Щука и сова умело владеют общим оружием - страх

Виктор Комосов
«Щука и сова умело владеют общим оружием - страх»

 (Продолжение одной из тем моего рассказа «Необычный танец в лесу» http://proza.ru/2018/03/29/935

«…выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека,
но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда
 не может быть так жесток, как человек, так артистически,
так художественно жесток…»
  (Фёдор Михайлович Достоевский, книга «Братья Карамазовы»)*

Содержание

1. Общий фрагмент лабиринта психологии для: рыб, птиц и людей
2. Превратности судьбы, щучьи соплеменники, или личный подвиг
3. Смысловое «качество» задорной фразы «Мы с тобой – волки одной стаи!»
4. Щуки (хищники) готовы сожрать друг друга, но и человеком быть непросто
5. Нетрадиционный способ лечения страхом


ч.1 Общий фрагмент лабиринта психологии для: рыб, птиц и людей

  Хищное «перо» и «чешуя» породнились в выборе общего оружия. К такому, неожиданному для себя, выводу я пришёл после просмотра видеоролика, мастерски снятого Сергеем Сорокиным («Реакция щуки на щуку, которая съела карася! Подводная съёмка http://www.youtube.com/watch?v=DvIfRjkUp6g ).
 
  Параллельно с этим, тут сразу хочу оговориться, что, с морально-этической стороны, я считаю режиссёрскую постановку этого сюжета не слишком-то гуманной. Одно дело, когда оператор-натуралист фиксирует, подсмотренные события в естественной природе. А здесь, рукотворно были созданы предпосылки  того, что на экране могли появиться сценки с фрагментами ещё более жестокого обращения с животными.  Если бы так случилось, я не юрист, но считаю, что наверняка могли бы найтись законы по защите прав животных, которые сочли бы эту тропинку (манеру подачи видеоматериала) скользкой и даже, может быть, уголовно наказуемой (как минимум штрафами). Но хорошо, то, что хорошо заканчивается. Хотя, автор этого видеосюжета лишил себя права дописать к титрам благородное уверение: «Во время съемок этого фильма ни одно животное не пострадало». Потому что…

  Карасю досталось «на орехи» от острых зубов хищницы. Хоть, он и улизнул из пасти, но тут остаётся только надеяться на то, что ему удастся стать опытнее и успешно залечить свои раны да выжить после полученного стресса. Его и мучений, щука тоже немало отведала в этом сюжете, неожиданно борясь за свою жизнь и свободу. Этой особи стать мудрее будет особенно трудно потому, что, совершенно непредсказуемо, ей пришлось бороться с невидимым врагом – рукой человека, специально устроившей предательскую ловушку. Залечивая пасть, порванную тройником, хищница ещё долго будет находиться в недоумении от того факта, что на неё «напала» беззащитная, ранее, добыча. Мол, где это видано, чтобы повседневная пища вела себя в эффективно-агрессивной манере? Думаю, что именно так щука оценила ту ситуацию своей подводной охоты. С таким «полезным» жизненным опытом только одна дорога – в вегетарианцы, но тут нужен был бы целый эволюционный процесс вида (улыбаюсь, умничая).

   Но всё это можно счесть «щепками», которые летят, когда «лес» рубят потому, что эта история закончилась благополучно, в целом. А автору улыбнулась удача подсмотреть да умело донести память интригующего и поучительного фрагмента жизни, выхваченного из под покрова реальной действительности будней дикой природы.
 
  Место для съёмок было выбрано максимально грамотно: уловистое озеро, донная граница зарослей камыша, прозрачная вода, оптимальная глубина (2 метра, обеспечили достаточное освещение объекта). Небольшой карасик, в качестве живца-приманки, насажен на тройниковый крючок, спаренный с поводком, грузилом и подводной видеокамерой. Пятьдесят одну минуту, этого временного отрезка своей жизни, рыбка-пленница безропотно лежала на дне, покорившись судьбе.

   Вдруг, время пассивного ожидания беды истекло, и в правый верхний угол сектора видеокамеры вплыл силуэт щучьей головы. Всё внимание хищницы сконцентрировалось на серебристых контурах карасика. Щука не является падальщиком, поэтому ей необходимо удостовериться, что эта рыбёшка жива и сегодня достойна стать обедом подводного охотника. Визуальная оценка и обоняние обеспечили первичную информацию для начала атаки, но, прежде чем пустить в ход цепкое остриё своих хватких челюстей (главное оружие), хищник задействует своё вспомогательное вооружение для точного целеуказания – страх. Это естественное проявление чувств у любого живого существа, перед опасным препятствием или при возникновении критической ситуации. Оно является главным подспорьем инстинкта самосохранения, но может и злую шутку сыграть, если панически дать ему полную волю.

