Печать войска Донского из станицы Михайловской

Ислам Сайдаев
«На ловца и зверь бежит», - гласит русская пословица. Стоит человеку заинтересоваться какой-либо темой или заострить внимание на какой-то проблеме, как информация об искомом сыпется на него, как из рога изобилия, исследователю остается лишь «отделить зерна от плевел», - провести тщательный и скрупулёзный анализ информации и выдать то, что, по его мнению, является неоспоримым фактом. Или же, если нет таковых, то высказать свою гипотезу по тому или иному вопросу.
Не знаю, как у других, но со мною такое бывает очень часто. Стоит мне начать заниматься каким-либо вопросом и «зверь бежит на меня сам собой». Одним из исторических тем, которыми я занимаюсь довольно давно является тема казачества, и так получилось, что, занимаясь этой темой я сам стал членом сразу нескольких казачьих организаций, так как нельзя понять тему, не окунувшись в нее головой. Да и кроме того, сам быт и устройство жизни казаков, их обычаи и культура для горцев очень близка, и потому, я без тени сомнения сдружился и стал активным пропагандистом и участником возрождения казачества. Конечно же мои труды на этом пути не прошли как говорится «даром», меня заметили казаки, как активного члена казачьего движения, и заметили мои земляки чеченцы. Некоторые смотрели на это с недоумением и подозрением, другие с усмешкой, а третьи с живым интересом. Со временем среди моих чеченских товарищей появились и те, кто решил, как и я влиться в казачье движение, где мы сейчас вместе и состоим.
В один из моих рабочих дней мне повезло познакомиться с корреспондентом ЧГТРК «Грозный» Региной Джакаевой, которая снимает документальные проекты ЧГТРК "Грозный". В кулуарах перед записью очередного сюжета мы разговорились с Региной и оказалось, что она является близкой родственницей известного героя Великой Отечественной Войны, легендарного Маташа Мазаева, который был родом из селения Серноводска (бывшая казачья станица Михайловская). Так же в процессе общения выяснилось, что среди наших родственников и близких друзей есть родственные связи. Все эти нюансы привели к тому, что мы с Региной, можно сказать стали друзьями.
В одной из встреч в нахлынувшей эйфории, я даже упоминал и о том, что являюсь членом казачьего движения и даже имею казачий офицерский чин, на что Регина мне поведала свою «сокровенную тайну» об обладании ею уникальной казачьей реликвией Донской печатью, которая была найдена ею и ее родными при копки выгребной ямы в их селении Серноводской (бывшая казачья ст. Михайловская), в далеком 1987 году.
Я конечно же живо заинтересовался этой темой и попросил Регину по больше рассказать об этой истории и прислать мне фотографии хранившейся у ней долгие годы печати.
- «Рассказывать, особенно нечего», - ответила Регина.
- Все было так, как я уже тебе рассказала.  Еще в моем подростковом возрасте мои родственники решили выкопать выгребную яму на своем участке в селе Серноводская, которая до советского периода являлась казачьей станицей Михайловской. В процессе работы наткнулись на часть казачьей шашки - обломленное лезвие с рукоятью и медальон, который на поверку оказался Донской печатью. С тех пор я и храню эту реликвию у себя.
Для меня эта информация стала новостью. Во-первых, я не был осведомлен о том, что современное чеченское селение Серноводское ранее являлась казачьей станицей Михайловской и не знал об обстоятельствах заселения ее чеченцами. Во-вторых, и о существовании у казаков своих печатей мне так же было не известно. Поэтому сразу же после того как я заполучил фото печати, и ознакомился с этим артефактом воочию, я послал фото моему товарищу, казачьему атаману генерал-майору внутренней службы Георгию Правоторову. Георгий подтвердил то, что действительно изображенное на фото медальон является Донской печатью, которая была обычно у казначея казачьего подразделения и что для казаков такая находка бесценна, так как является связующим звеном между прошлым и современностью, своеобразным мостиком в будущее возрожденное казачество. И что мне обязательно нужно опубликовать об этой находке материал.
После этих слов поддержки и «благословения», я начал шерстить интернет на предмет поиска описания данной печати.
