Трудная и счастливая судьба

Иван Цуприков
В 2021 году Вячеславу Иосифовичу Войцеховскому почетному работнику, главному бухгалтеру «Тюментрансгаза» (ныне ООО «Газпром трансгаз Югорск»), проработавшем на этом предприятии с1967 по 1991 годы, исполнилось бы 105 лет.

Нелегкой сложилась судьба у Вячеслава Иосифовича. Детство и юность прошли в кубанской станице. С 6 лет в доме уже оставался за хозяина, когда отец с матерью работали в поле, приглядывал за небольшим хозяйством. В 8 лет помогал родителям заготавливать колхозное сено, убирать урожай. В принципе жил, учился и трудился, как все его сверстники. С 12 лет работал помощником слесаря в автотракторной мастерской, потом – за штурвалом трактора.

Мечта Вячеслава после службы в армии поступить в институт и стать инженером-механиком оборвалась в 1938 году.

В местный отдел НКВД пришло письмо, в котором Вячеслав Иосифович обвинялся в прославлении на собрании колхозной молодежи Льва Троцкого (Иосиф Сталин Л.Троцкого считал «врагом революции» и все его приверженцы и единомышленники в Советском Союзе подверглись жестоким репрессиям).

...Арестовали юношу в предпраздничный день - 6 ноября 1938 года. Когда Вячеслав Войцеховский читал этот донос, у него затряслись руки, глаза заливали слезы. Он не был сторонником взглядов Троцкого, не принимал участия в антибольшевистской деятельности, а наоборот, выступал за коллективизацию, за претворение призывов коммунистической партии в жизнь.

В 1975 году, будучи в отпуске, он скажет дочери: «Сегодня случайно встретил на улице того человека, который написал на меня донос в 1938 году. Мы узнали друг друга. Он изменился в лице и опустил глаза. Но я-то не держу на него зла, я его простил».

Тот донос стоил Войцеховскому 8 лет заключения в трудовом лагере, как политически неблагонадежного человека. Каторжные работы на строительстве Волгоканала, частые травмы, полученные на работах, постоянное недоедание, выбирали из его тела последние силы. Но Вячеслав держался, и старался своей слабости никому не показывать.

После очередной травмы ноги на строительстве водоканала, когда с трудом передвигался, его временно перевели в контору на должность счетовода. Справлялся с этими задачами он с легкостью, без ошибок, на что обратило руководство лагеря внимание и оставило Войцеховского там. К концу своего заключения Вячеслав в совершенстве овладел бухгалтерским делом.

«Я на тот режим не обижаюсь, - говорил Войцеховский, - хоть и несправедливо было, но за те 8 лет я многому научился. Специальность получил».

В 1946 году выйдя на свободу, он остался в Грузии (вернуться домой, на Кубань, ему после заключения не позволяли), женился. Работал бухгалтером на стройках в Грузии, потом на строительстве газопроводов в Краснодарском крае, в Татарии, в Туркмении. Как высококвалифицированный специалист в 1958 г. Войцеховский получил предложение работать на строящемся в Воронежской области Острогожском районном управлении (ЛПУМГ) на газопроводе Ставрополь-Москва.

А в 1967 году бывший руководитель Острогожского ЛПУ Павел Терентьевич Буряк, с которым Войцеховскому довелось вместе много лет проработать, пригласил Вячеслава Иосифовича к себе на должность главного бухгалтера Северо-Уральского управления магистральных газопроводов. И тот не отказался.

«Зима 1968-1969 годов выдалась очень суровой, с сильными морозами, - вспоминал В.И. Войцеховский. – В декабре и январе морозы достигали 52-56 градусов. Но грузы на Север необходимо было постоянно доставлять и водители тягачей, автомобилей, несмотря на сильные холода, справлялись с этой работой.

Я всегда с трепетом смотрел на людей, которые работали на трассе. Они не гнались за длинным рублем. Зарплата в УМГ, которое в 1972 году преобразовалось в газотранспортное предприятие «Тюментрансгаз», была по сравнению со строителями в несколько раз ниже. Это фанаты, это герои 60-х и 70-х годов, которые давали жизнь компрессорным цехам, вводимым в поселке Комсомольском, в городах Ивделе, Краснотурьинске, Нижней Туре, обеспечивая работу газопровода Пунга-Серов-Нижний Тагил. Потом началось освоение месторождения Медвежьего и строительство газопровода Медвежье – Надым, Надым – Пунга, и новых компрессорных станций в Лонг-Югане, в Соруме, в Белом Яре.

Все мы жили тогда в общежитиях, в небольших комнатушках, в вагончиках, без горячей воды, с печным отоплением. Но нас это не тяготило. Мы верили, что скоро построим города и поселки, в которых вырастут красивые и комфортные жилые дома, детские сады и школы, магазины, столовые, больницы. Мы все больны были нашим прекрасным и счастливым будущим».