  Эволюционируя и совершенствуясь в своём мастерстве подводного хищника, предыдущие поколения щук приобрели ценный опыт провоцирования подобных «шуток» охотника для  распознания качественных характеристик своей добычи. В снятом видеосюжете подобный навык выглядел следующим образом. Щука, сгруппировавшись для молниеносного броска, резко клацнула своими челюстями. Карась-живец видел подплывающего хищника, но вздрогнул именно от этой демонстрации воинственной «стоматологии». После таких манёвров, щука сократила дистанцию и клацнула челюстями во второй раз. Приманка истерично заметалась в конвульсиях отчаянного беглеца, но предательский поводок не дал ей свободы для спасения. Хищник не преминул этим воспользоваться и заглотил обречённую рыбку-жертву.

  Трудно конечно безапелляционно утверждать об этом, но мне кажется, что у карася-наживки в тот день был небольшой шанс избежать такого нападения и продлить себе часы рыбьей жизни, если бы он нашёл в себе мужество не дёрнуться в первый момент встречи. Думаю, что, скорее всего, в этом случае щука потеряла бы свой охотничий интерес и переключилась бы на поиски другой добычи. Реакцию на второй (контрольный) щелчок зубами вообще бесполезно комментировать, в поисках спасительной надежды, потому, что своим трепыханием и попыткой рывка карась пробудил главный инстинкт хищника – преследовать убегающую жертву. Это поведенческая классика охотничьего жанра в дикой природе. Да что там! Даже в комфортной цивилизации города достаточно опасно спину показать, грозно лающей дворняге, и тем более начать панически убегать от неё.

  Этот фрагмент видеосюжета, со щёлкающими челюстями, натолкнул меня на мысль, что страх – популярное и эффективное оружие в среде хищников. Что-то подобное я уже описывал в одном из своих походных рассказов – «Необычный танец в лесу» (http://proza.ru/2018/03/29/935 ). Вот цитата из него: «У семейства совиных есть такая манера охоты – неожиданно напугать звуком или движением свою потенциальную добычу. Облетая территорию своего охотхозяйства, хищник чутко следит за резкими шорохами на земле. Где возник их источник – там цель атаки. Это значит, что у кого-то сдали нервы, страх украл осторожность и истерично заглушил голос разума. Не всякий зверёк становится добычей потому, что естественный природный отбор выбирает слабейшего. Страх – это естественная защитная реакция всего живого, но только самые выдержанные и сильные особи контролируют это чувство, и не дают ему власти над собой».
 
  В человеческой среде есть тоже тому многократные подтверждения. Для яркого примера, приведу цитату из другого своего рассказа «Кулак Коли Баклина» (http://proza.ru/2018/07/01/122 ): «…из жизни легендарного лётчика, А. И. Покрышкина. В мирных буднях повседневной жизни всегда отыщется «бравый» специалист-завистник, пытающийся с «высоты» своего опыта, низвергать легендарных людей с их пьедесталов. Так и с Покрышкиным вышло. Журналисты отыскали его бывшего ведомого, который с удовольствием отметил, что в одном из авиационных боёв, он, поравнявшись с самолётом ведущего, увидел на его лице гримасу дикого страха. Это интервью довели до сведения Покрышкина, в предвкушении сенсационных оправданий или решительного отрицания. Оба этих варианта устроили бы нечистоплотную журналистскую братию, но легендарный лётчик-ас дал неожиданно мощный ответ на этот выпад. Я, к сожалению, не помню его точно и дословно, но своими словами передам суть сказанного так: «Да были моменты боя, когда я очень сильно боялся, но страх не помешал мне оставаться Покрышкиным и успешно бить врага в воздухе»…».

  Досадно это отмечать, но люди в совершенстве овладели таким психологическим видом оружия, как страх. В качестве самого простого и наглядного примера, тут можно привести ситуацию, когда несколько конвоиров сопровождают колонну военнопленных, которые своим общим числом намного превосходят весь боекомплект в карабинах охранников.  Казалось бы, накинулись все разом и смяли оцепление, но путь к свободе здесь спотыкается о страх каждого пленника быть застреленным в числе первых.
 
  Кстати, тут мне память подбросила оптимистичный пример того, как советский воин отчаянно, но удачно встал в очень опасное «число первых». Этот случай произошёл с отцом моего товарища. Во время войны, фронтовая дорожка дала такую головоломную петлю, что молодой солдат угодил в «клещи» немецкого плена. Затем был побег, который неожиданно споткнулся о новые «клещи», где с пленными не стали церемониться, а собрали их в низинке, как выяснилось позже, для комфортной работы расстрельной команды. Безоружных людей, партиями по десять человек, выводили на кромку крутого берега реки и хладнокровно, без спешки производили так называемую «зачистку» (пожалуй, нет более циничных и бездушных слов, чем это и его аналог – «замочить»).

