Lessons de vol - уроки полёта

Анна-Нина Коваленко
... В деревенской глуши, где люди трудились от зари до зари, а ещё вернее, от темна до темна, трудились на колхозных работах и по дому, никто не имел понятия, было не до того - о изящных искусствах, манерах, изящных танцах.
А я хотела танцевать.
Тем летом мама вела меня к дедушке на пасеку, он работал колхозным пчеловодом, далеко. В самом начале нашего пути нас догнал грузовик; водитель, распахнув дверцу кабины, предложил «подбросить». Однако, все мамины попытки посадить, то есть засунуть меня, упирающуюся, брыкающуюся, в кабину, а в моём восприятии – в чрево незнакомого огромного страшного ревущего вонючего существа «Машина» - видели бы вы мои слёзы, слышали бы мои вопли! - кончились тем, что грузовик оставил нас в покое, уехал, разбрасывая в стороны сорванные придорожные травы, а мама, переждав конца моего припадка ужаса, взяла меня снова за руку, и мы продолжили путь по узкой пыльной грунтовой дороге. На подступах к пасеке вступили в лесок.
Идём спотыкаясь о фиолетовые соцветия мышиного горошка. Далеко-далеко позади осталась, блеснула полоска реки. Мысль-молния: «Надо это запомнить!»
Вот дедушка сидит на корточках у одного из ульев, сидит и окуривает, а на голове его шляпа с сеткой. Собака Пчёлка и сынок её Борзик рядом.
Я всегда хотела танцевать, а тогда захотелось станцевать так, чтобы танцем рассказать обо всём увиденном.
Дома. Присаживаюсь у окошка с карандашом-бумажкой, набрасываю мой предстоящий танец-рассказ, и как я буду двигаться. Потом исполню перед дедушки-бабушкиными соседями-гостями.
Наверное, был выходной вечер: они, гости, много ели, пили и пели. Потом кто-то предложил посмотреть, как я им «спляшу».
Я вылетела на сцену, закружилась, запарила сибирской степной вороной над скрипучими половицами избушки. Весь вечер кружилась в танце, а они, темноликие, темнорукие люди, хлопали в ладоши и хрипло хохотали:
- Ну и девчончишша! Хо-хо-хо!
Бабушка увела меня в горницу, спать уложила. Что-то мешало заснуть, а именно «Машина», огромное ревущее, неумолимое существо, под колёсами которого, я видела, никнут, гибнут, исчезают, превращаясь в плоский шинный отпечаток-след, только что жившие и цветущие придорожные травки.  Хриплое: «Ну и девчончишша! Хо-хо-хо.»
Наутро я не встала. Не смогла: парализовало.
Потянулись дни и ночи бесполезного лежания на спине с подогнутыми в коленях, бездействующими, онемевшими ногами. Лежала в одиночестве. Взрослые трудились, так было нужно. Лежала как чурбан. Больниц поблизости не было. Кто-то прикладывал к коленям мёд, кто-то дёготь. Ни то, ни другое не помогало. Кто-то сказал «сглазили», а я продолжала лежать. Осенью перенесли в куть* (*угол в избе напротив русской печки), поближе к теплу.
Пришла и прошла зима. Весной в деревню приехал фотограф. Мне сказали:
- Давай тебя сфотографируем, чо ли, перед смертью.
Взяли подмышки, вынесли во двор, сунули в руки подросшего Борзика; поддерживая сзади подвешенную, висящую как плеть с подогнутыми в коленях ногами, сфотографировали и унесли назад лежать на спине.
Пришло лето. Кто-то  сказал: «Мышенчиха». И ещё: «наговором лечит».
Пришла «Мышенчиха» - судя по окончанию имени, должно быть, жена либо, скорее, вдова некоего Мышенкина: аккуратная сухонькая женщина с гладко зачёсанными назад светло-русыми волосами. Попросила всех выйти. Мы остались вдвоём. В руке у неё оказались три колоска. Она подошла к окну, распахнула его; что-то пошептала над колосками: «наговор». Выбросила один из трёх колосков в открытое окно, и колосок, подхваченный ветерком, улетел. Мышенчиха обернулась ко мне и сказала:
 - Встань и иди.
Я попробовала подчиниться, то есть встать, хоть бы сесть, но из этого ничего не вышло. Она закрыла окно и ушла.
 На следующий день вернулась с двумя колосками;  мы опять остались вдвоём, опять распахнулось окно. И второй колосок, подхваченный ветерком, улетел. Мышенчиха, обернувшись ко мне, опять приказала:
 - Встань и иди.
Было в её словах что-то... Я, хоть не без труда, села, и даже чуть подвинулась к краешку койки. А Мышенчиха ушла.
На третий день пришла с одним оставшимся колоском; отворила окно - пошептала, выбросила колосок в окно. И тот улетел, а Мышенчиха, обернувшись ко мне, сказала своё:
 - Встань и иди.
Я с трудом села; подвинулась к краешку койки... Свесила ноги-плети. Попробовала встать, то есть ступить на пол – не смогла. Призналась:
 - Я не могу.
Однако во взгляде Мышенчихи было молчаливое несогласие с очевидным «не могу», а может быть, шелест улетевшего по ветру  колоска послужил подсказкой к действию. И я ступила на пол. Расправила руки... Бочком-бочком...
С тех пор мне часто снится один сон: я стою на бескрайней плоскости, на паркетном полу огромного пространства, и должна сделать первый шаг. Но боюсь, так боюсь упасть, а удержаться не за что, и не от чего оттолкнуться. И вот, опершись одной ногой в пол как бы в речное дно, вскидываю другую ногу вперёд, в шаг, отталкиваюсь... Взлетаю...
***
- Я всё хотел спросить...
- Можете спросить.
- Вы... летаете?
- Д-да... («А что?»)
- Не страшно?
 - Летать-то? Нет, не страшно. Страшно падать.



"Барьеры" - х.,м. 90х60см