Контр-адмирал князь Трубецкой. Внук Моисея Кона, Г

Смбат Багратуни
Контр-адмирал князь Трубецкой. Внук Моисея Кона, герой русского флота

                "... князь Трубецкой принимает ... командование,
                и открывает наиболее славные страницы боевой истории   
                Черноморского флота в Первой мировой войне".

   Иосиф Дерибас, Павел Нахимов, Эдуард Тотлебен, Степан Макаров, Василий Гурко, Михаил Тухачевский, Родион Малиновский, Иван Черняховский, Иван Исаков. "Кавалерист девица" Надежда Дурова, "легенда Белой армии" баронесса Софья де Боде и героиня красных, единственная в истории женщина-командир бронепоезда Людмила Мокиевская-Зубок, Герой Советского Союза штурман полка ночных бомбардировщиков Евгения Руднева. Лишь несколько имён из длинного списка. Работая над моей книгой о родах еврейского происхождения - о потомках евреев, смешавшихся с другими народами, я часто выхожу на славные личности в военной истории России.

   Сегодня еще одно достойное имя. Контр - адмирал князь Владимир Владимирович Трубецкой. Герой русского флота в Первую мировую войну и внук еврейского финансиста из Варшавы. Военные историки признают его "выдающимся командиром и флагманом", называют одним из "последних рыцарей империи."

   Его еврейская родословная.

   1.  Александр Николаевич Слуцкий (1785-1838). Крестившийся еврей. Откупщик. Жена русская дворянка Бунакова. (Их другие потомки семейство ярых монархистов и черносотенцев Степановых, ныне восхваляемых русскими православными националистами. О них будет написан отдельный очерк).

    2. Дочь 1. Елизавета Александровна Слуцкая (1818-?). Муж Маврикий Кониар (ок. 1782-1848). Эти имя и фамилию он приобрёл после крещения. До того он был с рождения Моисей Кон.  Один из самых  богатых людей в принадлежавшей Российской империи Польше, сыграл большую роль в модернизации экономики страны и в создании  в ней фундамента капитализма.
   3. Дочь 2. Елизавета Маврикиевна Кониар (1834-1911).  Муж русский, князь Владимир Васильевич Трубецкой (1804-1904).
   4. Сын 2. Князь ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ТРУБЕЦКОЙ (1868-1931). Кавалер высших боевых наград ордена Святого Георгия 4-й степени, золотого Георгиевского оружия, ордена Святого Владимира 4-й степени, английского Ордена Бани.         
   
   Привожу полностью статью о контр-адмирале князе Владимире Трубецком "Князь Трубецкой на службе России", напечатанную на популярном в Севастополе сайте "Горожане Севастополя". Здесь же интенресные фотографии, которые я не могу скопировать. 

   Дворянин Таврической губернии князь Владимир Владимирович Трубецкой родился в Ялте 18 ноября 1868 года, происходил он, из старинного русского рода, связанного своими корнями с Нижегородской губернией. В 1888 году Трубецкой поступил в Морской Корпус, по окончании, в сентябре 1891 года был произведен в звание мичмана. До начала Русско-японской войны служил на Балтике в должности ревизора царской яхты «Штандарт». Затем добился перевода на Дальний Восток, куда направился 11 ноября 1904 года по железной дороге, в звании офицера зарождавшегося русского подводного флота. Вместе с ним по железной дороге перевезли новую субмарину «Фултон» американского производства, переименованную в «Сом», которая по прибытии во Владивосток 29 декабря 1904 года была включена в состав Отдельного отряда миноносцев.

   28 апреля 1905 года в 70 милях к востоку от Владивостока, в районе бухты Преображения, на лодке «Сом» обнаружили два японских миноносца. Командир князь Трубецкой принял решение атаковать противника, но во время маневров для последующей атаки, лодка была обнаружена неприятелем, и те, решив не вступать в бой, скрылись, воспользовавшись туманом. Хотя первая атака русской подводной лодки в той войне не увенчалась успехом, она продемонстрировала японцам реальную угрозу для их флота. За период командования подводной лодкой князь Трубецкой был награжден орденом «Святой Анны III степени».