   Когда пришёл его черёд, отец моего товарища не стал дожидаться того, что их десятку сформируют в ровную шеренгу на краю обрыва, а решительным броском ринулся с высокой кручи к спасительной воде. Ему вослед, беспорядочно и суетливо загрохотали выстрелы. Засвистела певучая медь пуль. Некоторые из них, с яростным визгом, остервенело вгрызались в тело берегового грунта. Каким-то чудом сверхнеуловимости, молодой солдатик скатился стремительным кубарем к самой кромке реки. На ходу набрал, как можно больше, воздуха и максимально глубоко постарался занырнуть в воду. Она закипела вокруг него от пуль так, словно перед ним был, подогреваемый кипяток. Возможно, что-то подобное в сказках описывалось, когда молвилось о вынужденном нырянии добрых молодцев в чаны с кипящим молоком. Кстати, не потому ли в стрелковых тирах говорят, при промахе: «Пули ушли в молоко!»?
 
  Тогда, отец моего товарища не выплыл сказочным царевичем, с пол царством в придачу, но он приобрёл более роскошный приз – продолжение своей жизни. В таких случаях, в народе принято говорить, что человек получил второй день рождения. Много лет спустя, отец моего товарища поведал, что так глубоко и далеко никогда больше не нырял. А в тот момент он принял решение, всеми силами, держаться спасительного дна, прикрытого упругой толщей воды. И готов был потратить на это самый последний шарик кислорода в своей крови. Чем глубже пловец заныривает в воду, тем, по ощущению, труднее её выталкивающей силе выдворить незваного гостя на поверхность. Отец моего товарища говорил, что чуть не утонул тогда, но изрядно нахлебавшись воды, при всплытии, он обнаружил, что сильное течение реки далеко отнесло его от неприветливой кручи берега.

    Словом, можно сделать логичный вывод о том, что в воздухе, под водой и на суше действует один незыблемый принцип: «Трус не играет (долго) в «хоккей»!», а «смелость города берёт».

ч.2 Превратности судьбы, щучьи соплеменники, или личный подвиг

   Кстати, на этом поучительном моменте (манёвров около карася-наживки) замечательный видеоролик Сергея Сорокина не закончил своё смысловое повествование о прикладной философии поведенческого стиля отношений между хищником и добычей. Дальнейший анализ разбора «подводных полётов» хочу адресовать тем восхищённым хомо сапиенсам (человек разумный, лат. Homo sapiens), которые, при достойной встрече с себе подобными, любят восторженно восклицать: «Мы с тобой – волки одной стаи!».

  С момента подводной атаки «удачливая» щука-охотница, неожиданно для себя, ступила на скользкую подводную тропинку смертельных приключений. Как только она прикоснулась к тому обеду, молниеносно произошла неприятная метаморфоза образов – грозная хищница поменялась местами со своей беззащитной жертвой. Заглотив  добычу, щука попалась на подлый крючок видео-ловушки. В отличие от смирившегося карася, хищница стала отчаянно бороться за свою свободу. Энергичные попытки быстро отцепиться, привели только к тому, что щуке удалось выплюнуть незадачливого карася, невольно подарив ему возможность удрать из под удара видео-эксперимента, а самой прочно произвести самоподсекание о тройник. Измотанная отчаянной борьбой за выживание, хищница вынуждена была залечь на дно, что бы перевести дух, немного утихомирить боль и набраться сил для новых попыток обрести свободу.

   И тут, для неё начались, эти самые, неожиданные приключения. В верхний левый сектор бесстрастного объектива подводной камеры медленно вплыл силуэт другой хищницы. Она внимательно оценила необычную ситуацию со своим зубастым соратником, но предпринимать ничего пока не стала потому, что обе эти щуки оказались равными по размеру, а значит, и силе. Хотя, видео-пленнице пришлось напрячься, при этой встрече. Щука прекрасно знала о каннибальских нравах в кругу её соплеменниц. Я отметил уже выше, что автор выбрал максимально удачное место для съёмок – очень уж уловистое, можно даже сказать. Тому подтверждением оказалась зловещая голова более крупной хищницы, плавное появление которой опять пришлось зафиксировать подводной камере.

   Эта щука быстро смекнула - тут, что-то не так. И, очень возможно, что менее крупная хищница попала в беду, возможно даже ранена, нуждается в помощи, а это значит – для более сильной щуки на этой подводной полянке сейчас накрыт обед. В это же мысленное «меню» заглянула и видео-пленница. Рыбы не потеют, но думаю, что ощущение, подобное «холодному поту», обожгло огнём смертельного стресса всё её тело. Как рыбья личность, эта меньшая щука имела непокорный характер и была настоящим бойцом за свою жизнь. Она собрала все свои силы и начала мощными рывками пытаться освободиться из подлых пут любознательного оператора. Эти движения не увенчались успехом и храбрая щука, неожиданно, но максимально решительно, атаковала, слишком близко приблизившуюся верзилу-соплеменницу. Та, от неожиданности, немного опешила, но тут же сочла логичным быстро убраться «подобру, поздорову» в своё хищное восвояси. Она увидела, что здесь ей слишком настойчиво не рады, да и обед ещё нужно по «тарелкам раскладывать».
Неожиданно оставшись наедине со своей судьбой, щука-пленница решила больше не уповать пассивно на волю случая. Иди знай, кого ещё сегодня принесёт нелёгкая в «левый верхний угол сектора подводной камеры», установленной ради человеческой «любознательности»?

