100 лет со дня начала создания книг Агни-Йоги

Наталия Ковалева 2
В прошлом году последователи Агни-Йоги отмечали 100-летний юбилей начала получения Рерихами учения Агни-Йоги. К передаче Рерихам текстов нового учения Махатма М. приступил сразу же после начала общения с Рерихами.
А летом этого года исполнилось 100 лет с тех пор, как Учитель Мория дал Елене Ивановне поручение составить из Его сообщений, полученных Рерихами на сеансах общения с Ним, первую книгу нового учения. «Урусвати, читай сеансы и отмечай для книги»  – указал Махатма своей сотруднице 17 июня 1921 года.
Именно тогда, в 1921 году, Елена Ивановна приступила к составлению книг нового учения.
 С тех пор Махатма М. не раз касался вопросов издания передаваемых Им текстов  в виде книг нового учения: «Нужно готовить книгу сеансов. Мое желание, чтоб она вышла до Индии по-русски» , – передавал Он Рерихам, когда они были уже в Америке.
После составления книг Агни-Йоги  из текстов, переданных Учителем, Рерихи должны были опубликовать эти книги, сначала на русском языке, а затем и на других европейских языках.
В своих сообщениях Учитель подчеркивал, что создание нового учения – Агни-Йоги, или Живой Этики, и распространение его было одной из важнейших составляющих духовной миссии, доверенной Рерихам Белым Братством. Живая Этика была тесно связана с предшествовавшим ей учением теософии, которое возвестила миру Е.П. Блаватская. В «Тайной Доктрине»  и других работах Блаватской  были изложены важнейшие разделы философской доктрины Махатм, прежде всего учение о многомерной духовно-материальной структуре всего мироздания и человека и законах эволюции Космоса и человечества. Агни-Йога продолжила эту тематику, причем основной акцент в ней был сделан на этико-философских, практических аспектах учения Махатм.
По поводу преемственности теософии и Агни-Йоги в одной из книг Живой Этики говорится: «Могут спросить – в каком отношении находится Наше Учение к Нашему же, данному через Блаватскую? Скажите: каждое столетие дается после явления подробного изложения кульминация заключительная <...> Так Учение Наше заключает «Тайную Доктрину» Блаватской» .
Относительно основного названия передаваемого Им учения Махатма сообщал:
«Можете предложить Мне наименование Йоги Жизни, но, может быть, наиболее определительное будет Агни-Йога. Именно стихия Огня  дает этой самоотверженной йоге наименование». Второе название Агни-Йоги – Живая Этика – акцентирует его практическую духовно-этическую направленность. Живой Этикой это учение  было названо, по-видимому, для того, чтобы подчеркнуть отличие духовной этики во взаимоотношениях между людьми от обычной, формальной, светской этики. Во всяком случае,  в одной из книг Агни-Йоги говорится: «…неотложно нужно твердить о Живой Этике. Ведь Священная Этика превратилась в дурацкий этикет и сделалась печатной этикеткой» . Впоследствии появилось еще одно, третье название Агни-Йоги – Учение Жизни, подчеркивавшее практическую, жизненную направленность нового учения Махатмы М.

Новое учение, в отличие от теософии, передавалось именно на русском языке, следовательно, предназначалось прежде всего для России. Передавая Агни-Йогу на русском языке и через русских людей, Учитель Мориа тем самым подчеркивал значение России в будущей духовной эволюции всей планеты. В «Надземном» об этом говорилось:  «…при изучении Наставлений следует иметь в виду не  только содержание их, но и язык, на котором они даны: Учение дается не без причины на определенном языке. Можно исследовать все учения от давних времен и понять, что данный язык показывает, какому народу надлежит проявить ступень восхождения. <...> Так, язык, на котором дается Учение, есть своего рода дар известному народу» .
При этом авторы Агни-Йоги подчеркивали, что передача учения на каком-либо определенном языке не уменьшает мирового значения данного учения, но просто подчеркивает ведущую роль того или иного народа в процессе духовной эволюции всего человечества: «Не подумайте, что тем самым Учение теряет мировое значение. Каждая истина общечеловечна, но каждый период имеет свое задание и каждый народ имеет свою обязанность» .
Какова была цель создания и распространения в мире учения Живой Этики? Учителя Шамбалы считали, что спасти мир от нравственной деградации могло только одно – духовное знание, принесенное на Землю в новом учении Белого Братства. Только новое учение, соответствующее духу эпохи, могло вернуть людям истинное понимание смысла жизни, утраченного ими в погоне за материальными ценностями. Эту задачу и выполнили Рерихи, насытив культурное поле планеты новыми идеями и дав миру знание о грядущей эпохе перемен.  Создание Агни-Йоги стало очередным шагом Учителей на пути реализации Их плана, направленного на ускорение духовной эволюции человечества.
Одна из важнейших конкретных целей нового учения состояла в том, что Махатмы называли расширением сознания.  Этот термин означал прежде всего расширение кругозора людей, переход их сознания и менталитета на более высокий эволюционный уровень. Под этим, в свою очередь, понималась способность человека выйти за пределы маленького мирка своей личности и мелких эгоистических интересов, объять своим разумом все человечество, планету и Космос, расширить границы своих интересов до вселенского размаха.
Конечно, достижение этой цели требовало долгих веков и тысячелетий, ведь речь шла об эволюционном преображении массового сознания. Ускорить эту задачу, максимально содействуя расширению, то есть эволюции сознания, должны были знания, содержащиеся в новом учении. Елена Ивановна не раз писала о цели нового учения Махатм в письмах друзьям, иногда цитируя его тексты: «Первая задача Живой Этики – расширить сознание <...>» .
Неотъемлемой частью процесса расширения сознания Махатмы считали формирование в социуме нового, более объективного мировоззрения, не ограниченного ни религиозным догматизмом, ни узко-материалистической научной парадигмой (и соответствующим описанием картины мира). Новое мировоззрение должно было открыть человеку истинную картину мира и показать ему истинный смысл его жизни как существа не только земного, но и космического. Для этого, в свою очередь, необходимо было донести до сознания людей идею многомерности Космоса и огромного влияния иных планов бытия на земную жизнь. В письмах    Е. И.  Рерих по этому поводу говорилось: «Истинно, самый ужасный бич человечества – его узкое мировоззрение. Лучшие люди думают, что явление их кругозора есть главный ключ к спасению мира, но границы этих мировоззрений не идут дальше физического мира. Представители церквей сулят народу спасение духа, но дальше физического мира не идут. Народные вожди направляют мысль своих народов к переустройству, но дальше низших сфер они не ведут. Так можно перечислить все степени человеческого водительства, и становится жутко за тот тупик, в который вошло человечество» .
Учению Живой Этики (как и теософии) принадлежала особая роль в формировании в обществе более объективного мировоззрения. Это учение содержало в себе глубокие знания о природе и человеке, которые, в ряде случаев, уже во времена Рерихов подтверждались передовыми учеными. Авторы Агни-Йоги утверждали, что эти знания являются частью древнейшего  культурного наследия всего человечества, тайно существующего на Земле с незапамятных времен. Откуда именно появился этот таинственный пласт человеческой культуры – науке еще предстоит выяснить.

 (По материалам книги Н. Ковалевой «Елена Рерих. Заклятие огня». М.:, Эксмо, 2020.)