   Вернувшись на Балтику, в 1906 году В. В. Трубецкой окончил офицерский класс подводного плавания в Либаве. В 1907 году получил назначение на минный крейсер «Всадник», а затем на крейсер первого ранга «Память Азова». В 1908-1909 гг., Трубецкой командовал миноносцем «Сильный» в минной дивизии Балтийского флота.

   В 1912 году князя Трубецкого назначили командиром 3-го дивизиона миноносцев Черноморской минной дивизии, а с января1914 года начальником первого дивизиона эсминцев. В первый день войны 16 октября 1914 года его дивизион в составе кораблей «Лейтенант Пущин», «Жаркий» и «Живой» обеспечивал прохождение минного транспорта «Прут» из Ялты в Севастополь. В 7 часов утра в районе Херсонесского маяка конвой обнаружил германо-турецкий линейный крейсер «Гебен» в сопровождении двух турецких эсминцев. Невзирая на колоссальную огневую мощь орудий линейного крейсера противника, начальник дивизиона миноносцев князь Трубецкой на максимальной скорости направил свои корабли в атаку на германский рейдер. Немецкий линейный крейсер открыл по атакующим эсминцам заградительный огонь, используя шесть 150-мм орудий противоминного калибра, не позволив им приблизиться на дистанцию торпедной атаки. Получив серьезные повреждения, они были вынуждены отвернуть на 8 румбов и выйти из боя. Капитан минного транспорта «Прут», оказавшись под огнем неприятеля один на один, и опасаясь подрыва боеприпасов, принял решение спасти команду и затопить судно. Он не покинул мостик, и ушел под воду вместе со своим кораблем.

   Возвращение миноносцев в Севастопольскую гавань было печальным зрелищем. «Лейтенант Пущин» под брейд-вымпелом командира дивизиона князя Трубецкого медленно прошел боновые ворота Севастопольского рейда. В неравном бою он получил большие повреждения. Корма его была высоко приподнята, а полубак осел в воду почти до верхней палубы. Носовая настройка почти полностью была снесена артогнем «Гебена». Вся носовая часть эсминца дымилась, тугими струями воды хлестали пожарные рукава, тушили огонь… Офицеры и матросы, погибшие в этой отчаянной атаке, были похоронены на Северном кладбище, располагавшемся на склоне нынешнего микрорайона «Радиогорка». На могиле героев поставили массивный гранитный памятник, погибшие были перечислены поименно.

   Со вступлением в строй Черноморского флота турбинных нефтяных миноносцев типа «Новик», князь Трубецкой принимает над ними командование, и открывает наиболее славные страницы боевой истории Черноморского флота в Первой мировой войне. Лихие действия черноморских «новиков», на которых легла основная тяжесть борьбы с противником на коммуникациях у Анатолийского побережья и в так называемом «Угольном» районе в кампании 1915 года, наводили страх на турок, которые прозвали князя «шайтан-капитаном».

   Вот неполный список славных дел «новиков» под командованием В. В. Трубецкого: ночная атака «Гебена» и легкого крейсера «Бреслау» на Пасху, обстрел кавалерийского лагеря турок у Босфора, дневной бой эсминцев «Пронзительный» и «Быстрый» 23 августа 1915 года с турецким крейсером «Гамедие» и эскадренными миноносцами «Нумуне» и «Муавенет». Тогда метким огнем 102-мм орудий наших эсминцев были выведены из строя оба 150-мм орудия на вражеском крейсере, и тот повернул к Босфору, а конвоировавшиеся им четыре транспорта с углем были уничтожены артиллерийским огнем наших «новиков». Все эти подвиги стяжали капитану 1-го ранга Трубецкому широкую известность не только в родном отечестве, но и далеко за его пределами. Доказательством тому может служить поздравительная телеграмма, посланная князю британским вице-адмиралом де-Робеком, командовавшим в описываемый период союзной эскадрой, блокировавшей Дарданеллы.

