2. Жить во лжи, или искать истину

Иван Болдырев
                Публицистика   
         Окончания.  Начало в первой части статьи               
          
Мне уже приходилось писать и я все-таки повторяюсь, потому что до сих пор восхищаюсь подвигами героев войны. Еще немцы не успели отойти далеко  от освобожденного нашими войсками Донбасса, к нам из Краснодона возвратилась молодая девушка. Звали ее, кажется, Анной. Но в селе ее погоняли только по прозвищу. Девушка была для наших мест поразительно смуглой. И ее с раннего детства прозвали «Чугунком».

Так вот в глазах этой возвратившейся домой девушки светился откровенный страх. Сразу, как только наши войска вошли в Краснодон, она покинула  этот город. Сил не было больше там оставаться. Ведь практически на ее глазах происходили страшные события с молодогвардейцами. И самое  страшное и невиданное для нее произошло той ночью, когда героев Краснодона увозили на казнь. Они пели. Люди, вконец измотанные пытками, перед своей смертью, пели.

Слушал я тогда эти рассказы «Чугунка» и с горечью понимал: у меня бы сил на пение не хватило. Да и  жуткие пытки я, наверно, не вынес бы.
Но об  этом вслух мне тогда не хотелось говорить. Я продолжал читать книги про войну и восхищаться подвигами их героев. Надо было времени поработать надо мной, чтобы я, уже став вполне зрелым человеком, наконец, понял то, что мне не суждено было разгадать в юности. Есть вещи, о которых люди предпочитают не говорить. Такие дела и события переживаются втайне. О них люди знают. Но  на людях  громко о них не рассуждают. Видать, не принято так из века в век.

И я, став зрелым человеком, жалел лишь о том, что это открытие ко мне пришло слишком поздно. Да я теперь понял, почему в литературе так много было написано о подвигах в Великую Отечественную войну. И так мало о них рассказывали бывалые фронтовики. Уж они-то за четыре с лишним года войны досыта прочувствовали, что такое смерть, и как страшно и невыносимо убивать человека. Разве можно к этому привыкнуть? Да еще потом хвалиться своим деянием? Да и самим так страшно погибать безвременно.

Когда во мне запоздало, проснулось это открытие, я удивился самому себе. Как же я не понимал, что все живое на земле обладает чувствами. Когда комар садится мне на лицо, чтобы укусить. И вмиг стремительно улетает, когда  я замахиваюсь на него, чтобы прикончить, он стремительно улетает. Ему хочется жить. Его одолевает страх. А ведь такое ничтожно малое существо. Там и чувствовать – то  нечем. А комар чувствует страх. И изо всех сил старается от меня подальше скрыться.
Выходит, все живое в природе обладает чувствами, ощущениями, и инстинктами. Иначе бы на земле мало что осталось. Все живое перестало бы от опасности прятаться.

А люди – высшее создание природы. Или, если кто верующий, высшее создание Всевышнего. Они обладают самой высокой степенью чувств. Стало быть, люди нисколько не освобождены от страха. Все четыре с лишним года люди вступали в бой, преодолевая свой невыносимый страх, загоняя его в самые дальние глубины своего существа. Можно ли жить в таком состоянии все четыре с лишним года и не надломиться?  Превратиться в дрожащее, ничтожное существо, потерявшее человеческий облик? Наши предки делами своими доказали – можно.

Из всех людей творческих только у Юлии Друниной хватило таланта и мужества открыто сказать об истинном и потаенном на войне. Она сумела сказать все это всего лишь в четырех строках:
Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Зато предельно откровенно. И предельно мужественно.
Наши предки так не хотели все вспоминать. В них жило заложенная при их создании истина, которая записана в Святом писании, – «Не убий себе подобного». Наши предки все это знали. И понимали, что жизнь поставила их в такое положение, когда они не могут поступать иначе. Но они  так и остались при убеждение: убийство себе подобного недопустимо.

Фронтовики были в этом убеждены. Хотя выдержали поистине нечеловеческие испытания. Поэтому они так не хотели вспоминать о войне. И так не хотели о ней рассказывать.

Только вот не все осознали дарованное нам от природы. Вновь назревает нечто похожее на третью мировую войну. Мы, русские, уже не главные победители гитлеризма. Мы теперь  в глазах многих ныне живущих на Земле, зачинатели второй мировой войны. А наши необъятные просторы становятся заманчивыми для некоторых любителей захвата чужих территорий. Нам в открытую стали говорить: «Надо бы поделиться». Все беды, все человеческие потери второй мировой войны перестали быть  предостережением для нынешних сторонников нацизма и захвата. Они уже не верят, что многое в жизни повторяется. И суд над защитниками захвата – тоже.