Копать я начал с самого начала основания Донского войска, в результате чего, я открыл для себя много ранее неизвестной информации. Так выяснилось, что само Всевеликое войско Донское (центральное военно-политическое образование донских казаков) организационно оформилось к 30-м годам XVII века, хотя первые упоминания о донских казаках относятся к середине XVI века и связываются с именем донского атамана, предположительно татарского происхождения - Сары-Азмана. Просуществовало это Всевеликое войско до 20-х годов XX столетия. Сначала ее столица находилась в Черкасске, городок в дельте Дона, а с 1805 года — город Новочеркасск (ныне Ростовской области). Таким образом, формирование военной структуры донских казаков в подданстве Московского государства возникло в 1671 году и просуществовало до 1786 года.
Обстоятельства формирования Донского войска под протекторатом Морского государства произошло после участия Донских казаков в Крестьянской войне в России 1670 году во главе со Степаном Разиным. После чего московский царь упразднил донскую самостоятельность и в августе 1671 года вынудил Донское войско присягнуть на верность Московскому государству.
Однако, на этом процесс подчинения донцов Московскому царству не оканчивается. Уже 1773-75 годах донцы принимают участие в Крестьянской войне на стороне Емильяна Пугачева, после чего они подвергаются наказанию и Донское войско теряет свою вольность. После чего следует реорганизация Донского войска и на основе их земель создается 11-ть розыскных начальств Азовской губернии. И в 1783 году в западной части Азовской губернии и с Новороссийской губернии образованной Екатеринославского наместничество; восточная часть Азовской губернии – Донское казачье войско, снова становится самостоятельной единицей. И уже 22 мая 1786 года образована территориальная единица – Земля Войска Донского с центром в Черкасске.
До начала царствования Михаила Романова казаки Дона были независимы от России и отношения с ними носили в целом нерегулярный характер. С 1629 г. вся официальная переписка Москвы с ними велась через Посольский приказ на имя Войска Донского и его атаманов. До конца XVII в. существовало два вида военной деятельности казаков: степные и морские походы, приносившие значительную прибыль казачьим отрядам. Воинская доблесть казачества побуждала правительство искать пути для привлечения их на свою сторону и для своих целей — на «службу» (охрана восточной и южной границы, сбор информации, передача царских грамот, сопровождение посольств). Основные объекты нападений донских казаков в XVII в. – Азов, Малые ногаи, Крым, побережье Турции. Крупные военные операции казачества относятся к 30-60-м гг. XVII в.: «Азовское сидение» (1637-1642), поход на Крым и Предкавказье (1648-1649), захват Таманского полуострова (1654).
В 1660–е гг. внешние условия жизни донских казаков резко меняются. Прекращение морских походов и крушение традиции постоянных походов «за зипунами» приводит к началу долгой трансформации донского казачества в особое служивое сословие русского общества. Этот процесс сопровождается частыми смутами на Дону, включая Разинское выступление (1667-1671), движение донских старообрядцев и восстание под руководством Булавина. Итогом этих движений стала отмена Петром I с 1709г. выборности войсковых атаманов, а с 1721г. войско Донское было переведено на положение иррегулярного и подчинено Военной коллегии. Были ликвидированы войсковая изба и совет старейшин при атамане. Преемники, следуя курсом Петра I, неуклонно его ужесточали. 14 февраля 1775г. Екатерина II утвердила Азовскую губернию, с причислением к ней войска Донского. С этого момента заканчивается автономия Войска Донского, оно стало субъектом системы имперского   управления, к      которому    применялись все общегражданские законы. В 1786 г. была утверждена карта Войска Донского и закрепление за ним земли. В 1801г.  в казачьих полках всего войска была установлена единая форма. В 1802г. Войско Донское разделилось на 9 округов.