   Последней операцией эсминцев Трубецкого в кампании 1915 года стал бой 11 декабря с турецкими канонерскими лодками у острова Кефкен, в ходе которого обе лодки были потоплены артогнем эсминцев «Дерзкий», «Пронзительный» и «Счастливый». А двумя неделями позже эти же эскадренные миноносцы уничтожили поврежденную штормом немецкую подводную лодку.

   В марте 1916 года проводились подготовительные мероприятия по плану захвата пролива Босфор, предусматривающие широкомасштабное использование кораблей флота, шла подготовка десантных операций в юго-восточной части Черного моря. Ставка выделила сухопутную дивизию ударного типа, предназначенную для десантирования в район проливной зоны. Русскими войсками уже был занят турецкий город и порт Трапезунд. В это время капитану 1-го ранга Трубецкому был вверен новейший, лучший, и сильнейший из кораблей Черноморского флота — дредноут «Императрица Мария», на который возлагалась задача по охране коммуникаций при перевозке десантных войск. В мае линкор посетил император Николай II, выразив его командиру князю Трубецкому свое «монаршее благоволение».

   После вступления в состав флота линкора «Императрица Мария» противник стал осторожным и всячески старался избегать прямого боевого столкновения, и хотя из Севастополя постоянно выходили в море боевые корабли, им не удавалось встретиться с немецким крейсером «Бреслау». Но, в один из дней, в штаб флота поступило агентурное донесение, в котором сообщалось о выходе немецкого крейсера в море. На его перехват, к турецким берегам, из Севастополя вышел линкор «Императрица Мария» в сопровождении четырех эскадренных миноносцев. В тот день, немецкому крейсеру удалось уйти, он дал «самый полный» и бросился бежать из боя. Обстрел главным калибром линкора «Императрица Мария» крейсера «Бреслау» открыли при начальной дистанции 120 кабельтовых. У немецкого крейсера было преимущество в скорости, что создавало непростые условия для наведения на цель, в итоге, он попал в так называемую «вилку» и чудом избежал гибели. Ушел крейсер и от русских миноносцев, которые догнали его к вечеру в районе Босфора, обнаружив опасность «Бреслау» поставил дымзавесу и скрылся в проливе.

   На следующий день, по возвращении в базу, Колчак собрал всех флагманов и командиров кораблей на разбор операции, он был возмущен нерешительными действиями миноносцев, поскольку прекрасно знал возможности этих кораблей по службе на Балтике. И хотя совещание прошло спокойно, в тот же день командир минной бригады контр-адмирал Саблин был освобожден от занимаемой должности, а на его место назначен капитан 1-го ранга князь Трубецкой. Судьба была явно милостива к князю, ибо, передав командование линкором капитану 1-го ранга И. С. Кузнецову, Трубецкой не стал участником трагической гибели Императрицы Марии» 7 октября 1916 года. Оставался лишь груз некоторой моральной ответственности за те недостатки в организации службы на корабле, которые были отмечены комиссией по расследованию факта гибели линкора и могли в какой-то степени увязываться с гибелью корабля.

   На момент тех событий капитан 1-го ранга князь Трубецкой был уже командиром минной бригады, и 6 декабря 1916 года был произведен в контр-адмиралы. За боевые кампании 1914-1916 гг. князь, награжденный ранее пятью отечественными и семью иностранными орденами, был пожалован высшими знаками боевого отличия — орденами Святого Владимира III степени с мечами, Святого Георгия IV степени и Золотым Георгиевским оружием.

