Стихи друзей

Сергей Хоршев-Ольховский
                СЕРГЕЙ ХОРШЕВ-ОЛЬХОВСКИЙ



                СТИХИ ДРУЗЕЙ
                (Из книги «ЗАПАХ РОДИНЫ»)*


                ПРЕДИСЛОВИЕ
                к 2 части книги «ЗАПАХ РОДИНЫ» (стр. 158)
               
        Я прозаик. Никогда не писал стихи. Только один раз, когда был моряком загранфлота и был ещё совсем молодым, подарил Атлас мира невесте Инге, ставшей впоследствии женой и подписал его так:

                Дарю тому, кого люблю,
                Чтобы в городах меня искала
                Из которых я пишу...

      Больше попыток рифмовать слова я никогда не предпринимал. Но так случилось, что большинство близких мне в литературных кругах людей – поэты. Многие из них на протяжении многих лет нашей дружбы посвящали мне стихи, которые я решил включить, с ведома авторов, в свой сборник прозы «Запах родины», дополнив их, опять же с ведома авторов, произведениями соответствующими теме сборника.

                Сергей Хоршев-Ольховский
                25 января 2015 г.
----------------------------------------------------
*С. Хоршев-Ольховский. «Запах родины». Повести, рассказы, очерки, главы из романа, интервью, стихи друзей. Лондон, 2015.  ISBN 978-9934-14-577-3





СТИХИ ДРУЗЕЙ


АЛЕКСЕЙ ЛАВРОНОВ (1952-2012)
Поэт, журналист, редактор. Долгие годы был главным редактором донской общественно-политической газеты «Наш край» (г. Миллерово). Почётный член Международного Союза литераторов и журналистов APIA.


           ЛЕТНИЙ СОН
               
                Писателю-земляку
        Сергею Хоршеву-Ольховскому

Поднимая тяжёлые кисти
Выше самых высоких оград,
Ловит солнце ладошками листьев
За окошком моим виноград.

Не в ладу с этим летом, а в споре
Утомлённый  жарою народ.
Одних так и тянет на море,
А других – лишь на свой огород.

Где хозяйские радует взоры
Всех забот и усилий венец –
Ярко-красные помидоры
И бесподобный простой огурец.

Где прохлада отцовского крова,
Запах брошенных трав на полу.
Тишина, где ни звука, ни слова,
И сиянье лампадки в углу...

Не найти было лучше местечка,
Где резвились вовсю, хохоча,
Это наша Ольховая речка
И колхозная чудо-бахча.

Дома грядки, согласно заданию,
Поливал даже в день выходной.
Ну, а вечер был отдан свиданию
С самой лучшей девчонкой одной...

Как тогда подобру-поздорову
Выйду к стаду на дальнем лугу.
Отыскать мне свою бы корову,
Все ищу, а найти не могу...

Пусть всё снится, а нет и не надо:
Далеко завела колея.
Но всегда ты со мной, как награда,
Деревенская юность моя.   

   ВСТРЕЧАЙ  МЕНЯ,
  ЛЮБИМЫЙ  ГОРОД

Не то, чтобы душа устала
И взят я скукой в оборот...
И все же руль: пора настала
Сбежать от городских забот.
Скорее расступитесь, здания!
По автотрассе вдоль полей
Стрелой промчусь я на свидание
С родной сторонкою моей.
Вот указатель - «две шестерки»,
Отсюда часто шел пешком
Туда, до той песчаной горки,
В село, где каждому знаком.
Бежит вниз улица кривая,
Я постою на бугорке,
И ветер, словно узнавая,
Меня погладит по щеке...
А земляки со всем вниманьем
Так рассудительно тихи.
И речка с ласковым названьем
Струится в зарослях ольхи,
Спроси меня и не отвечу,
Зачем я вновь сюда иду:
Кого любил — уже не встречу,
Меня любивших не найду.
Я весь в родном, я весь в далеком,
Что можно сердцем лишь понять.
За речкой на холме высоком
Лежат мои отец и мать...
Как чашка старая, расколот
Привычный мир. Пора домой...
Встречай меня, любимый город,
Я снова здесь. Я снова твой.

