Киев. Институт благородных девиц. Преподаватели 2

Влад Каганов
ПРЕПОДАВАТЕЛИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: Яков Яковлевич Госкинс; Вильям Вильямович Даниель; М. П. Зандгаген(1885); М.Ф.Истомина(1878-1885)

Преподаватель английского языка - педагог, коллежский ассессор ЯКОВ ЯКОВЛЕВИЧ ГОСКИНС (1832-1891).
         В 1855 году со званием бакалавра 1-го класса окончил философский факультет колледжа при Лондонском университете (Великобритания). Затем в течение 6 лет состоял учителем латинского и греческого языков в университетских колледжах; был частным преподавателем латинского и английского языков в Ницце. В 1865 году отправился в Петербург. В 1866 году выдержал испытания на звание учителя английского языка, после чего 5 лет преподавал английский язык в различных училищах в Петербурге.
         В 1879 году приглашен лектором Киевского университета. Кроме того, в 1888-1889 годы преподавал в Киевской духовной академии и в женской гимназии В.Н.Ващенко-Захарченко.
         В 1882 году напечатал очерк о Шекспире.

         В 1871-1878 годы преподаватель английского языка - иностранец, принявший русское подданство, коллежский советник ВИЛЬЯМ ВИЛЬЯМОВИЧ ДАНИЕЛЬ(1817-1878) Начальнее образование получил в частных учебных заведениях. В 1853 году выдержал при Петербургском университете испытание на звание учителя английского языка в гимназиях и был назначен учителем английского языка в Архангельскую губернскую гимназию. В 1858 г. переведен из Архангельска в Московское коммерческое училище на место учителя английского языка и назначен в том же училище воспитателем. В 1865 году назначен лектором английского языка в Киевский университет. В 1869-1878 годы занимал должность лектора английского языка в Киевской духовной академии. Им написано "Практическое руководство к изучению английского языка".( Киев, 1873 г.)

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ПОЛЬСКОГО ЯЗЫКА:
    Станислав Лаврентьевич Козловский; Нивинский(1838-1853)

       В 1953- 1863 годы учитель польского языка - СТАНИСЛАВ ЛАВРЕНТЬЕВИЧ КОЗЛОВСКИЙ (ок. 1820 -?)
        Учился в Киевской Второй гимназии. В 1845 году окончил Киевский университет со званием действительного студента и был определен помощником библиотекаря университета.
        В 1846 году - удостоен степени кандидата по первому отделению философского факультета и утвержден в должности помощника библиотекаря. Эту должность занимал до 1860 года, когда был назначен учителем польского языка в Первой гимназии.
         В 1848 году - назначен в Киевскую комиссию для разбора древних актов, а в 1853 году - комиссии по описанию губерний Киевского учебного округа. С 1853 года- преподавал польский язык в Фундуклеевской женской гимназии. С 10 октября 1861 года, кроме преподавания польского языка, был назначен учителем педагогики и дидактики в училище графини Левашовой; руководил в нём педагогическим классом для практического приготовления  воспитанниц выпускного класса.
         29 октября 1863 года, в чине надворного советника, как сопричастный к мятежным начинаниям, выслан из Киева на службу во внутренние губернии.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИТАЛЬЯНСКОГО ЯЗЫКА сардинский подданный, коллежский советник ФРАНЦ ПЕТРОВИЧ БЕРТОНИ(1802-после 1868)
      Прибыл в Россию в 1836 году. В Петербургском университете выдержал испытние на звание домашнего учителя итальянского языка. В 1838 году.  определен по конкурсу лектором этого языка в Киевском университете, где прослужил до 1868 года.
Скончался в Италии.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ПЕДАГОГИКИ:Сильвестр Сильвестрович Гогоцкий; Алексей Павлович Истомин;Алексей Александрович Козлов; Иван Феодорович Лашкарёв; Василий Лукич Рафальский

        Преподаватель педагогики- доктор философии и древней филологии, заслуженный профессор, действительный статский советник СИЛЬВЕСТР СИЛЬВЕСТРОВИЧ ГОГОЦКИЙ(1813-1889)
Учился в Подольском духовном училище (1821-1827), Подольской духовной семинарии(1827-1833) и в Киевской духовной академии(1833-1837).
После окончания по 1-му разряду КДА, был определён в академию же учителем польского языка, а 15 декабря того же года за диссертацию «Критическое обозрение учения римской церкви о видимой главе церкви», утвержден в степени магистра богословия. В 1839 году ему поручено ещё преподавание немецкого языка, а 2 октября определён действительным бакалавром немецкого языка, с освобождением от преподавания польского языка.
С 1840 года, задумав преподавать в университете, для получения степени кандидата 1-го отделения философского факультета, проходит многочисленные испытания по политической экономии, статистике и славянским наречиям, в 1842 году выходит из духовного звания и 5 октября перемещён бакалавром философских наук с оставлением за ним временно и преподавания немецкого языка
Наконец, в 1848 году он утверждён доцентом при университете для чтения истории новой философии и нравоучительной философии; а 16 марта того же года утверждён в КДА экстраординарным профессором по классу философских наук, с правом присутствовать в академической конференции.
В 1850 году утверждён ординарным профессором КДА, а после защиты в Киевском университете диссертации- получил степень доктора философии и древней филологии. В 1851 году оставил службу в академии, и с 1851 по 1886 год- профессор кафедры педагогики Киевского университета. Кроме того, в разные годы преподавал педагогику в женском училище графини Левашовой(1854-1860), Киевской военной гимназии(1857-1861), Киевской духовной семинарии (1866), с 1877 по 1880 год преподавал педагогику и психологию на Киевских ВЖК, при этом два года(1878-1880) председательствовал в педагогическом совете. С июля по октябрь 1861 года находился в заграничной командировке. Посетил Дрезден, Берлин, Краков и Львов, где знакомился с преподаванием в университетах и средних (мужских и женских) учебных заведениях.
С июня 1862 по октябрь 1863 года состоял деканом историко-филологического факультета.
В ноябре 1867 года за выслугою срока уволился из университета, но через год вернулся и в январе 1869 года назначен ординарным профессором на кафедре философии.
В февраля 1871 года утверждён членом попечительского совета по педагогике; в июле 1874 года назначен на 5-летие ординарным профессором (в 1879 году оставлен ещё на 5-летие), а в 1877 году удостоен звания заслуженного профессора.
1 сентября 1887 года на праздновании 50-летия научной деятельности Гогоцкого- Киевская духовная академия избрала его почётным членом.
С. С. Гогоцкий автор педагогических, историко-философских работ и первого в России многотомного философского словаря (1857 1873). До нашего времени сохранился и целый ряд блистательных речей профессора, произнесенных на торжествах университета, а также публичных лекций на историко-педагогические темы.
   
         Преподаватель педагогики - филолог, педагог, статский советник (1892) АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ ИСТОМИН
          Окончил историко-филологический факультет Киевского университета.
          В 1883 -1884 учебном году- учитель классических языков в Коллегии П.Галагана и в Киевской 2-й гимназии.
          Преподавал в Киевских женских гимназиях Ольгинской(с 1890), В. Н. Ващенко-Захарченко, А.Т.Дучинской (после 1895) .
          В 1892-1898 годы - директор и учитель русской словесности Киевской 3-й гимназии.
         В 1907-1916 годы- преподаватель латинского языка в Вологодской губернской гимназии и, одновременно, в 1915-1916 гг.- преподаватель и Председатель педагогического совета Вологодской 3-й женской гимназии.
         С 1912 года- член совета Киевского религиозно-философского общества.
         С апреля 1921 по июль 1924 года- заведующий Вологодским губернским архивным бюро.


