Как я малину решила продать

Лариса Малмыгина
-или стоит ли баловать соседей -


Это произошло в дикие девяностые годы. Тогда в моде была джинсовая одежда, особенно так называемая «варёнка». Она продавалась на рынках и стихийных базарах, которые приткнулись на каждом свободном пятачке городов и сёл, но цены кусались, да и изделия не радовали качеством: порою разъезжались швы или на теле оставались синие пятна.

А одеваться модно и безопасно хотелось. Тогда и подумали мы о своём производстве курток из джинсовой ткани. Надо сказать, что муж мой уникален, так как умеет исключительно всё, таких в народе называют – мастер золотые руки. Тогда ещё он не занимал высокий руководящий пост, был обыкновенным начальником участка, и свободное время у него имелось.

Моя мама в советские времена являлась престижным закройщиком – модельером и к ней стремились попасть все блатные щёголи города, а у этой звезды местного масштаба росла дочка, совершенно равнодушная к кройке и шитью.

- Как ты будешь на свете жить, – сокрушалась мама, одаривая меня жалостливым взглядом, - ведь пуговицу-то с трудом пришиваешь? Если только муж рукастый попадётся, хотя это из области сказок!

Но сказки имеют свойство становиться явью. Парень, в которого я влюбилась, был именно рукастым. А главное для тёщи, он умел качественно шить. И это умение особенно проявилось в девяностые, когда вовремя не выдавали зарплату.

Итак, изготовив четыре стильные джинсовые куртки всей семье, супруг решил шить их на продажу. Сначала на свет появилась одна – на меховой подкладке, таким же воротником, замком-молнией и множеством потайных карманов. И вот с этой одной я вышла на рынок, чтобы её предложить покупателям.

Стояла в общем ряду среди торговцев и краснела от стыда, что кто-то из знакомых может меня увидеть. Не увидели, но и куртку мою проигнорировли. Проходили мимо, воротя от неё носы. Несколько человек всё же приблизились, с надменным видом пощупали ткань и удалились 

И тогда я, сгорая от стыда, позорно сбежала с лобного места, ибо продавать не умела и не любила категорически. Так получилось и тогда, когда мы в нулевые купили небольшую дачу в курортном месте. Каждый год я привозила в город мешками яблоки и раздавала соседям. Те, конечно, с превеликим удовольствием брали и искренне благодарили.

После постройки загородного дома на двадцати сотках мы принялись привозить соседям излишки не только яблок, но и моркови, свёклы, кабачков, острого перца и так далее, так как после  неудачного эксперимента с курткой я зарубила на носу на всю оставшуюся жизнь, что торговля – не моя стихия, а выбрасывать продукты нельзя. 

Благодарности стали сдержаннее, но, окрылённая идеей накормить всех,  я этого не замечала.  И вот настал день, когда…..


Малины в этом году много, очень много и через день мы собираем её по два пятилитровых ведра. Естественно, заморозили, наварили варенья и желе, отдали детям и родным, и, наконец, остановились в осознании того, что дальше её девать некуда.   

- Завтра едем в город, отдай соседям, - с иронией проговорил муж, - делать добро – твоё любимое занятие.

- А я её продам, – самонадеянно заявила я. – Слишком долгое и нудное это занятие – собирать малину, уходит по четыре часа личного времени.

- Ты? Продашь? – рассмеялась моя недоверчивая половина. – Посмотрю, как ты это сделаешь.

- Продам за чисто символическую цену, - стала мечтать я, когда мы подъезжали к дому. – На рынке килограмм стоит четыреста рублей, а я её уступлю по сто.
Представляешь, триста рублей за ведёрко, это же совсем недорого.

- Ты хоть по десять продай, - съехидничал муж.

Возле подъезда сидели бабушки.

- Вам малина нужна? - поздоровавшись, спросила я.

Старушки оживились, но когда я сказала, что я её дёшево продаю, увидела в их глазах такие укоризну, осуждение и разочарование в моей порядочности, что мне стало так же стыдно, как в те, девяностые, когда я стояла с курткой на рынке.

- Нет, не нужна, - сердито ответили они хором.

Ягоды я им не отдала. Подняла на свой шестой этаж два пятилитровых ведёрка, разложила в мешки для заморозки и засунула в морозилку.

- Ну и что? – наблюдая за моими действиями, с сочувствием поинтересовался муж. – Получила?

А я подумала, что малина нужна всем, и старушкам в том числе, просто, если тебе кто-то постоянно отдаёт всё бесплатно, ты не станешь покупать у него что-то и по низкой цене, даже если это тебе позарез нужно. А ещё вспомнила, что за всё время никто не отблагодарил нас за дары природы даже крохотной шоколадкой.

Можно было бы считать рассказ законченным, но когда, спустя полчаса, я пошла в рядом стоящий магазин за продуктами, увидела возле него одну из сидевших на лавочке соседок, купившую кило малины по четыреста рублей за килограмм. 

Заметила она меня или нет, я так и не поняла.
 


На фото; мои помидоры в теплице. Кто может сказать, что в начале июня они умирали от вирусной мозаики. Как я их вылечила - в публикации "Малиновое лето".