Классика краут-рока. Альбом немецкого коллектива C

Владимир Курбалиев
Когда заходит разговор о рок-культуре в Германии, то, прежде всего, стоит упомянуть такое национальное направление как краут-рок, характеризующиеся смешением рока с электронной музыкой. Одними из ведущих групп этого направления были «Faust», «Guru Guru», «Amon Duul», «Agitation Free», «Kraan», а также гиганты этого направления «Can», «Kraftwerk» и «Neu!», и об одной из них, под названием Can, а точнее о пластинке этого коллектива под названием «Future Days» будет идти речь в этой статье.
             Истоки биографии ансамбля берут своё начало в 1968 году с момента основания в городе Кёльн бывшими выпускниками Берлинской Консерватории – клавишником Ирмином Шмидтом, бас-гитаристом Хольгером Шукаем и ударником Яки Либецайтом. Позже в группу был приглашён гитарист Михаэль Кароли, к слову бывший учеником Шукая в Консерватории, и вокалист Малькольм Муни. Квинтетом были записаны две пластинки – «Monster Movie» 1969 года и «Soundtracks» в 1970 году. После выхода второго лонгплея группу покидает Муни, эмигрируя в США и вместо него приглашается японский вокалист Дамо Судзуки, с которым группа записывает три альбома - «Tago Mago» в 1971 году, «Ege Bamyasi» в 1972 году и «Future Days» в 1973. Последнее творение стоит особняком от прошлых творений группы, ввиду преуменьшения роли краут-рока в творчестве группы и смещение звучания группы в сторону эмбиента, авангарда и неоклассицизма. Вокал на английском языке, однако, на протяжении альбома он, по сути, сведён к минимуму.
              Одноимённая с названием альбома «Future Days» начинается со звуковых эффектов с гитарными вкраплениями, которая затем подкрепляется мягким ритмом на манер басса-новы, с нежной игрой баса и ударных. Далее следуют вокальные партии от Судзуки, при вялой гитарной игре и клавишном обрамлении, к слову характерный ритм будет сопровождаться на протяжении всей композиции. Стилистически вещь можно охарактеризовать как смешение краут-рока и басса-новы, с небольшим уходом в психоделическую атмосферу. Трек «Spray» немного похож на предыдущее творение, однако ритм фактически исчезает, вещь становится более абстрактной и психоделической. Стоит отметить вокал на грустной тональности от Судзуки и синтезаторные эффекты от Шмидта. «Moonshake» выделяется от остального альбома песенным построением и довольно доступной мелодией с классическим для работ краут-рока ритмом «Моторик», исполняемым ударником Либецайтом. Можно сказать, что стилистически это своего рода краут-поп. К слову, вещь вышла синглом с этого альбома и имела достаточно хорошую популярность. Это вещи с первой стороны пластинки.
                Вторая же сторона отдана на растерзание возможно самой продолжительной композиции в творчестве группы – «Bel Air», которая начинается с атмосферной зарисовки на гитаре и синтезаторе от Кароли и Шмидта вкупе с вялой ритм-секцией с дальнейшим подкреплением вокала, в жанре эмбиента. Вторая тема этой композиции – джазово-психоделическая, виртуозно исполненная Либецайтом и Шукаем, с небольшими вкраплениями гитары и синтезаторной атмосферой затем снова переходящая в начальный эмбиент, сменяющийся финальной темой в жанре психоделии, авангарда и неоклассицизма при хаотичной игре ритм-секции, неосязаемой гитарой и расплывчатыми клавишными. Стилистически эту вещь можно охарактеризовать как смешение эмбиента, психоделии, авангарда и неоклассицизма, в которой совершенно нет столь привычной для группы краут-роковой базы. Сам же альбом является признанным шедевром этого направления.
              Пластинка вышла в 1973 году, была высоко оценена критиками и  слушателями. Издание «PopMatters»:
               «Такое ощущение, что «Future Days» движет прибрежный бриз, источающий более приятное, расслабленное настроение, чем все, что группа ранее записывала».
              К слову, вскоре группу ожидало разочарование в связи с уходом вокалиста Дамо Судзуки в сентябре этого же года. Сам музыкант о причинах своего ухода сказал следующее:
              «Я не хотел становиться поп-звездой и связывать свою жизнь с шоу-бизнесом. Я был тогда ещё довольно молод - мне едва исполнилось 23 года, и чувствовал, что мне есть чему научиться в жизни. А в группе стало просто скучно. Хотя альбом «Future Days» мне кажется в музыкальном отношении довольно удачным, однако мне лично эта музыка довольно чужда. Она стала какой-то классической и более простой… и совсем не такой безумной и вычурной, какой была в начале. Я не мог больше с этим мириться, музыка, которая для меня что-то значила, ушла куда дальше. CAN двигались в сторону музыки для Голливуда, потом в сторону фольклора, вплоть до африканской музыки, то есть прочь от меня. Мне уже не хотелось заниматься музыкой».
               В итоге, квартет не стал объявлять о распаде, а приступил к записи пластинки «Soon Over Babaluma», вокал на которой разделили между собой Шмидт и Кароли. Далее в творчестве выйдет ещё несколько пластинок, однако последняя из них будет датирована 1986 годом. После этого группа активно концертирует, однако новых творений пока не выходит. В 2001 году группу постигает печальное известие в связи со смертью одного из двух неизменных участников группы наряду с клавишником Шмидтом, гитариста Михаэля Кароли. Вечная память музыканту.
                Возвращаясь к творчеству группы, следует выразить надежду, что возможно в скором времени группа порадует слушателей очередным студийным творением, которые поклонники группы смогут оценить по достоинству.




                Владимир Курбалиев