       В 1877—1879 годы преподаватель педагогики - философ-идеалист и публицист АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КОЗЛОВ(1831-1901)
          Родился в 1831 году в Москве; он был незаконнорождённым сыном помещика И.А.Пушкина, приходившегося дальним родственником поэту А.С.Пушкину, и вольноотпущенной крестьянки. Вскоре после рождения сына, его мать вышла замуж за приказчика А.П.Козлова, от которого будущий философ и получил свою фамилию.
          С 1843 года учился в Московской 1-й гимназии, а в 1850 году поступил вольнослушателем на физико-математический факультет Московского университета, но через год, перевёлся на историко-филологический факультет и в 1856 году его окончил со степенью кандидата.
          После окончании университета был преподавателем русского языка и словесности в Константиновском межевом институте. Еще в университете увлекся социалистическими идеями, и, преподавая в межевом институте, нередко излагал их своим студентам, из-за чего в 1861 был вынужден оставить преподавание. При этом, с 1858 года состоял под надзором полиции и несколько раз привлекался к дознанию, а в 1866 году был арестован по подозрению в причастности к Каракозовскому делу и заключён в Петропавловскую крепость. Однако ему удалось доказать свою невиновность, и после 6 месяцев заключения, был освобождён с запрещением жить в столицах.
         Козлов покинул Москву и поселился в селе Машарово Калужской губернии, где занялся сельским хозяйством, а затем устроился управляющим лесным хозяйством в имении крупного фабриканта во Владимирской губернии.
         Тогда же Козлов начал серьёзно интересоваться философией, затем стал выступать в печати с философскими публикациями, а в 1876 году вышла его книга «Философские этюды», в которой он отстаивал идею философии как строгой науки. В том же 1876 году получил приглашение занять философскую кафедру в Киевском университете. В 1881 году защитил магистерскую диссертацию, а в 1884 году в Петербурге - докторскую диссертацию и получил звание профессора. В 1891 году Козлов вместе с семьёй переехал в Петербург.

В 1873-1878 годы преподаватель педагогики - статский советник ИВАН ФЕДОРОВИЧ ЛАШКАРЁВ(1837- ?)
        Родился в Курской губернии, в семье священника. Учился в Рыльском духовном училище и в Курской духовной семинарии. В 1859-м году поступил в Киевскую духовную академию, в 1863 году окончил курс и получил ученую степень старшего кандидата с правом на магистра. В ноябре 1863 года определен преподавателем словесности и священного писания в Орловскую духовную семинарию.
         В ноябре 1869 года переведен в Киевскую духовную семинарию, в которой препо-давал словесность и логику до ноября 1885 года. Одновременно, с 1872 по 1887 год преподавал словесность и педагогику в Киево-Подольской и Фундуклеевской женских гимназиях и в Киевском женском духовном училище.
        С ноября 1885 по август 1892 года был смотрителем Киево-Подольского духовного училища.
 
В 1878 - 1887 годы - инспектор классов - педагог, действительный статский советник- ВАСИЛИЙ ЛУКИЧ РАФАЛЬСКИЙ(1839-1887)
         Высшее образование получил сперва в Главном педагогическом институте, а потом, после его закрытия, в Петербургском университете, где в 1861 году окончил курс со степенью кандидата историко-филологического факультета. Двадцать пять лет прослужил в разных учебных заведениях, преподавая русскую словесность, историю, географию, педагогику и 20 лет заведывал учебною частью в Мариинском Донском институте, а с 1878 г.- в Киевском.
          Некоторое время по приглашению войскового наказного атамана редактировал неофициальную часть «Донских Областных Ведомостей».
          Во время управления Киевским цензурным ведомством В.Л.Рафальский принял на себя исполнение цензорских обязанностей в Киеве. По убеждениям вполне русский человек, он вместе с тем, как человек просвещенный и образованный, ясно сознавал, какое значение в наше время имеет печатное слово. Как цензор, он давал киевской печати простор и свободу в области научных исследований, не препятствовал разъяснению путем историческим и критическим прошедшего и настоящего, отживших и существующих форм общественной и политической жихни, но ревниво охранял религию и нравственные правила

УЧИТЕЛЯ ЧИСТОПИСАНИЯ И РИСОВАНИЯ: Федор Алексеевич Беляев; Гампель(1858-1864); К.Гротте(1850-1854); Иван Яковлевич Краснокутский; Ланге(1854-1857); Лисовский(1838-1857); Э. Ф.Локателли (1887); Франц Казимирович де Мезер; Морозов(1871-1874); Писарева-Гавриленко(1877-1887); Афанасий Ефимович Рокачевский; Алексей Флорович Сенчило-Стефановский; Н. П.Сынгаевский(1880-1888);Титов(1872-1877); Фуа(1868-1871); Георгий Павлович Шлейфер; Шмидт(1857-1868); Борис Яковлевич Яковлев(1877-1880)

С 1838 по 1850 год преподавал рисование в институте ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ (ок. 1804 -1864)
         Родился в Харьковской губернии. Окончил Петербургскую Академию художеств в звании свободного классного художника, и 1 января 1836 года направлен учителем рисования и чистописания в Киевскую Первую гимназию, в которой прослужил почти 29 лет.
         «Беляев, когда не был пьян,- вспоминал Александр Иванович Рубец,- чертил в классе на доске фигуры греческих богов из мифологии: Юнону, Венеру, Юпитера, Меркурия, играющего на флейте, и т.д., что выходило очень красиво. Он любил поощрять способных детей и поддерживал у них желание учиться и делать рисунки с натуры.»
        Художник Николай Николаевич Ге писал: «Среди учителей был маленький человек и ростом, и своею скромностью, сознанием своего ничтожества. Этот учитель был учитель рисования. Для меня же этот человек был самая близкая душа. Он был художник, да еще несчастный. История его проста. Он был человек без роду, без племени, как говорят, бедный человек, но бог дал ему дарование, он попал в академию художеств – прекрасно рисовал, был учеником профессора академии Алексея Егоровича Егорова. После академии Беляев заболел, чуть не умер, а выздоровевши, увидел себя вне академии, беспомощным, без средств. Случайно попался на глаза попечителю киевского округа Фон-Братке. Этот его взял и назначил учителем рисования в гимназии в Киеве – вот тут он и погибал, поскольку уроки рисования - это шум, гам, крик. Но я неудержимо стремлюсь к нему.Он жил на Екатерининской улице. Маленькая комната; на полу везде рассыпано семя для голубей, которые тут же ходят; стоит мольберт; на нем неоконченная картина – масляными красками: «Меркурий усыпляет Аргуса»; шкатулка с красками, еще в пузырях; овальная палитра, гипсовая голова; клетки для голубей; этюды, рисунки по стенам.»

        В 1850- 1854 годы учителем рисования в институте был немецкий художник К. ГРОТТЕ, который создал ряд полотен с пейзажами Киева. Среди них - «Вид Киева» (1848), «Вид Киева с левого берега Днепра» (1849), «Под Киевом» (1850), «Вид на Киев со стороны Щекавицы» (1850), «Панорама Киева» (1851) и многие др.

В 1849-1850 году преподавал рисование в институте ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ КРАСНОКУТСКИЙ.
         Был воспитанником Харьковского Коллегиума, предшественника университета. В 1836 году был принят учителем чистописания и рисования в Киевскую 2-ю гимназию.Преподавал те же предметы и в Первой гимназии. Выслужив пенсию, он оставался на службе до 1863 года.
          «Старейший абориген 2-й гимназии - отмечал с улыбкой Миха;ил Корнеевич Чалый,- он никого не научил ни чистописанию, ни рисованию, зато лучшие сады в Киеве, с превосходными берами разных сортов обязаны своим существованием Ивану Яковлевичу».

