Справедливость и экология в общественной жизни

Аникеев Александр Борисович
     По материалам СМИ. 
 
     Принципы социальной справедливости, прав и свобод человека при уважении многообразия интересов людей являются центральными в жизни и деятельности общества. Опираясь на социальные теории в общественных и гуманитарных науках, на специализированные знания в этой области, общественная работа инициативных граждан всегда вовлекает простых граждан из общества, а также из разных государственных и общественных структур, для решения жизненно важных проблем и для повышения социально-экономического благополучия населения.

     Такая общественная деятельность часто является практически профессией и академической дисциплиной многих людей и в их работе можно признать взаимосвязь исторических, социально-экономических, культурных, политических и личностных факторов, которые могут служить как развитию человеческого благополучия, так и барьером для развития.  Содействуя социальной сплоченности и укреплению способностей к самостоятельному функционированию людей в обществе и их организованному освобождению от какой-либо эксплуатации и зависимости, общественные деятели часто довольно активно способствуют развитию общества.

     Структурные барьеры буржуазного государства часто способствуют увековечиванию неравенства, дискриминации, эксплуатации и угнетения. Развитие критического сознания через осмысление структурных источников угнетения от привилегий власть и богатство имущих на основе расовых, классовых, языковых, религиозных и гендерных различий, ограниченных возможностей в развитии, культурной и сексуальной ориентации, а также разработка действенных стратегий, направленных на преодоление структурных и личностных барьеров, являются центральными в практике освободительной борьбы, цели которой – укрепление способностей людей к объединению и к организованной борьбе за освобождение от любого угнетения.

     Солидаризируясь с трудящимся населением, особенно с его обездоленными группами и безработными, люди такой деятельности всегда стремятся освободить от угнетения более уязвимые группы и содействовать их сплочению для включения их в полноценную трудовую и общественную жизнь общества, чтобы с правом на труд люди имели нормальные социально-бытовые условия жизни для своего физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития!

     Полномочие общественных деятелей для социально-экономических изменения в обществе основано на предпосылке того, что проникновение государства во все сферы жизни людей, что часто осуществляется на любом уровне (индивидуальном, семейном, малых социальных групп или всего общества) нуждается в улучшении и развитии прежде всего их морально-нравственного и интеллектуально-духовного развития! А когда люди с детства живут в скотских условиях, то и развитие их чаще всего будет соответствующее. Общественная деятельность прогрессивно настроенных людей всегда вызвана потребностью отвечать на негативные выпады буржуазии и менять те структурные условия, которые способствуют маргинализации, социальному разобщению и угнетению того большинства населения, которое не получило в детстве достойное Человека воспитание и образование.

     Существенное место в инициативах прогрессивных общественных деятелей для социального изменения отводится той деятельности, которая способствует продвижению таких прав человека, которые способствуют развитию экономической, экологической и социальной справедливости. Такие люди в равной степени посвящают себя обеспечению социальной стабильности при условии, что такая стабильность не используется в целях маргинализации общества, когда огромные массы людей, неадаптированных к более прогрессивным условиям жизни, остаются на её обочине, когда моральное или экономическое угнетение каких-либо групп людей приводит к необратимым негативным последствиям.

      Концепция социально-экономического развития населения разных стран мира определяет стратегию стремления к изменению государственных и политических структур, дополняющих более популярные – остаточные и институциональные структуры. Она основана на целостных биопсихосоциальных, мрально-нравственных, интеллектуально-духовных оценках при негативном внедрении государственных служб в жизнь людей. Это часто выходит за пределы системного уровня, когда межсекторное и межпрофессиональное сотрудничество, нацеленное на устойчивое развитие, не достигает своей цели. Отдавая приоритет социоструктурному и экономическому развитию и не разделяя расхожее мнение о том, что именно развитие экономики является предпосылкой для социального развития, такое государство тоже оказывается на обочине развития человеческой цивилизации…