Донские казаки активно участвовали в войнах начала XIX в. Под командованием М.И. Кутузова они сражались против Наполеона в Австрии, участвовали в битвах при Шенграбене и Аустерлице. На войну с французами в 1806-1807гг. Платов привел 13 донских казачьих полков. В войне России со Швецией 1808-1809гг. принимали участие два казачьих полка. В войне с Турцией с 1806-1812гг. участвовало 7 донских полков. В Отечественной войне 1812г. Войско Донское выставило 50 казачьих полков. Был создан Казачий корпус под командованием Платова. В заграничном походе русской армии в 1813-1814гг. донские полки действовали в составе корпусов как ударные отряды. 18 марта 1813г. казаки участвовали в штурме Парижа. В 1827г. был учрежден институт атамана всех казачьих войск. Это звание присваивалось наследнику престола. Все войсковые атаманы, в том числе и донской, считались его заместителями и носили до 1917 г. звание войсковых наказных атаманов. При Николае I в 1829г. войсковой казачий атаман получил по военно-судебным делам права командира отдельного корпуса. В 1833 году при нем был учрежден пост начальника штаба.
В 1836 году были изданы «Положения об управлении Донским войском». Все Войско Донское делилось в территориальном отношении на семь округов и три калмыцких улуса, а по военной части — на 4 военных округа. Атаман приравнивался к губернатору, а Войско Донское по управлению – к губерниям. Вся власть перешла к дворянам (чиновникам). Закон обеспечивал превосходство дворян над казаками. Войско Донское подчинялось Военному министерству. С 1838 года вводились армейские порядки, правила составления и построения казачьих полков, регламентация казачьего «дувана» (добычи). Донские казаки активно участвовали в Кавказской войне (1817-1859) .
В 1875г. был принят Устав  войска Донского. В 1891г. были утверждены Положения об общественном управлении станиц казачьих войск. Казаки лишились остатков станичного самоуправления, укреплялась военная дисциплина. Казачество превратилось в военнослужилое сословие, реформирование которого было прервано событиями октября 1917г. Все попытки возродить самостоятельность Войска Донского в годы Гражданской войны не привели к успеху, а политика, проводимая большевиками, способствовала его ликвидации.
Всевеликое Войско Донское — название непризнанного государства, Донской республики, принятое Кругом Спа¬сения Дона 18 мая 1918г. на территории казачьей Области Войска Донского после ликвидации Донской Советской Республики в результате освобождения Новочеркасска казачьими отрядами 10 мая 1918. Оно было утверждено постановлением Большого Донского Круга 15 сентября того же года. Атаман П.Н. Краснов предложил это название для возродившейся Донской республики, руководствуясь титулом, принятым в царских посланиях на независимый Дон в XVII в.: «Атаманам и Казакам, и Всему Великому Войску Донскому».
Всевеликое Войско Донское подразделялось на 10 округов, в основном на территории современных Ростовской, Волгоградской областей Российской Федерации и Луганской области Украины и пало под ударами Красной армии в начале 1920 года.
Однако эта информация не давала ответ на искомый вопрос: «Когда появилась Донская печать и почему изображений на нем казак голый сидит на пивной бочке?
Продолжив свой поиск по во всемирной паутине, я наткнулся на материалы дающий ответ и на этот немудренный вопрос.
Есть несколько версий происхождения этой печати именно в таком виде. Согласно перовой из них,  Пётр I встретил в Черкасске (ныне – Старочеркасская) пьяного голого казака, сидящего на бочке с вином. После беседы, с которым у Петра возникла мысль изобразить на Донской печати голого казака.
Действительно с первого взгляда на печать кажется, что казак – голый. Донские казаки тоже не углядели одежды на печати. И возмутились: «А казак-то голый!» Старики стали придумывать пристойные объяснения изображению. Мол, донской казак мог пропить всё, кроме оружия и т.д.
Однако из них гласит, что якобы царь увидел в столице донского казачества Черкасске (ныне станица Старочеркасская) пьяного казака, сидящего на винной бочке. У того не было ничего из одежды, кроме пояса, к которому была приторочена сабля. А в руках казак держал ружьё.
На вопрос царя, куда делась одежда, казак признался, что пропил, расплатившись ею за вино.
– А что же оружие не продал? – поинтересовался Пётр.
На что казак, не узнавший государя (видать, сильно пьян был) ответил:
– Без оружия казаку нельзя. А с оружием я и одежду новую добуду и царю да Отечеству послужу.