          В 1852-1872 годы преподавал рисование в институте - выдающийся фотомастер ФРАНЦ (ФРАНЦИШЕК)КАЗИМИРОВИЧ ДЕ МЕЗЕР (1830- 1922)
         Родился на Волыни. Там же провел детство и юность. Его дед и отец занимались фарфорово-фаянсовым производством,а их фабрика была известна в Европе своими изделиями: каминами, посудой, кафелем.
С детства увлекшись рисованием, отправился в Вену, где обучался живописи в Академии искусств. В 1852 году приехал в Киев с дипломом художника. Карьеру начал в должности преподавателя рисования в институте. Тогда же познакомился, влюбился и женился на воспитаннице института Алине Адамовне.
         Однако, новое изобразительное средство – фотографирование – настолько захватило его, что он оставил учительство и превратился в профессионального фотографа.В декабре 1865 года он открыл собственную фотостудию, став одним из пионеров киевской фотографии. Довольно быстро его фотоателье стало одним из самых известных в Киеве, а он получил официальный статус фотографа Киевского университета.
        Де Мезер не только фотографировал всю киевскую элиту, но много лет был активным членом Киевского литературно-артистического общества (КЛАО). Дружил с Лесей Украинкой, философами Львом Шестовым и Николаем Бердяевым.
Кроме того, был членом Фотографического отдела Киевского отделения Россиского Технического Общества(РТО).
        Франц де Мезер постоянно участвовал в российских и зарубежных фотовыставках и получал высшие награды: золотые медали и почетные дипломы. Всего за представленные на фотовыставках работы, получил 6 золотых и 4 серебряных медали.
В 1890 году в Брюсселе Де Мезер был избран членом Академии прекрасных искусств и науки, а в Париже награжден Гран-при и орденом Почетного легиона, избран членом Национальной академии. Фотографии киевских пейзажей мастер оформлял в роскошные альбомы и дарил членам императорской семье. За что Российская императрица Мария Федоровна пожаловала ему драгоценный перстень, а греческая королева Ольга (русская великая княгиня Ольга Константиновна- была племянницей Александра II и женой греческого короля) удостоила его звания своего придворного фотографа А сам император Александр II дважды лично вручил ему золотые часы с золотыми цепочками и ключиками.
       В 1915 году, не смотря на то, что Киев стал прифронтовым городом, маэстро отпраздновал 50-летний юбилей своего предприятия.
        В 1918 году в Киев ворвались большевики и объявили фотоаппараты и аксессуары к ним предметами роскоши, которые подлежат конфискации. К 88-летнему фотохудожнику тоже явились чекисты, изъяли аппаратуру и большинство негативов.

        В 1864-1871 годы преподавал рисование в институте - художник-портретист, академик живописи Академии художеств, педагог, основатель общедоступной рисовальной школы АФАНАСИЙ ЕФИМОВИЧ РОКАЧЕВСКИЙ(1830-1901)
        Родился в Рославле в мещанской семье. Начальное образование получил в уездном училище Рославля, а первые художественные навыки — в частной рисовальной школе в Смоленске.
        В 1852 году отправился в Петербург, где стал вольноприходящим учеником в Академии художеств. Учился в классе художника итальянского происхождения, профессора Федора Антоновича Бруни(1799-1875).
        В 1857 году окончил Академию со званием неклассного художника и вернулся в родной город. В 1857-1863 годах в Рославле писал портреты по заказам земляков. В 1860 году принял участие в академической выставке и за работу «Портрет матери» (1860 г., в коллекции Эрмитажа) был удостоен звания академика живописи.
        В 1863 году вместе с семьёй(был женат на родной сестре своего земляка и приятеля по Академии, известного скульптора Михаила Осиповича Микешина) Рокачевский переехал в Киев, где возглавлял иконописную школу Киево-Печерской лавры, а так же преподавал во многих учебных заведениях Киева.
       Автор 11 икон для храма святой Марии Магдалины при Фундуклеевской женской гимназии.
       Был членом Киевского товарищества художественных выставок. Участвовал в академических выставках.
       В некрологе в газете «Киевлянин» от 14 января 1901 года, говорилось: «Среди знакомых и учеников покойного о нём сохранились самые лучшие воспоминания как о прекрасном и правдивом человеке, не умевшем входить в сделки с совестью и не податливом на компромиссы.»

В 1843-1846 годы преподаватель рисования в институте - художник, друг Т.Г. Шевченко - АЛЕКСЕЙ ФЛОРОВИЧ СЕНЧИЛО-СТЕФАНОВСКИЙ(1808-1861)
         Родился в 1808 году в городе Нежине. Его отец Флор Степанович был известен своими росписями церквей. Вскоре семья переехала в Киев, где Флор был принят в иконописный цех. Алексей пошел по стопам отца и поступил туда же. В свидетельстве городской думы, выданном 20 июля 1838 года было указано, что Сенчило «с самого малолетства себя не приспособил ни к какому торгового промысла, а учился живописному и рисовальному совершенству».Спустя пару лет он сдал экзамены в Петербургской Академии Художеств и был удостоен звания учителя рисования уездных училищ. После чего вернулся в Киев в качестве учителя рисования и чистописания.
       В 1840-1860 годы- учитель рисования в Киево-Подольском уездном дворянском училище, сотрудник Временной комиссии для рассмотрения древних актов в Киеве.
       В 1843 году познакомился с Тарасом Шевченко, между ними установились дружеские отношения. В 1846 году вместе с ним участвовал в археологических раскопках кургана Перепятихи близ Фастова. Девять рисунков, которые художник выполнил для альбома «Могила Перепятиха и археологические находки из нее», ошибочно приписывали Шевченко. В 1859 году Шевченко, находясь в Киеве, гостил у художника.
        Помимо педагогической работы, Алексей Сенчило-Стефановский продолжил дело отца. Одними из самых известных его работ были росписи Подолских церквей: Николы Притиска и Николая Набережного, которые были выполнены с таким техническим мастерством, что сохранились до сегодняшнего дня. Известно также, что он был привлечен к проекту нового иконостаса Кресто-Воздвиженской церкви на Кожемяках (1844) с обязанностями выполнения столярных работ, росписи храма. Был одним из создателей серии офортов живописной Украины в Киеве.
        Писатель Василий Гаврилович Барщевский(1822-1915) вспоминал: «Он приносил в класс много картинок, на которых были изображены: руки, глаза, нос, до головы включительно. Каждый ученик брал себе одну из них, по своему желанию, для снятия копий. Вскоре выдворялся порядок и наступала образцовая тишина. В это время учитель брал в руки карандаш, садился рядом с одним из учеников класса и объяснял все приемы для снятия верной копии с изображенной на картонке части человеческого тела, рисовал он без устали, переходя от одного ученика к другому… Он уверенно выравнивал почерк каждого из нас и утверждал, что по почерку письма можно знать даже характер. С нами, детьми, он обращался не как учитель известного предмета, а как ремесленник или художник. И мы старались с особым рвением выполнять то хорошее, на что он нам так искренне указывал».

В 1846-1849 годы преподаватель рисования в институте - художник и архитектор, отец архитектора Георгия Павловича Шлейфера(1855-1913)- ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ШЛЕЙФЕР(1814 -1879)
        Родился в Киеве в семье потомственного дворянина Ивана Егоровича Шлейфера. После домашнего обучения в 1830 году уехал в Петербург, где поступил на службу в Департамент внешней торговли Министерства финансов. В качестве вольнослушателя посещал Академию художеств; в 1836—1839 годах был пансионером.Общества поощрения художников. Его работы экспонировались на академических выставках в 1839, 1841, 1842 гг. За «Портрет девушки» получил первую серебряную медаль.
        После окончания академии, был учителем рисования Павловского кадетского корпуса, а затем - Полтавского института благородных девиц.
       В 1846 году вернулся в Киев. В 1847 году вместе с Тарасом Шевченко  участвовал в конкурсе на замещение вакантной должности преподавателя рисования Киевского университета.
        В 1849 году получил звание свободного художника. В 1852 году был назначен архитектором Киевской учебного округа. В частности, в 1856 году возводил здание Киевской Второй мужской гимназии, в 1857 году - переоборудовал здание бывшего кадетского корпуса для Первой Киевской гимназии.
        В 1859 году был направлен с научной целью за границу,где посетил Германию, Бельгию.
        Автор многочисленных живописных портретов, экспонирующихся в коллекции Национального художественного музея, среди которых — «Портрет жены».

