Форма имеет значение

Александр Таубин
           Читающему постороннему ни за что не понять, насколко важны для настоящих служивых людей знаки отличия. Это может быть значок за дальний поход, отличник подготовки, значок разряда, цвет берета. …. Тот кто десантируется – за сотый прыжок. Всё имеет громадное значение. Эти знаки с большим трудом добываются, поэтому гордость их владельцев заслуженная и очень понятная.
          Если уж говорить о родах вооруженных сил, то они делятся на 3 главные группы: сухопутные войска, флот и авиация. Как-то так сложилось, что с довоенных времён сухопутники получили невзрачную форму с кирзовыми сапогами. В 43 году армии вернули погоны. Но все равно она оставалось внешне невыразительной. Не было тода модельера типа Хуго Босса на нашей стороне, да и ресурсов не хватало.... Флотским повезло больше. Форму кроили с оглядкой на мировую морскую традицию и она получилась ладненькой с брючками и ботиночками. Намного элегантнее. Летчики, кроме морской авиации, носили близкую к сухопутной, но им эмблемы с крылышками поднимали авторитет, но до флотских было далековато.
      Теперь представим удаленный послевоенный гарнизон пятидесятых годов.  Всё , что далее со слов моего хорошего знакомого. До хрущевского сокращения в вооруженных силах служило очень много народу. Срочная служба 3 – 4 года. Люди оторваны от своих родных мест.  Основное развлечение в увольнениях походы на танцы. Кого предпочитают местные девушки? Ответ очевиден: морячков, разумеется. Неуклюжие сухопутные в своих сапожищах имели ничтожный успех, может быть не нулевой, конечно. Но отставали реально. Большой любви между представителями двух родов войск не было. Основной аргумент при разборках - ремень с пряжкой. Пряжки были и у тех и к других. Её запрещалось утяжелять, но утяжеляли. Мне мой знакомый показал свою. Свинца там было порядочно. Ещё флотские были очень спаяны. И, если слышался оклик: «Наших бьют!» то все как один бросались туда, откуда зовут. Так что не знаю. какое надо было иметь численное преимущество, чтобы решить спор с флотскими в свою пользу.
      Срочная служба долгая и тяжелая, но человек ко всему приспосабливается.   А служба эта была у моего знакомого в частях аэродромного облуживания морской авиации на Севере. Соответственно, форма у него была морская. Вид, что надо, увольнения в радость. Всё хорошо, но посреди службы произошла смена министра обороны. Новая метла по-новому метет. И вдруг бездумный приказ всю морскую авиацию перевести на сухопутную форму. Свои бушлаты сдать, а сухопутный комплект с сапогами  получить. Это что ж такое делается! Беспредел! Чтоб мы в следующее увольнение пошли сапогами, и все дико хохотали до упаду, глядя на нас? Не бывать тому! Короче, в частях морской авиации произошёл бунт. Никто форму не сдал. Приехавшие начальники увидели, что выступление массовое и одними окриками и угрозами не справиться. Боеспособность северной авиации спустилась до нуля. А, если враг нападет? Есть два пути борьбы с бунтами. Найти и наказать зачинщиков или, если масштаб невелик, нейтрализовать уступками, не теряя лица. Доложили наверх, там посовещались, учли обстановку и локальный характер недовольства.  Решили к крайним мерам не прибегать. Никому неохота, чтобы наружу непорядок вылез. Быстренько слепили новый приказ. Морскую форму морской авиации и обслуживающим частям сохранили. Гроза прошла мимо. Радость в частях была неописуемая. Боеспособность авиации превысила нормативные показатели. Увольнения опять стали приносить радость. На снимке бушлат, из-за которого тогда сыр-бор разгорелся.
        Только совсем недавно Юдашкин сделал форму наших сухопутных войск весьма щеголеватой, а до этого она была ужасной с фуражками-аэродромами. Я не знаю, как она в носке, но вид разительно изменился в лучшую сторону. Теперь флотские имеют фору, но незначительную. Впрочем, прекрасному полу виднее.