  Любой карась-обыватель, привыкший покорно быть битым жизнью, на её месте поспешил бы себя успокоить тем, что на сегодня уже слишком много было опасных гостей на один квадратный метр этого участка дна необъятной подводной акватории. И, наверное, их случайное число на сегодняшний день исчерпано, а это значит, что можно спокойно лечь на дно, беспечно успокоиться, отдыхать и ждать следующего дня, который может сам собой всё разрешит к лучшему. Да и больно, как-то на свободу рваться, мучительно травмируя своё рыбье тело. Вон даже умные люди придумали пословицу на подобные случаи: «Утро вечера мудренее».
 
  Но щука-пленница книжек не читала, и жизнь научила её подальше держаться от людей да хищных сотоварищей подводного мира, поэтому она, воззвав к рыбьим богам, собрала все свои остатки сил и воли да вложила эту энергию в самый мощный рывок тела. Она, конечно, была бы удивлена, но поступок этот был в стиле одного решительного и бесстрашного человека (Коли Баклина – персонажа из моего рассказа «Кулак Коли Баклина»), который раз и навсегда решил для себя: «Я или есть, или меня нет!». Т.е. в борьбе за право быть самим собой он в любой момент был готов умереть, но дать максимально достойный отпор.

  Словом, эта щука одним решительным махом избавила себя от омерзительного статуса – пленница, переступив через свою боль и страх. Она порвала себе нёбо, но вырвалась на упоительную и такую желанную свободу. Тут можно сказать, что этот волевой поступок способен вызвать уважение.

  Не знаю насколько безмерно можно доверять безликому интернету и Википедии, но она гласит, что в мире людей тоже бывают подобные случаи, например (цитата): «Арон Ли Ралстон (англ. Aron Lee Ralston, 27 октября 1975) - альпинист, известный тем, что в мае 2003 года во время штурма одного из склонов в штате Юта он был вынужден самостоятельно ампутировать кисть правой руки. Она оказалась зажатой под валуном, и для того, чтобы освободиться, Ралстону пришлось прибегнуть к её ампутации ножом….. Этот альпинист провел 5 дней и 7 часов с зажатой под валуном правой рукой. Некоторый запас провизии помог Арону прожить в ловушке несколько дней, однако, когда еда и вода закончились, перед Ралстоном встал вопрос - жить или умереть. Альпинист нашёл выход: он отрезал собственную руку и, кое-как справившись с травматическим шоком и риском сильной кровопотери, сумел пройти много миль под палящим солнцем. Он блуждал по пустыне до тех пор, пока не наткнулся на туристов из Нидерландов. Им удалось вызвать спасательный вертолёт…».

ч.3 Смысловое «качество» задорной фразы «Мы с тобой – волки одной стаи!»

    Теперь, основательно подзарядившись впечатлениями от этой текстовой «речки», можно ещё немного словесной «водицы потолочь в ступе» на тему восхищённых хомо сапиенсов,  которые норовят спешить восклицать: «Мы с тобой – волки одной стаи!». Вокруг да около этого зверя ходят целые легенды. Он так давно живёт рядом с людскими тропками и жильём, что даже подарил человеку настоящего и невероятно преданного друга, в лице собаки. Накопилась огромная статистика случаев, когда это домашнее животное, защищая хозяина, готово было пожертвовать своей жизнью в оборонительной схватке.

  К сожалению, объективности ради, тут же немного приглушу свой эмоциональный восторг тем, что напомню о спящей волчьей сути этого замечательного животного. Пока оно сторожит из своей будки дом хозяина, или бродит с ним по лесу для охотничьего промысла, несёт пограничную или правоохранительную службу, а то и просто (соединённое поводком) выгуливается на аллеях городских парков, и т.д. - ему предельно ясна цель жизни. Такая собака находится при деле и уверенной поступью идёт по тропинке своей судьбы, но стоит оборваться крепким узам с хозяином, так тут уж держись! Может начаться такая неестественная куролесица (неразбериха, суматоха, беспорядок,…). Здесь всё может быть, как у людей (при расставании с очень близким человеком), а то и дойти до шекспировских крайностей.
 
   Чтобы псы спивались от горя, таких случаев, конечно, история не знает. Но вот особенно преданная собачья натура может отказаться от приёма пищи или посвятить остаток своей жизни ожиданию встречи с хозяином. Если характер животного позволяет допускать компромиссы, то возможны некоторые уступки  в его дальнейшей линии поведения. Например, собака может привязаться к новому хозяину. Тут главное для неё быть опять нужной человеку, так предначертано ей судьбой, свыше. Достаточно много и таких собак, которые опустят уши да зажмут свои хвосты между ног, безропотно влача жалкое существование возле помоек.

