Плавание в открытой воде

Феозва
…Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви!
Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение вящее всякого приводящего в страх мучения, печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания.
Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией…
…Души же горних сынов любовь упоевает своими утехами.
Преп. Исаак Сирин.

№ 1 (44) 2021

Антонина ЗАПЛЕЧНАЯ

ПЛАВАНИЕ В ОТКРЫТОЙ ВОДЕ
– Вот случись со мной что – и останешься ты
одна-одинёшенька на этом свете.
– Ну что ты, папа… Бог же со мной есть! Всё
что даст – всё будем проходить. Будет плохо –
потерпим. Будет хорошо – порадуемся.
Это я папу успокаиваю. А сама-то – верю?
Сама боюсь и нервничаю. Оттого что он, в
общем-то, прав. Так и есть. Папа – единствен-
ный человек, который обо мне заботится. Чело-
век сильный, умный, деятельный, любящий
и на всё готовый ради единственной дочки. И
в то же время неумолимый диктатор и в вос-
питательных своих стараниях до жестокости
строг и правду-матку рубит безжалостно, не
выбирая выражений. «Рождённый ползать
летать не может…» «Твоё место на доярне…». У
родителей между собой отношения, мягко ска-
зать, сложные. И хоть я, понятное дело, рожать
меня их не просила, но всю жизнь чувствую
себя виноватой в несложившейся их личной
жизни. И стараюсь доказать, что достойна их
любви, что не зря появилась на свет. Они очень
хорошие люди, и я искренне хочу, чтобы они
нашли гармонию. Учусь, работаю, добиваюсь:
посмотрите, мол, это я сама… я умею… я смогу. Я
– самостоятельная, взрослая, но при этом хочу
как можно дольше слышать: «Как у тебя дела,
малыш?». Так меня до сих пор называет папа.
Работать мне нравится, я погружаюсь в этот
процесс с головой, стремлюсь стать значимым
человеком, добиваюсь, побеждаю. Считаю, что
для женщины достигла многого. Но при этом
неотступны мысли: «не справлюсь», «не полу-
чится» и –г лавное –«никому не нужна».
Так было долго. Но однажды я стала дру-
гой. Всё изменилось резко, неожиданно и кар-
динально, как и бывает в чудесах и в сказках.
После одной недолгой встречи. Такой же нео-
жиданной, как бы случайной и, что называется,
судьбоносной, как и, много лет назад, разлука с
этим же человеком.
***
Звали его Лев. После школы я поступила в
университет в другом городе. Он был местным
жителем и моим однокурсником. Всё у нас было
настолько по-детски, романтично: гуляли в
сквере, ели мороженое. Я была влюблена в него
по уши. И, казалось бы, откуда взяться жесто-
кой драме. Но однажды по моей вине эти отно-
шения закончились. Простить себе этого я до
сих пор не могу. Он ушёл и не оглянулся.
У меня же в душе после нашего расставания
как будто дыра образовалась, которую ничем
невозможно было заполнить. И жизнь пошла
совсем не та, которую я себе представляла, хоте-
ла и старалась устроить. Всё выходило наоборот.
Пугающее состояние неуверенности, постоян-
ного одиночества заставляло уцепиться хоть
за кого-нибудь, но всё было «не вариант». А
возраст тем не менее – тридцать. Мужиков
вокруг пруд пруди, но всё друзья да сотрудни-
ки. И вот однажды, на новогоднем корпора-
тиве, приглянулся один. Мне он тогда очень
нравился. Красивый, умный, сильный мужик
с хорошим образованием. Отношения наши,
правда, складывались тяжело. Но мы сошлись
на деловой почве. И началось: кредиты, займы,
покупка машин, запуск бизнеса, доходы, квар-
тиры, дома… Купили велосипеды, брали рюк-
заки, котелок и ехали на какую-нибудь речку.
