Мы - кузнецы

Виктор Проскуряков
Мы – кузнецы, и дух наш молот,
Куем мы счастию ключи…

Всё. Больше я не знал, но петь эту песню, можно было, сколько хочешь. Настолько она хороша и громкогласна. Только приходили иногда раздумья: как можно смолоть дух, если он молот? Столько в нём железа, я, вон, его с натугой поднимаю. Но поднимать надо, и не один раз.

А ключ, к счастью, и не нужен, всё равно, где это счастье найдёшь? Но, на всякий случай, есть у меня, запрятан в подворотне, ключ от амбара, который уже отковали в старину кузнецы. У меня так не получится. В кузнице надо ладить, а кузница одна на весь колхоз, в Лопатине. Правда, у меня там блат: в подсобниках ходит крёсный, Толя Выборов.

Дома никого нет, все по своим делам разошлись, можно приниматься за дело. Кусок ржавой проволоки есть, колун под наковальню сойдёт, а молот, молоток, вот он, всегда под рукой.

Стучится хорошо под песню, помню её, ещё с яренской молодой поры, когда в садик на первой улице ходил, там нас заставляли петь эту песню. И другие тоже. Но мне про кузнецов больше всего нравилась, наверно, быть мне кузнецом, так уж на роду записано…

Мы – кузнецы…

И пошло дело. Из куска ржавой проволоки надо отковать, в холодную, ножик, вещь совершенно необходимую в деревенской жизни. Да и не один. Теряются они. Это я в книжке читал, что дарят барчукам ножи перочинные на несколько лезвий, на день рождения. У меня был недавно день рождения, проснулся утром, пошарил рукой под подушкой, нет ничего. Вздохнул. А чего спрашивается вздыхать, привыкнуть бы давно пора.

С перерывами, но поётся, тяжёл молоток, тонка рука…

Острый нож - совершенно необходимая вещь. Скоро грибы пойдут, сначала в ельнике, на полянках, а после в корзинке к нам домой заявятся. Вот ножик и нужен к этому времени. Отец сказал, надо гриб срезать, чтоб на этом месте новый вырос. Я примечал, где взял гриб когда-то, не растёт там больше, рядом бывает, но я слушаюсь и готовлю острый ножик.

 Ведь, кроме грибов, в лесу шпана водится. Показал ей, шпане, нож, блеснёт он на солнце, враз отпадёт охота вершить подлые дела. А теперь, вдобавок к беглецам из Коми, новая порода беглых появилась: суки вербованные, вот, по большому секрету, мне соседский Борька рассказал. Он то уж знает, он в школу, в Ирту ходит.

А у нас в школе, в Пасте, учительница Анна Ильинична Шубина, такая старая-старая, что с каждым годом становится всё меньше и меньше, она не велит ножами заниматься, говорит: шпана это. И в пионеры шпану эту не запишут, и красный галстук не дадут.

Стучит, стучит, стучит молоток, союзно с кузнецовской песней. Жаль, слаба рука, тяжёл молоток, приходится стук прекращать, а вместе с ним и в песне перерыв делать.

А жаль. Теплее железо становится, лучше куётся. Смотрел в кузнице: совсем, до красна тёплое, хорошо большому молоту поддаётся и не звенит, как у меня.

Появилась в нашем хозяйстве коза, Гера звать её, неважно так, но молоко даёт неплохое. Придётся смириться, от рыбалки, от леса время отрывать: веники готовить на зиму, для козы. Талиновые, или по-научному, ивовые. За один раз съедает коза, в момент, большой лист. А сколько таких моментов у козы, кто его знает, вон какое пузо у неё здоровое.

Ветки ивовые гнутся, ломаться не собираются под моим напором, острый нож и тут нужен… А, веников надо много, каждый день веник ей, Герке, подай. Неизвестно, ещё сколько сантиметров сена выдаст колхоз. Совсем мне непонятно, как сантиметром сено меряют. Другое дело безмен, тут всё понятно, даже видны надписи: 1ф – один фунт, 2ф – два фунта, всё по-человечески. С Яренска привезли безмен, вадьинский, дедовский. Ничего, служит исправно. Правда, хлеб делить им было невозможно, для больших величин служил. Для пайкового хлеба отец сделал отдельные весы.

А как, позарез, необходим нож в раннюю весну, когда достают колхозную картошку из картофелехранилищ на семена. Порченую вываливают в яму, рядом с хранилищем. Тут уж не зевай: хватай, которая испорчена наполовину, острым ножом отрезай гнильё, а остальное – сплошная сладость.

Дома, в свободном доступе, только лучевник, тупой тяжёлый нож с ручкой, набранной из бересты. Лучину щепать годится, а на дела иные непригоден. В эту весну уже пролетели, но ведь и следующая, вероятно, заявится.

… счастию ключи…,

Вот и наступит счастие, когда сверкающий, с острым лезвием нож, будет в рабочем виде… Одно дело, расклепать пластинку, затем забота будет наточить. Точило есть, но крутить кто будет. Все заняты серьёзными делами и считают, что это баловство. Ну, ни какого понятия…