        Учитель чистописания и рисования- коллежский асессор БОРИС ЯКОВЛЕВИЧ ЯКОВЛЕВ. Преподавал эти же предметы в Киевской 2-й гимназии.

УЧИТЕЛЬНИЦЫ РУКОДЕЛИЯ: Багряновская(1838-1843); Александра Барилович(1877-1887);Мальвина Боль(1884); Александра Вигорст(1866-1883); София Вигорст(1843-1866); Мария Делаковская(1873-1877); Юлия Лихачева(1870-1873); Александра Львова(1883-1884); Юлия Мицкевич(1867-1870); Александра Садовская(1887-1888)

УЧИТЕЛЯ ТАНЦЕВ И ГИМНАСТИКИ: Мария Артамонова(1875); Лариса Бакланова(1872-1874); Мария Березина(1874-1875); Грациевский(1838-1845); Жигачев(1854-1855); Александра Котикова(1860-1864); Кригер(1856); А.Ришард; Сент-Мари(1855-1861); Анна Стельмахович(1868-1872); Тарашкевич(1864-1868); Шмидт(1856-1860)

        В 1845-1854 годы давал уроки танцев А. РИШАРД.
Выпускник Королевской Академии (Париж).
Одновременно преподавал в Киевском университете и в Первой Киевской гимназии.
Об успех его деятельности свидетельствует стремительный рост числа его учащихся: в 1846 г. насчитывалось 245 человек, а в 1848 г. – 448.


УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ И ПЕНИЯ: Эдуард Абрамович; Владислав Францевич Алоиз; Станислав Михайлович Блуменфельд; Брыс(1838-1840); Олимпиада Петровна Бутузова(1872-1881);Буцци(1881); Амадей Ванке; Карль Ванке(1840-1849); Вейль(1864-1866); Величковская-Маерская(1872); Иосиф Фомич Витвицкий; Вишневский(1866-1881); Мария Голикова(1868-1881); София Голикова(1870); Добржинский (1849); Довнер(1849-1850); Карл Иосифович Дуда; Журавская(1878-1880); Афанасий Иванович Завадский; Владислав Иванович Заремба; Элизабет Генриетта Зевеке (1867-1883); Зейферт(1850-1854); Зеленай(1856-1875); В.Кальевич(1886); Бернгард Эрнестович Каульфус; Александра Платоновна Кологривова; Краузе(1873-1886); Вильгельм Куэ (1863-1867); В.Ф.Ливер; Николай Витальевич Лысенко; Мария Львова(1873-1877); Макаревич(1881-1884); Макарова(1845-1846); Е.Морозова(1888); Нестельбергер(1870-1871); Панов(1839-1848); Алоиз Иосифович Паночини; Пархоменкова(1870-1871); Петражицкая(1877-1881); Петрашень(1848-1866); Владимир Иванович Поль; Прохаско(1873-1875);Роберт Августович Пфениг; Карл Иванович Роллина; А.Соколь(Сокол)(1866-1868); Украинский(1845-1877); Фабри(1840-1853); Фести(1853); Хлебникова(1881); Григорий Константинович Ходоровский; Виктор Антонович Чечотт; Карл Иосифович Шадек; Отакар Шевчик; Шмидт-де-Берг(1849); Иван Иванович Юхновский(с 1884)

       В 1840 году преподавал фортепиано - композитор, пианист, музыкальный теоретик, преподаватель ЭДУАРД АБРАМОВИЧ (?-1874)
        Происходил из польских обедневших шляхтичей Житомирской губернии. Преподавал теорию и сольфеджио в Учительской семинарии, вел теорию музыки, сольфеджио и фортепиано в Киевском музыкальном училище (с 1868). Разработчик учебных программ и пособий: «Программа по предмету элементарной теории» (1869), «Программа для воспитанников и воспитанниц Киевской музыкальной школы» (1872), «Нотные приложения к запискам по предмету элементарной теории музыки» (1871).
        В 1868 и 1869 годы газеты извещали о благотворительных концертах в пользу Э. А. Абрамовича, в которых принимали участие его ученики и местные музыканты.

        В 1883-1885 годы преподаватель музыки в институте виолончелист, композитор и музыкальный педагог чешского происхождения ВЛАДИСЛАВ ФРАНЦЕВИЧ АЛОИЗ(1860-1918).
Родился в 1860 году в Праге(Чехия) .С 1873 по 1879 год учился в Пражской консерватории (по классу виолончели у австрийского музыкального педагога Франца Хегенбарта(1818-1887), по классу фортепьяно у Шимака).
После окончания консерватории выступил с сольным концертом, успех которого обеспечил ему приглашение в Киев. В 1880—1886 годах выступал в составе квартета Киевского отделения Русского музыкального общества(РМО), в также преподавал в Киевском музыкальном училище по классу виолончели и фортепиано.
В 1887—1891 годы в Варшаве, профессор виолончели и концертмейстер виолончелей Варшавской оперы, выступал также в составе струнного квартета польского скрипача и музыкального педагога Станислава Барцевича(1858-1929) и как дирижёр. Затем в поисках лучшего климата перебрался в Одессу.
С 1898 года - солист придворного оркестра в Санкт-Петербурге. Преподавал в придворной певческой капелле и частным образом, с 1905 года - в Санкт-Петербургской консерватории (виолончель, камерный ансамбль), с 1909 года - профессор.
Автор двух концертов для виолончели с оркестром, а также фортепианного трио, фортепианных пьес, романсов на стихи Пушкина, Лермонтова,Майкова,Надсона, Даниила Ратгауза, Дмитрия Мережковского и др.

В 1883 -1885 годы преподаватель фортепиано института - композитор, пианист и педагог, брат музыкантов Сигизмунда(1852-1920) и Феликса Блуменфельдов (1863-1931)- СТАНИСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ БЛУМЕНФЕЛЬД (1850-1897)
        Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию (класс композитора, пианиста и педагога Теодора Лешетицкого;1830-1915). В начале 1880-х работал воспитателем в имении Давыдовых.
         Являлся основателем, директором и руководителем хора собственной музыкально-драматической школы в Киеве (1893-1902). Ст. Блуменфельд, по отзывам киевской прессы, был известен как «более опытный и добросовестный концертмейстер в в городском театре»


В 1872-1881 годы преподавала в институте ОЛИМПИАДА ПЕТРОВНА БУТУЗОВА. Окончила Петербургскую консерваторию.

        В 1881 году преподавал в институте-педагог и композитор, автор многочисленных итальянских песен и серенад- АРТУРО БУЦЦИ-ПЕЧЧИА (1854 (или 1856) – 1943)
Учитель в Болонской консерватории.

        В 1838-1845 годы учитель музыки АМЕДЕЙ ВАНКЕ. Существует предположение, что в 1847 году, во время пребывания в Киеве, выдающийся венгерский композитор и пианист Ференц Лист (1811-1886) жил в доме А.Ванке.

        В 1840-1865 годы вел классы фортепиано и ансамбля в институте - композитор, пианист и музыкальный педагог ИОСИФ ФОМИЧ ВИТВИЦКИЙ (1813-1866). Родился в Варшаве. Учился музыке в Бердичеве, у отца - органиста. Работал учителем музыки на Подолье и Волыни.
        Автор фортепианных произведений «Правда Днепром», «В сиянии луны» и многих вариаций народных песен.