  Но есть и такие собачьи особи, которые озлобленно собьются в одичавшие стаи да устроят кровавый террор всему, что может стать их добычей. В отличие от вышколенной и хорошо организованной волчьей команды, стихийно возникшая, банда одичавших собак будет представлять собой достаточно грозную силу, стиль охотничьей «работы» которой можно охарактеризовать, как абсолютный беспредел. Они слишком хорошо знакомы с бытом людей. Сила этого знания даёт им возможность минимизировать дистанцию до человека. То есть, каким-то там костерком или запахом ружейной смазки их не запугать. В быту такой социальной группы животных будет верховодить закон – «Каждый сам за себя», но при полном подчинении вожаку. Прямо в городской черте, они могу аннексировать участок территории, которую будут считать полностью своей и сражаться за неё, в духе законов дикой природы. Где-то, на полях интернета мне довелось прочесть, что, например, в какой-то из стран (по сведениям Центра правовой зоозащиты) за одиннадцать лет накопились статистические данные о том, что одичавшие собаки загрызли 391-го человека, т.е., в среднем, гибнет 35 - в год! И это только летальные случаи, без учёта просто укусов.
 
  Поэтому, в каком-то смысле, волк менее опасен человеку потому, что за тысячелетия соседского проживания у этого хищного животного выработался защитный навык, по возможности,  держать дистанцию и не вступать в прямое столкновение. В связи с этим, в качестве запретной «красной черты» работают такие элементы походного быта людей, как: костёр, запах табачного дыма и ружейной смазки, огнестрельное оружие в руках, звуки механизмов,… При всём этом, стремление волка быть скрытным и недосягаемым совершенно не гарантирует абсолютную безопасность человеку, отбившемуся от своего условного «стада». Такой безоружный одиночка имеет достаточно большой шанс примерить на себя, трепещущую «шубку» жертвы и стать добычей для серого хищника. Особенно велика вероятность этого в зимнюю бескормицу или, когда человек, раненный и обессиленный, бродит по: лесу, тундре, степи, горам.

  Хотя, за последнее время дистанция между человеком и волком существенно сократилась. Значительно участились случаи нападения этих хищников на людей и домашний скот, в непосредственной близости от жилья, в любое время года. Тому виной – разрушение естественной среды обитания волков. Из-за бездумной вырубки лесов нарушается экосистема, которая приводит к оттоку диких парнокопытных и прочих животных, которые составляли естественный рацион питания этих серых хищников. Защитный отстрел волков только ухудшает ситуацию дисбаланса потому, что в природе нет ненужных животных.

  Словом, у каждого живого существа на планете есть свои проторенные тропки, маршруту которых нужно неукоснительно следовать, но не бездумно и не нарушая законы природы.

  Судьба (Провидение, Высшие силы, Природа,…)  сподобила волка быть хищным животным, которого зоологи характеризуют, как санитара леса, поддерживающего природное равновесие популяций животных и экосистемы их среды обитания. Предназначение внутреннего социума волчьей стаи – быть умелыми убийцами, чтобы таким природно-естественным, для этого вида диких животных, ремеслом добывать себе пропитание и иметь энергетический ресурс для продолжения своего рода.

   Предназначение же человека менее однозначно и очевидно, но его главное отличие от, того же волка, состоит в том, что люди способны и на: творчество созидательного труда, благие поступки (порой даже в ущерб себе - жертвенность) и проявление сострадания ко всему живому, …

   Поэтому, когда обычный человек, находящийся в плену утрированной приключенческой романтики бойцовского духа, вдруг, заявляет, что он де, с кем-то там, «волк одной стаи», то чаще всего это произносится совершенно необдуманно, из-за незнания реального стиля жизни этих хищных животных.  Если буквально перевести такое высказывание, то его смысловое содержание будет выглядеть так. Этот человек сказал, что он - только хищник (по своей сути) и готов: беспрекословно подчиняться вожаку, в групповом составе стаи убивать добычу (для общего пропитания), знать своё место в иерархии стаи (по редкой возможности, оспаривая своё право на продвижение по «служебной» лестнице);  обязуется (до последних дней своей жизни) быть верным супругом своей единственной избранницы (волчицы, если ему вздумается создать собственную стаю), …

   При этом такой человек, как мне видится, совершенно наивно восхищается кажущейся идиллией быта слаженного социума волчьей стаи, где есть место даже для социальной защиты стариков и коллективного ухода за молодняком. Наверняка, он достигается не просто так. В таком зубастом коллективе дисциплина должна поддерживаться чрезвычайно жёстко, кроваво и бескомпромиссно. Правда, в умных книжках о животном мире зоологи пишут, что вожак такой стаи пользуется беспрекословным авторитетом основателя этой волчьей семьи,  завоёванным не столько силой, сколько способностью своего аналитического ума быстро принимать правильные решения. Причём, чем старше лидер стаи, тем большее подспорье ему оказывает мудрость жизненного опыта. Может это и так, но из тех же книжек мне также стало очевидно, что жизнь волка в дикой природе – ещё очень малоизученная тема потому, что стая ведёт подвижный и чуткий (к опасности и постороннему присутствию) образ жизни.