Царю понравился ответ казака. Покорила его преданность пьяного казака своему воинскому долгу. Выкупил он его одежду обратно.
И повелел сделать печать Войска Донского с изображением голого казака на бочке, с ружьём и саблей. Как символ верности долгу перед царём и Отечеством.  [1]
Слышал легенду о голом казаке и известный историк А. Ригельман, написавший классический труд «История или повествование о Донских казаках» (1846 г.). В этой истории Ригельман описал, что на бочке сидит голый казак в шапке, а на бочке перед ним стоит чарка с вином. И тем самым закрепил легенду на века в истории донского казачества.
Оттуда и пошли более поздние вариации легенды о голом казаке. Их на полном серьёзе переписывают и публикуют известные донские журналисты и краеведы. А экскурсоводы рассказывают туристам байки о голом казаке на печати Войска Донского.
Далее история гласит, что Донские казаки с почтением относились к императору. Но «печати с голым казаком» не оценили. Не поняли глубокого смысла изображения. И на царя обиделись, углядев в новой печати оскорбление донского казачества. Мол, ничего собой казаки не представляют. Только пить да гулять умеют.
Разумеется, у императора и в мыслях не было унижать донских казаков, отвагой и подвигами которых он восхищался. Но, как часто бывает, поняли его иначе. [2]
На самом же деле все выше сказанное не более чем легенды, так как казак на бочке вообще не голый. И даже не пьяный.
В указе Петра, заверенным грамотой, присланной в Посольский приказ 2 августа 1704 года, говорится:
«Сделать печать Донскую, серебряную, величиною такову, как при том вложен образец, и вырезать подпись, как на нем подписано; а в средине вырезать во всем так, как у них водится на печати: мужика, сидящего на бочке, держа в одной руке кальян и в сабли припоясана, только прибавить и вырезать в другой руке фузею; и взять для того из Оружейной Палаты мастера Левкина, который печати резал».
Царь хотел, чтобы печать стала символом храбрости и отваги донских казаков, которые не боялись курить, даже сидя на пороховой бочке.
Из-за того, что серебряная печать была маленького размера, с пятак, мастер Левкин, выполняющий работу, нарисовал графичное изображение. Без проработки деталей одежды. Гравировка того времени не позволяла прорабатывать очень мелкие детали. Изображение бы слилось.
Из-за неверной трактовки казаки не любили печать «с голым казаком» и пользовались чаще старой печатью с оленем.
Вот так, из-за того, что казаки не разглядели одежды на маленькой печати, родилась эта странная легенда. В которую многие верят до сих пор. Её можно встретить где угодно, в газетах, в журналах, в рассказах экскурсоводов, в многочисленных пересказах и в самых разных вариантах.
Многие даже стали обвинять Петра I в том, что он незаслуженно унизил донское казачество этой печатью с голым казаком.
Таким образом на донской печати изображен не голый и пьяный казак, сидящий на бочке с вином с рогом в руке, а казак на бочке с порохом, держащий в руках пороховницу, для заряжания ружей. [3]
Таким образом выяснилось, что «Печать с голым казаком» являлась официальной печатью Войска Донского в течение 28 лет.
Но донские казаки её не любили. Они пользовались этой печатью только на официальных документах, доходивших до Санкт-Петербурга. У себя же, на бумагах, ходивших внутри Войска Донского, использовали свою старую печать с оленем. Поэтому «печать с голым казаком» встречается на исторических документах реже. [4]
В нашей истории открытым остается лишь вопрос: «Кто же был обладателем найденной в 1976 году в Серноводске Казачьей печати?»
Чтобы ответить на это вопрос нужно с начала понять историю возникновения самого селения Михайловского (Серноводск).
Cегодня бывшая казачья станица Михайловская, ныне село Серноводское является административным центром Сунженского района Чечни. Оно расположено на западе республики, у границы с Ингушетией, в 58 километрах от Грозного. Село раскинулось по берегам реки Сунжа, у подножья южного склона Сунженского хребта. В 19 веке и в современное время — это селение известно своими минеральными лечебницами.