         С 1879 года преподаватель фортепиано института - пианист, композитор и дирижер, музыкальный педагог, титулярный советник(с 1895 г.)КАРЛ (КАРЕЛ) ИОСИФОВИЧ ДУДА (1856–1941)
         Происходил из австрийских подданных. В 1872-1876 годы учился в Пражской консерватории по классу фортепиано.Выступал с концертами в Чехии. Его фамилия появляется на концертных афишах Киева в 1876 г.
        В 1879-1922 годы профессор Киевской консерватории.
         В 1870-1880-е годы участвовал в концертах Киевского музыкального общества в основном как аккомпаниатор.
        В рецензии на концерт русского певца В. Мержвинского, по мнению В. Чечотта, «К.Дуда аккомпанировал отлично».
         Автор русских романсов «Я желал бы с тобой» и «Во время роковой».

       Преподаватель пения в институте – хормейстер и педагог - АФАНАСИЙ ИВАНОВИЧ ЗАВАДСКИЙ (1871-1910)
Пению учился в Киевской частной школе, а затем -игре на скрипке- в музыкальном училище Русского музыкального общества Киева. Выступал солистом в хоре великой княгини Александры Петровны.
В 1887-1889 годах работает регентом хора рабочих типографии С. Кульженко. Спустя время является помощником регента хора Якова Калишевского В 1909 году – хормейстер и педагог в гимназии В.П.Науменко. С 1910 -учитель пения и руководитель хора 1-й Киевской мужской гимназии


        В 1866-1868 годы преподавал музыку и хоровое пение- композитор, пианист и педагог, отец композитора и пианиста Сигизмунда Владиславовича Зарембы(1861- 1915) ВЛАДИСЛАВ ИВАНОВИЧ ЗАРЕМБА(1833-1902)
       В 1846 году семья переехала в Каменец-Подольский, где Владислав получил музыкальное образование у известных музыкантов, фольклористов, композиторов и педагогов братьев Антона(1816-1866) и Ивана Гиацинтовича Коципинских. Музыкально-педагогическая и исполнительская деятельность Зарембы началась в Житомире, где Владислав был органистом в местном костеле и преподавателем игры на фортепиано.
С 1862 года жил в Киеве, где получил всеобщее признание как талантливый педагог, неутомимый пропагандист музыкальной культуры, одаренный композитор.
В.И.Заремба создал фортепианные пьесы, обработки популярных народных песен, песни и романсы на слова известных украинских поэтов Степана Васильевича Руданского(1833-1873), Евгения Павловича Гребинки(1812-1848), Степана Писаревского(1780-1839), а также свыше 30 песен и романсов на слова Т.Г.Шевченко.
В. Заремба оставил заметный след и в польской музыкальной культуре. Под его редакцией вышли два песенных сборника на польском языке.

В 1866-1885 годы преподавал фортепьяно в институте- пианист, дирижер и хормейстер БЕРНГАРД ЭРНЕСТОВИЧ КАУЛЬФУС (1823-1894).
         Окончил классическую гимназию в Бреславле (теперь - Вроцлав; Польша), там же учился в университете. По некоторым сведениям, музыке учился в Лейпциге.
       С 1858 года выступал в Киеве как солист и аккомпаниатор, с 1859 г.- дирижер и хормейстер немецкого певческого общества, руководитель хорового кружка Якова Николаевича Спиглазова, с 1862 г. – участник Филармонического общества. В 1866-1876 годы преподавал фортепиано в Киевском музыкальном училище.
       В 1870-1880-е годы принимал участие в концертной жизни Киева, в составе фортепианного дуэта вместе с Николаем Витальевичем Лысенко.
        В одной из рецензий на концерт указывалось, что 5 декабря 1864 г. в дворянском доме состоялся первый открытый концерт немецкого певческого общества с участием хора и оркестра, оставившего приятные впечатления у слушателей. Музыкальным руководителем был Б. Э. Каульфус. В другой - на концерт в Киеве в 1872 г. критик отметил: «аккомпанировал концертанту и певцам известный пианист г. Каульфус, с обычным ему искусством и скромностью».
       Кроме того, неоднократно выступал как музыкальный критик на страницах газеты «Киевлянин».
       Занимался Б. Каульфус и предпринимательством: в Киеве он держал собственное депо фортепиан, магазин швейных машин и склад велосипедов, реклама которых постоянно появлялась в газетах.

С 1870 года преподавала уроки музыки в институте- пианистка, жена известного виолончелиста, музыкального деятеля, одного из учредителей и члена первой дирекции Киевского отделения Русского музыкального общества Василия Алексеевича Кологривова(1820-1874)- АЛЕКСАНДРА ПЛАТОНОВНА КОЛОГРИВОВА(Пенская; 1825-1910)

В 1863-1867 годы учитель музыки в институте - пианист,композитор и музыкальный педагог по игре на фортепиано ВИЛЬГЕЛЬМ КУЭ(1823- 1912)
        Родился в Праге, учился у чешского композитора, органиста и одного из самых популярных учителей музыки в Праге - Иоганна Вячеслава Томашека(1774-1850).
В 1843 - 1844 годы жил в Австрии изучал музыку,а в 1844 году отправился в концертное турне по городам Австрии и Германии: Линце, Зальцбург, Инсбрук, Аугсбург, Мюнхен, Штутгарт.
В следующем году он дал первый концерт в Лондоне, в Бетховенском зале на Мошелер-Харли-стрит.
В 1847 году музыкант поселился в Лондоне, где стал известен как учитель игры на фортепиано, исполнитель и организатор концертов.
Благодаря своему блестящему мастерству и таланту, Куэ стал учередителем ежегодного фестиваля в Брайтоне, где с 1870 по 1882 год он был со-директором, а также выступал со своими новыми произведениями.
В 1886 году становится профессором Королевской музыкальной академии («Royal academy of music»), в которой работал до 1904 года.
В 1896 году опубликовал «Мои музыкальные воспоминания» («Му musical recollections»).
Автор многих салонных пьес, фантазий и этюдов.


        В 1872-1885 годы преподаватель фортепианной игры в институте - пианист В.Ф.ЛИВЕР. Из газетных отзывов узнаем, что «г. Ливер давно известен Киеву, как хороший преподаватель фортепианной музыки» В киевских концертах в основном выступал как аккомпаниатор, хотя и не достаточно удачно. Так, в другой рецензии указывалось, что на концерте российской певицы М. А. Макаровой «много повредил успеху концерта аккомпаниатор г. Ливер. Его игра полностью оправдывала его фамилию– расхолаживала и исполнителей и слушателей».