   Кстати, вожаком в такой группе хищных животных может быть не только самец, но и волчица из этой доминантной пары. В данной особенности, явно заложен неприятный казус для романтически разгорячённого воинственного духа человека-бойца потому, что в его любимой фразе «Мы с тобой – волки одной стаи!» закрался досадный подвох для его самолюбия – беспрекословное подчинение женщине-вожаку.

  Также, вполне могу допустить, что молодые волки и примкнувшие к стае сторонние варяги-одиночки не смирились полностью со своим подчинённым положением, поэтому вожаку нужно быть начеку. Так что, уважение и мудрость – это хорошо, но без такого воспитательного оружия, как страх, в эффективном управлении стаей тут, наверняка, тоже не может обходиться. Природный закон эффективного управленческого стиля, знаете ли. Вон люди, какого о себе высокого мнения, но и то не могут благополучно сосуществовать без таких  дополнительных инструментов управления, как страх (или опасение): получить выговор и осуждение в коллективе (обществе), не получить поощрительную премию, потерять выгодную работу, получить штраф или тюремное наказание.

ч.4 Щуки (хищники) готовы сожрать друг друга, но и человеком быть непросто

   Где-то на текстовых «полях» интернета вычитал замечательное религиозное высказывание, которое так перефразирую (по памяти) своими словами: «Человек – это, конечно, венец творения, но только до той поры, пока он чётко осознаёт, что создан «по образу и подобию Божьему» и неукоснительно следует всем канонам гармоничной жизни, находясь в ладу со своей совестью.  Оступившийся человек, презревший законы достойного сосуществования, имеет все шансы скатиться до такого своего падшего состояния, при котором он будет выглядеть низменнее любого животного. Что можно сказать хорошего о человеке, живущем в относительном комфорте без потребности борьбы за пищу и выживание, который (добровольно или принудительно), прибившись к агрессивной части людской стаи, вдруг становится способным   буквально загрызть (расстрелять, растоптать, сжечь,…) своего соплеменника. И делать он это будет из эгоистичного чувства страха за собственную шкуру перед лицом своих вожаков-командиров (если попал в эту компанию по принуждению). Но чаще всего, такой человек совершает подобные действия из-за желания самореализации внутренней сути ничтожества - хоть как-то возвысится над нормальными людьми, насладиться узурпированной властью над ними, удовлетворить свою зависть, утолить жажду проявления злости. Грабёж в этом процессе мне кажется вторичной целью и скорее является поводом или слабым оправданием своих неблаговидных поступков».

  Ещё из интернета, по памяти, озвучу своими словами такую точку зрения: «Сказки настойчиво пугают чистые детские души злобными похождениями серых волков, но на деле, человек вырастает и выбирает главную свою путь-дорожку, которая может привести его и в ряды агрессивной части человеческого общества, которое может оказаться хуже самой лютой волчьей стаи. Такие люди весь свой потенциал мозга направляют исключительно на ненасытную ненависть и кровавую агрессию ко всему человечеству. Можно аллегорически сказать, что они живут чужими смертями и мучениями. Что может быть низменнее и презреннее, человека, без весомой причины, уничтожающего себе подобный вид».

   Правда в свете отсутствия чёрно-белой реальности, справедливости ради, нужно сказать, что есть ещё один изуверский способ принуждения человека к проявлению низменной агрессии – шантаж страхом за жизнь своих близких. Например, в так называемой армии наёмников-тапочников (боевиков, воюющих с сирийским правительством) используется принудительный рекрутинг из мужчин местного населения, которых убедительно и цинично заставили взять ружьё в руки, и стать под ненавистные им чёрные знамёна.

