Не всё стирает время

Тамара Чаплинская
 

         Даша нередко просила меня:
- Бабушка , Тома, расскажи что-нибудь из твоей прошлой жизни.
- Какой прошлой? Ты имеешь в виду прошлую жизнь, которая была до рождения в этой жизни? Я о той жизни ничего не знаю.
- Нет, расскажи что-нибудь из детства или юности.
-Хорошо, событий много, но память удерживает одни и теряет другие. Что осталось в памяти, о том и расскажу.
       
          Любознательная Даша с интересом слушала всё, о чём я ей рассказывала .
         
          Сталинабад   1943 год. Идет война. Я в круглосуточном детском саду. Мне хорошо: у меня много друзей. Нас кормят, обучают танцам, песням, а по ночам тётя Маруся (это моя мама, которая работает в этом саду) читает или рассказывает  сказки.

           В Таджикистане ночь наступает рано. В январе в 18 часов уже ночь. Электричества в детском саду не было, потому режим дня у нас зависел от восхода и захода солнца.
 Конечно, спать детям не хотелось в 18 часов, и мы баловались: кувыркались, смеялись, бросались подушками…
- Тётя Маруся идет!
Все мигом замирали и притворялись спящими. Тётя Маруся с освещением в руках, осматривала спальню и собиралась уходить. Кто-то очень смелый робко попросил:
- Тётя Маруся почитай нам сказку!
Тут все оживали и начинали просить:
- Пожалуйста, почитай!
- Уговорили! Сейчас сооружу лампаду. Почитаем «Конек Горбунок»
- Ура!
      
          В блюдце наливалось хлопковое масло, и в него помещался фитиль (это могла быть бельевая веревка или косичка из кусочков ткани). Насколько хватало фитиля, столько моя мама (тётя Маруся) рассказывала сказки.
Мы засыпали под сказочный голос моей мамы.

- Бабушка, и долго вы пользовались таким освещением?
- Позже, если не было электричества , использовали керосиновую лампу.
- Расскажи!

         Киев сентябрь1952 года.  Наша семья снимала дом в селе Беличи. Моей сестре Любе ( твоей бабушке) тогда было 4 года. Её оставляли в доме одну. Мама с отчимом (дядя Володей) уходили на работу, а я в школу. В доме не было воды  и электричества. Воду брали в колодце  соседей через три дома. Еду готовили на печке, которую надо было топить дровами. 
            Умная, не по годам, Люба , терпеливо ждала моего возвращения со школы. В мои обязанности входило: растопить печь, сварить обед, покормить Любу и поиграть с ней.
        Трудно было растопить печь, но я обливала дрова керосином и без проблем готовила обед. Быстро наступал вечер, и мы зажигали керосиновую лампу. В блестящую никелированную ёмкость заливается керосин. В керосин опущен один конец фитиля. Верхний конец фитиля с помощью специального механизма можно передвигать по вертикали по мере его сгорания. Над горелкой устанавливается стеклянная колба с отверстиями с двух сторон. Колба обеспечивает тягу и защиту пламени от ветра.
         Конечно, по сравнению с лампадой в блюдце (которую мама зажигала в детском саду) это был прогресс. Такой красивой мне эта лампа казалась, что однажды я рисовала её всю ночь.

- Бабушка Люба совсем не ходила гулять? Она не капризничала и не плакала?
- Люба была умницей и понимала, что папе и маме надо на работу, а мне в школу. Она знала, что трудности временные, что её устроят в детский сад.

- А что ты ещё помнишь?
- Как строили свой дом.
- В свой дом, вы провели электричество и воду?
-В своем доме, который мы тогда строили были уже и электричество  и газ , а во дворе вода.
         