   С появлением на Черном море немецких подводных лодок U-33 и U-38 район активной деятельности миноносцев от Лозистана и побережья Кавказа расширился до берегов Крыма. Для борьбы с подводными лодками применялись, как обычные якорные мины образца 1906-1908 годов, так и более современные образца 1912 года. В середине сентября 1916 года при непосредственном руководстве князя Трубецкого был разработан и испытан упрощенный образец малой мины, пригодной для постановки на глубинах до 78 метров. В это же время миноносцы освоили постановку мин типа «Рыбка», и для увеличения опасной зоны их связывали леером попарно. В октябре освоили применение гидростатических глубинных бомб, а для обнаружения противника стали чаще привлекать гидроавиацию. Тогда же эсминцы освоили стрельбу по подводным лодкам т. н. ныряющими снарядами калибром 75 и 102 мм. Данная разработка очень заинтересовала представителя английского флота при русской Ставке адмирала Фенимора, он настойчиво добивался предоставления ему образца и чертежей ныряющего снаряда.

   С вступлением в войну Румынии на стороне Антанты увеличилась операционная база и возможности базирования эсминцев. Констанца стала использоваться как промежуточная база для кораблей, действовавших в районе Босфора. Черноморский флот обеспечивал высадки диверсионных групп из числа армянских партизан на турецкое побережье. Для контр-адмирала князя Трубецкого этот период был вершиной воинской славы, умело руководя минной бригадой, он заслужил не только доверие командования флотом, но и уважение подчиненных.

   Война не состоит из одних побед, и от боевых потерь никто не застрахован. Из-за серии неудач румынских войск пришлось оставить удобный пункт базирования – Констанцу. На минах противника погибли эсминцы «Пущин» и «Живучий». Тяжелые повреждения получили эсминцы «Беспощадный» и «Зоркий». В начале 1917 года из-за сложностей с ремонтом в строю оставались только три из 12 эскадренных миноносцев. В начале мая у Эрегли, предположительно от налета авиации, погибла подводная лодка «Морж», 20 июня у острова Фидониси подорвался на мине и затонул эскадренный миноносец «Лейтенант Зацаренный».

   Несмотря на потери, флот продолжал оставаться боеспособным, и пополнялся новыми эсминцами «Гаджибей», «Калиакрия», «Керчь», «Фидониси». В этот же период в его состав вошли линкор «Александр III», три подводные лодки — «Буревестник», «Гагара» и «Утка», два тральщика, два сетевых заградителя, три сторожевых катера. Боевые действия продолжались. Для дальнейшей борьбы с турками и немцами имелись все технические средства, новые корабли, береговые батареи, но моральный дух экипажей уже был разложен подрывной деятельностью революционеров. Матросы принимали участие в митингах, и боевые корабли все реже выходили из Севастополя в море.

   Адмирал Колчак пытался остановить развал флота, всеми возможными и невозможными способами: и выступал на митингах, и клал орден Святого Георгия на гроб лейтенанта Шмидта, и нес его останки при перезахоронении на кладбище Коммунаров, но все было тщетно. Униженный и оскорбленный Колчак покинул флот.

   Князь Трубецкой с его титулом, званием, и представлением о чести и воинском долге не стал унижаться. Он отправился на Румынский фронт, где возглавил Балтийскую морскую дивизию, оборонявшую гирла Дуная. Оставаясь бойцом до конца, он сменил ходовой мостик корабля на коня, и командовал дивизией на практически уже развалившемся Румынском фронте, державшемся, по сути, на штыках русского экспедиционного корпуса генерала Щербачева.

   С октябрьским переворотом и последовавшим за ним окончательным развалом фронта контр-адмирал князь Трубецкой, трезво оценив обстановку, не присоединился ни к одной из враждующих сторон — ни к красным, ни к белым. Вместе с семьей (жена и трое детей) Трубецкой перебрался во Францию, где в суровых условиях повседневной борьбы за существование, он не изменил своих взглядов и убеждений. Досуг свой посвящал литературному труду, работе над воспоминаниями — о флоте, о Русско-японской и Первой мировой войне. Скончался он 30 июня 1931 года на 63-м году жизни в пригороде Парижа, похоронен 3 июля на кладбище города Мулен в фамильном склепе. Так закончил свою жизнь наш земляк, чьи дерзкие набеги на турецкое побережье и корабли противника внушали врагу не только страх, но и уважение. 

   Примечания.

