На краю света. Школа радости 5. Поездки

Анна Алексеевна Золотовская
(из серии заметок «Подруги юности моей»)

Вся учебная и воспитательная работа в школе велась в форме соревнования. Соревновались во всём: чей класс чище, кто лучше дежурит по школе, кто опрятнее приходит в школу…  Не говоря уже об учёбе, о всех больших и малых делах в отрядах.

Итоги подводились часто: по неделям, месяцам, четвертям, учебным годам.
Все соревнования были наглядно представлены.

Выборное жюри от учеников и учителей ломали головы над формой этой наглядности.
На одной из стен нашего «многофункционированного» зала ученики всегда могли видеть, кто сегодня впереди в учёбе, сборе металлолома, макулатуры и пр.
Так одно время действовала некая карта «Страна пионерии», со всех сторон омываемая «океаном».

К этой стране  плыли корабли. Названия кораблям ребята давали сами.
Итак, в Страну пионерии плыли: Гайдаровец, Дружный, Орлёнок, Сторожевой, Быстрый и т.д.

Экипажи кораблей, пришедших в порт раньше всех, становились правофланговыми.
Им на торжественной линейке в День пионерии 19 мая воздавались всякие почести.
Главная награда – это поездка всего отряда-класса в какой-либо город.

Надо сказать, что таких коллективных поездок не было никогда в истории школы. Большинство детей вообще не бывали в больших городах.

И мы решили во что бы то ни стало показать ребятам другой «мир», отличительный от их посёлка.

Поездки, конечно, были сопряжены с определёнными трудностями. Одна из которых – достать деньги на поездку.

Весь год копили деньги: Собирали металлолом и макулатуру – сдавали и получали деньги; осенью на подсобном хозяйстве убирали картошку, за работу ребятам платили деньги; участвовали в посадке леса – лесхоз оплачивал работу.

Все ученики и родители знали, на что пойдут собранные деньги.

В поездки брали не избранных – ехали все ребята одного класса, победившего в соревнованиях по учёбе и полезным делам.

Не исключались дети, кто в учёбе перебивался с «двойки» на «тройку». Таким ребятам помогали сильные и учителя.

Другие классы, может быть, и завидовали, но они так же трудились на общее дело.  Надеялись, что в следующем году, возможно, им повезёт.

Пока мы работали там, дети побывали в Петрозаводске, Ленинграде, Москве, Туле, Ясной Поляне, Калуге, Киеве.

Польза от этих поездок, кроме познавательной стороны, была налицо: они становились увереннее в себе, организованнее, культурнее, их планы и мечты на будущее расширялись.

И, конечно, полученные знания в поездке вносили новую струю в жизнь школы, что «в стороне от железной дороги».

Как правило, очередная поездка заканчивалась своеобразным «отчётом».  Это выражалось или в фотовыставке, или в сочинениях, которые размещались в школьной стенгазете. И не только…  Мы писали в «Беломорскую трибуну», в детскую страничку «Ленинец».  Надя Иванова, одна из лучших учениц школы, была уже собкором этой странички.  Знаю, что впоследствии Надя закончила педучилище, как и её сестра Валя из моего класса.

О Киеве писала группа ребят из 7 класса. Это сочинение было опубликовано тоже в «Беломорской трибуне».

Всей «газетной и писательской деятельностью» учащихся школы руководила Я.
Приятно вспомнить!

Во все поездки с ребятами ездила Н.Н.  Меня она приглашала в Киев. Но я, к великому сожалению, не смогла тогда поехать. Сейчас я об этом сожалею особенно.
С ребятами я была только в одной поездке: Москва – Тула – Ясная Поляна – Калуга. Эта поездка была намного позже, когда меня перевели в соседнюю Хвойнинскую школу, где я была завучем и преподавала в старших классах. Но в этой школе учились также выпускники нашей Сумозерской школы. Это ребята, которые хотели получить среднее образование. И так получилось, что однажды с несколькими ребятами я прошла путь от первого класса до выпускного 10 класса.