Из истории основания села известно, что основано село как военное поселение – укрепление Преградный Стан, которое возвела российская армия в 1819 году. Впоследствии оно стало казачьей станицей, которая с 1846 года стала называться Михайловская – по названию церкви Архангела Михаила, которую освятили в тот год. До установления советской власти подавляющее большинство населения представляли казаки. [5]
Однако, за долго до того, как здесь поселились казаки в золотоордынский период в этой местности проходила стратегическая «Брагунская дорога», протянувшаяся с запада на восток соединявшая станы кочевников с. Брагуны, расположенные в устье Сунжи, с районом с. Насыр-Корт, где, судя по рассказам старожилов, находился также стан Бора-хана. Мавзолей Бора-хана находится в окрестностях села Плиево. «Борг1анан некъ» (Брагунская дорога) называлась и дорога, шедшая с юга на север через Сунженский хребет, соединяя укрепление Кхазакх-гичу с аулом Пукашка (чеч.яз). [6]
По некоторым данным на этом месте так же находился чеченский аул Эна-хишка, основанный чеченским родом дишни, которые по всей видимости переселились сюда после исхода из Аргунского ущелья в 16 веке. Тогда эти земли принадлежали кабардинцам. Позднее, во времена Никоновской реформы в 17 веке на эти земли стали переселятся русские староверы, таким образом, вероятно, что при слиянии этих этнических элементов (кабардинцев, тюрков и славян) образовались брагунские казаки.
Исторические источники свидетельствуют, что задолго до того, как место ордынских ханов на Кавказе заняла просвещенная Россия, эти места были известны своими   целебными свойствами горячих источников, ими уже пользовались местные жители. Лечились тогда не купанием, а паром. На носилки, сделанные из плетня, клали укутанного буркой больного и ставили над источником. Как мы выяснили из сохранившихся исторических материалов, целительством здесь занимался известный тогда "народный лекарь" Магомет-Мулла, который в период наибольшего наплыва больных поселялся в башне, построенной на горе, над горячим источником.
В России же целебные свойства горячих источников Кавказа, в том числе и серноводских, были впервые описаны в 1717 году лейб-медиком Петра Первого Шобером. И хотя Шобер привез государю больше разных слухов о минеральных источниках и их свойствах, нежели научных наблюдений, все это живо заинтересовало многих. Вслед за Шобером сюда устремилось немало исследователей, в том числе и известный путешественник Иоганн Гюльденштедт. Первым российским врачом, применившим серноводские воды для лечения больных, стал доктор Верзейн. Он же составил описание Михайловских (Серноводских) и Слепцовских минеральных вод в "Военно-медицинском журнале" за 1849 год. А во всех справочниках-путеводителях по Кавказу, изданных в позднейшие времена, подробно описывались серноводские горячие источники как "одни из самых целебных на Кавказе, дающие хороший эффект при лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата, профессиональных болезней, кожных, гинекологических заболеваний, болезней желудочно-кишечного тракта и др".
К тому времени, когда молва о целебных свойствах серноводских источников стала передаваться из уст в уста, далеко за пределами еще воюющей Чечни, ими уже пользовались казачьи войска, расположенные неподалеку. На вновь отвоеванных у чеченцев территориях быстро возводились казачьи станицы. В 1845 году в этих местах тоже построили станицу Сунженскую, позже переименованную в Слепцовскую, а год спустя возникла еще станица Михайловская, от них-то и получили свое название здешние минеральные источники.
Уже в 1848 году в станице Михайловской был открыт казачий военный госпиталь с ванным отделением на минеральных источниках, где ежегодно лечились около ста больных. Тенгинский пехотный полк, где в 1840 году служил М.Ю. Лермонтов, сосланный на Кавказ, проводил работы по дальнейшему освоению Михайловских серных и Слепцовских сернощелочных источников. В частности, Михайловские источники были огорожены каменной стеной (таким образом, для местного люда закрыли доступ к ним), а также построены здания, где помещались ванны.
