Композиция портретов супругов Тучковых

Владимир Варнек
1. Фрагмент фоторепродукции светского портрета Маргариты Михайловны Тучковой (Нарышкиной) работы неизвестного художника [1 - 3].
2. Портрет генерал-майора Александра Алексеевича Тучкова кисти А.Г. Варнека из собрания музея «Бородинское поле» [4].

Завершая цикл миниатюр, посвященных дворянскому роду Тучковых, генеалогии и портретам его представителей, решил создать композицию из портретов Маргариты и Александра Тучковых, типа парных портретов. Поначалу композицию эту выполнил для внутреннего пользования, чтобы посмотреть на эти портреты и подумать об их неразгаданных загадках, но позже  появилось намерение приложить эту «картинку» к настоящей миниатюре, цель которой заключается в том, чтобы рассказать придуманную мною историю создания данных портретов, основанную лишь на догадках и размышлениях. При этом автор миниатюры не претендует на то, чтобы назвать предложенную версию гипотезой (пока не появятся новые аргументы «за» или «против»).

Все что мне хотелось рассказать до этого о портрете Александра Тучкова, я рассказал в предыдущих  миниатюрах [5 – 8], а сейчас сообщу вкратце ту минимальную информацию,  которая мне известна из других первоисточников о так называемом специалистами- искусствоведами светском портрете Маргариты Тучковой начала 1800-х, который был утерян в послевоенные годы.  Однако сохранилась фоторепродукция  с него, приводимая на ряде сайтов интернета, в том числе в публикациях Семенищевой и Хорошевой [1,2], а также на сайте «Декабристы» [3].

Подпись под одним из таких изображений (12-ым по счету) сообщает:   «Неизвестный художник, 1800- гг. Портрет Маргариты Михайловны Тучковой. Фотография с живописного оригинала, Ателье К.А. Фишера, 1900-е гг. Картон. Размер:35,1 х25,8 см. Государственный исторический музей».   

Профессиональное искусствоведческое описание данного портрета было выполнено сотрудниками музея-заповедника «Бородинское поле» Е.В. Семенищевой и  Е.А. Хорошевой в публикациях, имеющихся в открытом доступе в интернете [1,2].

Всматриваясь в портреты, приложенные к миниатюре, я обратил внимание  на то, что на изображениях просматривается, как будто, рука одного художника. Так  на плечи генерала наброшена шинель, прикрывающая довольно сильно правую руку генерала, которую в области поясного ремня  он прижимает к себе. 

Аналогично этому на плечи Маргариты наброшена больших размеров шаль, также в большой степени прикрывающая правую руку, предплечье которой расположено на спинке старинного кресла, а ладонь в центре портрета расслабленно спущена вниз.   

Имеется сходство изображений также в области левого плеча изображенных. Так линия, создаваемая наброшенной на плечи генерала шинелью, идущая от шеи вправо и вниз, четко отделяет фигуру от пасмурного тревожного неба. Подобная четкая линия такой же формы, создаваемая спинкой кресла, отделяет женскую фигуру от темной стены.

А левых рук на обоих портретах просто не видно: на мужском портрете левую руку прикрывает наброшенная шинель, а на женском портрете – наброшенная шаль.

Повороты голов моделей на три четверти вправо для мужского портрета, и на три четверти влево для женского портрета, создают ощущение их парности. Хотя женский портрет является, по существу, поколенным, а мужской портрет – поясным (вырезав фрагмент с женского портрета, сделал его «в большей степени парным» к мужскому портрету).  Признаком парности портретов являются и взгляды портретируемых, направленные на зрителей. Правда, сами они не идентичны.

Так если, согласно Ф.Н. Глинке, взгляд молодого генерала свидетельствует о том, что у него есть ум, душа и что-то высшее [8], то взгляд его жены выдает тревогу и озабоченность, а, кроме того, говорит о погруженности в себя. А это, как известно, бывает у женщин, когда внутри уже зародилась новая жизнь.