         С 1878 по 1906 год преподавал игру на фортепиано, а также был инспектором музыки - выдающийся украинский композитор, основоположник украинской классической музыки, пианист, дирижёр, педагог, собиратель песенного фольклора и общественный деятель НИКОЛАЙ ВИТАЛЬЕВИЧ ЛЫСЕНКО (1842- 1912)
        Отец - Виталий Романович- был полковником Орденского кирасирского полка. Мать, Ольга Еремеевна, происходила из полтавского помещичьего рода Луценко.
        Домашним обучением занимались мать и известный поэт Афанасий Афанасьевич Фет(1820-1892). Мать учила сына французскому языку, изысканным манерам и танцам, А.А.Фет- русскому языку. В пять лет, заметив музыкальное дарование мальчика, для него пригласили учительницу музыки.
         После завершения домашнего воспитания, для подготовки к гимназии Николай переехал в Киев, где учился сначала в пансионе Вейля, а с 1852 по 1855 год в пансионе Петра Ивановича Гедуэна, где прошел курс, соответствовавший трем классам гимназии. Кроме того, в пансионе Гедуэна продолжил заниматься игре на фортепиано под руководством Алоиза Иосифовича Паночини(1820-1863).
       В 1855 году поступил в Харьковскую Вторую гимназию, которую окончил весной 1859 года с серебряной медалью. Одновременно с учебой в гимназии, частным образом занимался музыкой у композитора,пианиста, дирижёра и музыкального педагога- Николая Дмитриевича Дмитриева(1829-1893),став постепенно известным в Харькове пианистом. Его приглашали на вечера и балы, где он исполнял не только произведения Бетховена, Моцарта, Шопена, но и танцевальные мелодии.
        По окончании гимназии, поступил на естественно-научный факультет Харьковского университета. Однако через год его родители переехали в Киев, и Николай перевёлся на естественное отделение физико-математического факультета Киевского университета.
       1 июня 1864 года он окончил университет, а в мае 1865 года получил степень кандидата естественных наук, защитив диссертацию на тему: «О размножении нитчатых водорослей».
        После этого, Лысенко решает получить высшее музыкальное образование, и в сентябре 1867 года поступает Лейпцигскую консерваторию, считавшуюся одной из лучших в Европе. Преподавателями по фортепиано у него были известные немецкие пианисты и музыкальные педагоги: Карл Рейнеке(1824-1910), Игнац Мошелес(1794-1870), Эрнст Фердинанд Венцель(1808-1880), по композиции - композитор, музыковед Эрнст Фридрих Рихтер(1808-1879), по теории- композитор, органист Беньямин Робер Паппериц(1826-1903).
        В 1869 году, окончив с большим успехом консерваторию в Лейпциге и вернувшись в Киев, он по-прежнему продолжал совершенствовал мастерство в области симфонической инструментовки теперь уже в Петербургской консерватории в классе композитора, дирижёра и педагога Никола;я Андре;евича Римского-Корсакова(1844-1908).
        В 1890-е годы, кроме преподавания в институте и частных уроков, работал в музыкальных школах Станислава Михайловича Блуменфельда(1850-1897) и Николая Апполоновича Тутковского(1857-1931)
         Осенью 1904 года в Киеве начала работать Музыкально-драматическая школа, организованная Лысенко. Это учебное заведение давало высшее музыкальное образование по программе консерватории. На организацию школы Н. Лысенко использовал средства, собранные его друзьями в 1903 году во время празднования 35-летия деятельности композитора для издания его произведений и покупки для него и детей дачи. В школе Лысенко преподавал фортепиано.
        Н.В.Лысенко постоянно занимался обширной творческой, музыкально-общественной и дирижёрско-хоровой деятельностью, организовывал творческие вечера, авторские концерты, аккомпанировал певцам на фортепиано. С 1864 года устраивал ежегодные Шевченковские концерты, участвовал в деятельности Киевского литературно-артистического общества(КЛАО), где возглавлял музыкальное отделение.
         «Фигура Лысенко,- вспоминала этнограф, писатель, литературовед и общественная деятельница, одна из основательниц украинского женского движения,  выдающийся педагог СОФИЯ ФЁДОРОВНА РУСОВА (рожденная ЛИНДФОРС;1856 -1940), - была всегда тем огнищем, где в самые свирепые времена преследований, украинцы находили привет, совет, ободрение, где они вокруг фортепьяно артиста отдыхали душой и набирались новой силы и веры в будущее Украины.»
        Н.В.Лысенко был среднего роста, но с внушительной, плечистой фигурой. К тому же как личность популярная был все время на виду и почти каждый вечер на сцене. Понятно, на него обращали внимание. Николай Витальевич никогда не курил и вел достаточно правильный образ жизни.
        Учившаяся у Лысенко в институте писательница, искусствовед, археолог Наталена Андриановна Королёва(1888-1966) писала, что всегда элегантного Николая Витальевича любили и уважали все. Однако попасть в его класс, а затем удержаться в нем долгое время было довольно сложно. Н. Лысенко, единственный из всех преподавателей музыки, имел право сам выбирать учениц. Педагогу давали списки новых воспитанниц, а он, не видя никого раньше, отмечал фамилии тех, кого соглашался обучать. Однако не было никаких гарантий, что все избранные ученицы будут учиться у него до конца года, поскольку Николай Витальевич мог в любой время отказаться от продолжения занятий с какой-то девушкой. «Не способная? Не хочет работать?» - допытывалась директор. «Нет, я этого не говорю, - деликатно отвечал композитор. - Только не могу ее учить я. Кто-то другой, наверное...». И ученицу переводили к другому преподавателю.»

        В 1852-1863 годы преподавал музыку - автор фортепианных пьес, музыкант и музыкальный педагог, чех АЛОИЗ ИОСИФОВИЧ ПАНОЧИНИ (настоящая фамилия Поноцний; около 1820-1863)
Родился в Чехии. Окончил главное училище в Пльзене(Чехия).
В 1852-1855 годы в пансионе Петра Ивановича Гедуэна у Паночини учился игре на фортепиано Н.В. Лысенко.
С 1854 года - преподавал немецкий язык в Киевской Первой гимназии. Создал первый в Киеве любительский симфонический оркестр, с которым выступал во время контрактовых сезонов. Автор фортепианых пьес.

         В 1853-1868 годы преподаватель итальянского и хорового пения в институте- музыкант, композитор и педагог, первый директор Киевского музыкального училища - РОБЕРТ АВГУСТОВИЧ ПФЕНИГ (Иосиф Адольфович Фениг; 1824-1898)
        Родился в Германии. В Киев приехал в начале 1850-х годов. Помимо института работал во Владимирском кадетском корпусе, где руководил симфоническим оркестром, вел класс пения, фортепьяно, духовых инструментов.
        Был инициатором создания в Киеве, а затем в течении шести лет (с января 1868 до 1874 года) - руководителем музыкального училища (ныне Киевский институт музыки имени Рейнгольда Глиэра). На этом посту проявил себя не только опытным музыкантом, дирижером и педагогом(преподавал общее фортепиано, вел хоровой класс), но и хорошим администратором, который тратил немало усилий на получение средств на обучение первых учеников и обеспечение их квалифицированными учителями.
        Благодаря энергии, энтузиазму и страстной любви к музыке Пфенига стало также открытие в Киеве отделения Русского музыкального общества (РМО).В обязанности Пфенига, как директора по музыкальной части РМО, входило составление программ концертов, их организация, приглашение исполнителей (в первые годы он и сам принимал участие в ансамблях, порой выступал и в качестве дирижера).
        В 1876-1898 годы - жил в Ташкенте, где преподавал немецкий язык в мужской гимназии.
        Как композитор, написал оперы «Тарас Бульба», «Днепровская русалка», квартеты, романсы, многочисленные обработки народных песен для хора. В частности, написал музыку к стилизации украинской песне «Скажи же мне правду». Н.Богданов характеризовал Пфенига, как человека «страстно преданного музыкальному искусству, с теоретическими сведениями, необыкновенно подвижного и деятельного, страстного любителя классической немецкой музыки».

В 1853-1854 учебном году преподавал итальянское пение в институте французский подданный, певец и музыкальный критик КАРЛ ИВАНОВИЧ РОЛЛИНА. Позднее преподавал пение в частном пансионе для девушек госпожи Г. И. Залесской. К. Роллина в газете «Киевлянин» публиковал музыкальные рецензии. Так, его рецензия на концерт А. Рубинштейна привлекает внимание яркой метафоричностью, историческими параллелями и пространными размышлениями относительно интерпретации музыкальных произведений, роли исполнителя в этом процессе.

       В 1866-1868 годы был учителем музыки в институте - чешский музыкант , пианист, концертмейстер А.СОКОЛ (Соколь).Участвовал в благотворительных концертах и музыкальных мероприятиях Киевскогo отделения Русского музыкального общества. Один из многих таких концертов с eгo участием состоялся 2 апреля 1891 года с участием опернoй певицы(лирико-драматическое сопрано) Марии Павловны Алексеевой-Юневич и виолончелиста
Фридрихa Вильгельмовичa Фон-Мулерта. В Киеве был известен магазин музыкальных инструментов А. Соколa.

