На краю света. Школа радости 4. Игры, походы

Анна Алексеевна Золотовская
(из серии заметок «Подруги юности моей)

Несмотря на то, что в школе не было ни физкультурного зала, ни учителя –специалиста, уроки физкультуры были в расписании.

Физкультурным залом служило большое помещение внутри школы.  Оно было и вестибюлем, и актовым залом в праздники, и коридором во время перемен.
Здесь в Новый год стояла настоящая ёлка до потолка, а вокруг неё не только водили хороводы, но и разыгрывались спектакли.

Физкультурные занятия проводились здесь только в страшную непогоду.
А в основном ребята были на открытом воздухе.

У школы была спортивная площадка, а зимой лыжня от порога школы уводила детей в лес.

Дипломированного учителя физкультуры никогда не было.   В принципе…  А в принципе, физкультурой мог заняться любой учитель, а точнее – учительница нашей школы.

Нагрузку распределяли на 2-3 учителей «довеском» к основной нагрузке.
Чаще всех таким специалистом была учитель биологии и химии Александра Александровна Тимофеева.  За её всегда улыбающееся лицо мы между собой звали её Шурочкой, или «официально» - Сан Саныч.

Чаще всего между мною и Шурочкой делились уроки физкультуры.  И сегодня со всей ответственностью могу заверить, что физкультура у нас не была второстепенной дисциплиной.

Был у нас и «кожаный мяч», и «золотая шайба», лыжи, легкая атлетика.  На всех районных соревнованиях наши ребята выступали не хуже других и часто возвращались с дипломами и призами.

Более всего ребята любили «военно» - спортивную игру «Зарница» и турпоходы.
«Зарница» проходила каждую весну.

Разрабатывались по всем правилам НЕзнания стратегии и тактики планы сражений, карты, донесения…   Покупались конфеты для победителей… а побеждённых не было.
Создавались армии со всеми коммуникациями: штаб, медсанбат, кухня и пр.
Армии были «синие» и «зелёные».  Было «оружие»: деревянные пистолеты, автоматы, гранаты…  Витя Шупляк умел всё так искусно делать из дерева, что сразу и не отличишь от настоящего; особенно, если настоящего ни разу «и в глаза не видел» и в руках не держал.

Определялся театр действий, и «УРА!» разносилось в окрестностях посёлка в течение всего выходного дня.

А кругом зелёное раздолье лесов и полей, а над головой безбрежное синее небо.
 
«И не понять,
То ли небо в озёра упало,
То ли озеро в небе плывёт…»  - как поётся в песне о Карелии.  Хорошо!

В минуты  «передышек»  НАШИ, и синие, и зелёные, наверняка, мечтали о славе, о многом таком, что грезится только в 14-15 лет.

Может быть, именно тогда наш  «разведчик» Валера Никонов решил стать военным и по окончании школы поступил в Ленинградское суворовское училище, а после продолжил образование в Ульяновском военном училище и службу в Забайкальском военном округе.

Володя Туманов закончил  Петрозаводское речное училище и по службе бывал и в зарубежных портах.

С этими мальчиками из моего класса я долго поддерживала связь.

Вспомнила сейчас, как однажды «Зарницу» проводили в Беломорске в воинской части.  К нам был «приставлен» сержант Коля.  Хороший парень, добрый и строгий.
К игре он подготовил нас хорошо, особенно большое внимание уделил строевой подготовке. Я не помню, чтобы эта «муштра»  кому-то из ребят не нравилась.
Да и вообще, когда я слышу, что НВП – начальная военная подготовка не нужна в школе, то считаю это глубоким заблуждением.

Не помню, какое место мы тогда заняли в игре, но отлично запомнился сытный обед в солдатской столовой.

О наших туристических походах в Сумозере я вспоминаю с не меньшим удовольствием, чем о походах по Кавказским горам в Приэльбрусье.

Зимние лыжные походы были однодневными. Выходили утром еще до рассвета и возвращались в вечерних сумерках. Шли до какой-нибудь охотничьей избушки, там отдыхали и назад. Проводниками были сами ребята-охотники, отлично знавшие эти места. 