                г. Миллерово, 2010 г.



СЕРГЕЙ ЦЕЛИЩЕВ
Родился на Сахалине, в г. Поронайск. В настоящее время живёт на Дону. Пишет стихи, песни, сказки. Участник всех Малых Грушинских Фестивалей авторской и бардовской песни.


       БЛУДНЫЙ СЫН

                Сергею Хоршеву-Ольховскому

Часто вспоминаю я свой дом.
У реки Ольховой деревушка,
Где в густой леваде под холмом,
В старом доме ждёт меня старушка.

Я приеду в свой родимый край,
Где я не был вот уж четверть века.
Милая сторонушка, встречай,
Блудного седого человека.

Я прошёл полмира, полземли,
И нашёл я истину простую:
Сколько видел я чудес земных,
А душою по тебе тоскую.

Припаду я грудью до земли,
Поцелую матушку родную,
И скажу ей: «Милая, прости,
За разлуку долгую такую!..»

Я пройдусь по полю босиком,
Окунусь в Ольховой, как когда-то,
И верну я детство хоть на миг,
От меня ушедшее куда-то.

Часто вспоминаю я свой дом.
У реки Ольховой деревушка,
Там в густой леваде под холмом,
В доме детства ждёт меня старушка.

                Кашары, Ростовская обл.


ДАВИД КУДЫКОВ 
Поэт-песенник. Академик итальянской академии искусства и культуры в Палермо и Международной академии наук, образования, индустрии и культуры в Сан-Франциско. Президент Международного союза литераторов APIA, член Союза писателей Израиля, член ПЕН-клуба. Лауреат золотой медали им. Франца Кафки. В 2005 г. в республике Мари Эл признан «Человеком года», по версии газеты «Аргументы и факты Мари Эл».


НАС  СВЯЗАЛО  В  ЖИЗНИ
                СЛОВО 

                Другу и соратнику
                Сергею Хоршеву-Ольховскому

В шумных пабах Альбиона
Ты рассказывал про степи,
Про людей седого Дона,
Про казацкий вольный ветер…

Нас из Риги и Ростова
Занесла судьба на остров.
Нас связало в жизни слово
И друзей верных погосты.

Меж  людей – судьбы дорога…
Люди вехи в долгой жизни.
Эх, Серёга, друг Серёга!!!
Мы плечо к плечу, так вышло…

Не дай бог беда, иль пламя…
Есть мужское слово дружба!
И спина к спине мы встанем,
Если только будет нужно.

В церкви Чизика,* жгут свечи,
Пахнет родиной икона…
А с Ла-Манша вольный ветер
Гонит листья Альбиона.
-----------------------------------------------
Чизик (Chiswick) – район Лондона, в котором находится русский православный храм Пресвятой Богородицы (Когда-то в этом районе был рынок, где продавали сыры – отсюда название Чизик (Chiswick).
                Лондон, 2014 г.

                * * *
Родина,
              где умывался росами,
Где таскал на зорьке пескарей,
Где траву я мял ногами босыми,
В синь препровождая журавлей.
Родина, мне поле стлала клевером
И  в тепло
                –  дубрав давала тень,
Толику мне вечности отмерила,
Вдаль, маня огнями деревень.
Родина,
                девичьи губы сладкие
Некуда от памяти мне деться?
А года, на лбу сложились складками
Родина   – 
                то не страна, то детство.

               

ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВА
Родилась в Риге, где и проживает до нынешних дней. Член Союза писателей России, член Международного союза литераторов и журналистов «APIA». Директор APIA в Латвии.


ДОНСКИЕ  МОТИВЫ
               
Донскому атаману с берегов туманного Альбиона
              Сергею  Хоршеву-Ольховскому
               

Без строчки не проходит дня –
скрипит перо или седло,
а мне бы верного коня
и шашку наголо!
Над тихим Доном атаман
тоскует у костра –
уже разбит казачий стан
и выступать пора...
Но ждут меня мои друзья
и не идут в поход…
Тут, наконец, врываюсь я –
и слышен клич: «Вперёд!»
Я – в атамановой  руке
на острие клинка,
намётом мчимся налегке,
как будто в облака.
Мы дружно мчимся вдоль реки,
игра – игрой…, а где-то вновь
растут дурные сорняки,
их истребит Любовь!
...А коль сочтут меня достойной –
на то достаточно  причин –
во Всевеликом войске Дона
дадут и мне приличный чин.
Нет-нет, не надо офицером,
прошу назначить кошевой:
не атаманшей,  кошеваром,
но лишь единственной-одной.
Чтоб в этом круге, то есть коше,
соперниц не было бы мне...
Я обязуюсь быть хорошей
и даже Хоршевой вполне.