     Но когда все государственные структуры работают лишь на развитие военной мощи, забывая о людях не способных  продолжать своё развитие в силу монополии капитала и жажды наживы власть и богатство имущих, обрекая на вымирание свой народ. А это путь к фашизму.  Именно фашизм определяется как стремление к объединению для организации террористической расправы с неугодными правительству агрессивно настроенных неимущих трудящихся масс и деклассированных элементов, а также с революционно-прогрессивной частью населения!   Вместо организации населения страны для производства необходимого для достойной труда жизни честно и добросовестно трудящихся людей с распределением необходимого для достойной человека жизни по количеству и квалификации его общественно необходимого труда!  А не только по зарплате,  часто не обеспеченной никакими даже социально-бытовыми гарантиями.  Именно поэтому люди не имеют возможности выбиться их нищеты, что  в силу монополии рынка и денег их условия жизни сильно отличаются от условий жизни власть и богатство имущих.

     Всеобъемлющие принципы общественной работы – уважение неотъемлемых ценностей и достоинства людей, не причинение вреда людям и окружающей среде, уважение многообразия мнений, поддержка прав человека и социальная справедливость основанная на праве на труд с правом на жизнь достойную труда, а не только на зарплату пропорционально труду.

     А с развитием экономики все социально прогрессивные принципы должны распространиться и на все средства коммуникации, то есть энергия, водопровод, санитарная канализация, средства связи, информации и транспорта! И тоже по нормам достойным общественно необходимого труда человека! Ибо ресурсы ЗЕМЛИ не безграничны и пользоваться ими необходимо разумно и мудро!

      А на рынке только конечные устройства этих средств коммуникации, если не устраивают общественные или стандартные, которые должны быть у каждого добросовестного и законопослушного гражданина страны в простой и доступной всем форме!  А также всё то, что не входит в ассортимент необходимого и гарантированного ЗАКОНОМ для социального благополучия общества!!!  Право каждого не пользоваться всем этим, но всё это должно быть законодательно доступно КАЖДОМУ как трудолюбивому, добросовестному и законопослушному гражданину общества!

      Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, истощив и загадив эту! Или нам уже наплевать на будущее наших внуков и правнуков и на будущее колыбели человечества? А старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие благополучную старость!

     Защита и поддержка прав человека и социальной справедливости в обществе должно быть мотивацией и основанием для общественной работы всех прогрессивных сил человечества!  Профессиональная общественная деятельность должна рассматривать права человека и как коллективную ответственность, и как взаимосвязанные части целого для его прогрессивного развития! Идея коллективной ответственности выдвигает на первый план понимание того, что права отдельного человека могут быть реализованы только на ежедневной основе при условии обоюдной ответственности за себя и окружающую среду, и создания взаимных отношений внутри сообществ. Поэтому любая общественная деятельность должна быть направлен на защиту прав людей на всех уровнях и способствовать тому, чтобы люди принимали на себя ответственность за благополучие друг друга, понимали и уважали взаимозависимость между людьми, а также между людьми и окружающей средой.

     Общественная работа охватывает права всех живущих поколений людей на здравоохранение, образование, на достойные социально-бытовые условия. Права зрелого поколения относятся к гражданским и политическим правам, таким как свобода слова и совести, свобода от незаконного задержания и от пыток; права молодого поколения относятся к социально-экономическим и культурным правам, которые включают права доступа к образованию, здравоохранению и обеспечению жильём; право на язык национального меньшинства; права старшего поколения фокусируются на мире с природой, на праве разумно и достойно человека  пользоваться заслуженным отдыхом и на межпоколенческую справедливость. Эти права укрепляют друг друга, они взаимозависимы и включают как индивидуальные, так и коллективные права.

     В некоторых случаях "не причинять вреда" и "уважать многообразие" может представлять противоречивые и конкурирующие ценности, например, когда со ссылкой на культуру нарушаются многие человеческие права, включая право на труд с гарантиями на жизнь достойную труда.

     Глобальные стандарты общественной деятельности облегчают конфронтацию и вносят изменения там, где определенные культурные верования, ценности и традиции нарушают основные социальные права человека. Поскольку культура общества социально сконструирована и динамична, в силу разных социально-экономических условий жизни людей она может выступать и как условие деконструкции и негативных изменений в обществе. Такую конструктивную конфронтацию, разрушение и изменение можно ослабить с помощью внутренней настройки и понимания конкретных культурных ценностей, верований и традиций, через критический и рефлексивный диалог с членами наиболее социально прогрессивной группы населения по индивидуальному принципу, разъясняя людям более широкие проблемы по реализации неотъемлемых прав человека и гражданина в обществе.

