Спор о сотворении Адама из праха и о душе

Иван Валерьев
Когда я защищал свой диплом (ВКР) в Семинарии, то у нас возник спор с научруком по поводу того из чего Господь творил первого человека - Адама и, что это была за земля такая или прах земной. Мой научный руководитель считал, что земля была в прямом смысле ЖИВАЯ (в смысле животного) и из нее уже, как из подходящего материала, и сотворил Бог живого Адама. Я же настаивал на том, что прах был неживой и не говорящий и т. п., и что Творцу не составило труда из этой материи сотворить живого человека, как утверждают все святые отцы. К слову, позиция научрука - это чисто эволюционистский взгляд. Вот, например, что пишут некоторые ее приверженцы: «Поскольку даже человеческое тело можно назвать землей, дозволительно думать, что словом земля библейского рассказа о творении человека было обозначено тело уже живое» [Той повеле, и создашася. Сборник. Клин: Фонд «Христианская жизнь», с.74, 1999 г.].

При этом эволюционисты считают, что животные были непосредственными предками человека, и они, «как часть земли, то есть как из земли происходящие, могли даже послужить материалом для создания человека» [там же, с. 52].

«Человека Бог сотворил не из ничего, Он его создал «из праха земного» и из всего, что этот прах содержал. Значит, при творении человека Бог использовал всю природу и все, что в ней эволюционировало, не исключая ни обезьяны, ни рыбы, которые тоже созданы из земной материи. Ведь человек – венец творения» [Жив Бог. Православный катихизис. Перевод с франц. Лондон, 1989, с. 18].

Далее, был спор по поводу "Дыхания жизни", что это - душа человеческая или Дух Святой? Если душа, то становится все понятно, а вот если Святой Дух, то появляются вопросы: когда Адам был лишен благодати Святого Духа, после грехопадения, то разве он превратился опять в прах или стал животным? Большинство людей живет без благодати Божией, но образ Божий в них остается, он не уничтожим. Или же Бог творит душу Адама и вместе дает ему вместе и Свою Божественную благодать?

Попробуем рассмотреть эти вопросы при помощи святых отцов Церкви.


1. ИЗ ЧЕГО СОТВОРИЛ ГОСПОДЬ АДАМА?

Святитель Григорий Нисский писал: «Адамом по этимологическому именованию называется земная тварь, как говорят сведущие в еврейском языке. Потому и Апостол, особенно хорошо обученный своему родному языку израильтянин, именует перстным человека из земли (1Кор.15:47), как бы переводя на греческий язык прозвание Адам» [Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. СПб.: Аксиома, 1995. с. 70].

Святитель Василий Великий: «Первый Адам получил бытие не от сочетания мужа и жены, но образован из земли» [цит. по: Толкования Св. Отцов на мессианские места Библии. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000., с. 2].

Святитель Григорий Богослов: «Так рекло Слово, и взяв часть новосозданной земли, безсмертными руками составило мой образ» [цит. по: Серафим (Роуз), иером. Православный взгляд на эволюцию // Приношение православного американца. М., 1998., с. 474].

Святитель Иоанн Златоуст: «Бог берет не просто землю, но персть, тончайшую так сказать часть земли, и эту самую персть от земли Своим повелением превращает в тело» [Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. М.: Изд-во МП, 1993., с. 103].

Святитель Афанасий Великий: «Хотя один Адам создан из земли, но в нем были основания к преемству целого рода» [Афанасий Великий, свт. Творения. Т. 1–4. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902–1903 // Репринт: М., 1994, т. 2, с. 325].

Святитель Григорий Нисский: «Авель явился в бытие через порождение... Адам это сделал без порождения» [Григорий Нисский, свт. Творения. М., 1862., т. 3, с. 299].

Блаженный Феодорит Киррский: «Когда мы в Моисеевой истории слышим, что Бог взял от земли персть и образовал человека, и отыскиваем смысл его изречения, мы находим в этом особенное благорасположение Божие к роду человеческому. Ибо, описывая творение, великий пророк замечает, что другие твари Бог всяческих создал словом, а человека образовал Своими руками» [цит. по: Серафим (Роуз), иером. Православное понимание книги Бытия. М., 1998., с. 87].

