Елец опять молодец!

Юрий Красавин
Музыкальный фестиваль прославил его на всю Россию

Десять жарких июньских дней в городе Елец Липецкой области был явный напряг с гостиницами и парковками. Фестиваль классической музыки имени Тихона Хренникова, уроженца здешних мест, растянулся на полторы недели. Ставшие пешеходными центральные улицы города принимали гостей из Москвы, Санкт-Петербурга, Липецка, Воронежа и многих других городов России. Турист нынче стремится ездить не просто по городам и весям, а по фестивалям и культурным форумам, литературным чтениям и уличным представлениям. Среди приглашенных журналистов из столичных изданий не случайно оказался и представитель Великого Новгорода. У нас ведь тоже проходит детский музыкальный конкурс и музыкальный фестиваль классической музыки – рахманиновский. В последние два лета с организацией подобных мероприятий по стране очень непросто по медицинским причинам, но тем отраднее было побывать на празднике в Ельце.

Хорошо, что именитых артистов теперь можно увидеть не только в Большом да Малом театрах, но и в таких вот провинциальных городах, как Елец. Открыли праздник «Солисты Москвы» – камерный ансамбль под управлением Юрия Башмета, а завершился праздничный музыкальный марафон постановкой оперы «Сказание о граде Ельце, Тамерлане и деве Марии»,  где зрителям на реке предстало грандиозное шоу с участием около 250 артистов, а декорацией послужил уникальный ландшафт их города.
В обрамлении же двух столпов классики звучали романсы, маршировали духовые оркестры, исполнялся джаз, отнюдь не в тени было песенное и народное творчество.

Пора цветения

С пометкой «еду в первый раз» город Елец редко фигурирует в маршрутах у индивидуальных туристов, увлеченных поездками по российской провинции. Чаще всего услышишь – «И ты в Елец? Три раза там был уже…». Древнее поселение славян на пересечении множества торговых путей известно своими добрыми традициями гостеприимства, изысканной кухней в местных ресторанчиках, и грамотными, неравнодушными к вопросам гостей гидами. Называть Елец малым городом России после их вкрадчивых, но очень информативных рассказов просто язык не повернется. Скорее это славный, но, несмотря на широкую известность, все же пока еще недостаточно изученный россиянами центр с богатым прошлым, хитросплетением исторических судеб в строительстве российской государственности и весьма перспективным будущим.
Отличительное свойство таких городов России – их уверенность в том, что лишь какое-то недоразумение или прихоть властителя не позволили им встать вровень с крупными агломерациями. В частности, вот если бы елецкие купцы в позапрошлом веке  еще немного поднатужились и довели число церквей в городе до 33, всего двух не хватило, то столичные власти вынуждены были бы признать его губернским городом, и карта  России выглядела бы иначе. Ныне в Ельце проживает около 100 тысяч жителей, но здесь Красная площадь, Вознесенский собор работы архитектора Константина Тона, он же и храм Христа Спасителя спроектировал, и слава города, который костьми лег, но не пропустил без боя войско могучего Тамерлана в 1395 году к Москве.
Уездным городом быть тоже выгодно.  Многие областные центры в советской России были причесаны под сталинский ампир в центре с зачесом на пятиэтажные хрущевки по окраинам.  Городов с купеческого образца особняками не так уж много: Боровичи в Новгородской, Елец в Липецкой области… И сегодня в таких райцентрах еще можно ощутить дух той поры, когда купцы да мещане представляли собой относительно зажиточный класс зарождающейся российской интеллигенции. Их инициативы и благотворительность всячески поощрялись, что в целом способствовало росту культуры.

Опытный взгляд туриста, конечно, заметит на центральных улочках Ельца заброшенные жилые строения, и под ложечкой у него засосет: вот удачный случай отреставрировать особняк и  открыть гостиницу с рестораном и баней, где и сам живи, и гостей принимай. А вот еще один, который отдадут явно по дешевке, а там можно… Эх, уже с носилками строители из подвала выходят, мусор выносят, а глянуть в глубь веков подпола – так там сводчатые потолки кирпичной кладки, то есть весьма импозантную медоварню устроить можно. Идем далее, а кто-то дом-магазин «Цветы» возводит. Тоже хорошая идея: копаешься себе в любимых клумбах, а тебе все завидуют и рады букетик с собой унести, вот как удобно! Нынче прямо пора цветения для предпринимателей…

Люди и манекены

В Ельце уже пять частных музеев! Самый популярный, наверное,  посвящен елецким кружевам. Их когда-то поставляли в королевские дворы европейских стран. Современные барышни тоже не могут отказаться от покупок, глядя на узоры льняных накидок, воротников и манжеток. Кстати, ценится как ручная работа, так и машинная, потому как швейных агрегатов, способных выполнять сложные узоры, все меньше…