     Общественная деятельность может быть как междисциплинарной, так и трансдисциплинарной. Она может опираться на широкий спектр научных теорий и исследований. Наука в данном контексте понимается в своем наиболее основном значении, как знание тех сторон жизни, которые пока недоступны для многих членов общества для развития как социальной справедливости, так и для того, чтобы жить в мире с природой нашей планеты.  Стремление к общественной деятельности часто опирается на собственные, постоянно развивающиеся теоретические ресурсы и исследования активистов, а так же на теории разных наук, включая их в свои исследования, но не ограничиваясь ими для социального развития общества.  А это и социальная педагогика, и администрирование; это антропологией, экология и экономика; это образование и управление с психиатрией и психологией; медицина, социология и прочее.

     Уникальность исследования общественной деятельности состоит в том, что эти исследования применяются на практике и имеют освободительный от всякого внешнего угнетения характер.  Но когда внутренние угнетения человека, своими сомнительного характера потребностями, начинают менять общество в сторону деградации и развития низменных инстинктов человека против действительно человеческих стремлений к морально-нравственному и интеллектуально-духовному развитию, то тогда  и необходимо внедрять в обществе и применять соответствующие законы! Большая часть исследований общественной деятельности и ее теории развития проводятся и создаются при участии пользователей в интерактивном, диалогическом процессе и поэтому привносятся через специфические контексты практики.

     Данное определение подтверждает, что общественной деятельность формируется не только за счет знаний, привносимых специфическими контекстами практики и западными теориями, но также и на основе коренных знаний.
   
     Законность и полномочия общественной деятельности лежат в её проникновение в сферы, где люди взаимодействуют со своей средой. Окружающая среда охватывает различные социальные системы, в которые включены люди, а также природную, географическую среду, которая оказывает глубокое влияние на жизнь людей. Методология участия, используемая в социальной работе, отражается в том, чтобы привлечь внимание людей и структур к жизненным проблемам и улучшению благосостояния. По мере возможности социальная работа поддерживает работу с людьми, а не только для людей. В соответствии с парадигмой социального развития социальные работники используют диапазон навыков, методов, стратегий, принципов и действий на различных системных уровнях, направленных на поддержание определённого порядка в системе или на ее изменение.

     Ответственность общественных деятелей во всем мире состоит в том, чтобы защитить, обогатить и реализовать ценности и принципы, отраженные в этом определении. Общественная деятельность может быть значащей только тогда, когда активно передаются его ценности и видение.


     В публичных дискуссиях об изменении климата «зеленые» технологии часто предоставляются как универсальное решение. При этом часто упускается одна деталь: крайне важно, чтобы их развитие шло параллельно с развитием и укреплением социальной справедливости в обществе. Мы до сих пор не осознали того факта, что речь идет не просто о глобальном изменении климата, а о глобальных изменениях в мире, где ещё много всевозможного угнетения и несправедливости среди людей.  Но разве можно без развития равенства и справедливости, без развития мира и безопасности с негативным изменением климата бороться эффективно?
    
     Ведь очевидно, что бороться с главной экологической проблемой, угрожающей человечеству, будет непросто, если не принимать во внимание вопросы гуманности, равноправия и социальной справедливости. Нет сомнения, что борьба с изменением климата должна идти параллельно с развитием социальной справедливости и к повышению уровня жизни всего населения, а не только власть и богатство имущих. Иначе стремление неимущих жить лучше, в своём стремлении к этому могут снести всё самое прогрессивное в обществе, чтобы уравнять всех в нищете, что им гораздо привычнее.  К сожалению, в привычном дискурсе международных организаций, которые иногда затрагивают эту тему, это положение часто утрачивает свое значение, и мы уже не знаем, что на самом деле понимается под социальной справедливостью. В реальности в каждой культуре она означает совершенно разные вещи.