Сына Николая от брака с Александром Тучковым Маргарита родила 6 апреля 1811 года, а из этого можно прикинуть, что портрет ее мог быть написан художником в период поздней осени 1810 года, когда уже наступили холода, а потому и теплая шаль понадобилась ей  во время позирования художнику.

Ну а если доподлинно известно, что мужской портрет был написан художником Александром Варнеком, то логика наших рассуждений приводит к тому, что он же был и автором и женского портрета (!)? 

Замечу, что предлагая версию, согласно которой  портрет Маргариты Тучковой мог выполнить тот же художник, который  выполнил портрет и ее мужа (т.е. Александр Варнек), прошу не забывать, что выше я создал себе алиби, предупредив читателей, что буду рассказывать придуманную мною историю. Гипотезой она пока еще не является. 

Но до конца я ее еще не рассказал, и продолжу свое повествование.
Еще одним из аргументов авторства  Варнека в отношении светского портрета Маргариты Тучковой являются те же руки, о которых я писал в своей миниатюре о портрете игуменьи Марии [9].  Но что поделать, если правая рука модели на обсуждаемом светском портрете выполнена художником в типично «варнековской» манере. И она так похожа на правые руки моделей на таких его произведениях, как портреты поэтессы Буниной, семейной пары четы Бутовских, а также на одном из самых известных  портретов А.Г. Варнека, изображающего президента Академии художеств, графа А.С. Строганова, сидящего в своем кабинете в кресле. 

Приводя эти аргументы, загоняю сам себя в тупик, поскольку для выполнения двух парных портретов семейной четы Тучковых художник должен был бы встретиться с заказчиками поздней осенью 1810 года. Но это противоречит моей предыдущей версии, основанной на отсутствии каких-либо подтверждений о написании Варнеком портрета - оригинала А.А. Тучкова в период 1810 – 1812 гг., высказанной  на основании изучения списков работ художника в академических документах, выполненных в этот же период времени [10]. 

Ну а принципиальным подтверждением тому, что портрет А. Тучкова Варнек все-таки писал, явилась гравюра с данного портрета, выполненная  А.Г. Ухтомским в 1813 году [11].  В итоге я и высказал в [5,8] версию, что портрет А.А. Тучкова  художник Варнек выполнил, используя в качестве оригинала портрет-миниатюру А. Тучкова работы австрийского художника Людвига Гуттенбрунна.

Но сейчас, когда у меня возникла версия, что Варнек мог выполнить светский портрет М.М. Тучковой, появилось желание найти аргументы тому, что встреча художника с семейной четой Тучковых осенью 1810 года все-таки состоялась, но при условии, что она была неофициальной, и никаких следов ее в академических документах не было оставлено. 

В принципе, как мне представляется, Александр Варнек, не отлучавшийся из Петербурга практически никогда, кроме пенсионерской поездки в Италию, да на дачу к А.Р. Томилову [12], мог однажды в своей жизни совершить ознакомительную поездку в Москву. О такой поездке даже автор монографии о художнике, В.С. Турчин [12], мог не знать, если она не была зафиксирована в академических документах. И это вполне, как мне представляется, могло произойти поздней осенью 1810 года, когда появился светский портрет Маргариты Тучковой.

Своеобразие 1810 года для А.Г. Варнека заключалось в том, что после своего возвращения из Италии в Петербург в октябре 1809 года, художник, стремившийся поправить свое материальное положение, написал довольно много портретов, включая портрет графа И.О. (Яна) Потоцкого,  за который 1 сентября 1810 года он получил звание академика [10]. 

Было ему в это время 28 лет, он был еще не женат, и в голову ему вполне могла прийти мысль побывать в городе Москве, где в Оружейной палате работал гравером его сокурсник и друг, Скотников Е.О., малоформатный портрет которого он написал незадолго до поездки в Италию [13]. Возможно, в Москве Александр хотел пообщаться также и с маститым портретистом того времени Рокотовым.  Ну а находясь в Москве, новоиспеченный академик по-видимому, мог выполнить и несколько заказных портретов, включая портреты супругов Тучковых. 