Научная работа Николая Гавриловича Чернышева в основном о прекрасном. Она написана в жизнеутверждающем стиле. Автор был уверен в том, что с развитием нашей действительности разовьется и прекрасное. И искусство будет  преобразовываться в этом направлении. Оно со временем станет более совершенным и более выразительным. Чернышевский прожил свою жизнь в уверенности правильности своих выводов.
 
А вот наша нынешняя действительность лишает нас такой уверенности. Все более складывается убеждение, что мир высшего сотворения Создателя, или самого совершенного  создания природы дичает и деградирует. Все стало строиться на лжи и коварстве. Даже самый яростный ненавистник советского строя Уинстон Черчилль признавал, что именно Советский Союз стал главным в разгроме гитлеровской Германии. Именно небывалая стойкость и самоотверженность  нашей страны спасла мир от порабощения его фашистскими захватчиками.

Президент США симпатизировал Советскому Союзу. Он тоже очень тепло говорил о выдающейся роли Красной Армии в победе над гитлеризмом. Оба руководителя двух великих стран  в то время были самыми авторитетными и влиятельными в мире и среди своих сограждан. Теперь мнения таких авторитетов для их потомков ничего не значат. В нынешней пропаганде в западных странах мы стали союзниками гитлеровской Германии и кровожадными захватчиками. Ложь настолько беспардонная, что ее можно ожидать только от людей с деградированными психическими способностями. Но не людей здравомыслящих. Но ложь такого уровня набирает такую силу, что уже без нее ни одного дня не обходится.

В свое время в наше село провели радио. Колхозники встретили такое новшество с великой радостью. Моя мама очень любила слушать последние известия и прогноз погоды. Было странно смотреть на нее в это время. Моя мама, если и была в районном центре всего раз. Ну, может быть, раза два. Не больше. Зачем ей было знать о погоде? Ей никуда отправляться не надо. Но в этом момент, если ее отвлекали, она нервничала.

С такой же внимательностью она слушала последние известия. И неизменно подводила игог: «Все брешут». Тогда я воспринимал такой странный вывод моей матери, как проявление старости в ее голове. Теперь материнский приговор об отношениях в нашем человечестве в самую пору. Все стало построено по большей части на лжи и обмане.
Как ни горько это сознавать, но нередко именно мы подливаем масла в огонь клеветы западного мира по нашему адресу. Потому, что сами непоследовательны. Нередко с переменой власти в нашей стране у нас коренным образом меняется оценка некоторых известных лидеров страны, или происходивших у нас событий.

Сразу после нашей победы в Великой Отечественной войне главным ее  стратегом считался Иосиф Виссарионович Сталин. С таким убеждением многие в Советском Союзе жили не один год. Пока Первым секретарем ЦК КПСС не стал Никита Сергеевич Хрущев. И он на двадцатом съезде КПСС  в докладе о культе личности Сталина выдал открытие: будто вождь планировал военные операции по глобусу. Чушь несусветная. Те военачальники, которые тесно работали со Сталиным как Верховным Главнокомандующим отмели это измышление. Но для Запада эта нелепость стала аргументов для опорочивания нашего руководителя страны в годы войны. Ведь Никита Сергеевич главную вину за наши неудачи в 1941 году возложил в основном на Сталина.

Менялись руководители страны, менялись и оценки многих событий. Особенно безудержно проявилась негативность оценок многих событий проявилась в году правления в нашей стране Горбачева и Ельцина. Дело шло к развалу Советского Союза и многие тогда авторитетные личности в нашем руководстве стали сторонниками западного образа жизни. И перед руководителями капиталистических стран старались изо всех сил пресмыкаться. В интернете стали появляться публикации о людях, которые были гордостью страны.  В них все излагалось в самом неприглядном виде. Выше упоминалось имя Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Сразу после гибели этой школьницы и великой мученицы фронтовики шли в бой с ее имением. На броне танков была надпись «Отомстим за Зою Космодемьянскую». Современники от всей души отдавали почести ее памяти.

С наступлением  правления ельцинской поры все круто изменилось. В печати стали появляться статьи о том, что жители Петрищева сами сдали Зою Космодемьянскую фашистам. И даже нынешние жители села к девушке относятся отрицательно. Поскольку она пришла в их село, чтобы сжечь его начисто.

Что можно сказать по этому поводу? Действительно, когда Москва оказалась на осадном положении, был издан приказ Сталина о том, что надо сжигать поселения, чтобы врагам негде было отдыхать после боя. Война есть война. И в критической ситуации бывают довольно жесткие, и даже жестокие приказы. И Зоя Космодемьянская была именно в такой команде.