         С 1913 года преподавал в институте - пианист, композитор, дирижер, музыкальный педагог- ГРИГОРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ХОДОРОВСКИЙ (МОРОЗ-ХОДОРОВСКИЙ; 1853-1919)
        Родился в Полтавской губернии. Учился у дирижера крепостного оркестра.
В 1865-1869 годы учился в Лейпцигской консерватории у немецких пианистов и музыкальных педагогогов Карла Рейнеке(1824-1910) и Игнаца Мошелеса(1794-1870); по теории композиции - у композитора и музыковеда Эрнст Фридрих Рихтер(1808-1879), по теории. В Лейпциге познакомился с учившимся там же Николаем Лысенко. Продолжил обучение в Москве у немецкого пианиста, дирижера, музыковеда и музыкального педагогога Карла Клиндворта(1830-1916), а с 1870 до 1872 года - в Петербургской консерватории у пианиста, композитора и музыкального педагога Теодора Лешетицкого(1830-1915). Получил Большую серебряную медаль.
Два года работал хормейстером в Лейпциге, а затем один сезон был хормейстером в Веймаре, где совершенствовал мастерство под руководством Ференца Листа.
В 1875-1894 годах вел класс фортепиано в Киевском музыкальном училище.
С 1913 года профессор Киевской консерватории. В те же годы вел активную пианистическую и композиторскую деятельность. Выступал и как оперный дирижер.
        После 1917 года жил и работал в Севастополе, где организовал народную консерваторию.

         С 1884 по 1887 год преподавал фортепиано в институте музыкальный критик, композитор, пианист и музыкальный педагог, переводчик, автор более 1500 статей по музыке - ВИКТОР АНТОНОВИЧ ЧЕЧОТТ(1846-1917)
         Его отец был профессором Виленского (Вильнюсского) университета, где преподавал историю латинской поэзии. Его интересовала также современная литовская и зарубежная поэзия. Несомненно отцу Виктор Антонович обязан своим литературным даром.
         Музыкальный талант, очевидно, он наследовал от матери, происходившей из старинного дворянского рода Соммерсант-Россетери. Иногда она брала маленького Витю с собою в костел. Звуки органа благотворно действовали на нервного ребенка. Через год одна из теток стала обучать мальчика игре на фортепиано. Мальчик увлекся и вскоре сам стал импровизировать.
        В октябре 1856 года десятилетнего Виктора привезли в Петербург и представили известному пианисту, композитору и музыкальному педагогу Антону Контскому(1817-1899), который принял его в число своих учеников. После отъезда А.Контского за границу Чечотт продолжил свои занятия по фортепиано у замечательных музыкальных педагогов - Адольфа Гензельта(1814-1889) и Александра Ивановича Виллуана(1808-1878), обучавшего Антона и Николая Рубинштейнов.
        Юноша посещал спектакли итальянской и русской трупп, участвовал в благотворительных концертах. Может быть, на одном из таких концертов и произошло знакомство Чечотта с выдающимся бельгийским певцом(баритон) и педагогом - Камилло Эверарди(1825-1899).
      В 1860-х годах давал фортепианные концерты. Один из петербургских критиков в рецензии на концерт, состоявшийся 25 марта (5 апреля) 1861 г., о юном Чечотте писал: «...если судьба назначила ему долгую жизнь, в России будет свой Шопен...»
       С 1883 года жил в Киеве. В 1890-1907 годах - преподавал историю музыки в музыкальном училище.
       В Киеве Чечотт продолжает активно выступать на страницах местной периодической печати (газеты «Заря», «Киевлянин», 1886-1898; «Киевская газета», с 1899) с музыкально-критическими статьями, посвященными концертной жизни Киева.
В 1908 году вернулся в Петербург, где продолжил выступать в петербургских музыкальных и театральных журналах.
       Автор книг: «Двадцатипятилетние Киевской русской оперы (1867-1892)»(К. 1893); «Опыт рационального изложения учения о ритме и мелисмах»; «А.П.Бородин». Выполнил ряд переводов, в том числе перевёл книгу П.Блацерна «Теория звука в приложении к музыке» (1878).
        Как композитор, автор опер «Альманзор» и «Марсит», торжественного марша в память Мицкевича для оркестра, оркестровой сюиты «Детство», струнного квартета, пьесы для фортепиано и романсов.

В 1863-1864 году был учителем музыки- музыкант (виолончелист, контрабасист) и ученый-медик чешского происхождения КАРЛ ИОСИФОВИЧ ШАДЕК
        Родился в Житомире в семье музыканта и преподавателя мужской гимназии И. В. Шадека. В 1858 году переехал в Киев.
         В 1874 году окончил Киевский университет, в котором учился за казенный счет, и получил диплом врача.
       Карл Шадек успешно занимался наукой. Его основательные труды по дерматологии и сифилидологии издавались на русском, польском, английском, немецком и испанском языках. В 1881-1886 годах работал хирургом в Киевском военном госпитале.В январе 1881 года стал одним из членов-учредителей Общества ночных дежурств, на базе которого с 1902 года было создано Общество скорой медицинской помощи.
        Как музыкант играл на виолончели и контрабасе. В 1860-х - 1870-х годах вместе с отцом и братом выступал во многих камерных концертах в Киеве. Карл Шадек был членом возглавляемой Н.В.Лысенко музыкальной секции при КЛАО.

        С 1885 года был учителем музыки - скрипач и педагог, чех- ОТАКАР ШЕВЧИК (1852-1934)
       Родился в Горажевице(Богемия, Австрийская империя,ныне Чехия). Первые уроки игры на скрипке получил у отца, школьного учителя. В 1866-1870 годы обучался в Пражской консерватории у скрипача, дирижёра и музыкального педагога Антонина Бенневица(1833-1926).
        С 1870 года выступал концертмейстером в концертах в «Моцартеуме» в Зальцбурге, где также и учился.
         С 1873 года - концертмейстер в Пражском временном Театре, а в 1874 году в Оперетте театра Вены.
         С 1875 по 1892 год - профессор по классу скрипки в Киевском музыкальном училище и, одновременно, выступал как солист. Именно в Киеве была издана его «Школа скрипичной техники».
        В 1892 году возвращается в Прагу, где становится деканом скрипичного факультета консерватории.
        В 1906 году уходит из консерватории и начинает давать частные уроки в Пишеке.
        В 1909–1918 годы преподаватель скрипки Венской Музыкальной Академии. В 1918 году, в конце Первой мировой войны вынужден оставить эту должность по причине своей национальной принадлежности и возвращается в Пражскую Консерваторию, где работает до 1921 года.
         С 1922 по 1932 год- путешествует по Соединенным Штатам и Великобритании в качестве известного учителя скрипки, в том числе четыре раза посещал США(Бостон, Чикаго и Нью-Йорк).
        Его уроки и методы игры на скрипке до сих пор важны как основные инструменты обучения.
 
С 1884 года учитель церковного пения в институте ИВАН ИВАНОВИЧ ЮХНОВСКИЙ. Кроме того, преподавал пение в Киевском женском училище духовного ведомства.

