VIII. Гл-25. Дания АирАльфа Пайпер-32

Геннадий Чергизов
   *** Малая Авиация. Часть-2. ***

     Возвращаюсь из Фульды в Кассель. Погостили с Эдиком у Петера ещё немного и поехали в Данию в город Оденс, где и располагается «Аир Альфа». Дорога не близкая, надо проехать на север через половину Германии и ещё по Дании. Всего километров 600, ехать предстоит через большие города Ганновер и Гамбург, и ещё пересечь Эльбу. За рулём Эдик, он первый раз в Германии, удивляется автобану, говорит, что в Америке отличные дороги, но в Германии лучше. На дороге машин не так много, много участков без ограничения. Разгоняем временами Мерседес до 220 км/час. При отделённом встречном потоке и трёх полосах движения, скорость особо и не ощущается. Больше по стрелке спидометра. Проезд такого большого города как Ганновер тоже не сильно ощущается. Автобан проходит в стороне, немного увеличивается интенсивность движения и всё.

     Движение по автобану, в принципе, монотонное, - никаких пересечений, только уходит полоса в сторону и так же другая вливается. Подъезжаем к Гамбургу, встроенный навигатор работает исправно, можно сказать, - ведёт по маршруту, но и всё хорошо понятно по многочисленным указателям. Вроде и въехали в большой город, но толком его и не видно, - вдоль дороги защитные экраны. Скоро будет тоннель под Эльбой.  «Elbe Tunnel». Автобан уходит вниз и вот мы уже едем под Эльбой. Тоннель ярко освещён, абсолютно сухо, только гулкий звук и напоминает, что мы «под землёй». И «под водой»! Тоннель не маленький, - что-то около трёх километров длиной, хотя сама Эльба шириной метров 500, но тоннель проходит под рекой под углом и выходит не сразу, там жилые кварталы, а за километр от берега.
 
     До датской границы ещё примерно 150 км и там до Оденса столько же. Чем дальше от Гамбурга и ближе к границе, тем слабее движение на автобане. По знакам видно, что приближаемся к границе. Сама граница обозначена датскими флагами и знаком Евросоюза, - на синем фоне кольцо из жёлтых звёздочек. Ещё какие-то знаки. Никаких шлагбаумов или будочек. Самым характерным признаком пересечения границы была смена асфальта, - немецкий более светлый асфальт резко переходит в более тёмный датский. Это и есть - граница!

     Всё, мы едем по датскому асфальту и дышим датским воздухом. Навигатор подсказывает, что нам от границы надо проехать около 80-ти км, потом заехать по мосту на остров Фюн, проехать ещё 50 км, и мы попадём наконец в Оденс (Odense). Монотонная дорога, редкое движение. Понять, что мы попали на остров было трудно, - с материка попали на этот самый остров мы по мосту длиной чуть больше километра.

     Эдик заранее выбрал отель, звонил туда, и мы приехали прямо на место. Уже стемнело. Отель назывался «Рэдисон – Андерсен Отель» (Radisson – Andersen Hotel). Да, когда-то в этом городе жил сам Ханс Кристиан Андерсен! И в подтверждение этого у входа в отель стояла лавочка, на которой сидит Андерсен, собственной персоной в плаще и котелке. Я с ним потом сфотографировался. На память. Устроились в отель, созвонились с Бярни, директором АирАльфы, он ждёт нас завтра в аэропорту, там у них и располагается фирма.
 
     Утром завтракаем в отеле, это входит в стоимость, грех пропускать. Отель наш, оказывается, находится в самом центре города. Едем в «Аир Альфу». Едем через весь Оденс, на улицах полно велосипедистов, так и шныряют, но и велосипедных дорожек много, у них даже свои светофоры.  Ехать нам километров 15. Без труда находим в аэропорту небольшое здание с табличкой «Аир Альфа». Находим Бярни, (Bjarne Jorsal) он директор «Аир Альфа» (AIR ALPHA).
   