Святитель Кирилл Иерусалимский: «Хотя рождение тел от тел и чудесно, но, впрочем, возможно. А что персть земная сделалась человеком, это чудеснее; что безобразная грязь получает оболочки и свет глаз, это чудеснее, что из единообразной персти рождается и крепость костей, и нежное легкое, и прочие разновидные члены, это чудесно. Что одушевленная грязь обходит вселенную, сама двигается, устрояет, это чудесно, что грязь учит, и говорит, и строит, и царствует, это чудесно. Несмысленные иудеи! Откуда Адам родился? Не Бог ли, персть взем от земли, образовал сие чудное творение?» [Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М.: Синодальная библиотека, 1991., с. 171].

Итак, мы видим, что большинство святых отцов под словом прах или земля имели ввиду только лишь обычную (хотя и не проклятую еще Богом) землю, а не "живую и одушевленную материю" как утверждают некоторые богословы. В виде исключения, здесь можно указать лишь на мнения двух русских святых - свят. Феофана Затворника и преп. Серафима Саровского.

Святитель Феофан Затворник считал, что «Тело особо творится из персти. Это было не мертвое тело, а живое, с душою животною» [Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Выпуск 2. Творения. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994, с. 108].

Преподобный Серафим Саровский: «Все три сии части нашего естества (то есть дух, душа и тело) созданы были из персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на Земле одушевленным Божиим созданиям» [Серафим Саровский, преп. Поучения. М., 1997, с. 233].

Кстати, выражения «животное существо» и «душа животная» в двух последних цитатах следует понимать в смысле «живое существо» и «душа живая». Слово «животное» происходит от славянского корня «живот» (или «жизнь») и является в приведенных текстах именем прилагательным.

Но из контекста все же понятно, что святитель и преподобный считали душу сотворенной из земли, что является грубым нарушение догматического учения и предания святой Церкви. Это всего лишь частное мнение двух святых и никто не обязан ему следовать, напротив, нужно знать о нем и говорить, что оно неправославно. Почитать же угодников Божиих свят. Феофана и преп. Серафима необходимо, ибо их святая жизнь и чудеса есть свидетельство Самого Бога о их богоугодности и святости.

Также, не следует сильно смущаться тем, что и у некоторых святых бывали ошибки - это естественно человеку без вопрошания Бога и проверки согласия с Церковным Преданием. Преподобный Варсонофий Великий, например, будучи спрошен о неправославном мнении святителя Григория Нисского по поводу всеобщего спасения (которое он перед тем осуждал как явное отступление от Православия), отвечал: «Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии… Если же святой муж и говорит о вышеупомянутых мнениях, то не найдешь, чтобы он подтверждал слова свои, как бы имел утверждение свыше, но они проистекали из учения прежних его учителей, и он, доверяя знанию и премудрости их, не вопрошал Бога, истинно ли сие» [Варсонофий Великий и Иоанн, преподобные. Руководство к духовной жизни. М., 1995. С. 388].



2. ЧТО ИМЕННО БОГ ВДОХНУЛ В ТЕЛО АДАМА ПРИ СОТВОРЕНИИ?

Святой Иоанн Дамаскин писал: "из видимого и невидимого естества Бог своими руками сотворил человека по образу Своему и по подобию; из земли Он образовал тело, а душу словесную и разумную сообщил человеку Своим вдуновением" [Точн. Излож. Прав. веры кн. XII, гл. 12, стр. 90].

Святой Григорий Богослов: "Бог из сотворенного уже вещества взяв тело, и от Себя вложив жизнь (что в слове Божием названо под именем души или образа Божия), творит как бы некоторый второй мир, в малом – великий; поставляет на земле иного ангела, зрителя видимой природы, таинника твари умосозерцаемой" [Слово 45, в “Творениях Святых Отцов” IV, 157].

"Некоторые, говорит святой Иоанн Златоуст, слыша чтение, которое гласит: "вдуну, утверждают, будто душа происходит из существа Божия..., что может быть хуже такого неразумия? Если на основании слов Писания: вдуну в лице его, они хотят приписывать Богу уста, то необходимо приписать Ему и руки, когда сказано: создал человека. Итак, когда слышишь слова Писания: создал Бог человека, то представляй силу подобную: да будет; и когда слышишь: вдунул в лице его дыхание жизни, представляй, что как произвел Он силы бесплотные, то что так же угодно было Ему, чтобы и это, из персти сотворенное, тело имело душу разумную, которая могла бы пользоваться членами тела" [Homil. XIII, in Genes., Opp. T. IV, p. 101, Venet. 1740].