   Незаурядной личностью был дядя  Владимира Трубецкого, брат его матери Модест Маврикиевич Кониар, действительный статский советник (чин, равный генерал-майору армии). Служба его прошла в провинции, он занимал крупные посты в руководстве губерниями: вице-губернатор в Пермской (1860), Казанской (1861-1864) и  Вологодской (1865-1880) губерниях, губернатор Архангельской (1880-1881) и Бессарабской (1881-1883) губерний. Сторонник и проводник реформ Александра II, он был люто ненавидим вошедшим в силу при Александре  III реакционером и антисемитом Константином Победоносцевым, интриговавшим против него. Победоносцев, стремившийся заморозить Россию, боялся таких людей как Модест Кониар. Для него Кониар, европеец-уроженец Варшавы, еврей, хотя и крещённый, выходец из подымающегося нового класса-буржуазии и либерал, деятель реформ Александра II, олицетворял новый уклад мира.

   Модест Кониар был превосходным  администратором и человеком высокой культуры. Особенно его увлекала музыка. В молодости от подружился с  Михаилом Глинкой. Историки обычно удивляются этой дружбе, по их словам "несмотря на разницу лет" между ними. Ничего удивительного в этом нет. Глинка, старик по по меркам того времени, получал эмоциональную поддержку от общения со своим юным другом. Часто дискуссируемая тема, болезненная для русских антисемитов, о вкладе евреев в русскую культуру. Модест Кониар не был творцом, но всё же примечательно и не случайно, что последние годы жизни основателя русской национальной классической музыки скрасила дружба с крещённым евреем. Она была проявлением вхождения евреев в русскую культуру. Модест Кониар сделал много для развития интереса общества к классической музыке в российской глубинке, куда его забрасывала служба.

   Покровительство музыке, как это не покажется неожиданнвм, помогало его государственной  деятельности. В бытность его губернатором в Архангельске  в 1881 году произошло сильное наводнение. Наводнения происходили в Архангельске почти, что каждый год, но это было неожиданным потому, что оно разразилось в необычное время года, когда казалось прошли все сроки для ледохода. Причиной наводнений  было скопления большой массы льдов, которые загромождали реку и не могли проплыть к морю. Когда температура воздуха поднималась льды таяли, превращаясь в потоки воды, а путь воды к океану всё ещё был закрыт нерстаявшим льдом.  Наводнение причинило огромный ущерб губернии. Потоки воды сносили дома, мельницы, амбары. Пострадало 80 деревень с населением 5257 человек. Люди оставались без крова и без съестных припасов, без семян для посева, потеряли много скота. Вода спала и улицы Архангельска запрудили толпы обнищавших крестьян.

   Модест Кониар действовал оперативно. Добился разрешения Санкт-Петербурга выделить крупную сумму денег-1000 рублей на помощь пострадавшим. На эти деньги покупал и раздавал крестьянам выпеченный хлеб. На помощь пришла и музыка. Жена губернатора-прекрасная пианистка-любительница, дала концерт в помощь жертвам наводнения. Сумма от продажи билетов была значительна- 222 рубля. Все же денег было недостаточно.  Кониар разрешив беспошлинный отпуск пострадавшим строительного леса. Архангельцы высоко оценили действия губернатора.

  Примечания.  См. мою статью "Сын еврейки адмирал Трубецкой и лгунишка Шигин". Проза.ру  Настолько привычка советской наглой "лжи в глаза" укоренилась в выкормышах СССР, что самозванный "патриот", бывший коммунист-политрук, с крушеним СССР перекрасившийся в православного, Владимир Шигин объявил Моисея Кона греком из Варшавы.

   Источники. S. G. Troubetzkoi. Les princes Troubetzkoi. Labelle, Quebec. 1976б стр. 83; Э. А. Ковалёв. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. Москва, 2005; "Князь Владимир Владимирович Трубецкой", Военно-Морской флот России, http://www.navy.su/persons/20/trubetskoy.htm; http://zarubezhje. narod.ru/mp/M_806.htm; http://www.tez-rus.net/ViewGood40216_.html .