Жизнь нескучная, бьёт ключом. Бывало, правда,
сплошной позитив нарушался фразами типа
«Если ты машины не переоформишь на меня, я
с тобой разведусь», «Ты вообще никакая…». Но
– четвёртый десяток, однако. И у всех на виду –
красивая благополучная пара. Вот только детей
почему-то нет.
***
Но вот однажды, после долгих лет лечения,
доктор, посмотрев результат УЗИ, сказал: «У вас
будет двойня». Безумно тяжёлая была беремен-
ность. Я пять месяцев в перинатальном центре
влёжку пролежала. Врачи поставили на мне
крест. Ну разве что Бог, сказали, поможет. На
шестом месяце должен был случиться выки-
дыш. И почти уже произошёл. Срочно зашива-
ли, капали суровые антибиотики. И в этот же
день ко мне в палату зашёл священник.
Господи… Батюшка! Откуда? Как из далёко-
го детства, из давно покинутой страны, где на
стенах иконы, красивые люди, где бабушка, и
мы с ней идём в соседнее село, пешком, в храм,
на службу, причащаемся.
– Я, – говорит батюшка, – завтра тут всех
желающих причащать буду. Хочешь?
– Но я не могу встать, мне нельзя.
– А я к тебе сюда приду.
И пришёл. Причастил. И стал ходить каждый
день: «Ну, чем ты тут за неделю лёжа на крова-
ти ещё нагрешила, признавайся…» –как будто
шутил он. Я же на полном серьёзе устроила в
своей памяти такую кардинальную чистку, так
мне хотелось избавиться от всякого хлама. И
стали происходить буквально чудеса.
Беременность моя нормализовалась. Врач
пришла и говорит:
–Тонь, такого не бывает. Но у тебя всё хоро-
шо.
Родила я в срок. Правда, в процессе родов у
меня отказали почки. Но доктор вовремя заме-
тила, и меня экстренно оперировали. Два дня я
провела в реанимации. Просыпаюсь: датчики
на пальцах, а рядом –папа.
–Тонечка, я деток видел: с ними всё хорошо,
я сам их в послеродовое отделение отнёс.
А тут и батюшка:
–Привет! Всё хорошо, детей твоих видел.
И как он, думаю, успевает за всеми усле-
дить –сколько тут всяких рожениц проблем-
ных. Это уже потом я узнала, что «уследить»
батюшка успевает не только тут, в роддоме, но
далеко за его пределами. И помогает многим
одиноким мамам. Этот замечательный чело-
век стал крёстным моей доченьки. Всей семьёй
мы и богослужения посещали, и посты стара-
лись соблюдать. И это участие в жизни церкви
несомненно приносило мир в нашу семью и
помогало справляться с конфликтными ситуа-
циями, какие с появлением детей не прекрати-
лись, а где-то даже и участились, а нестроения
– обнажились.
Был даже такой момент – Марк предло-
жил обвенчаться. Какое счастье, казалось бы!
Но я испугалась. Я – не хочу. С ним. Это будет
нечестно. Потому что это обет перед Богом,
нужно быть открытой и чистой душой. А я буду
вынуждена врать. Если я сделаю этот шаг – он
будет последним. Я просто не смогу дальше
жить. Ну нет у меня двойного дна. Не умею я
играть, не умею быть змеёй. И не хочу. Замуж
это одно, а венчание – другое. И вообще. Надо-
ело воевать. Каждый день. За имущество: моё
– твоё. Надоели ультиматумы и шантаж. Раз-
борки: кто кому что должен. Надоело слушать,
какая я плохая. Конечно, я плохая, я винова-
та. И это мне надоело. Но как мне стать хоро-
шей, такой, как те другие, блондинки… Как? Еду
вечером домой, там детки, хочу к ним, и там он
– его видеть не хочу и не могу, и домой ноги не
несут. Но всё равно, что бы там ни было, я его
благодарю, я многому научилась у него и у нас
прекрасные детки.
***
«Ты меня помнишь?» – читаю сообщение
в Одноклассниках. И не верю своим глазам. Он!