     Одно из многих определений социальной справедливости – это существование в обществе определённого социально-экономического закона для формирования соответствующего порядка, который способствует увеличению ценности людей с разными возможностями. А для этого с правом трудиться на благо общества, у людей должно быть законное право иметь от общества всё необходимое для своей счастливой жизни достойно количества и квалификации своего труда на рабочем месте в экономике страны по достойным человека нормам от общего количества производимых благ для удовлетворения всех насущных потребностей её населения!  Чтобы у всех граждан общества были более широкие условия и возможности для улучшения своего физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития.   

     Очевидно, что невозможно пытаться спасать человечество и при этом допускать существование социальной и экономической несправедливости в разных странах мира. Тем не менее, некоторые политические деятели, особенно те, что активно выступают за охрану окружающей среды, склонны утверждать, что первое (спасение человечества) настолько важно, что превалирует над вторым (социальной несправедливостью). Например, сначала нужно закрыть загрязняющий атмосферу завод, и уже потом беспокоиться о судьбе его работников. Это как раз та ситуация, где вопрос о гуманизме, равноправии и социальной справедливости совсем  не обретает свой естественный смысл. Нужно модернизировать производство с целью сокращения его вредных выбросов, а не закрывать завод, лишая население его продукции и обрекая на нищенское существование.

     Речь идет не только о развитии инфраструктуры для преодоления климатического кризиса в нашей окружающей среде. Будет ошибкой утверждать, что на этот вопрос есть однозначный ответ. В политическом дискурсе поднимаются проблемы адаптации, уязвимости и необходимости учитывать в рамках этой адаптации нужды наиболее уязвимых слоев населения. Это уже использовалось по отношению к искоренению нищеты и поиску устойчивых методов и средств к существованию, однако без комплексного подхода это не может реально помочь с ликвидацией нищеты в обществе…

     Обеспечивать развитие социальной справедливости и в то же время активно противостоять изменению климата непросто. Как и все актуальные задачи в области развития, борьба за развитие гуманизма, равноправия и социальной справедливости – это долгосрочная борьба, и она продолжится в будущем. Самое главное – осознавать, что борьба с изменением климата не является исключением из этого правила.

     До настоящего времени наблюдается тенденция либеральничанья с предприятиями, надеясь на то, что они добровольно сделают все необходимое для борьбы с изменением климата и с развитием социальной справедливости, но такая стратегия обречена на неудачу.

     Даже в социально развитых странах обсуждение этого вопроса в рамках разных дискуссий об изменении климата пока не везде находит своё конкретное решение. Топтание на месте вокруг налогов на выбросы вредных вещест без нейтрализации их негативного воздействия на природу и здоровье людей, торговля эмиссионными квотами и прочие меры до сих пор не позволило установить даже целевые показатели выбросов для конкретных отраслей промышленности. Нужны либо более строгие регламентирующие стандарты, либо система штрафов к конкретным людям, которые игнорируют эти проблемы.  Эти вопросы необходимо решать как можно более активно и наивно верить в то, что поощрением и уговорами можно заставить промышленные компании вести свою деятельность в соответствии с понятием моральной и социальной справедливости.

     Для этого  необходимы два стратегических вектора. В социально развитых странах мощные меры воздействия на предприятия, чтобы те как можно быстрее разрабатывали и переходили на «зеленые», экологически безопасные технологии, чтобы эти работы шли параллельно с развитием социальной справедливости в обществе. Этот процесс идет и в России, но очень медленно. Так, многие развитые страны, вместо того чтобы перейти на возобновляемые источники энергии, продолжают рассматривать возможность замены угля газом, который также относится к ископаемым невозобновляемым видам топлива для получения необходимой энергии для развития общества.

     Второй вектор предполагает то, что развивающиеся страны должны пропустить некоторые этапы своего развития – в разумной мере, естественно. Изменения должны быть адекватными. Не стоит надеяться на то, что в них моментально совершится переход от многовековой практики сжигания биологических отходов к новейшим источникам солнечной энергии. Невозможно перевести целую экономику с одного уровня функционирования и энергоэффективности на другой только одними словами: «Все возможно, нужно только постараться». Все гораздо сложнее.

