Покаяние за предков

Александр Закатов
Покаяние за предков. Размышления в праздник перенесения мощей Святителя Филиппа Московского (3/16 июля) и в канун дня памяти Святых Царственных Страстотерпцев (4/17 июля).


3/16 июля Святая Церковь празднует перенесение мощей Святителя Филиппа Митрополита Московского (1652) ( ).

Промыслительно, что это и канун дня памяти Святых Царственных Страстотерпцев 4/17 июля (1918).

В этот день особенно важно разоблачать заблуждение о том, что "потомкам каяться не в чем" и, якобы, "нельзя каяться за других".

Безусловно, Таинство покаяния сугубо индивидуально, и было бы безумной гордыней пытаться брать на себя грехи других людей и каяться за них.

Однако у слова "покаяние" есть и более широкий смысл.

Изначальный смысл слова «каяться» - это «скорбеть», «сожалеть» (Дьяченко Григорий, священник. Полный церковно-славянский словарь. Репринт. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. - С 247).

Если мы не сожалеем о совершенном (пусть и не нами) зле, если мы не сострадаем и не сочувствует жертвам беззаконий и жестокости и не скорбим о поступках тех, кто совершил преступления, мы принимаем на себя и несём, по крайней мере частично, ответственность за грех.

Ещё хуже, если мы пытаемся оправдать зло или отрицать его совершение, фальсифицируя историю. Тогда наступает уже полнота ответственности, как будто мы сами участвовали в преступлении.

Разумеется, это не правовая, а духовная проблема. Однако для верующих людей понятно, что самый главный Суд над каждым из нас совершится не по человеческим, а по Божественным законам.

Пример царя Алексея I Тишайшего, каявшегося у мощей Святителя Филиппа за своего великого предшественника царя Иоанна IV Грозного, является одним из ярчайших образцов "покаяния за предков".

В своей Грамоте "царь, - пишет церковный историк А.В. Карташов, -  обращается к митрополиту Филиппу, как к живому":

«Ничто столько не печалит души моей, пресвятой владыко, как то, что ты не находишься в нашем богохранимом царствующем граде Москве, во святой соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, вместе с бывшими до тебя и по тебе святителями, чтобы ради ваших совокупных молитв, всегда неподвижной пребывала Святая Соборная и Апостольская Церковь и Вера Христова, которою спасаемся".

"Молю тебя, приди сюда и разреши согрешение прадеда нашего царя и великого князя Иоанна, совершенное против тебя нерассудно, завистию и несдержанною яростию. Хотя я и неповинен в досаждении тебе, но гроб прадеда приводит меня в жалость, что ты со времени изгнания твоего и доселе пребываешь вдали от твоей святительской паствы".

"Преклоняю пред тобою сан мой царский за согрешившего против тебя, да отпустишь ему согрешение его своим к нам пришествием, и да упразднится поношение, которое лежит на нем за изгнание тебя".

"Молю тебя о сем, о священная глава, и преклоняю честь моего царства пред твоими честными мощами, повергаю на умоление тебя всю мою власть…» (Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. - Т. 2. - М., 1992. - С. 137).

Здесь попутно нужно отметить, что фальсификаторы истории нередко заявляют, что будто бы при династии Романовых заслуги династии Рюриковичей приуменьшались, история её правления искажалась, а Иоанн IV Грозный в особенности подвергался какому-то поношению.

ЭТО НАГЛАЯ ГОЛОСЛОВНАЯ БЕССОВЕСТНАЯ ЛОЖЬ И КЛЕВЕТА.

На протяжении всего царствования Российского царского и императорского Дома Романовых отношение к памяти царя Иоанна IV Грозного было неизменно почтительным.

Иначе и быть не могло. Романовы унаследовали царский престол именно благодаря свойству с Иоанном IV. Это - ОСНОВА ИХ ЛЕГИТИМНОСТИ (подробнее: Закатов А.Н. "Утверженная Грамота Великого Собора 1613 года как источник права. Доклад на II Всероссийской научной конференции «Систематизация законодательства в фокусе историко-правовой науки (к 470-летию принятия Судебника 1550 г.)» в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 13 мая 2020 года  http://proza.ru/2021/05/13/22 )

Отдельные негативные оценки личности Иоанна Грозного или тех или иных аспектов его политики, конечно, имели место и при Романовых. Но это были субъективные мнения частных лиц. Официальная идеологическая и духовно-историческая позиция Дома Романовых в отношении Иоанна Грозного заключалась в том, что это был великий государь, ошибки и грехи которого не могут затмить его колоссальный вклад в развитие Государства Российского.

Царь Алексей Михайлович каялся за царя Иоанна Васильевича не потому, что хотел необоснованно приписать ему нечто негативное или унизить его память, а наоборот, зная, что, увы, и вправду произошло со Святителем Филиппом, испытывая "жалость", желая, будучи наследником, продолжателем и хранителем наследия Дома Рюриковичей и персонально дяди своего деда (Патриарха Филарета (Романова)), получить прощение и исправить последствия греха, чтобы он не продолжал тяготеть над Россией.

В наши дни особенно актуальным остаётся покаяние за происшедшее с нашим Отечеством в ХХ веке, за грехи и преступления, подготовившие, осуществившие и продолжившие Революцию 1917 года, за цареубийство и уничтожение миллионов соотечественников по религиозным, социальным, классовым и политическим мотивам.

Глава Дома Романовых Великая Княгиня Мария Владимировна предостерегает всех от мрачного отношения к прошлому, от культивирования "комплекса неполноценности и преступности", от взаимных обвинений. Она признаёт, что ответственность за катастрофу, постигшую Российскую Империю, лежит и на Доме Романовых ( см. Обращение Главы Российского Императорского Дома в связи со 100-летием Революции  ). И она не призывает к покаянию других, а старается подать пример собственным покаянием.

Нам же следует, по крайней мере, подумать об этом. И не оставаться, поддаваясь лживым и лицемерным призывам лукавых людей, в горделивой уверенности, что "нам не в чем каяться".


***

Тропарь Святителю Филиппу, глас 8. Первопрестольников  преемниче, столпе Православия, истины поборниче, новый исповедниче Святителю Филиппе, положивый душу за паству твою: темже яко имея дерзновение ко Христу, моли за Великую Княгиню Православную, за град же и люди, чтущия достойно святую память Твою.


***

Молитва Святителю Филиппу

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче святителю Филиппе!

Предсто; у Престола всех Царя, и наслаждаяся света Единосущныя Троицы, и херувимски со Ангелы возглашая песнь Трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися  паствы Христовы людем, помози Благочестивейшей Благоверной Государыне нашей Великой Княгине Марии Владимировне, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигам добраго течения укрепи, град Москву и вся грады и страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли.

Мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе и усердно припадающия и молящияся от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи.

Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.