Чем страдают крупные литературные произведения

Николай Кладов
Чем страдают крупные литературные произведения?
Речевым излишеством, прежде всего.
Есть авторы, которым надо писать чтобы жить. Пишут, как дышат. "Каждый пишет,как он дышит." Окуджава. Кстати, он сам написал большое произведение, которое я не смог прочитать - скушно, но само название «Путешествие дилетантов» очень характеризует занятие современных авторов пишущих свои мемуары в стиле саги.

Мировая литература переполнена авторами сочинившими объемные по тексту произведения. Я не все их читал, признаюсь. Но кое что все собрал в своей библиотеке.
Хорошего много не бывает. Еда состоит из котлеты и гарнира. Только один гарнир - так называется блюдо, которым нас угощают писатели монументалисты.

Чего не хватает в большом произведении? Сюжета. Острого, динамичного, непредсказуемого. 
Все романы бывают двух видов: 1. Основанные на реальных событиях и тут лучше, если они написаны очевидцем или участником. Как Анри Барбюс "Огонь" например. Это была первая взрослая книга,которую я еще мальчишкой взял в библиотеке и добросовестно прочитал.
Или бесценная "Цусима" Новикова-Прибоя.
Или еще раньше написанное "Путешествие вокруг света" Георга Форстера. Я до сегодня бесконечно рад, что мне на книжном обмене удалось добыть эту книгу.
Или даже "Условия человеческого существования" это роман японского писателя Дзюмпэя Гомикавы

Вот, если прочитаешь такие вещи, то потом сочинения второго вида читать не захочешь. Фаст-фуд.

А второй вид литературных произведений называется "высосано из пальца"
Имеет ли это литературную и художественную ценность?
Иногда, да. Есть и тут свои шедевры жанра: "Двенадцать стульев" например. Или "Мастер и маргарита" - первая половина романа.

Если в первом виде литературных произведений главное это достоверность событий, то во втором уже на первое место выходит плодотворная и захватывающая фантазия автора и его искусство владения словом.
А вот тут совсем сложно.
По искусству изложения можно написать книгу с примерами.
Автор должен уметь рисовать словом. Это умели Толстой и из поэтов Бродский, я полагаю. И оба такие разные.

Есть произведения,которые описывают события, есть произведения, которые описывают типы людей и их проявления в разных ситуациях - это такой психоанализ.
Таким был Шолохов Михаил - самый признанный из писателей советского периода.    
Он же и описал в одном своем рассказе, что человек должен быть немного с сумасшедшинкой, тогда он интересен.

В крайность сумасшествия свалился Достоевский. Он и сам был сильно не в себе, а герои его это сбежавшие из клиники больные на всю голову личности,      
Впрочем, как и его читатели тоже, я полагаю.

Обязательное условия для автора, которого я стану читать это чувство юмора.
Или хотя бы легкой иронии. Без этого - в корзину без разговоров. Там уже целая компания выдающихся писателей современности, начиная с Солженицына.

И для авторов больших романов очень важно умение держать внимание читателя и если он это умеет, что редко и тогда его произведения читаются за одну ночь, как я в свое время "Собор Парижской богоматери"
Конечно, есть романы синтезирующие два приведенных вида - основанные изначально на реальных событиях и дописанные художественно авторской фантазией.
Все есть. Вся наша литература называется художественная.
Главное это писательский талант автора, который многомерен и неповторим.