Стоит ли говорить о том, что на лыжах все ходили хорошо. Закалка и навыки приобретались с раннего детства.  Как, собственно, и у меня в родной Колежомской школе.

Весной наши походы были с ночёвкой. Белые ночи здесь играли важную роль.
Сейчас хочу рассказать об одном таком походе, который описан мною в дневнике тех лет.

«30 учащихся 7-8 классов, ставших уже комсомольцами,  решили  в дни празднования Победы 8-9 мая  провести на одном из лесных озёр.  Из взрослых была я, Н. Н. и Шурочка.

Ночь в лесу на далёком лесном озере, в охотничьей избушке… «Да это же мечта поэта»,  - так воскликнула наша Шурочка, не растерявшая ещё романтических чувств.   Нашу Н. Н., казалось, уже ничем не удивить: она следила лишь за тем, чтобы поход был хорошо подготовлен.  Ну, про себя я могла считать, что я в этом деле «стреляный воробей» и «санитарная аптечка» в рюкзаке не менее важна, чем запас хлеба и спички.

 Насчёт «мечты поэта» - Шурочка не ошиблась…

Вокруг волнующие картины наступающей весны с пьянящими запахами, с призывным клёкотом птиц, подземным журчанием ручейков, сбегающих к лесному озерку, ламбушке.

Кажется, ты слышишь, как на деревьях набухают и лопаются почки.
А тебе 14-15 лет… Что-то ждёт тебя впереди…

В избушку на ночь удалось всех заманить только обещанием Н.Н.  рассказать что-то интересное.

Всю ночь она рассказывала захватывающую историю из книги «Дочь Мантесумы».  Однако постепенно уснули все.

Утро 9 мая выдалось отличным. Рано взошло солнце и обогрело нашу стоянку.
Вовсю уже полыхал костёр…  Запахи тушёной гречи с мясом   разбудили всех.
Девочки хлопотали, накрывая «столы», кем-то давно заготовленные широкие плахи поваленных деревьев.  И это в самый раз для нашего большого застолья.

После умывания холодной водой у озера все ждали приглашения к столу.

Ответственным за костёр был Серёжа Горбачёв. Девочки повязали его буйные светлые кудри косынкой. И вот наконец-то Серёжа, улыбаясь своим миловидным девичьим лицом, приглашает всех к столу: «Кушать подано! Извольте пожрать!»  Девочки за грубость тут же отшлепали его полотенцем.

Расселись буквой «П» вокруг костра.  Всё было по-праздничному.  Наталья Николаевна поздравила с праздником.  Затем был салют в честь Победы.
Нет, салют был не петардами.  Мальчики выстрелили в небо из настоящих охотничьих ружей.

(вот сейчас мне многие не поверят. Но двое-трое ребят были с ружьями.   Ну что поделать, если они не только наши школьники, но ещё и охотники и в лес  с ночёвкой без ружья они не пойдут. И с ними были их собаки.  Но знаю, что перед походом у них с Н.Н. был заключён «договор о не применении…»)

После сытного завтрака кто-то ещё сидели у костра и пели, кто –то разделся и загорал на пригорке, а я со своими «газетчиками» выпускала праздничный листок «Молнию».

Кнопок не оказалось, и Саша Марков пригвоздил листок топором к дереву. 
Сразу же началось чтение с хохотом на наши стишки и шаржи.

К полудню вдруг все разом притихли… Вспомнили школу, дом и всех, кто там остался…
Помолчали, и кто –то из девчонок пискнул:

-Домой хочу…

Через час всё привели в порядок: мусор сожгли, костёр залили водой, оставшуюся еду положили на пенёк для жителей леса. Спички, соль, дрова оставили в чисто прибранной избушке…

А сами с лёгкими рюкзаками, вытянувшись длинной цепочкой по гребню сопки бодро топали домой.

Вот на этом я хотела закончить эти воспоминания, но в записях оказался ещё один листок, на котором я прочитала эти слова:

«А воля, а простор…, прекрасные окрестности городка, а эти душистые колыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?
Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное воздействие на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведённый среди рощи и полей… стоит многих недель, проведённых на учебной скамье.»
                К. Д. Ушинский.

Продолжение следует.
Фото Ирины Деньгуб  «Сумозеро».