КЛАССНЫЕ ДАМЫ

       С июля 1860 по апрель 1871 года была классной дамой в институте ВЕРА НИКОЛАЕВНА ВАЩЕНКО-ЗАХАРЧЕНКО (в девичестве Мельницкая; 1840-1895).
         Родилась в 1840 году, в семье небогатого помещика Тверской губернии - поручика Николая Терентьевича Мельницкого, гордившегося древностью своего дворянского рода, и Елизаветы Карловны которая. была по рождению баронессой Услар.
      До десяти лет девочка жила в имении родителей, а ее воспитанием и учебой занималась мать.
       В 1850 году Вера поступила в 1-й класс Санкт-Петербургского училища Ордена св. Екатерины (Екатериненский институт) - закрытого привилегированного среднего учебно-воспитательного учреждения для детей из дворянских семей. Уже через год за успехи в учебе она была переведена на государственный счет. Впоследствии, вспоминая годы учебы, Вера рассказывала, что, несмотря на усердие в усвоении наук, она была большой шалуньей и за свое острое словечко нередко получала не самые высокие оценки за поведение. Вообще же унаследованная от отца жизнерадостность и характер, сформированный под влиянием строгой матери, способствовали тому, что шесть лет учебы в столице прошли довольно легко и благополучно.
      В 1856 году после окончания учебы с отличным аттестатом и свидетельством домашней наставницы, а также прекрасным знанием французского и немецкого языков, девушка возвратилась в деревню помогать матери с младшими детьми.
         Вскоре она получила место учительницы французского языка в только что открытой женской гимназии в Вышнем Волочке, где пробыла на собственном содержании 3 года. В памяти ее первых учениц надолго запечатлелся образ доброй, довольно снисходительной учительницы, которая всегда была готова вместе с детьми и пошутить, и посмеяться от души.
        Однако преподавание в глубокой провинции не соответствовало стремлениям молодого педагога. В 1860 году, узнав о вакантном месте в Киевском институте благородных девиц, 20-летняя Вера находит в себе силы отправиться в далекий неизвестный город, чтобы поступить на должность классной дамы.
        7 апреля 1871 года Вера Николаевна вышла замуж за профессора математики Киевского университета МИХАИЛА ЕГОРОВИЧА ВАЩЕНКО-ЗАХАРЧЕНКО, который преподавал в институте физику и космографию. Михаил Егорович был на 15 лет старше Веры Николаевны. После смерти первой жены, он воспитывал трех сыновей-подростков и маленькую дочь. Вскоре к ним добавились совместные дети — Борис и Ольга. Тогда у Веры Николаевны созрела мысль открыть собственную частную женскую гимназию — учебное заведение, которое стояло бы «на высоте высших требований педагогики и гуманистических идеалов века».
         14 сентября 1878 года состоялась торжественная церемония открытия частной женской гимназии создателем, которой и на протяжении 17 лет её директором- она была.
        Вот что писала ей одна из бывших учениц: «Молодой девушкой, которой едва исполнилось 20 лет, Вы пришли в Киевский институт в роли классной дамы и именно в тот класс, где находилась я, 12-летняя девочка. Я могла бы рассказать целую повесть о Вашей жизни и деятельности как классной дамы, но это утомило бы Ваше внимание, а потому скажу только, что Ваша доброта душевна. Ваша чувствительность к детскому горю и радости создала Вам славу самой хорошей, наилучшей классной дамы. Вспомните только, как нередко ученицы Ваши в затруднительную минуту школьной жизни спешили к Вашей уютной комнатке, где всегда находили добрую, умную и более опытную советчицу , если нужно – хорошую книгу, а, временами, и угощение, такое неоценимое для изголодавшейся институтки. Мы никогда Вас не боялись и всегда любили Вас. А теперь многие из Ваших прежних учениц, став сами матерями и, помня Вашу доброту к ним, спешат отдать своих детей под Ваше заместительство – именно в Вашу гимназию. Я сама мечтаю об этом.».

         В 1902-1909 годы - классная дама в институте - педагог ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА ДЕКИНЛЕЙН ( в замужестве Раппанет;1846- ?)
Дочь генерал-майора Михаила Константиновича Декинлейна( 1792 – 1867). В 1862 году окончила Московский Екатерининский институт благородных девиц. В январе 1873 года начала работатать в Ольгинской женской гимназии.
В апреле 1873 г. - получила свидетельство на звание домашней наставницы. В августе того же года назначена классной надзирательницей, а в ноябре 1874 г. - назначена учительницей немецкого языка с освобождением от должности классной надзирательницы.
В августе 1879 года по домашним обстоятельствам уволилась из гимназии.
В июля 1891 года назначена учительницей французского языка и членом педагогического совета Елецкой женской гимназии.
В октябре 1893 года получает разрешение на преподавание немецкого языка в 1 и 2-х классах, а с июля 1895 г. - и в старших классах французского и немецкого языков.
         4 августа 1895 г. - уволена от службы в Елецкой женской гимназии согласно её прошению.
        В сентябре 1909 года - назначена директрисой, открытой в том же году женской учительской семинарии с действующей при ней начальной школой.
В 1914-1916 годы - начальница Калужской женской учительской семинарии и начального училища при ней.
Много внимания уделяет благотворительности. С 1914 года - член-сотрудник Женского Благотворительного общества (Калуга); член попечительского совета Комитета Калужской общины сестер милосердия Российского общества красного креста; член Уездного училищного совета.

         АЛЕКСАНДРА ДОРОФЕЕВНА СЕНАТОРСКАЯ
Дочь надворного советника. В 1844 году с наградой книгами и похвальным листом окончила институт; в 1847—1886 г. - классная дама в младших классах. С 1886 по 1893 год - начальница Киевского 1-го женского духовного училища.Кроме того, в младших классах преподавала французский язык.

     Классными дамами были ТЕОФИЛИЯ Т. НИВИНСКАЯ, которая в 1856 году окончила институт с шифрами большого размера и ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ПЕТРУШЕВСКАЯ (в девичестве АЛЕКСЕЕВА;1838-1919)
АЛЕКСЕЕВА в 1852 году окончила институт с шифрами большого размера.
Вышла замуж за преподавателя института, профессора Петербургского университета, действительного статского советника (с 1878) ФЁДОРА ФОМИЧА ПЕТРУШЕВСКОГО (1828-1904)
Их воспитанницы позднее вспоминали, что это были воспитательницы добросовестные и полные желания быть полезными. «К ним мы обращались за объяснениями, если мы что-то не понимали или не умели усвоить чего-либо из слов профессора, и всегда получали точное и серьезное пояснение».

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ:
1.М.М. Захарченко. «История Киевского института благородных девиц: 1838-1888 гг» (Киев,1889);
       2. «Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Университета св. Владимира».(Киев, 1884);
       3.«Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. » Материалы из собрания проф. протоиерея Ф. И. Титова и архива КДА в четырёх томах. (Киев, 2015)
       4.М. Л. Ткачук «Викладачі Київської Духовної Академії»
        5.«Киевская Первая гимназия» http://www.famhist.ru/famhist/klasson/kpg.pdf
       6. Елена Зинкевич «Организация и деятельность Киевского отделения РМО.»
       7.А.О. Загладько «Вперед у минуле»: персоналії київських піаністів 1870-80-х»
       8.«Рогович, Афанасий Семенович»
«Русский биографический словарь» А. А. Половцова
       9.«Сиповский, Василий Дмитриевич» Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание).— М.: Бизнессофт, ИДДК, 2007.
       10.Сергій Єфрємов «Іван Пилипович Хильчевський. Посмертна згадка(Некролог)» 11.Светлана Кабачинская «Народные песни» Владислава Зарембы» https://zn.ua/ART/narodnye_pesni_vladislava_zaremby.html
12.«Україна в історії Європи ХІХ - початку ХХІ ст.: історичні нариси.» (Монографія. за. ред. чл.-кор. НАН України С.В. Віднянського. Київ: Інститут історії України НАН України, 2020) https://dspace.uzhnu.edu.ua/jspui/bitstream/lib/30836/1
        13.«Русские фольклористы»         14.Оксана Коваль «Василий Федорович Домбровский» «Українські архівісти (XIX–XX ст.): Біобібліогр. Довідник» https://old.archives.gov.ua/Publicat/Ukr_arkhivist.pdf
        15.«Hugo von Trautvetter» (Гуго Эрнестович фон Траутфеттер) https://lt.wikipedia.org/wiki/Hugo_fon_Trautfeteris
        16. Б. С. Бачур «Забытые имена: Владимир Николаевич Ренненкампф»
http://pd.onu.edu.ua/article/view/169523/171273