 После того, как в 1857 году в станице Горячеводской был построен госпиталь 2-го разряда, госпиталь в Михайловской упразднили, а год спустя вместо него был открыт лазарет 5-й казачьей бригады на 40 мест. Для ремонта госпитального хозяйства этому подразделению было выделено всего-навсего 45 тогдашних рублей и 40 копеек в придачу. После этого целебные источники переходили неоднократно из рук в руки, периодически то закрывались, то открывались. Но вскоре по настоянию военно-медицинского инспектора, считавшего, что Михайловские воды намного насыщеннее, в станице был открыт госпиталь 1-го класса, а госпиталь в Горячеводской закрыт.
Из-за отсутствия надобного финансирования хозяйство лазарета со временем пришло в упадок, и наконец в 1869 году командование Кавказского военного округа продало хозяйство госпиталя за 187 рублей и 81 копейку. Это решение было своеобразным ответом военного командования на многочисленные ходатайства местной управы, просившей об увеличении расходов на содержание источников.
О безразличном отношении к их судьбе со стороны тогдашних властей (в этом они, впрочем, не отличались от нынешних) свидетельствует и то, что решение о выделении земельного участка под минеральные источники вынесено 23 апреля 1870 года, утверждено 12 декабря 1875 года, а фактически участок был отведен лишь в 1885 году - через 15 лет.
На протяжении всего этого времени бывшее хозяйство лазарета пребывало в запущенном состоянии. Местные жители вновь, как прежде, стали пользоваться лечебными источниками без всякого медицинского наблюдения. И лишь спустя почти двадцать лет, благодаря самоотверженности доктора Н.А. Вертепова, приложившего ради этого гигантские усилия, здесь был возрожден курорт, который с тех самых пор и до недавнего времени функционировал непрерывно.
Первую лечебницу в станице Михайловской основал русский доктор Вертепов.  Здесь до сих пор сохранился барельеф: «Ты так хотел родные горы посмотреть»" - такую трогательную надпись когда-то оставил доктор Н.А. Вертепов на беседке, что называлась "Храм воздуха", построенной им на одном из высоких холмов у курорта-санатория Серноводск-Кавказский еще в XIX-м веке, в память о своем единственном сыне. [7]
История станицы Михайловской (Серноводской) омрачены двумя депортациями местного населения. Одно из них состоялось в 1920 году, когда отсюда частично изгнали, а частично переселили казаков, поддержавших антисоветское восстание. После победы на Тереке советской власти Михайловская станица была разгромлена, а её жители погибли или были поголовно высланы в дальние края. В благодарность за военную помощь чеченцев в установлении советской власти в бывшую казачью станицу переселили горцев, а станицу переименовали в селение Асланбековское, в честь легендарного чеченского революционера Асламбека Шерипова. Центром района станица впервые стала в 1926 году. Вторая депортация произошла в 1944 году, когда чеченцев принудительно переселили в Среднюю Азию. Тогда станица стала селом под названием Серноводское. [8]
Таким образом, вероятней всего, один из этих периодов найденные Региной Джакаевой артефакт и попал в землю. Скорее всего при выселении казаков 20-х года 19 века местный казачий атаман или казначей спешном порядке зарыл в землю печать и свою боевую шашку, которая позднее и была найдена Региной и ее родными при копке выгребной ямы. Сегодня мы не можем установить обладателя этой печати, хотя возможно со временем это удастся сделать. Надеюсь, что эта статья прольет свет и на эту трагическую историю из прошлого казаков и чеченцев, ведь как я уже сказал, среди казаков станицы Михайловской были казаки и чеченского происхождения. Об этом, с Божьей помощью, я напишу в другой исторической статье. Всех, кого заинтересует это артефакт с легкостью смогут найти Регину Джакаеву в социальных сетях и связаться с нею по этому поводу.
Ислам Сайдаев
14 июля 2021 г.

Источники:

1. «Почему на печати Войска Донского казак без штанов?» 2. «Почему на печати Войска Донского казак без штанов?» 3. «Правда о голом казаке на печати Войска Донского - продолжение темы»

4. «Почему на печати Войска Донского казак без штанов?», 5. Sernovodskoe.html
6. Микротопонимия станицы Серноводской из книги А. Сулейманов https://nohchalla.com/toponimika/mikrotoponimiya/1390/.
7. Разное о Вертеповых, 8.