     Поговорили о предмете нашего интереса, то есть о Пайпере. Бярни предлагает нам посмотреть самолёт и слетать на нём, - выполнить «тест-полёт»!
     Выходим на улицу, сразу же натыкаемся на, стоящий за углом такой родной Ан-2 с литовской регистрацией LY-AUA. Он стоит на зелёной лужайке, под колёсами бетонные площадки, чистенький весь, выхлопная труба удлинена и выведена под правое нижнее крыло, поэтому у Ан-2 такой чистый правый борт. Но всё равно моторный чехол снизу в масле. Зачехлён фонарь кабины и даже все лопасти винта. Самолёт надёжно привязан. Под двигателем стоит привычный поддон для капающего масла.

     Заходим в ближайший небольшой ангар и открывается нашему виду «Пайпер-32», (Piper-32-301T Saratoga II TC) весь такой аккуратный, бело-голубой окраски, приземистый с бортовым номером OY-PHP и надписью на капоте двигателя «Saratoga II TC». С первого взгляда мне понравился.
     Бярни открыл двери, я заглянул внутрь через левую пассажирскую дверь. В салоне четыре пассажирских кресла, по два друг к другу и в передней части кабины стоят ещё два кресла, пилота и пассажира. Штурвала два. Сразу бросаются в глаза на приборной доске вместо обычного набора приборов два больших монитора, посередине ещё два небольших. Слева у пилота на приборной доске есть и привычные приборы, но они расположены как-то сиротливо. Да, придётся во всё это ещё вникать!
 
     Левая пассажирская дверь, довольно внушительного размера для небольшого самолёта. Ещё есть рядом небольшая дверца, открывает багажный отсек.  В передней части фюзеляжа с правой стороны есть ещё одна дверь прямо на крыле, для пилота и пассажира.
   
     В ангаре ещё несколько подобных самолётов, Бярни открывает ворота ангара и вытаскивает самолёт наружу с помощью этакого небольшого тягача-электрокара, подводя его переднюю лапу под носовое колесо. Такой тягач вижу впервые, но скоро придётся увидеть их много разных, здесь никто не толкает самолёты, таскают разными тягачами и «тягачатами». Самолёт Бярни тянет на перрон аэропорта. Открывается вид на терминал. На нём крупно написано ODENSE LUFTHAVN. И без перевода понятно, что это «воздушная гавань Оденса»!

     Бярни подсоединяет к борту самолёта кабель от тягача, я понимаю, что это «аэродромное питание». Загораются мониторы, - на левом высвечивается цветной авиагоризонт, компас, указатели скорости, высоты, вертикальной скорости и ещё разные сигнальные табло. Это получается «пилотажный» монитор. На правом мониторе высвечивается вся навигационная обстановка, буквально карта местности. Он же переключается в режим отображения данных по двигателю и топливной системе. Посредине приборной доски, как узнаю позже, высвечивается небольшой монитор GNS-430, он так же показывает место самолёта, их два одинаковых друг под другом. GNS, это, наверное, самый важный «агрегат» на самолёте, он совмещает в себе приёмник GPS, радиостанцию и навигационную посадочную системы.

     Бярни предложил Эдику сесть на левое сиденье, сам сел справа, как инструктор, провёл небольшой инструктаж. Эдик сначала запустил двигатель, Бярни ему ещё дал пояснения, а потом мы порулили на взлёт. Я устроился сзади в мягком удобном кресле.

     Мы вырулили на полосу, это двухкилометровая бетонная ВПП. Двигатель негромко стрекотал, светились мониторы, разные лампочки и приборы. Эдик двинул РУД до упора, самолёт начинает движение. На взлёте двигатель важно, но всё равно не очень громко шумел, оторвались мы достаточно быстро. Почти неслышно убрались шасси. Самолёт резво набирал высоту. Как я понял, Бярни предложил ознакомительный полёт по, так называемому у нас, большому кругу. В иллюминатор открывался вид местности вокруг Оденса, хорошо видно было, что город расположен на острове, хотя этот остров от материка с запада отделялся совсем нешироким проливом, вокруг дальше на восток было видно много воды и острова.

