она будто обращается к чему-то общему во всех и лишённому индивидуальности. К единому в каждом из нас.
Такая сила идущая через женщину мне кажется органичной и лично у меня перед такой силой нет ни иммунитета, ни потенциала.

А то, что я называю для себя женской магией как раз очень человеческая, хотя не менее глубокая, только не от корней земли, а от человека к человеку, к душе от души.
Тут с примерами трудно, хотя вызывать эту магию желающих несть числа. В музыке она или сразу коммерциализируется и опошляется, выставляя на продажу наиболее цепляющие атрибуты, или превращается в бытовуху, типа "важней всего погода в доме", где глубины никакой.

Я очень опасаюсь, что Theodor Bastard могут не справиться с материалом. Что женская магия не оформится должным образом. Мне бы не хотелось увидеть очередные лирические фолк-песни лишённые глубины и силы.
Но если у них получится..... Ух!

У Zaz, пожалуй, бывает такая сила в манере, в подаче, особенно на живых выступлениях.
Или вот из жизни, например, как мне мама рассказывала, - они из бедной многодетной семьи, послевоенное время, сидят дома одни, холодно, жрать нечего, скучно, пусто, а приходит с работы мать (моя бабушка) и она только в дом зашла, а уже тепло, светло, уютно. Такое вот воздействие от женской магии.
Эта сила идущая через женщину мне кажется вообще ей свойственной и родной, и сопротивляться ей, не знаю, наверное не получится. Да и желания нет!

Ещё пример вспомнил, у того же Толкина.
Сэм, как известно, был большой почитатель эльфов и охотник до эльфийской магии, которой в походе насмотрелся сполна. По возвращении женился, и зажил семьёй, но о эльфах думать не перестал и когда проводил Фродо, Владык эльфов и Гендальфа мог бы с расстройства и приболеть.
Но жена Сэма Рози, словно чувствуя состояние мужа применяет эту самую женскую магию, да ещё комбинированно!

"...и был тёплый свет в окне, и горел камин; и ужин был готов, и его ждали. И Роза затащила его, и усадила его в его кресло, и посадила малышку Эланор ему на колени.
Он глубоко вздохнул. "Ну, я вернулся", - сказал он."

И это последние слова в книге.

Внешняя ссылка на текст с музыкой https://vk.cc/c46e7W