                Рига, 2010 г.



БОРИС СВОБОДИН (Борис Петрович Бурляев) 
Мастер художественного слова, артист Московской Государственной филармонии. Лауреат Московсого, Всероссийского и Международного конкурсов артистов-чтецов, автор и исполнитель литературно-музыкальных композиций, посвященных творчеству Пушкина, Тютчева, Блока, Есенина, поэзии Золотого и Серебряного веков, а также прозы Бунина, Чехова, Паустовского. С концертами исколесил всю необъятную Россию. В 2002 году Борис Бурляев переселился с семьёй в Лондон, взял псевдоним Борис Свободин и предстал в новом качестве – в качестве лирического поэта.


    НА ВСТРЕЧУ С ДРУГОМ

Я жду гостей, любуясь Темзой из окна,
Серёжа Хоршев с дочерью приедет,
Воз привезёт из APIA вестей,
Чтоб обсудить их в дружеской беседе.

А так как я застолиям не враг
И расцветаю в дружественном трёпе,
Мне радости своей не скрыть никак,
Стремится сердце в бешенном галопе.

И этой встречей день мой озарён,
И будет прожит, думаю, не даром,
Ведь я в общенье, как в стихи влюблён,
Я подожжён тем творческим пожаром.

                21 января 2009 года,  Лондон.

           * * *
Какое счастье жить с единоверкой,
Когда в согласьи наши две души
И тайны не хоронишь ты за дверкой
И все исповеденья хороши.

И свет лампады отражён в иконе,
Которую ей подарила мать.
И родовая честь у нас в законе –
В честь деда сына я решил назвать.

Пускай струится дальше речка рода.
Пусть выполняет сын завет отца.
Частицей будет своего народа
И славянином гордым до конца.

Мы сохраним с женой обитель веры,
Лампады свет, её живой огонь.
Нам памятны святых отцов примеры.
Их откровенья гонят грех и сонь.

Молитвы свет нам души озаряет.
Святой водою истины кропит.
На труд нас ежедневный вдохновляет
И всю семью любовью единит.



ЮРИЙ КАРТАШОВ 
Уроженец Вёшенской станицы, Ростовской области. Поэт, писатель, публицист, историк донского казачества. Десять поэтических сборников и около 800 публикаций в различных печатных изданиях Росссии и зарубежья. Член союза писателей Росссии, Член APIA. Казачий полковник. Первый заместитель ататамана Верхне-Донского округа.


ДОНЦАМ-ЭМИГРАНТАМ
          (шуточное)

           Другу-казаку, временному эмигранту,
          писателю Сергею Хоршеву-Ольховскому

Безусые, бесчубые,
Душистые и бритые...
Браты родные, любые –
Донцы недоразбитые!

Походкой косолапою,
Наезженною предками,
Вы движетесь на Запад
Поврозь родами редкими.

Зоветесь россиянами,
Теряя ударения,
Гребтясь делами рьяными
Найти успокоение

Для жажды пересоленной –
Быть вольными и громкими!
А в душах все Вы – воины
С запросами высокими.

И ваше равнодушие –
С улыбкой скрытою
И ваших душ оружие
Небрежно в ножнах спрятано!

               РОДИНА

Мой друг меня забудет и оставит,
Любимая найдёт себе другого,
Хула меня измучит и ославит,
Судьбу слепую не изменит слово.

Но Родина – не бросит, не осудит,
Не обессилит фразою пустою.
Когда меня, как существа, не будет,
Я стану ею – небом и землёю.

Прости, что мало делал я, мечтая,
Но весь я твой, родная и святая!

   Станица Вёшенская, Ростовская обл.