     Эдик спокойно «рулит» Пайпером. Не удивительно, он не один год пролетал на подобных самолётах в Штатах. Бярни всё время, что-то показывает Эдику, объясняет. Периодически правый монитор переключает с режима отображения информации о двигателе на навигационный режим. И тогда на нём хорошо виден весь наш полёт, наше место в воздушном пространстве. В центре монитора силуэт самолётика, это мы, - вокруг хорошо узнаваемые очертания местности, береговая черта. Усиливается облачность, временами входим в облака.

     Идём на посадку. Ничего особенно, всё размеренно и обыденно, глиссада, выпуск шасси, закрылков. Сели, зарулили прямо к ангару. Вокруг много разных небольших самолётов, есть и вертолёты. Там и сям стоят. Некоторые рулят и взлетают. Другие садятся. Один небольшой вертолёт просто перелетает метрах на пяти с дальней стоянки к перрону, кажется для заправки. В общем авиационная жизнь здесь бурлит. Поставили Пайпер в ангар. Бярни предложил нам типа экскурсию. Здесь много ангаров, и для хранения самолётов и для ремонта и обслуживания. Ходим по разным ангарам. Есть совсем маленькие, где стоят пять – шесть бортов. Есть побольше, с разным оборудованием, там же и полуразобранные самолёты. Видимо, проводятся какие-то работы. В ангарах вызывающая чистота, полы блестят. Везде автоматические ворота, ящики, даже, - шкафы с инструментами на колёсиках, механики катают их от одного самолёта к другому.
     Самолёты здесь самых разных марок, - поршневые и турбовинтовые. Вот стоит просто красавец, с четырёхлопастным винтов в носу турбовинтовой «Пайпер-46 Меридиан». А рядом, поднятый на козелках приличных размеров двухдвигательный, и тут же совсем мелкий, разобран до голого фюзеляжа. И даже вижу совсем небольшой «деловой» самолёт с двумя реактивными двигателями, расположенными как у Як-40. Судя по бортовому номеру, это «француз» - F-HAKA. Рядом интересный самолёт, - небольшим фюзеляжем похож на Пайпер Саратога, но на крыльях два поршневых двигателя. Похоже, это «Пайпер-34 Сенека». (Seneca).

     Уже на нескольких самолётах замечаю странный стеклянный щиток на лобовом стекле пилота. Оказывается, это стекло с электрообогревом против обледенения фонаря. Что говорится, - «скромно и со вкусом».

     Время обеда, Бярни нас приглашает в их «фирмовую» столовую. Заодно узнаём от него, что в Дании по закону работодатель обязан кормить обедом своих работников бесплатно. Хороший закон! Обед в духе северян, - большие блюда и много мяса.

     На сегодня впечатлений хватит, мне надо звонить в Запорожье, рассказать про самолёт. По дороге в отель заезжаем в супермаркет, - надо прикупить еды, да и чего-нибудь покрепче. Надо же переварить впечатления! Супермаркет удивляет ценами, они здесь в евро и в датских кронах. Платить можно и тем, и тем. Но сдачу дают только кронами. Здесь всё дороже, чем в Германии, и ощутимо. Позже интересовались этим у Бярни, он объяснил, что Дания таким образом защищает свой рынок. Цены подняты сознательно и уровень зарплат и пенсии тоже выше. То есть, местные жители не ощущают дороговизны, а «соседи» не вывозят отсюда ничего. Что интересно, датская крона, по соотношению к евро, на сегодняшний день равна украинской гривне. Но когда видишь цену Пепси Колы в кронах, то «жаба давит». Когда брали бутылку Бренди, «жабу» загнали в угол. В отеле перекусили в номере и «подвели итоги».

     Передал я все свои «впечатления» в Запорожье и наше мнение с Эдиком, что самолёт нам подходит, считаем, что «надо брать»! Там теперь будут думать, Зная порядки нашей запорожской «фирмы», полагаю, что думать там будут не один день. С ценой на Пайпер мы уже определились. После тест-полёта ознакомились с бортовыми документам. Потом сели за стол и торговались. Бярни начинал с 680 тысяч, «сошлись» на 650.

   * - на фото:
     - Пайпер-46 в ангаре АирАльфы.
                - фото автора.

16.07.2021 – Севастополь.

Продолжение:
    http://proza.ru/2021/07/18/1173