Кружева

Ирина Кашаева
В Кружева я попала  случайно: мимо проезжала и, как на грех, машина сломалась. Делать нечего: вздохнула и отправилась  на поиски мастера. Солнце стояло в зените, ноги устали и очень хотелось пить. Ругая саму себя, свою старенькую машину и все на свете, вошла я в эту полузаброшенную  деревушку. Но разве могла я предположить тогда , каких удивительных людей  здесь встречу?
 Кружева-  селение немалое.  Избы, украшенные резными наличниками, покосились и заросли бурьяном. Все они были брошенными и медленно умирали. .  Вокруг сады, сады, сады…  И бескрайние, затянутые степным ковылем поля простираются за горизонт… Ни души  вокруг! Поэтому  я очень обрадовалась, когда  увидела эту женщину. Задумчиво глядя вдаль, она отдыхала на лавочке.
-Здравствуйте! Можно у Вас водички  попить?- попросила я.
-Доброго здоровья , дочка! А может, ты в дом зайдешь?-приветливо предложила хозяйка.
-С удовольствием!- улыбнулась я и женщина повела меня в дом.
- Я- Софья Андреевна или просто тетя Соня! А ты?
-Ира.
-Очень приятно!  Присаживайся, я мигом!
-Спасибо!- поблагодарила я. И ,  опустившись на лавку, с удовольствием вытянула ноги. 
Простенько и очень чисто в доме тети Сони! Набело выскобленный пол, выбитые занавески на окнах, сказочной красоты накидка на пышных подушках. И букет полевых цветов на кружевной скатерти стола.   
-Откуда ты тут взялась, милая? – ласково спросила хозяйка.
-Проезжала мимо и машина сломалась. У вас мужчины в деревне имеются?
-Есть!  Только он с рыбалки еще не вернулся.  Придет и наладит твою машину.
-А он сумеет? –с сомнением спросила я.
 
-А то как же!  Всю жизнь бригадиром в колхозе отработал! По сей день если кто мимо проезжает и машины ломаются, просят Семена Ивановича помочь.-ответила Софья Андреевна  , выставляя на стол самовар, пирожки и варенье.

