Дороги, которые мы выбираем

Третьяков Николай Дмитриевич
               
"...Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не многие находят их".               
                Евангелие от Матфея,   

"В учености -ни смысла, ни границ.
Откроет больше тайный взмах ресниц".
                Омар Хайям.               

  Близ Пеллы, в Миезе, что на реке Стримон, Аристотель основал свою Академию.
Кроме Александра в числе его учеников были дети македонской знати. Они неспеша прогуливались по тенистым дорожкам Академии. Аристотель рассказывал, юноши слушали...
- Земля - шар, и, к тому же, не очень большого размера, который свободно висит в пространстве.
- Почему ты так думаешь, Учитель?
- Спросил Александр.
- Я наблюдал затмение Луны, а тень, которую Земля отбрасывала на Луну, круглая. По этой тени можно судить о том, что Луна в четыре раза меньше Земли. Кроме того:
 "Наблюдение звёзд с очевидностью доказывает не только то, что Земля круглая, но и то, что она небольшого размера. Стоит нам немного переместиться к югу или к северу, как горизонт явственно становится другим: картина звёздного неба над головой значительно меняется, и при переезде на север или на юг видны не одни и те же звёзды. Так, некоторые звёзды, видимые в Египте и в районе Кипра, не видны в северных странах, а звёзды, которые в северных странах видны постоянно, в указанных областях заходят. Таким образом , из этого ясно не только то, что Земля круглой формы, но и то, что она небольшой шар: иначе мы не замечали бы указанных изменений столь быстро в результате столь незначительного перемещения".
 А еще я наблюдал за кораблями, которые появляются из- за горизонта.
 Создаётся впечатление, что они взбираются на гору:
Вначале видна верхушка мачты, затем мачта с парусом, и только потом показывается весь корабль.

- Если Земля не так велика, Учитель, то много ли на ней царств, и где кончается Ойкумена?
- Вот Эллада,- Аристотель рисовал на песчаной дорожке, а это - Македония, море, а это огромное пространство - Персия, а это - Египет, Индия...
- А за Индией?
- Океан, а дальше - Terra Inkognita...
- Земля не так велика и царств не так много...
Я завоюю их все!...
- Может быть,- задумчиво сказал Аристотель...

 Они были так увлечены беседой, что не заметили, как к ним подошла молодая красивая женщина. Броский, даже дерзкий наряд только подчёркивал её красоту.
- Учитель,- сказала она, смеясь,- что стоят твои умные речи, если мне достаточно одного слова, одного взгляда, и твои ученики пойдут за мной, а не за тобой...
 Аристотель,конечно, слышал о ней - известной гетере Ниаре - любимице придворной знати и вельмож.
- Возможно, ты в чём - то права, потому что наш путь- путь знаний - труден и тернист.
Это узкая тропа в гору, и не каждому дано пройти по ней. Но тому, кто достигнет вершин, откроются горизонты и тайны всего мира!
 А твоя широкая дорога - дорога вниз, дорога Бахуса и Вертепа, и не надо труда и сил, чтобы скатиться по ней в пропасть. Каждый в этой жизни выбирает свою дорогу.
А мои ученики -я никого не держу, выбор за ними. Кто хочет- может идти за тобой.
-Учитель, "я чту тебя как отца, ибо отцу я обязан жизнью, тебе же- тем, что даёт ей цену". И я её не променяю ни на что. Я с тобой!
Сказал Александр.
- И мы с тобой!
 Подтвердили ученики...
 А Ниара? Пожалуй, впервые она была так бесславно отвергнута!

P.S.Аристотель с учениками Академии. Иллюстрация из открытых источников.

06.06.2005.