Среди них Таня Медведева и Валя Сильченко стали учителями русского языка и литературы, Лена Станкевич преподавала математику.  Наташа Кожина, которая была в поездке, закончила школу, университет, аспирантуру. Впоследствии занимала высокие посты в лесной промышленности, на пенсию вышла с поста заместителя министра лесного хозяйства.  С ней я общаюсь и по сей день.

Но вернёмся к поездке.  Группа была сборной, и среди старшеклассников было несколько ребят 5-6 классов.

В Москву мы приехали вечером, а в Тулу поезд шёл утром. Чтобы время между поездами прошло с пользой, я решила показать ребятам Москву, ну хотя бы свозить их на Красную площадь.

И вот с этим отрядом поздно вечером мы отправились на метро.  Я – впереди, за мною – все дети, а замыкающей ещё одна учительница.

В метро была одна пересадка с переходом на другую линию. Ребятам строго было наказано, кто за кем идёт и кто кого оберегает.  Большинство детей впервые в Москве и, естественно, в метро.

Однако этот путь мы проделали без приключений.

И вот мы на Красной площади!  Смотрим смену караула у Мавзолея.  Нет предела удивлениям и восторгам.  Мальчишки восклицают:

- Всё, как в кино!

И вдруг одна старшая девочка говорит мне, что в группе нет двух мальчиков. Срочно собираю всех вокруг себя, пересчитываю – нет двух учеников.

На мне – волосы дыбом, я просто схожу с ума.

Где они могут быть? Когда пропали?

Наконец, один ученик сказал, что ребята пошли … в туалет и показал в какую сторону.

У меня глаза на лоб… Какой туалет? Ночью? На Красной площади? В Москве?
И только было мы решили отправиться на поиски, как эти «голубчики» идут нам навстречу.

Я от радости не знала, что делать: то ли их расцеловать, то ли «поколотить».
Оказывается, они сильно захотели в туалет, а мне, видите ли, постеснялись сказать об этом, а спросили какого-то «дяденьку».  И тот показал, где искать туалет.  И они нашли, и сходили…

 И назад вернулись.

Другой инцидент случился с нами в Туле.

Мы приехали 2 января, а путёвка наша начиналась с 3 января.  И нас не хотят устраивать:

- Приходите завтра!  А впереди вечер и ночь…

Я была в отчаянии! Дети в дороге устали, им нужен был отдых. 
Не знаю, как мне удалось этих «тётенек» уговорить – то ли «слезами», то ли угрозами.  Я сказала, что напишу о них в газету «Комсомольская правда».

Всё-таки нас разместили в каком-то интернате. Конечно, нас в этот день не кормили, но ребята нормально провели ночь и хорошо отдохнули.

Тула оставила неизгладимое впечатление своей историей, оборонной ролью в годы войны.

Конечно, нас покорили и тульские самовары, и тульские пряники, и тульские винтовки.

Сам город с мягкой зимой, красивыми парками, яркими архитектурными ансамблями успокоил наши взвинченные нервы от всех дорожных приключений.
В Ясной Поляне я сама была впервые, но надо было подготовить ребят, особенно младшего возраста, почти ничего не знавших о Л. Толстом, как вести себя в таком музее.

Старшие девочки, умницы-отличницы, показывали хороший пример.  Они были внимательны во время экскурсии, задавали после неё интересные вопросы.
Жаль, зимой мы не смогли осмотреть парк, но у скромной могилы Великого писателя постояли, послушали рассказ экскурсовода «о заветной зелёной палочке» в детстве писателя.

Далее поездка продолжилась в Калуге. Здесь была экскурсия в Дом-музей К.Э. Циолковского.

Снимок, который вы видите в заставке, был сделан в Центре космонавтики.
На фото в центре нашей группы родственник Циолковского (вроде, внучатый племянник) и женщина – экскурсовод.

Я – слева, сижу с краю в первом ряду.

Продолжение следует.