Только вот ей не пришлось участвовать в выполнении этого сталинского приказа. Зоя  была взята фашистами, когда поджигала всего лишь сеновал. Хозяин дома заметил ее и позвал из хаты фашистов. Те схватили девушку и тут же приступили к ее нечеловеческим пыткам.

Корреспонденту газеты «Правда»  Петру Лидову пришлось ночевать  в одной хате вместе с другими случайными людьми. Один из мужчин часто вздыхал и вел себя возбужденно и встревожено. Журналист поинтересовался, что его так беспокоит. И мужчина насказал о казни Зои Космодемьянской в их селе Петрищево. Петр Лидов провел дополнительное расследование и написал очерк. Он был опубликован в центральной газете ЦК партии «Правде» 27 января 1942 года. Вечером этого же дня мать хорошо известного в России поэта и певца Владимира Высоцкого прочитала его по Всесоюзному радио. 16 февраля 1942 года Зое Анатольевне Космодемьянской посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Подвиг 18-летней девушки вызвал в стране широкий отклик и душевные переживания. И не было тогда ни у кого и тени сомнения в беспримерном героизме Зои Космодемьянской. Было лишь горе из-за перенесенных девушкой страшных мук и восхищение ее стойкостью и самообладанием. Тогда часто цитировались ее последние слова перед казнью: «Мне не страшно умирать, товарищи. Это счастье – умереть за свой народ!»

 Эти слова Зоя произнесла для людей, согнанных не ее казнь.

А вот ее последние слова, обращенные к немцам: «Я не одна. Нас двести миллионов, всех не перевешаете!».

И ящик был выбит у нее из-под ног.
Долгие годы советские люди чтили память девушки-мученицы. Она была для всех святым человеком. Пока страна не стала переходить в своем развитии от автократии к безграничной демократии. Нашелся врач психиатр, который усомнился в подвиге Зои Космодемьянской. Он нашел у мученицы болезни, которые, по его утверждению лишили ее способности к движению и чувствовать боль. Беспредельная подлость в те ельцинские времена уже не вызвала прежнего негодования от такой клеветы и лжи.
 
И все-таки нашлись люди, которые опровергли эту инсинуацию. Народ не принял эту позорную ложь. Но ложь, тем не менее, прозвучала. Совсем недавно в одной из телепередач говорилось о том, что бывшая пресс-секретарь президента Украины Зеленского Юлия Мендель написала книгу о том, что украинский народ является родоначальником арийской расы в европейской среде. Муть несусветная.  Но для таких, как Юлия Мендель, наши метания в оценке некоторых событий в стране сущая находка. Они раздувают  бредни некоторых наших врачей психиатров и им подобных и делают из этого свою сомнительную известность.

В период дутой нашей всеобщей демократизации подверглись сомнению и героизм Александра Матросова, и молодогвардейцев. Будто Александр Фадеев в своем романе преувеличил роль в организации Олега Кошевого. Да и все молодогвардейцы не проявили такой храбрости, которую им писатель приписал. И, выходит, мне не надо было слушать свою землячку Анну, которая в годы оккупации жила в Краснодоне рядом с этими героическими ребятами. И многое происходило на ее глазах. И она, оказывается, не слушала прощальной песни молодогвардейцев в последний час  их жизни на земле.

Таких примеров опорочивания наших, казалось бы, славных событий немало. Выше уже говорилась о крейсере «Аврора», о матросах, служивших в исторический для России период на этом корабле. Шел разговор и о том, что вся слава досталась «Авроре», но не людям, которые были в ее экипаже.

В Воронеже есть журналист, Вячеслав Дубинкин, который посвятил исследованию истории крейсера и революционным событиям в нашей стране того времени  немало сил и времени. В целом представленные им  в печать  материалы носят доброжелательный характер. В них Евдоким Огнев предстает храбрым, добрым и душевным человеком. Вроде бы в нашей памяти он должен храниться как личность достойная почитания и преклонения перед ним.

Но есть в документах нечто такое, что колеблет некоторые из этих характеристик. Сразу после 25 октября по старому стилю в антибольшевистской печати появилась информация о том, что крейсер «Аврора» стрелял по Зимнему Дворцу боевыми зарядами. В историческом  здании вроде бы значительные разрушения. В Зимнем Дворце много погибших.

 Команде корабля пришлось выступить в газете «Правда» с разъяснением. В интернете о холостом выстреле комендора Огнева, о нем самом, его участии в гражданской войне и гибели можно прочитать довольно много вкладок. В одних предостаточно восторгов подвигом комендора «Авроры» Евдокима Павловича Огнева. Немало публикаций, в которых приводятся аргументы, отвергающие всякое его подобие. Выстрел был. Но никакой роли в свержении временного правительства не сыграл. И непонятно до сих пор, зачем его производили.