  Вполне возможно, что именно такой индивидуум, в людском обличии, встретился моему отцу, когда он, пятилетним ребёнком, со своим грудным братиком и мамой пытались спастись от преследования немецких карателей, устроивших лютый рейд по белорусским деревням, в отместку за подрывную борьбу партизан (мой рассказ «Встреча с карателем, или второй день рождения», http://proza.ru/2017/04/12/306 ) . Фашисты жгли деревенские дома, преследовали жителей, состоящих исключительно из женщин, детей и стариков. Людей косили автоматными очередями или живьём разрывали на части, спуская на них разъярённых овчарок. Во время этой чрезмерно хищнической охоты на людей один из карателей снизошёл до нетрадиционного поведения. Как я написал, предполагая: «Что увидел немецкий солдат на этой белорусской полянке, такой далёкой от его родного дома уже никто и никогда не узнает. Может, вспомнил своих детей, оставленных в Германии. Может, очнулся от фашистского гипноза и увидел себя со стороны; ………. фашисты навели свой порядок в стране, и принялись устанавливать его по всему миру. Наверное, тогда этот немецкий солдат подумал, что так угодно Богу, значит так надо. И позволил опьянить себя сладкими речами о будущем господстве германской нации над всеми народами мира. Захотел получить клочок чужой земли в своё владение и иметь славянских рабов, что бы жить припеваючи. Не ожидал он только одного, что его вступление в свои новые владения будет выглядеть так, как на  этой болотной белорусской полянке».

   К этому у меня есть и более свежий пример (начало 80-х годов) использования «административного» страха для управления коллективом. Во время моей срочной службы я был свидетелем очередной драки, затеянной на армейском «поле», заросшем густым бурьяном дедовщины и надуманных межнациональных недоразумений. Десять грузинских военнослужащих, из моей многонациональной роты, схлестнулись с кем-то из солдат соседней казармы. В целом, начало этого манёвра выглядело решительным и эффективно организованным, но один из солдатиков позволил себе тактику запаздывания. Пока его разгорячённые земляки, метнулись в атаку, выкрикивая оскорбления противникам, и снимая свои армейские пояса для жёсткого боя, этот тщедушный солдатик слегка поотстал, замешкавшись с застёжкой своего ремня.  Благодаря этому, в драку он включился, сверкая вспыльчивыми глазами и грозно хлестая бронзовой пряжкой из-за спин своих земляков.  Таким образом, он сберёг своё тело от ударов противника. Но вот только в тот разудалый день пословица не про него писаной оказалась, которая гласила: «После драки кулаками не машут».  Его земляки-сослуживцы заметили хитро-мудрый стиль своего соплеменника и, когда «войска» разошлись по своим казармам, то ему, по-домашнему в кубрике, основательно и дружно намяли бока, да так убедительно, что в следующие боевые баталии этот трусливый солдатик бросался в атаку одним из первых, не забывая зажмурить от страха свои глаза. Противники его вырубали одним ударом, но это было менее болезненно, чем «дружеское» общение в ротном кубрике.

ч.5 Нетрадиционный способ лечения страхом

  Для полноты палитры впечатлений от этого очерка здесь добавлю, что есть также и лечебная форма страха, так как  не перевелись ещё отчаянные врачеватели-самодуры. Тому пример, мой рассказ  «Как я топил человека, чтобы его спасти» (http://proza.ru/2018/04/05/131). Где описано, как автору пришлось чересчур изрядно повозиться со знакомой девушкой, твёрдо решившей покончить с собой, от горести неразделённой любви к моему товарищу. Там есть такие строки: «К этому моменту все мои доводы и рассказы о неприглядном виде (повешенных, отравившихся и…) утопленников потерялись в тумане паров закипевшего мозга кареглазой подруги. Оставлять её в таком состоянии стало опасно. Исчерпав все варианты доводов, испробовав природную терапию (прогулки на природе), в какой-то момент у меня «опустились руки». Остался только один способ – принудительная госпитализация и медикаментозное лечение (психического расстройства)».

  Но такого пациента попробуй ещё доставить в больницу. Время совершения непоправимого поступка начало свой обратный отсчёт. Подружка окончательно зациклилась на мысли о том, что её жизнь потеряла всякий смысл. Во время нашей прогулки по высокому мосту, моя знакомая вдруг стала присматривать себе местечко для последнего шага. Это обстоятельство, абсолютно спонтанно, привело меня к мысли о немедленном задействовании шоковой терапии реального и неотвратимого страха. До сих пор удивляюсь тому, что моя спасательная решимость нашла столько сил для имитации принудительного броска моей спутницы через перила моста. Одно дело удобную штангу на тренировках вскидывать над собой, и совсем другая нагрузка при удержании живого человека над водой, а это тогда был вес 50-60 кг (!!!).

  Дальнейшие события того моего рассказа я описал так: «…Часто пишу в своих рассказах, что при экстремальной ситуации время замедляет свой ход. Так было и в этот момент. Секунды растянулись в долгие минуты ожидания. Я успел крикнуть подружке, чтобы она дала знать, когда её уже можно будет бросить в воду. Заглянув в её глаза, понял, что смертоносный хмель моментально выветрился из воспалённого мозга. В бездонных карих зрачках девчонки застыл страх. Понимаю, что настала последняя секунда для правильного завершения лечебного манёвра. Собираю остатки сил в энергетический пучок и делаю резкий рывок на себя – «золотая рыбка» оказалась на спасительном берегу. Всё закончилось. Нас, от последней черты, снова ограждают надёжные бетонные перила моста…».