     Развитые страны обязательно должны помочь развивающимся странам применять необходимые решения, чтобы внести свой вклад в борьбу с негативным для населения Земли изменением климата. Пока усилия в этом направлении весьма неравномерны. Когда развитое государство видит для себя потенциальную выгоду, оно с готовностью передаёт свои технологии в развивающиеся страны – так произошло в случае с электромобилями, с ветроэлектрогенераторами, с электроскутерами. Другая проблема заключается в том, что развитые страны хотят решений по схеме «все или ничего» – но это не сработает. К примеру, они хотят, чтобы Индия прекратила инвестировать в угледобывающую отрасль. Но если даже развитые страны не способны обеспечить переход от использования угля к возобновляемой энергии и на деле довольствуются переходом с угля на газ, почему они требуют от развивающихся стран того, чего они не делают сами?

      Почему развитые страны так медленно реформируют транспортную инфраструктуру? Почему они не поощряют внедрение электротранспорта, как в Индии и в Китае? В Китае есть целые города, например, Шэньчжэнь, где используется только электрический транспорт. Ничего подобного на Западе нет. Что уж говорить об электромобилях – даже введение строжайших норм по выбросам углекислого газа в ЕС было отложено на несколько лет. В сфере транспорта развитые страны сделали все, чтобы приложить как можно меньше усилий.

     Что касается многих других отраслей, необходимость срочных мер, о которой говорят климатологи, никак не отражается на экологической политике и реальных мерах борьбы с изменением климата. Даже в официальных документах развитых стран четко указано, что им будет очень трудно достичь поставленных целей при текущем темпе принятия мер. И это не вызывает особого беспокойства среди лиц, ответственных за принятие решений в области климата.

     Ведь если скорость изменения климата увеличится, его прямые и косвенные последствия – например, увеличение потока беженцев – затронут и экономически благополучные страны. Поэтому заинтересованность в социальном благополучии страны,  в частности, стремление ограничить этот поток, может стать стимулом к принятию мер по укреплению социальной справедливости.

     Существует два типа политической заинтересованности: та, которая ориентирована на поддержание мирового порядка, и та, что направлена на благополучие внутри страны. Однако в США, например, лидеры мало беспокоятся об условиях жизни даже собственного населения. В недавнем исследовании было отмечено, что повышение температурных показателей в районах, расположенных высоко над уровнем моря, приведет к значительному учащению ураганов, которые затронут, помимо прочего, Канаду, США, страны ЕС и Россию. Тем не менее эти страны (кроме, может быть, Европейского союза, который не входит в эту категорию) не считают, что им необходимо больше других адаптироваться к климатическим изменениям – хотя должны бы. Сегодня срочные меры по такой адаптации следует принимать и Австралии – участившиеся случаи лесных пожаров оказывают на климат Земли огромное влияние.

      Все чаще звучит в политическом дискурсе мысль о том, будто адаптация – это дело стран третьего мира и она не касается развитых стран, но если сравнить, скольких людей затронет повышение уровня моря при глобальном потеплении на 1,5 - 2 °C, абсолютные показатели у Северной Америки будут выше, чем у некоторых островных государств. Однако создаётся впечатление, что Северная Америка не отдает себе отчета в том, что беспокоиться об условиях окружающей среды, пусть даже исключительно в развитых странах, ей нужно в своих собственных интересах. Понимание этого в некоторой степени есть в Евросоюзе, хотя, судя по всему, это мало что меняет на практике. Но всему остальному миру к осознанию этого факта еще предстоит прийти.

     В последнее время наблюдается тенденция видеть причину многих вооруженных конфликтов и миграционного кризиса в проблемах климата или экологии, а не только проблемы экономического выживания населения. Возможно, отчасти это объясняется стремлением повысить заинтересованность развитых стран в решении климатического вопроса путем указания на его связь с мировой безопасностью. Однако войны и вооруженные конфликты, которые зачастую являются причиной увеличения числа беженцев, в большинстве своём обусловлены проблемами в социальной и политической сфере, а не только связны с изменением климата. Поток мигрантов из Северной Африки в Европу в первую очередь стал следствием дестабилизации и свержения политических режимов, которые обеспечивали относительное благополучие общества, – это и заставило десятки тысяч людей бежать из своей страны. Считать этот факт следствием климатических изменений совершенно неоправданно, но и изменение климата сбрасывать со счетов нельзя!