Комариное облако

Олег Сенатов
Однажды, когда я теплым летним вечером находился на даче, до меня донесся слабый монотонный шум, в котором ощущалась звонкая нота; он приходил как будто из немыслимого далека, идеально соответствуя понятию «музыка сфер». Нисколько к мистике не склонный, я тотчас попытался выяснить причину необыкновенного явления. Вращая голову на шее, я не заметил  какого-либо преимущественного направления, как если бы шум шел из зенита, однако, уставившись в небо, я в нем ничего не заметил. Вместе с тем, обнаружилось, что, перемещаясь по саду, я могу регулировать громкость шума, и пошел в направлении его увеличения. И вот передо мной его источник: на краю сада, над клубничными грядками, повисло серое прозрачное облако сферической формы диаметром примерно пять метров, состоящее из миллиона комаров; их писк и сложился в шум, так меня заинтриговавший.
Мне было недосуг выяснять, с какою целью комариное поголовье собралось на свое вече; меня поразила грандиозность явленья, наглядно демонстрировавшего, как выглядят  большие числа в мире живых существ: в этом звучащем облаке я усмотрел художественный символ человеческой массы, не понимая, однако, как его можно воплотить в артефакте.
Десятки лет этот образ хранился в моей памяти, и вновь пробудился при моем знакомстве с проектом Анатолия Осмоловского «Комариный гимн».
Комариное пение, многократно усиленное, в инсталляции истекает из десятков динамиков, размещенных на стене. Этот мощный звуковой поток, подсвеченный диапроектором, падает на экран, перед которым поставлена скульптура, изображающая левую человеческую руку, на указательный и средний пальцы которых поперек наложены и привязаны веревочками  указательный и средний пальцы, отрубленные от правой руки (как вы, наверное, догадались, скульптура символизирует «небо в клеточку»). Помимо тени от этой скульптуры, диапроектор проецирует на экран надпись: «Конституция Российской Федерации с поправками на бурятском языке». Экран же размещен на массивной стенке, символизирующей акустическую линзу, фокусирующую комариный писк в одной точке. В ней материализовалась брошюра: «Конституция Российской Федерации с поправками на бурятском языке». Пролистав ее, можно убедиться, что первоначальный текст набран по-русски, а поправки – по-бурятски.
Итак, образ комариного народа, некогда меня так сильно взволновавший, ныне воплощен в художественном произведении, - к сожалению, лишь в части звука. И тогда, мобилизовав воображение, я представил, что над инсталляцией Осмоловского парит голографическое изображение сферического  облака, состоящего из миллиона комариных особей, и меня посетил катарсис.
                Февраль 2021 г.