 В Ельце отчетливо понимаешь, что историческое прошлое может даже  выплескиваться через край, не помещаясь в рамки государственных сокровищниц культуры. Пример с ельчан уже берут в соседнем Задонске, куда нас возили в Троицу. Там туристу неожиданно, по пути в монастырь,  может броситься в глаза вычурный фасад обычной многоэтажки, где по стене сползают манекены. Заглянешь в такой на полчасика и обретешь полдня  разговоров с интереснейшим человеком, который взялся сравнивать несравнимое: наш расцветающий день частной инициативы и эпоху ковидоподобного распространения доносов Сталину. Около 200 манекенов и прочих раритетов чересчур прочного сплетения интересов государства и человека не дадут никому быть равнодушным. Улыбка ваша растянется на все три этажа экспозиции… Только вот не закончена она еще, не оформлена путем у бывшего собкора областной газеты. Автор и сам понимает, что подумать надо бы еще раз над концепцией музея, и базу сотрудничества с музейщиками выстроить. Да и заголовок «Музей истории СМИ» сменить – скучный. И действительно, «Люди и манекены» было бы куда лучше.
Из уже зарекомендовавших себя в Ельце именитых музеев туристу, безусловно, понравится, дом Ивана Бунина. Скромный деревянный дом напротив чьего-то вычурного особняка предстанет перед вами кладезем премудрости: как жить, чтобы слыть человеком степенным, скромным, но в то же время остаться на века великим и проницательным. То же можно сказать и про музей композитора Хренникова. Мальчишкой Тихон, а назвали десятого ребенка в купеческой семье явно в честь церковного просветителя Тихона Задонского, уроженца земли новгородской, бегал в местную церковь, чтобы вновь и вновь умиляться самому прекрасному инструменту человека – его голосу под сводами храма. А когда хор поет, так и вовсе заслушаешься…И простой паренек еще в пятилетнем возрасте дал себе зарок стать творцом языка эмоционального, что люди понимают и без слов.
 
Время ему, правда, досталось непростое – сталинщина, репрессии… А тут еще хозяин страны в 1948 году вдруг предлагает ему возглавить Союз композиторов…Откажешься – а вдруг у руля власти над творческими людьми встанет слишком уж принципиальная личность? И тогда не миновать мясорубки.

Тихон Николаевич оставил нам в наследство мало мелодий, мог бы больше сочинить, не свались на него административная должность. Интриги, бесконечные дискуссии по поводу того, как сочинять, кому дорогу давать – то ли авангардистам и модернистам, то ли все же держать линию доминирования мелодий, столь милых русскому сердцу… Часто, несмотря на разногласия, Тихону Николаевичу приходилось выручать коллег по нотному стану, вызволять из застенков. Даже тех, кто на него доносы писал. Союз композиторов при нем в советские годы был организацией богатой – хорошие гонорары получали все: и песенники, и модернисты.

По итогу мы благодарны Хренникову за все, но в первую очередь за то, что он внес лепту в кладовую русской мелодии, способной как ветер растекаться по континенту и объединять многие народы. Можно, конечно, послушать в наши дни концерт №2 для фортепиано с оркестром Тихона Хренникова в исполнении автора на ютубе, но это сочинение сложное, для подготовленного слушателя. Хренниковские же романсы и песни, попавшие в кинофильмы «Три товарища», «Гусарская баллада», «Много шума из ничего» и другие, сразу западают в сердце. Они и поныне служат для любителей мелодической музыки  той отрадой, что не дает им потерять ощущение счастья в современном бурно развивающемся мире. Сидя в беседке рядом с могилой Тихона Хренникова, а лауреат множества ленинских, сталинских и других премий пожелал быть похороненным именно на Родине, как не вспомнить прекрасные слова Михаила Матусовского, завершающие романс «Что так  сердце растревожено»:
 
«А когда придет пора цветения,
пусть они тебе расскажут обо мне!»

Хренников не только смог перенять лучшее у Петра Ильича Чайковского, но и как педагог Московской консерватории передал искусство творить незабываемые музыкальные произведения следующему поколению русский мелодистов, в том числе и своему ученику, Чайковскому Александру. Опера «Сказание о граде Ельце», звучащая раз в два года на берегах реки Быстрая Сосна, вовлекает нас в водоворот столь разноплановых событий в течение российской истории, порой быстрых и даже революционных, а порой словно спящих в смуте, что мы уже не можем оставаться безучастными. Кстати, по этимологической расшифровке река Сосна – вовсе не от названия дерева. Имя водной артерии от слова «всасывать», то есть вовлекать. Получается, что даже дерево сосна на Руси впитывает корнями  соки земли, а уж человеку и подавно суждено питаться музыкальным нектаром родных просторов и таких исторически значимых городов, как Елец.

Опубликовано также:https://portal-vn.ru/vpechatleniya/elec-opyat-molodec