Лев… «Помнишь». Да разве это так называет-
ся? Вся эта неуёмная боль, все эти тихие муки,
вся эта невозможность жизни без него, всё
это вынужденное существование по каким-то
чужим правилам.
Мы стали переписываться. Несколько раз
планировали встречу, но было страшно, и я
отступала, или что-то не складывалось. Про-
шло время, я вышла из декретного отпуска и,
соскучившись по свой работе, конечно с головой
в неё окунулась. И вдруг – и снова ни с того ни с
сего –он приезжает в Москву и зовёт меня тоже
приехать. А я сомневаюсь. Я боюсь. Он не видел
меня двадцать лет, я поправилась, и вообще
зачем. Тут вмешивается близкая моя подруга,
заставляет купить билет, привозит в аэропорт
и чуть ли не насильно запихивает в самолёт.
Это были сказочные сутки. Что-то очень
простое и нереальное одновременно. Но время
быстро истекло. И мы разъехались по домам.
***
После этой встречи я не могла прийти в себя.
Мне было плохо без него. Но при этом я ощуща-
ла себя самой счастливой. От осознания, что я
ни одного дня не хочу жить так, как я жила.
Я пересмотрела всю свою жизнь за один
день. И не сразу, но приняла решение.
После развода уже бывший муж пришёл ко
мне и сказал:
– И что ты наделала? Маленькая, старая,
толстая, с двумя детьми. Кому ты нужна? Ты
обрекла себя на одиночество.
Но я уже не боялась остаться одна. Лучше
быть одной, чем с кем попало. И жалела, что не
сделала этого раньше. Дети после развода оказа-
лись ему не очень нужны, помогать он не стал
да и вспоминает о них редко.
Конечно, встреча со Львом осталась в про-
шлом и в моей памяти –одним из самых счаст-
ливых моментов моей жизни. Как мне сказа-
ла моя подруга: мол, он же тебя, в сущности,
отверг, твой Лёвушка. Ну и что? Я же люблю его
не за то, что он сделал или не сделал, я люблю его
за то, что он есть! Он поменял в моей жизни всё.
Я как будто была слепая, и вдруг у меня откры-
лись глаза. Он вернул мне меня! Он вдохнул в
меня жизнь. Я увидела, что он – настоящий
герой. У него всё в гармонии – карьера, спорт,
семья, дети. Да, дети, которые для него не обуза,
а которых он любит и о которых заботится, и они
у него на первом месте. Он верующий, наконец.
Ходит в храм, ездит в Грецию, на Афон. Не знаю,
зачем он мне это позволял – приближаться к
нему. Наверное, потому что это нужно было мне.
Нет, не хочу копаться в этом – всё равно не пой-
му. Пусть тайна останется тайной. Она красива и
чудотворна. Главное, что я обрела наконец исти-
ну. По его совету я посмотрела фильм, где звучала
молитва: «Господи! Сделай так, чтобы все люди
узнали любовь, подобную моей, сделай так, чтоб
эта любовь исцелила их, ибо она убивает чувство
зависти, вины и сожаления, она убивает злость.
Господи, молю тебя об этом». И рядом с ним, в
этом свете, я и себя увидела красивой, чистой,
любящей, благородной – настоящей. И я ничего
не боюсь. Такое ощущение, что я сидела в каком-
то тёмном царстве и меня выпустили на свобо-
ду, что я только сейчас начала дышать полной
грудью, могу радоваться всему.
Был период, когда я не могла без него дышать
(так было, когда обнаружилось, что сколько бы
мужчин ни было, мне нужен был только он).
Теперь рана затянулась. Да и вообще к людям я
отношусь по-другому. Я ни на кого не обижаюсь.
Как бы кто ни поступил. Я живу в своём графике
и в своих интересах. Мне нужно научится играть
на гитаре –хожу учусь, чтобы выучить песни
священника Андрея Гурова, с творчеством кото-
рого меня познакомил Лев и которое действует
на меня как лекарство. «Во всём любви искать,
–говорится в одной из песен, – не справедливо-
сти…». Эти слова в одно мгновение разгоняют
всю мою депрессуху, которая прежде заставляла
меня сидеть на успокоительных.
