19 июня 1942 года

Олег Каминский
На снимке: плавбатарея № 3 «Не тронь меня».

Североморский театр боевых действий:
Днем подводная лодка М-171 (капитан 3 ранга Стариков В.Г.) в Варангер-фьорде безуспешно атаковала двумя торпедами транспорт неприятеля (4.000 брт), следовавший в охранении 3 сторожевых катеров.
Авиация Северного флота бомбила Варде, вела разведку и прикрывала базы, выполнив 145 самолёто-вылетов.
Наши потери: сбито 3 самолёта и 1 самолёт не вернулся из разведполёта.
Противник трижды бомбил Мурманск и Росту.
Сбито 6 немецких самолетов.
Из Кольского залива в охранении эсминца «Куйбышев» и 4 британских тральщиков в Архангельск вышли ледоколы «Красин» и «Монткальм» (бывший канадский «Montcalm», переданный в рамках ленд-лиза) .
Береговая батарея № 191 вела огонь по укреплениям врага.

Балтийский театр боевых действий:
Подводная лодка Щ-317 (капитан-лейтенант Мохов Н.К.) западнее острова Готска-Санде в западной части Балтийского моря повредила торпедой датский транспорт «Орион» («Orion») (2.513 брт), шедший в балласте из Копенгагена в Лулео. Два человека пропали без вести при взрыве. Остальные были сняты шведской моторной шхуной «Вирго» и доставлены на берег. На переходе от полученных ран скончался еще один из членов экипажа «Ориона». Сам транспорт шведы спасли и отбуксировали в Висбю, где при осмотре судна найдены фрагменты торпеды с маркировкой на русском языке. 
Из-за плохой погоды самолёты Балтийского флота действовали только над Ладогой, где в ходе налёта на Питкяранту сбили 1 финский самолёт.
Противник обстреливал Ленинград и части Невского сектора.
Огонь по врагу вели 5 береговых и 1 ж.-д. батарея.
Велось траление в Финском заливе и на Ладоге.
Межбазовые переходы выполняли 1 подводная лодка, 1 сторожевой корабль, 3 тральщика, 1 катерный тральщик и 3 мотобота.

Черноморский театр боевых действий:
Противник продолжал медленно теснить наши части на северном и южном флангах Севастопольского оборонительного района, достигнув к исходу дня на Ялтинском шоссе отметки 53,5 и памятника Балаклавскому сражению, на севере — Северных укреплений, что позволило ему прицельно обстреливать Севастопольскую бухту.
За сутки у нас потеряно убитыми 732 человека и ранеными — 1.317 человек.
Вражеская артиллерия потопила в Севастопольской бухте сухогрузную баржу СП-78 и бот, уничтожила на аэродроме Як-1 и И-153.
Авиация Черноморского флота действовала под Севастополем, прикрывала базы, суда в море, вела разведку, а также бомбила объекты на керченском побережье, катера и суда в проливе, потопив 2 мотобота и 2 самоходные баржи, а также 1 торпедный катер у Ялты.
Немецкая авиация произвела до 1.000 вылетов в районе Севастополя, сбросила до 4.500 фугасных бомб и около 25.000 зажигательных бомб, в результате чего возникло до 500 новых пожаров, вышли из строя почти все предприятия.
На пути из Севастополя базовый тральщик БТЩ-23 «Якорь» (капитан-лейтенант Коровкин И.В.) был атакован 27 Ю-87 и повреждён.
В ходе налёта на аэродром Херсонес расчётом 37-мм орудия плавбатареи № 3 «Не тронь меня» (капитан-лейтенант Мошенский С.Я.) сбит Ю-88.
В 20 часов 20 минут при налёте 3 Ю-88 из I./KG.51 экипажу Oberleutnant Ernst Hinrichs удалось добиться прямого попадания в плавбатарею № 3 «Не тронь меня». Плавбатарея, на счету которой было 22 сбитых немецких самолётов была выведена из строя. Погибло 29 человек, в том числе и командир, ранено 27 человек.
В ночь с 18 на 19 июня в 1 час 48 минут, транспорт «Белосток» (2.034 брт), имевший на борту более 500 раненых и 200 эвакуируемых жителей Севастополя и идущий в охранении базового тральщика «Якорь» («Т-408») и пяти морских охотников, был атакован в 20 милях южнее мыса Фиолент немецкими торпедными катерами S-27, S-72 и S-102. Хотя пять торпед прошли мимо, шестая торпеда с катера S-102 (Kаpitanleutnant Werner Tоеniges) всё же попала в цель, и корабль быстро затонул. При этом погибло около 650-680 человек, лишь 157 человек (79 моряков, 75 раненых и 3 гражданских лица) кораблям охранения удалось поднять из воды и спасти. 
В ночь с 18 на 19 июня в 3 часа 45 минут торпедные катера Д-3 (старший лейтенант Чепик О.М.) и СМ-3 (старший лейтенант Карымов Д.С.) выпустили по причалам Ялты 4 торпеды, обстреляли их 82-мм реактивными снарядами и пулемётным огнём. Противник потерь не имел.    
Утром в 40 милях юго-восточней мыса Айтодор подводная лодка Щ-214 (капитан 3-го ранга В. Я. Власов), идущая из Севастополя в надводном положении, была атакована двумя итальянскими торпедными катерами. Торпеда с MAS-570 не достигла цели, зато командир катер MAS-571 Sottotenente Ettore Bisagno (по другим данным - Capitano di Сorvetta Curzio Castagnacci) сумел попасть торпедой в носовую часть лодки. Вместе с подводной лодкой утонули 46 членов экипажа лодки и до 60 эвакуируемых. Из экипажа лодки удалось спастись лишь двум советским морякам, которых подобрали из воды итальянцы.
В Севастополь прибыли подводные лодки Щ-212 (капитан-лейтенант Бурнашев И.К.), Щ-214 (капитан 3 ранга Власов В.Я.). На них, а также на прибывших поздней ночью на 19 июня М-32 (капитан-лейтенант Колтыпин Н.А.), М-118 (капитан-лейтенант Савин С.С.) и Л-4 (капитан 3 ранга Поляков Е.П.) было доставлено 165 тонн боезапаса, 10 тонн бензина и 10 тонн продовольствия. На исходе суток в главную базу прибыли ещё С-31 (капитан-лейтенант Белоруков Н.П.) и С-32 (капитан 3 ранга Павленко С.К.) с грузом авиабензина.
Кроме них межбазовые переходы выполняли 25 кораблей, подводных лодок и катеров.
Плавания 7 судов обеспечивали 3 тральщика и 11 сторожевых катеров.
Враг обстреливал косу Чушка.
Ответный огонь вели 5 батарей Керченской ВМБ.

Примечание: Использована публикация журнала «Морской сборник» за 1992 год, уточнённая и дополненная информацией из других источников.

Продолжение следует...