ИГОРЬ ЕЛИСЕЕВ 
Родился в 1952 г. в г. Ростове-на-Дону. Издал 10 книг стихов, переводов, и книгу «Перевалы Западного Кавказа» (туристские маршруты). Член Петровской академии наук и искусств. Главный редактор Международного литературно-художественного альманаха «Рукопись».


ДОНСКОЙ  ПРЕЛЮД

   Сергею Хоршеву-Ольховскому

В этой местности пыльной,
где кочевники-ветры поют,
где над степью ковыльной
рукотворные горы встают,
где в прудах и оврагах
задремала на время вода,
где от греков к варягам
и обратно проходят суда,
где Емеля и Стенька
вторглись в память, как сын или брат,
где багряною степью
как тачанки, рассветы летят,
где казацкие пики
превратились давно в тополя,
и предсмертные крики,
словно воду, впитала земля,
где, подобно прелюду,
я услышал мотив бытия,
вспомни, вспомни, что всюду
здесь присутствую я.
                г. Ростов-на-Дону


               
ВИТАЛИЙ ШНАЙДЕР
Родился в 1954 г. в Одессе. В 1962 г. вместе с семьёй переехал в Таллин. Журналист, поэт. Работал во многих русскоязычных газетах Эстонии, а также на телевидении репортёром еженедельной криминальной хроники. В Германии (г. Ганновер) с июля 2001 года. Входит в Объединение немецких журналистов и прессы (DPV e.V.) и в редколлегию русско-немецкого литературного журнала «Studio/Студия».  Главный редактор немецко-русского интернет-журнала «Интер-Фокус».


КАЗАК ВЕЗДЕ КАЗАК

                Другу-атаману 
    Сергею Хоршеву-Ольховскому

От берегов туманных Альбиона
До Дона-батюшки – казак везде казак.
Скажи, мой друг, ведь в казаки не всяк
Годится, – сабель звона
Кто не страшится, тот тебе «земляк».
               
На поле брани иль в пиру-застолья
Ты первым был и будешь средь друзей,
Казачья удаль, биваков приволье,
Служенья честь, – всегда ты верен ей.

И град Ганновер рад твоим визитам,
Обязан многим он донским орлам,
И Бонапарта видел он разбитым,
И памятник воздвиг здесь казакам.

Поднимем, братцы, по единой чарке
За мужество, за доблесть и за честь
Донского воинства, ведь лучшие подарки –
С друзьями выпить и, бог весть,
Проскачем вновь под Триумфальной аркой...
               
                г. Ганновер, Германия, 2014 г.




СЕРГЕЙ ВИКМАН 
Родился в 1951 г. в Москве. С 1999 г. проживает  в Германии, г. Ганновер.  Зам. главного редактора немецко-русского интернет-журнала «Интер-Фокус».


КАК ХОРОШО, ЧТО ДОН В СТЕПИ ТЕЧЁТ
      
                Давнему другу
                Сергею Хоршеву-Ольховскому

Ну, что же, атаман, ты приезжай ещё,
и дочь, и сына прихвати,
возьми жену-подругу.
Как хорошо, что рядом есть плечо,
и под стихи бутылку можно запустить по кругу.
Как хорошо, что Дон в степи течёт,
и нам в Ганновере есть повод веселиться:
хорошие писатели у нас наперечёт,
особенно друзья, а это ли не повод нам напиться?

                г. Ганновер, Германия, 2014 г.



АЛЕКСАНДР КВИТКИН (1958-2020)
Поэт (Стихи, исторические очерки, малые исторические зарисовки). Уроженец Кашарского района, Ростовской области.