          У нас был дом и земля в 5 соток. Эта земля нас кормила. Мама сумела организовать прекрасный огород : огурцы, помидоры, картошка – свои. Дядя Володя оказался прекрасным садовником: он приносил из лесу дикие груши и прививал к ним необыкновенные сорта груш. В саду у нас были яблони, вишни, смородина, крыжовник. На зиму мама солила капусту с яблоками, помидоры и огурцы, варила варенье из своих вишен и покупной клубники, перетирала с сахаром смородину. Все соленья и картошка хранились в погребе, который устроили во времянке. Яблоки заворачивали в бумагу и хранили на чердаке, груши сушили.
         
       У мамы также был опыт выращивания цыплят. Яйца и куриное мясо тоже у нас были . А позже построили свинарник и стали откармливать свиней. Часть свинины продавали, а часть использовали для собственных нужд .


       Однажды я пришла домой и увидела во дворе белую бочку .
- Мама, что это такое? Что это за белая бочка?
- Стиральная машина!
- Что, она сама стирать будет?
- Вот сейчас и проверим!
          Мы установили машину в саду около водопроводного крана.  Это был очень тяжелый вертикальный бак.. Воду для стирки  нагревали, а затем заливали её в бак, туда же загружали бельё. После стирки, сливали воду и наливали холодной    для полоскания. Время стирки и полоскания определяли интуитивно ( 4-5 минут).   После полоскания, белье отжимали на специальном устройстве, установленном на баке машины. Это были два валика с ручкой. Мокрое бельё пропускали через валики, одновременно вращая ручку.
            Мне очень понравилась стиральная машина
 - Мама, как прекрасно! Какие молодцы, кто её придумал! Мы теперь можем просто отдыхать, пока она стирает!
         
     А потом появилась «Пчёлка». В неё тоже надо было заливать горячую воду. Но у пчелки был второй барабан с центрифугой для отжима белья.  После стирки и полоскания  белье вручную перекладывалось в барабан для отжима..

          А какие теперь у нас умные стиральные машины!
И воду нальют сами и нагреют сами и в зависимости от типа ткани стирают по разным программам и отбелят и ароматизируют и отожмут и могут высушить.
- Повезло тебе, бабушка, ты стала свидетелем развития стиральной техники!
-  И не только стиральной, Дашуня!

 - Знаешь какой у нас был телевизор?       
- (КВН-49).  Размер изображения на экране кинескопа составлял 14х10,5 см. Для увеличения размеров изображения завод выпускал отдельную приставную увеличительную стеклянную или пластмассовую
линзу, наполняемую дистиллированной водой или
глицерином.

            В нашем доме этот телевизор появился в 1957 году.  По вечерам, соседи собирались у нас дома , расставляли стулья рядами и смотрели телепередачу. Программа была одна, но всем она была интересна. Почему-то запомнила концерты Елены Великановой.
 - Бабушка, а наш телевизор в 100 раз больше и на нем можно смотреть более 100 программ.

   - Даша, а знаешь, как выглядели первые компьютеры?
- Тоже были очень маленькие? – с интересом спросила Даша?
- Нет, они были очень большие

     Мне довелось работать на первом советском компьютере « Мир». Кафедра биологии медицинского института  приобрела этот компьютер. Это была довольно внушительных размеров машина. Компьютер занимал комнату 12 кв м. Я была при нем и программистом и оператором.  На этом компьютере  проводилась статистическая обработка различных экспериментов. Числовых данных было много ,   если сделаешь ошибку при вводе, машина пишет: « нет памяти». Приходится заново вводить все данные. 
         
        А теперь и машина меньше в тысячу раз  и возможности у неё в тысячу раз больше.
- Бабушка, как тебе повезло, при твоей жизни произошло столько изменений!
- Да я сама себе завидую: при моей жизни кончилась война, Гагарин полетел в космос, стало цветным телевидение, появились мобильные телефоны, персональные компьютеры, интернет, « умные пылесосы» , роботы-секретарши, астронавты побывали на Луне, активно изучается Марс и многое другое.
- Ты счастливый человек, бабушка?
- Моя память мне подсказывает, что счастье никогда меня надолго не покидало.