Я перестала бояться остаться одна. Переста-
ла бояться остаться наедине с собой. Я наполни-
ла себя. Я наконец-то полюбила себя!!! Стихи,
ролики, работа, спорт.
***
Да, и от Льва я узнала о триатлоне. Триат-
лон –это три вида спорта в одном. Это сорев-
нование любителей спорта, которые сначала
плывут в открытой воде, потом едут на вело-
сипеде, потом ставят велосипед и бегут. Снача-
ла мне хотелось понять, как эти люди –три-
атлеты –могут выдерживать такие нагрузки,
как они живут, что думают. Мне казалось, что
они с другой планеты. Я вошла в их круг, нача-
ла заниматься, купила шоссейный велосипед.
Конечно, мне было очень тяжело заводить себя
на ежедневные тренировки. Но они научили
меня дисциплине. Я соглашалась на все трудно-
сти, на все соревнования и мысли не допускала
о том, чтобы сказать, что у меня не получится.
И вот однажды в рекламе триатлона в нашем
городе поместили моё фото и подпись: «Пер-
вая женщина, которая зарегистрировалась на
триатлон, дистанция спринт такая-то». Ну всё!
Назад пятками я не хожу. Надо тренировать-
ся. И вот этот день настал. На самой маленькой
дистанции надо 750 метров плыть, 20 киломе-
тров ехать и пять километров бежать. Всё это без
остановки. Я с детства до безумия боюсь воды, но
плавание научило меня владеть собой, не под-
даваться панике, брать себя в руки. Деваться-то
некуда, дна нет – или доплыть, или утонуть.
Я пересилила себя и проплыла эти 750 метров,
прошла всю дистанцию, получила медаль три-
атлета и т. д. и т. п. Не утонула и не развернулась
назад. А ведь могла же крикнуть волонтёрам, и
они на лодке меня бы подобрали.
Я познакомилась с интересными людь-
ми и узнала, какие трагические ситуации
пришлось им преодолеть и не раскиснуть.
Они все такие настоящие. Это не ради побед
спортивных, а ради победы над собой. Когда
нужно выкинуть дурные мысли, нужно идти
плавать, потому что когда плывёшь, думаешь
только о том, как плывёшь, как дышишь, и
слушаешь себя, всё остальное улетает. Выхо-
дишь после тренировки другим человеком
–добрым и довольным. А велосипед –это
мой кайф, моё настроение: еду, пою, музыку
слушаю, мысли всякие кручу, особенно когда
катаюсь в лесу –красота, как будто в другой
мир попала. Спорт и детям моим помогает, и
нашим отношениям с ними. Мой сын очень
боялся воды, а теперь плавает вовсю и на
велике катается. Да и много других хороших
перемен у нас.
Меняется моё состояние, и снаружи всё
по-другому начинает происходить. Стали
поступать новые предложения о работе. Дру-
гие знакомства. Новые люди. Если б мне кто-то
сказал, что такое может быть в моей жизни, я
бы ни за что не поверила.
***
А зачем вообще я всё это написала? Может
быть, для того, чтобы о том, о чём в своё время
напоминала папе, напомнить себе самой и всем:
«Бог же со мной!». Любовь Его всегда с нами, что
бы мы ни вытворяли. И Он каждому, наверное,
даёт испытание. И возможности. Чтоб не жало-
ваться и никого не винить. «Трудно? – говорю
себе. – Ну а прадеду твоему Павлу за веру свою в
ссылку отправленному, легко было? А семье его,
по этой причине из дома выкинутой, в землянке
комфортно жилось?»
Ну ещё хотелось всем напомнить и самой не
забывать, что любовь – она не для удобства. Она
является для того, чтобы преобразить и помочь
тому, кто блуждает в потёмках своих грехов и
страхов.
Антонина ЗАПЛЕЧНАЯ
г Белгород.
№ 1 (44) 2021