ОДА* ДРУГУ-АТАМАНУ

День за днём, за годом год
Друг мой в Англии живёт.
Весь в заботах и в делах
На Британских островах.
Человек он именитый,
Литератор знаменитый!
Он природный наш казак!
Наш талантливый земляк –
Сергей Хоршев! Мы о нём
Свой рассказ теперь ведём.
Он редактор, он писатель
И ещё преподаватель,
Он географ, он историк,
Видишь, там свободный столик,
Почему бы не присесть,
Его прозу не прочесть?
Всё, что Хоршев написал,
Стоит всяческих похвал!
Далеко не однобокий,
Мыслитель он глубокий!
Самобытность, глубина –
Аж до самого до дна!
С темпераментом взрывным,
Нелегко поспеть за ним.
Его вдумчивость и точность,
Яркость образов и сочность!
Очень к месту юмор тонкий,
Слог раскатистый и звонкий!
Мастер слова он большой,
С чисто русскою душой!
И с размахом! Шире нет,
Чтоб обнять весь белый свет!
Хоршев наш Ольховский,
Он у нас таковский!
А фамилия двойная,
Как парсуна** расписная.
Что-то утончённое
И превознесённое!
Что-то романтичное,
Не совсем привычное!
Здесь ещё такой момент,
Хоршев – вице-президент
В АРIА***,  о чём, понятно,
Говорить вдвойне приятно.
Ведь писательский союз
Знает русский и француз,
Украинец и испанец,
Австралиец и канадец,
Израильтянин, немец, финн,
Итальянец и румын,
Англичанин и ирландец,
И любой американец –
Всем известен АРIА,
Всей Земле, планете всей!
И об этом вот вдвойне
Говорить приятно мне!
Наш заслуженный земляк –
                не рядовой казак.
Он британский атаман!
Он овеян удачей,
Он полковник казачий!
Здесь ещё сказать бы надо,
Что имеет он награды.
Им увезена, я знаю,
В Лондон шашка именная!
И папаха, и медаль,
                публикаций целый ларь!
Всякий Дону б так служил
Да Россией дорожил!
Он достойно, каждый знает,
За рубежом Россию представляет!

             Кашары, Ростовская об., 2010 г.
---------------------------------------------
Ода – поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью;  заведомо хвалебное стихотворение.
Парсуна – русская портретная живопись.
APIA – Authors and publicists international association (Международный союз литераторов и журналистов).



ЮРИЙ ХОРШЕВ (1938-2015)
Обозреватель ростовских областных газет «Молот» и «Наше Время». Кандидат экономических  наук. Учёный агроном. Автор более 100 научно-публицистических статей. Ветеран труда. Почётный гражданин Октябрьского района Ростовской области.
       
            РАСПЯТЬЕ
               
Лондонскому донцу, самобытному писателю,               
казачьему полковнику Сергею Хоршеву-Ольховскому
                посвящаю

«Распята Россия врагами
На старом библейском кресте,
Который воздвигли мы сами
В душевной своей простоте».
Тот крест исступлённо строгали,
Отцов и детей не щадя.
Друг друга взахлёб предавали
Во имя тирана-вождя.
Трудягу-кормильца сгноили
В гулаговской ссыльной тюрьме,
Потом на весь мир заявили
О голоде хлебном в стране.
Вождей мы теперь назначаем,
Лишь скажет: «Я ваш. За народ».
А вскоре его изгоняем –
Ошиблись, мол, «это – не тот»!
Всю жизнь иноземцев сзывали
Те правили Русью, блудя.
Свои же умы изгоняли,
Настойчиво серость плодя.
Нас зависть вконец истребила,
А жадность вросла в нашу плоть,
И эту бесовскую силу,
Наверно, нельзя побороть.
Взгляните на нашу Россию
С сегодняшних мрачных вершин
Не мы ль её сами вздыбили
О чём теперь горько тужим.
Распутье и грязь нас бесили,
Но – грязь и распутье – не всё
Распутины – вечно в России
В период распутства её!
Бессмертно распятье России –
Веленье судьбы таково:
Чтоб благ мы у Бога просили,
Забыв про себя самого.
-------------------------------
P.S. Серёжа, часто вспоминаю родовой курень твоих родителей, где мы встречались под сенью вишнёво-яблоневых ветвей, оплетённых пахучим хмелем, на берегу тихой речушки Ольховой, утонувшей в вербово-ольховых зарослях. А напротив, на крутом песчаном бугре – погост, где покоятся предки. И это наша с тобою Верхнедонская родина, тревожная своим прошлым и загадочная своим будущим.
                Юрий Николаевич Хоршев
                г. Ростов-на-Дону, 2014 г.