-Он ваш родственник?
-По крови мы не родные. С Зоей, женой его покойной,  мы ближе сестер были.  Я мальчонку у них  крестила.
 -А вы сами замужем? Детки есть?-спросила я.
-Не довелось. Но крестник мой, сынок Семена и Зои, для меня роднее родных. –тихо произнесла она. Дверь открылась и вошел седой худощавый мужчина.
-Здравствуй, Сонюшка! О-о, да у тебя гости!
 Тетя Соня смутилась.
-Перекуси, Семен , да помоги  Ирише машину наладить.
-Не волнуйся , дочка! Мигом сделаем! А ,может заночуешь? Гости в  Кружевах -все одно что  праздник!
-Не могу, Семен Иванович! Домой  нужно!
-Ну ладно! Показывай, что стряслось!
Поблагодарив хозяйку за угощение, мы с дядей Семеном вышли на улицу и направились в сторону леса. А вот и моя машина. Старик открыл капот и принялся за работу.
-Семен Иванович, мне показалось, что тетя Соня смутилась, когда вы вошли.- спросила я.
-Эх, дочка! Жизнь прожить-не поле перейти!
-Расскажите!
-Что ж, слухай! Вернулся я со службы домой и вечером пошел   в клуб. Объявили белый танец и ко мне подошла какая-то незнакомая девчушка. Девушка как девушка: коса через плечо, веснушки, вот только глаза  грустные.  Она назвалась Соней. Рассказала, что прибыла в Кружева работать фельдшером и квартирует у одной старушки. Мы подружились, стали гулять вечерами. Девчушка уже не грустила, наоборот. Она весело смеялась над моими шутками и шутила сама. Личико ее при этом словно изнутри светилось! А как она вспыхивала, когда я случайно касался ее руки! Я понял, что нравлюсь ей, но взаимностью  ответить не смог.   Соня  стала для меня чем-то вроде младшей сестры и ничего  эдакого я к ней не испытывал.  А потом я устроился   в колхоз и встретил  свою судьбу. 
 Зоя…Она была трактористом в моей бригаде.  Махонькая, тоненькая, как тростиночка, но упрямая! Как-то у нее в поле  трактор заглох. Проезжая мимо, я предложил помощь, но Зоя упрямо замотала головой. Сама , мол, справлюсь. И справилась ведь !   Ее определили на квартиру вместе с Соней. Девчата подружились и стали ходить в клуб вместе.  Теперь я провожал их обеих и постоянно мечтал остаться   с Зоенькой наедине. И случай этот   представился.
Как-то  Соню вызвали на  роды  и ей пришлось заночевать там . Зоя  была одна.  Я предложил девушке прогуляться и она согласилась. Мы бродили по вечерним Кружевам , смотрели на звезды, разговаривали. При лунном свете ее лицо  было еще красивее. Мне очень хотелось  поцеловать свою милую  и в то же время я боялся обидеть ее.  Все, на что я  осмелился-это взять ее за   руку. И сами собой из сердца вырвались эти слова:
-Ты мне нравишься. Очень!
-Ты мне тоже! Но как же Соня? Она ведь моя подруга...
-Соня для меня как сестра, а с тобой все по-другому! Выходи за меня замуж!
Но Зоя печально покачала головой.
-Я не могу так поступить с Соней. Прости.
После этого  Зоя старательно избегала меня. На танцы она  не ходила, а в поле мы общались только по работе. Иногда я видел вдалеке ее трактор, но Зоенька даже не смотрела в мою сторону. А потом случилась беда…
Словно собираясь с силами, дядя Семен замолчал. Но, справившись с собой, он продолжил рассказ:
- Зоя пахала зябь. Вдруг разразилась гроза.  В ее трактор ударила молния, он вспынул,   но Зоя успела выскочить из кабины. Подбежали люди и я в их числе. Пока трактор поливали водой,  я осмотрел Зою.  Она лежала, как мертвая, а я хотел , чтобы она жила!    Рука сама собой сложилась в трехперстие и я перекрестился . А Зоенька  открыла глаза и глухо застонала.
«Жива! Слава Богу! Жива!»-возрадовался я.   Кто-то  привез на лошади Соню. Оказав  помощь подруге, она отправила ее в больницу. Зоя пролежала там довольно долго и , по возможности, я навещал ее. А Софья Андреевна  почти не отходила от  подруги. Однажды я пришел и застал ее там. Зоя спала.
-Нам нужно поговорить.-тихо сказала Соня и вывела меня на улицу.
-Я знаю, ты любишь Зою и она тебя любит. Вы должны быть вместе.  Обещай , что вы распишитесь, как только она поправится.- твердо произнесла она.
-А как же…
-Ты хотел спросить, как я это переживу я?! Если вы с Зоей будете счастливы, значит, и я буду счастлива. Обещай!
-Я не знаю… Не знаю, что думает обо всем этом Зоя…
-Зоя любит тебя. Я сама слышала, как в бреду она звала тебя. Я поговорю с ней. 
-Обещаю.
-Ну вот. Теперь я сказала все, что должна была сказать.-добавила она и  ушла.
Когда мою милую выписали из больницы, я сделал ей предложение. Зоя подумала и согласилась. Свадьбы не было: мы расписались и я привел молодую жену в свой дом. На трактор она больше не села: пошла в детский садик за детьми присматривать.  А Сонюшка всегда была рядом и помогала нам по хозяйству. Через год   Зоя забеременела.
Беременность выдалась трудной и роды  тяжелыми. Малыша принимала Софья Андреевна. И, если бы не ее золотые рученьки , не было бы у нас нашего Алешки! А Соня стала его крестной матерью.
Старик замолчал и смахнул скупую мужскую слезу.
- Что с вами? Что-то  не так с сыном?- встревожилась я.
-Да нет. С сыном все хорошо: пошел по стопам своей крестной и стал врачом. В городе живет, женился.  Тут другое…
Десять лет уже как схоронил я ягодку свою ненаглядную! Сонюшка выхаживала ее, лечила, на руках поднимала! Не вышло. Ушла Зоя. С тех пор  бобылем и живу. Сын к себе зовет -не еду. Не хочу  обузой  никому быть! Да и Соню как одну тут оставлю? Она ведь меня до сих пор  поддерживает. Вот такие кружева получаются…
-  А почему бы  вам не жить вместе? Тетя Соня одна и вы один…
Старик сурово посмотрел на меня.
-А перед памятью жены моей как быть? Как я на том свете с ней встречусь?! Или ты считаешь, что смерть все спишет?! Да и Сонюшка никогда на такое не пойдет.  Как-то  Алешка мой сказал то же самое:
-  Сходитесь да живите вместе! Вдвоем-то веселее!
- Да нам и так весело!-улыбнулась Соня.
-Крестная, ну как ты не понимаешь! Пенсии у вас такие, что в одиночку не прожить! Вдвоем легче бы было!
-Жизнь деньгами  не меряют, сынок.-отрезала Соня.
Так вот мы и живем, дочка: Соня помогает мне,  я-ей. И  Зоенька , словно ангел Божий, всегда  рядом с нами. Ну вот: транспорт твой на ходу, можешь ехать дальше.
-Значит, тетя Соня пожертвовала собой ради вашего счастья с Зоей? До сих пор, любит вас и,  так же как и вы, не может предать  память Зои?
-Выходит, что так, дочка…
Поблагодарив дядю Семена, я села за руль и машина тронулась с места. И, глядя в зеркало,   наблюдала, как фигура  Семена Ивановича становилась все меньше и меньше, пока не исчезла совсем. 
Прошли годы, но образы этих замечательных людей все еще живут в моем сердце.  Словно яркие, немеркнущие  символы взаимного уважения и верности своей памяти. Примеры святой,  чистой и самой бескорыстной любви….

Фото из интернета