Нужно сказать, что такая версия мне все больше начинает нравиться, и если бы только найти какие-то независимые подтверждения, что поездка такая в Москву была на самом деле, то высказанные мысли могли бы превратиться в гипотезу.

В заключение хотел бы затронуть дополнительно тему бытования светского портрета Маргариты Тучковой  после того, как он был написан художником Варнеком, согласно только что появившейся версии. Очевидно, что до своей смерти в 1852 году портретом этим владела сама Маргарита Михайловна. Но, коль скоро, однажды данный портрет, на рубеже веков (в 1900-е), оказался в фотоателье известного фотографа того времени К.А. Фишера (см. Википедию и др. статьи о нем в интернете), ясно, что он должен был находиться во второй половине 1850-х у кого-то из московских Тучковых.

Сейчас, разобравшись с генеалогией семейства  московских Тучковых [14,15],  могу высказать  предположение, что поначалу данный портрет мог находиться в семье Павла Алексеевича  Тучкова (1803 – 1864), московского генерал-губернатора, затем в семьях его старших сыновей Михаила Павловича (1832 - 1890) и Николая Павловича (1834 -1893). В конце-концов, на рубеже веков, он несомненно должен был оказаться в семье самого младшего сына генерал-губернатора, генерал-майора Александра Павловича Тучкова (1843 -1917), любителя  живописи и коллекционера семейных портретов, а после и у его дочери Екатерины Александровны (1869 - 1942), подаривших ряд семейных портретов Историческому музею [16].

Думаю, что только они на рубеже веков могли отдать портрет М.М. Тучковой в фотоателье К.А. Фишера для изготовления с него фоторепродукций. Ну а поскольку дочери Тучкова Александра Павловича, Екатерина Александровна и Маргарита Александровна (1878 - 1966), проживали в Москве в годы войны, то вряд ли, как мне думается,  портрет этот мог находиться во время войны в домике  игуменьи Марии на Бородинском поле.         

ПРИМЕЧАНИЯ 
1. Е.В. Семенищева, Е.А. Хорошева. Двенадцать портретов Маргариты Михайловны Тучковой (игумении Марии). Part123-2014 (2).indd. museum.ru
2. Е.В. Семенищева, Е.А. Хорошева. Двенадцать портретов Маргариты Михайловны Тучковой (игумении Марии). Vkleika2014.indd. Borodino.ru
3. Тучкова Маргарита Михайловна. Форум. D1825.ru (сайт Декабристы)
4. В. Анфилатов, Т. Громова.  Альбом по искусству. Музей-заповедник «Бородинское поле». Белый город. 2007. С. 34.
5. Варнек В. Ранние портреты генерала А.А. Тучкова. Проза.ру от 19.06. 2021.
6. Варнек В. Три портрета-копии генерала А.А. Тучкова. Проза.ру от 23.06.2021.
7. Варнек В. Три портрета генералов Тучковых кисти Ивана Клюквина от 26.06.2021.
8. Варнек В.  К атрибуции портрета генерала Тучкова 4-го. Проза.ру  от  27.06.2021.
9. Варнек В.  Не Варнек ли написал портрет М.М. Тучковой?  Проза.ру от 29.06.2021.
10. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.   
11. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т. 3. 1886 –1889. Государственная публичная библиотека России.
12. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.:Искусство,1985.–168 с.
13. Варнек В. Два портрета гравера Е. О. Скотникова 1782 - 1843 - миниатюры, 11.04.2021
14. Варнек В. Генеалогия дворянского рода Тучковых - миниатюры, 10.07.2021
15. Варнек В. Тайны дворянского рода Тучковых - миниатюры, 14.07.2021
16. Селинова Т.А. Неизвестные прижизненные портреты участника Отечественной войны 1812 года А.А. Тучкова. Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1985. М. Наука. 1987. С. 264 – 269. 
17.07.2021.