Технологии интеллекта

Георгий Иванченко
Не завистлив, но, грешен, было дело: завидовал владеющим техникой быстрого чтения. Уже было понятие о безграничности человеческого знания, воплощенного в литературе, и представление о скромной молекуле собственной компетентности в этом океане мудрости. Казалось, дело в скорости чтения текстов. Овладей быстрочтением, и покоряй океан. 

Время, размышления, опыт охладили первоначальную эйфорию.  Быстро читаемые тексты недолговечны в памяти. Хорошо, если до первого экзамена. Терпенье и труд остаются, увы, более надежной основой формирования  интеллектуального багажа. Неужто и нам, компьютеризированным, осваивать ниву знаний по-дедовски с однолемешным плугом-сохой и тягловой силой в одну лошадиную клячу?

Человеческая голова  - прибор для переработки информации, может быть представлен в виде мельнички. Информационное зерно на входе, пригодный для потребления продукт на выходе. Чтение или иное чувственное восприятие - это загрузочный бункер, который может ограничивать, но не может повышать максимальную производительную способность прибора. Если это мельница, то определяющими будут размеры жерновов и скорость их вращения. То-есть, мощность и быстродействие процессора. А это уже совсем иные условия и факторы, часть которых человеку дается от природы, часть приобретается в процессе обучения и накопления жизненного опыта.

От рождения мы получаем набор психо-физических качеств, которые существенно различаются: одних берут в лётчики-истребители, другим запрещают садиться за руль автомобиля. Усилием воли и трудолюбием можно много добиться. Особенно, если есть база - хорошие знания в объеме средней школы, и система, которую дает вуз. Разумеется, тем, кто сумеет ее взять.  Тогда знания, как книги в хорошей библиотеке, будут систематизированы.  Иначе получится, как  у героя Андрея Платонова («Чевенгур»), громадные знания в голове которого плавали, как острова в океане, не соприкасаясь друг с другом.

Эрудиция (объем знаний) и систематизация (расклад по полочкам) сильно облегчает восприятие и усвоение новой информации.  Когда эта капля новизны не повисает над бездной темного незнания, а прилепляется к месту, где уже есть нечто подобное или родственное. Наши знания в голове - это строение, где есть фундамент, несущие стены, потолочные перекрытия, крыша. У каждого своя, поскольку мы разные. От избушки на куриных ножках до приличного многокомнатного дома, а то и дворца - архитектурно изощрённого. Мы это здание строим, ремонтируем и обновляем всю жизнь, и горе тому, кто не сможет или пренебрежет этим  - на месте строения быстро остается груда развалин.

С годами наши способности воспринимать и перерабатывать новую информацию  не становятся лучше. Мыслительные процессы замедляются и требуют бОльшего времени на переработку полученной информации. Вы не замечали привычку пожилых людей переспрашивать?  Повторите ему вопрос с прежней громкостью и интонацией, и выясняется, что всё он прекрасно слышит. В чём тут дело?
Дело в том, что ваш собеседник не понял содержания вопроса не потому, что не расслышал, а потому что не понял.  Звуковые колебания прекрасно до него дошли и адекватно восприняты, но мозг не успел их преобразовать в смысловые понятия! 

Послушаем дикторов ТВ, радио. И профессионалов, зачитывающих сводки новостей, и так называемых экспертов, перебивающих друг друга и подкрепляющих аргументацию силой голосовых связок.
Куда они так торопятся? Тараторят тексты, как  очумелые магнитофоны. Однако, содержательность информации от  этого  не выигрывает: бесподобна убогость речи мастеров разговорного жанра. Если убрать вводные слова, паразитические присказки, нагромождение сложных словесных конструкций, остается кошка, которую вынули из бочки с водой.

В чем дело? Выскажу свое мнение. Правда, в последнее время сильно активизировались ранее где-то дремавшие личности, которые с апломбом всенародно избранных судей грозно вопрошают:
- А кто ты такой, чтобы высказывать свое мнение? А все ли у тебя в порядке в голове и в родословной? А не навести ли тебе порядок сначала у себя на заднем дворе, прежде чем лезть со своим мнением? Ну, и в таком духе.
Думаю, тут осуществляются рекомендации неких методичек. Уж сильно убоги и однообразны подходы.

То же и с дикторскими текстами на ТВ и радио. Они рассчитаны на прослушивание, но не восприятие. Кинули тебе информационную косточку, и пока ты ее не разгрыз и не усвоил, тебе кидают следующую - и так далее. Это компонент того, для чего СМИ предназначены: для манипуляции сознанием масс. Для формирования информационной картинки не той, что мы видим из окна свое квартиры, офиса или мастерской, а той, что дают сверху.
 
Выборы скоро. Уже припекает.