Во вставках о том историческом дне разные объяснения ситуации. Приведу лишь один из них. Автор этой ссылки разбил свой текст на подразделы. Один из них озаглавлен «Сигнал бдительности». Привожу его дословно.

СИГНАЛ БДИТЕЛЬНОСТИ

Уже сам факт присутствия в Петрограде «Авроры» и других «дружественных» большевикам военных кораблей в боевой готовности не мог не оказать психологического давления на Временное правительство. И он определенно его оказал, причем не только на обитателей Зимнего дворца. 27 октября 1917 года в газете «Правда» было напечатано письмо команды крейсера «Аврора», где было сказано: «Ко всем гражданам города Петрограда… Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защитить свободу и Революцию от контрреволюционеров. Печать пишет, что «Аврора» открыла огонь по Зимнему дворцу, но… открытый  нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего, но и прилегающих к нему улиц… Не верьте провокационным слухам…» В этом же письме матросы поясняют предназначение залпа «Авроры»: «Был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий к бдительности и готовности». Видимо, так с исторической точки зрения и следует трактовать знаменитый залп.
Казалось бы, в письме команды крейсера все разъяснено. Тогда зачем было огород городить о штурме Зимнего Дворца, о произведенных орудиями крейсера залпах? Эта легенда существовала многие годы. Даже Леониду Ильичу Брежневу пришлось ее защищать. Хотя из его слов можно сделать вывод, что генсек никогда изучением революционной ситуации в октябре 1917 серьезно не занимался.

Об октябрьской социалистической революции написано очень и очень много. Но почему-то так получилось, что о залпе крейсера, или об одиночном холостом выстреле ясности нет никакой. И за погибшего в боях против Каледина Евдокима Павловича Огнева становится неудобно. То ли он совершил тогда свой подвиг. То ли просто выполнил  всего лишь обычную команду  быть на всякий случай бдительным революционным отрядам Петрограда. Из вкладок, которые опубликованы в интернете можно узнать, что у революционера комендора и без этого холостого выстрела немало событий, которые характеризуют его как убежденного большевика и храброго человека.

История нашей страны безмерно богата яркими событиями. В ней много примеров проявления храбрости и героизма. Зачем же туда добавлять легенды, которые не находят документальных подтверждений? Такие легенды нисколько не красят нашу историческую память. Зато они портят наше историческое прошлое. Такие легенды используются в пропаганде против нас. Они кидают тень на нашу репутацию.

К сожалению, таких ошибок, легенд, и, как теперь принято говорить, фейков в нашей истории немало. Они умело используются теми, кто в наше сторону смотрит с неприкрытой враждой и презрением. Вот и  дожили мы до того времени, когда наша страна страдалица из  главного участника, борца против фашизма, победительницы во второй мировой войне превратилась в союзницу и сообщницу Гитлера. И если бы эту околесицу несли лишь некоторые вражеские силы. Им можно было бы сказать русской пословицей «Чья бы корова мычала, а ваша молчала». И на этом успокоиться. Но когда почти весь западный мир стал трубить в мощные басовитые трубы на одной согласованной ноте, трудно доказыать, что именно русские взяли на себя самый тяжкий груз  второй мировой войны.

Николай Гаврилович Чернышевский, когда писал свою научную диссертацию, беспредельно верил в наступление на земле всеобщего счастья по мере развития действительности и культуры. Федор Михайлович Достоевский  пришел к выводу, что красота спасет мир. Он также верил в наступление такого  момента. Поистине святые люди.

В нашу пору такие светлые надежды в голову как-то не приходят. У многих людей на земле в мыслях стала зреть тревога, что мир стал скучать по войне. Давно уже ее не было. Мир по ней, видать, соскучился. Потому и зазвучали голоса, что  все в мире устроено не так. Надо  коренным образом все поменять.

В советское время нам казалось, что противостояние западного мира и Советского Союза происходит  по причинам идеологических обстоятельств. Коммунизм Западу категорически неприемлем. Мы  же изо всех сил его строили. Теперь уже кажется, что западному миру было наплевать на наш коммунизм. Как они тогда в нашу сторону зло поглядывали, так и сейчас. Только получается так, что с еще большей злостью. Мы всем оказались поперек дороги.

Нам трудно верить и надеяться, что действительность будет благополучно развиваться и в конечном итоге принесет нам счастье. А искусство раскроет все прелести красоты. Нам надо думать о самосохранении. Поскольку в нынешнем нашем виде мы стали неприемлемы. Похоже, очень многим  на нашей земле мозолим глазам. И лучше уж нас в  этом мире совсем бы не было.








\