"Помнится, в начале 1968 года пригласил меня начальник СУУМГа Павел Терентьевич Буряк, - продолжал вспоминать В.И. Войцеховский, - и говорит: "Ты хочешь строить коммунизм?" Я ему отвечаю, что хочу. "Так вот,- говорит,- давай деньги на строительство собственной телестудии". Закупили мы оборудование, построили возле компpессоpного цеха здание, пригласили специалистов, журналистов, и начали трансляцию телепередач на поселки Игрим, Пунга, Комсомольский. А в награду за всю эту операцию начальник Главка Владимир Иванович Халатин лишил нас квартальной премии и объявил выговор».

Рассказывая о своей жизни, Вячеслав Иосифович Войцеховский забывал о себе, как главном герое. Для него главное было, это люди окружающие его.

«Да, главным у нас всегда была сначала работа, - говорит Зинаида Алексеевна Евсюкова. – Я приехала в поселок Комсомольский к мужу в 1967 году. Принял меня к себе на работу главный бухгалтер СУУМГа Вячеслав Иосифович Войцеховский. Чуть позже он назначил меня своим заместителем. У нас тогда не было компьютеров и счетных машин, все расчеты делали на счётах.

Обычно мы работали с раннего утра до поздней-поздней ночи. Приходя домой, вспоминали про свои семьи, готовили кушать, стирали, гладили белье и... после краткого сна бежали снова на работу. А Войцеховский был и сова и жаворонок: работал с нами допоздна и всегда первым приходил на работу. И более того, еще и успевал побывать на строящихся в поселке Комсомольском объектах. Он часто рассказывал нам о строящемся компрессорном цехе, электростанции, жилых домах. И мы понимали, что все эти цифры, которые мы ежедневно пересчитываем, это деньги, которые там, за стенами нашей бухгалтерии, превращаются в здания, в цеха, в газопроводы, в зарплату рабочим. И поэтому гордились своей работой».

А Войцеховский в этом видел большее. Посещать строящиеся объекты, он считал необходимым потому, что не всегда доверял подрядчикам. «Принесли мне документы подписывать, а я же знаю, что на этом строящемся объекте даже крыши нет. Так чего же они мне тут пишут?!»

Вячеслав Иосифович всегда горячо болел за дело. Часто выезжал в командировки на трассу. Все стройки самостоятельно обходил. В бухгалтериях собственноручно проверял бумаги, если находил ошибки, никогда не ругался. Учил. Всем, кому довелось работать под началом Вячеслава Иосифовича, самыми добрыми словами отзывались о нем.

Если что непонятно, к нему можно всегда было зайти и попросить разъяснить, помочь. Несмотря на свою загруженность, он находил время, чтобы вникнуть в проблему, найти ошибку, объяснить. Сложное было время... Бухгалтеров не хватало. Приходилось одновременно и работать, и учить своих помощников. А сколько было бессонных ночей, проведенных за бухгалтерскими отчетами...

«Помню, пришел отец домой в два часа ночи, - рассказывает Мира Вячеславовна, дочь Войцеховского, - разбудил меня и радостно сообщает: мы годовой баланс свели! Завтра улетаю с отчетом».

«Огромная, напряженная работа длилась в «Тюментрансгазе» с 1972 по 1980 годы, - рассказывал Вячеслав Иосифович. – Поток грузов шел днем и ночью. За эти годы было построено 7 ниток газопроводов, 20 компрессорных станций с вахтовыми поселками. С 1981 по 1990 годы было введено в эксплуатацию 11 ниток газопроводов протяженностью 16803 км и более 40 КС. В 1981 году было закуплено 16 комплектов финских жилых городков на 400 жителей каждый, вместе с оборудованием коммунального и бытового хозяйства.

Работники «Тюментрансгаза», чтобы это оборудование не залеживалось на железнодорожных станциях, круглосуточно занималось его отгрузкой и доставкой в трассовые поселки. А в нашу задачу, бухгалтеров, входили своевременный учет ценностей, их оприходование и обеспечение своевременной оплаты счетов во избежание непроизводственных расходов, пени и штрафов, - продолжал рассказывать В.И. Войцеховский. – Рядом со мной работали прекрасные специалисты, такие как Лариса Федоровна Линецкая, Лидия Васильевна Горобец, Зинаида Алексеевна Евсюкова, Валентина Викторовна Демичева, Зоя Борисовна Малина, Людмила Петровна Веселова, Людмила Францевна Майструк, Руфина Николаевна Назарова, Лидия Никитична Паченкова, Вадим Касымович Бикулов, Светлана Степановна Рябова.

24 года проработал В.И. Войцеховский в «Тюментрансгазе». Он стоял у истоков организации бухгалтерского учета Северо-Уральского УМГа, ГП «Тюментрансгаз» и в его структурных подразделениях. На пенсию Вячеслав Иосифович вышел в 1991 году в возрасте 75 лет. За работу в газовой промышленности был награжден медалями «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», «Ветеран труда».

Умер Вячеслав Иосифович в 2002 г. Светлая ему память.