Подобным образом рассуждал и блаж. Феодорит: "божественный Моисей говорит, что сначала было образовано тело Адама, а потом от Бога вдунута была душа: и создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт.;2:7). Под именем дуновения не разумеется здесь какая-либо часть Божественного существа, как думали Кедрон и Маркион, но словом сим обозначается свойство души, как существа разумного"[Divin. decret. epit. cap. 9, в Хр. Чт. 1844 216,221].

"Душа же произошла не из земли и не из воздуха, не из воды, не из огня, не из света, не от солнца, не из облака и не из другой какой-нибудь субстанции или тварной сущности, видимой или умопостигаемой. Из самой пречистой, вечной, непостижимой, неизъяснимой, невидимой, безобразной, бессмертной, нетленной, неосязаемой, непреходящей и бестелесной природы Бога, через божественное вдуновение получила творение и происхождение наша богообразная, богодарованная, богоподобная и богосозданная душа, произойдя как бы из некоего источника жизни живой и животворящей, будучи сотворена светом, как бы из сокровищницы света, выйдя из уст Божих и родившись как бы из некоего океана вечного аромата, как веяние благоухания, и вселившись в Адаме".[Преподобный Анастасий Синаит. Слово 3-е, Сергиев Посад, 1915, с. 15].

Почти все святые отцы согласны в том, что "дыхание жизни" есть душа человеческая. Но есть несколько святых, которые высказывали иное мнение, несколько отличное, хотя и не противоречащее вышеизложенным.

Например, у блаж. Августина и преп. Анастасия Синаита встречается мнение, что "дыхание жизни" не есть собственно душа, но творческое Божественное действие, результатом которого является создание души. Блаж. Августин учил, что «это вдуновение означает само действие Божие, которым Бог сотворил душу в человеке Духом Силы Своей» [Aurelii Augustini. De Genesi contra manichaeos II. 8. 10 // PL. T. 34. Col.;201]. В трактате «Об определениях» преп. Анастасия Синаита, говорится, что «никто не должен предполагать, что Дух, Который Бог вдунул в человека, стал его душой... но этот Дух сотворил душу» [De definitionibus // PG. Т. 28. Col.;545].

Существует также мнение, что "дыхание жизни" не есть душа, но Божественная благодать, сообщенная Богом человеку вместе с сотворением. Так, преп. Анастасий Синаит полагал, что «сотворив Адама... Бог через вдуновение послал в лицо его благодать, просвещение и сияние Всесвятого Духа» [Anastasii Sinaitae. Viae dux. XIII. 8 // PG. T. 89. Col. 236C]. Об одновременности сотворения человека и сообщении ему Духа Святого говорил и свят. Григорий Палама [Григорий Палама, свят. Беседы (омилии). Ч. 3. М., 1993. С. 168. Улучшенный перевод см.: Мейендорф И., протопр. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. С. 170].

Эта точка зрения нашла отражение и в нашей русской традиции. Свят. Феофан Затворник, например, писал: «Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Глиняная тетерька или живое тело? Оно было живое тело – было животное в образе человека, с душою животною. Потом Бог вдунул в него дух Свой – и из животного стал человек» [Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Вып. I и II. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Паломник, 1994. С. 98. Письмо 106]. Еще ранее свят. Феофана похожие мысли высказывал преп. Серафим Саровский [Из духовного наследия преподобного Серафима Саровского, всея России чудотворца // ЖМП. 1973. № 9. С. 77–78].

Эти последние мнения святых, очевидно, не противоречат друг другу, но скорее являются взаимодополняющими. Если синтезировать эти точки зрения, то понимание «дыхания жизни» святыми отцами можно сформулировать следующим образом: Своим творческим действием Бог творит из ничего человеческую душу, отличную от Него по сущности, и одновременно сообщает ей Свою благодать.

Слава Богу!