Письмо в Шацк

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
В Шацкий историко-культурный центр
Л.П. Яценко, Ю. Уртиковой

Мои дорогие шатчанки, Любовь Петровна и Юлия!
Рад перемолвиться с Вами, пускай и заочно, и при теперешних карантинных испытаниях, и при всеобщей подавленности чувств, в связи с посланными свыше испытаниями людям всего света. Уповаю и надеюсь на милостивое избавление, даруемое Спасителем. В помощь будут человеку и его смиренные занятия, и деловая увлеченность, и сочувствие ближних. Всё это с вами!
Слов нет, так я был обрадован Вашей весточкой и  приложенным к ней рассмотрением устройства ветряной Конобеевской мельницы. Только мне, право же, неудобно вас ввергать в лишние заботы. Впрочем, всё это ещё может пригодиться и другим краеведам для дела.
Культурный ландшафт нашего уезда включает много притягательных исторических имён, кое о ком из них, может быть, уже и рассказывалось мимоходом. Взять к примеру Александру Петровну Ланскую, дочь Наталии Николаевны Пушкиной от второго брака. Она подолгу жила в Шацке, а затем в революционное смятение незаметно исчезла с Тамбовщины (1918 год). Перебралась к своей сводной сестре, Марии Александровне Пушкиной в СПб. Обе скончаются в 1921-м в северной столице.
А ведь до 1861 года, до отмены крепостного права, Ланским принадлежало село Тарадей. (См. Н.С. Коняшкин. Люди Шацкой земли. Ланские). Вот и выходит, небезынтересно узнать, сохранились ли хоть следы их сельской жизни?
А до сих пор виднеются барские проточные пруды в бывшем имении. Уцелел и остаток плотины, подпиравшей уровень воды в нашей речке, достаточный для вращения четырёх водяных мельниц. Но и помещичьи сады, и их житницы, - всё это ушло, только осталась целая сельская улица, Дворовская, где обитала дворня, напоминает о стародавней жизни. Дворовская сохранилась в остатках доныне.
 А древний погост не уцелел: хоронили возле своего храма, а именитых относили в Шацк. Простонародье покоилось на горе, подле сельской церкви, позже погост переместили за Бутырки. Было то после холерной вспышки 1830-х годов. Впрочем, село наше как село со своей историей и местными преданиями. Археология представлена поселянам при разработке торфа на поемных участках, остатками задубелых ожелезистых стволов, затянутых пластами ила. Возле Обвала - камнями ледникового периода и весьма выразительными лощинами. И как редкость, белемнитами - по-народному «чертовыми пальцами».
Камнюги с реки увезли Куликовские в 1959-м, чтоб перегородить свою протоку, да наша речка всё равно вырвалась из каменных объятий. И на равнину, исполосованную лощинами! Краеведам важен каждый штрих, каждая морщина рельефа, оставленная на местности, по-своему говорящая. И повсюду родники, они отрадны, и даже дикие виды останавливают. Покляпый дубняк и блескучий лох для отвода глаз, а вот ягодки в травяном раздолье - чем не гостинец сладкоежкам! Благостыня родного края - его приволье и чистое высокое небо…
Любуюсь, вспоминая! А где своё, родное, там и Вы, мои дорогие шатчанки, Любовь Петровна и Юлия. Здоровья всем и бодрого настроения.
Ваш Александр Николаевич Стрижев.
17 июля 2021 года.
Москва.