 Тот свой рассказ я резюмировал такими словами: «К своему немалому удивлению, я понял, что врач-псих успешно завершил лечение пациента…. Хотя, никому не советую повторять мой идиотский курс лечения потенциальных самоубийц. Не хочу даже думать спокойно о возможных последствиях этого варварского «метода»…. Лучше находить другие способы, кроме шоковой терапии, когда клин клином вышибается. Хорошо, что так всё закончилось…».


   Окончательно подытожу текст так. В целом же, этот очерк отступил от моего литературного принципа – «…подсаживайтесь ближе к моему "литературному костерку" греться душой. И тут неважно, о чем рассказ - будет тепло!...». Но этот текст для того и написан, чтобы трепетно беречь тепло человеческой души.  А для этого нужно правильно понимать и помнить ключевые события жизни людей, чтобы не допускать повторения рукотворных бед от разнуздавшейся человеческой агрессии. К тому же, психологические параллели между нашим поведением и диких животных тоже любопытно да познавательно было наблюдать и анализировать, чтобы добрым молодцам/девицам была дополнительная возможность какую-то очередную мудрость на ус/косу намотать.

******

*Полная цитата: «….из романа «Братья Карамазовы» (1878 – 1880 гг.) русского писателя Достоевского Федора Михайловича (1821 – 1881). Слова Ивана Федоровича Карамазова в разговоре с братом Алексеем Федоровичем Карамазовым. Иван поделился с братом своими мыслями о жестокости человека (книга V, IV): https://dslov.ru/pos/5/p5_61.htm
— Кстати, мне недавно рассказывал один болгарин в Москве, — продолжал Иван Федорович, как бы и не слушая брата, — как турки и черкесы там у них, в Болгарии, повсеместно злодействуют, опасаясь поголовного восстания славян, — то есть жгут, режут, насилуют женщин и детей, прибивают арестантам уши к забору гвоздями и оставляют так до утра, а поутру вешают — и проч., всего и вообразить невозможно. В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток. Тигр просто грызет, рвет и только это и умеет. Ему и в голову не вошло бы прибивать людей за уши на ночь гвоздями, если б он даже и мог это сделать. Эти турки, между прочим, с сладострастием мучили и детей, начиная с вырезания их кинжалом из чрева матери, до бросания вверх грудных младенцев и подхватывания их на штык в глазах матерей. На глазах-то матерей и составляло главную сладость. Но вот, однако, одна меня сильно заинтересовавшая картинка. Представь: грудной младенчик на руках трепещущей матери, кругом вошедшие турки. У них затеялась веселая штучка: они ласкают младенца, смеются, чтоб его рассмешить, им удается, младенец рассмеялся. В эту минуту турок наводит на него пистолет в четырех вершках расстояния от его лица. Мальчик радостно хохочет, тянется ручонками, чтоб схватить пистолет, и вдруг артист спускает курок прямо ему в лицо и раздробляет ему головку. Художественно, не правда ли? Кстати, турки, говорят, очень любят сладкое.
— Брат, к чему это всё? — спросил Алеша
— Я думаю, что если дьявол не существует и, стало быть, создал его человек, то создал он его по своему образу и подобию…..».

В.К.: Искренне надеюсь на то, что добро ещё достаточно имеет силы для противостояния злу и мир обретёт былую гармонию жизни

Примечание

P.S. Один из моих читателей (бывалый охотник и рыбак) так резюмировал моё описание отношений в волчьей стае: «Среди основной массы людей те же порядки!».
 
В.К. (16.07.2021): Не совсем так! Потому, что перед нападением они челюстями не клацают, предупреждая. В лучшем случае, в тёмном переулке, могут, для уголовной проформы спросить: "Закурить есть? (или) А который час?". :)))( Хотя, бывают и неожиданные забавно-казусные ситуации, которые ни в какие ворота.... :)))
"Тропинка босяка. "Грузчики" из подворотни" http://proza.ru/2019/02/24/858

 
P.S. «2» Мне ещё приглянулось и приятно озадачило среди вдумчивых отзывов. Читатель пишет: «Это... не знаю, как определить, но работа непростая, удивительная, в самую суть жизни всего сущего. Интересно, заставляет думать. Понравилось!

   В Вашей работе, прежде всего, вижу какое-то единство всего живого в поведении в разных случаях жизни. И не важно - плавают ли, ползают, летают или просто бегают все жители нашей планеты. Само чудо Жизни объединяет нас всех, и вызывает сопереживание и уважение ко всему сущему». (Валерий Слюньков   14.07.2021)

P.S. «3» Читатель пишет: «Единственное, что могу сказать - автор в совершенстве овладел одним из труднейших искусств - искусством быть другим. То есть, войти в мир другого, понять его и выразить словами. А это уже искусство рассказа. И в этом тоже автору не откажешь. Очень интересно и поучительно». (Альберт Иванович 14.07.2021)