ДонНУЭТ. Несколько слов о Баширове И. Х

Ирина Некрасова
Однажды, в жаркий летний день, а если точнее, ровно три года назад, в Интернете появилась такое печальное сообщение: «С прискорбием сообщаем, что 15 июля 2018 года не стало нашего коллеги Баширова Ислама Халидовича (1942 - 2018 гг.) - кандидата экономических наук, профессора кафедры маркетинга и коммерческого дела, декана факультета маркетинга, торговли и таможенного дела». 

А теперь мы с вами садимся мысленно  в машину времени и отправляемся в путешествие назад, еще в советскую страну, которая называлась СССР и, в которой люди жили, как сказала однажды известная актриса, художественный руководитель и директор МХАТ имени Максима Горького Татьяна Доронина, «как за каменной стеной».  Итак, начнем. 

В один из жарких летних дней я, как многие выпускники школ, пришла сдавать свои документы для поступления в ДИСТ.   Председателем приемной комиссии тогда был Баширов Ислам Халидович.  Пока сдавала документы, пришлось зайти к нему в кабинет.  Смотрю, передо мной  -  красивый довольно молодой мужчина, высокий, худощавый,  хорошо сложенный.  Волосы черные с редкой тогда еще проседью, которая, надо сказать,  только украшала его, придавая внешнему виду благородства. Лицо характерное для жителя Кавказа, глаза черные – короче, на вид очень интересный мужчина.  Разговаривал он  тогда с явным южным акцентом. Я, хотя и  очень волновалась, однако все это заметила «схватила» за каких-то несколько минут.

Потом уже, на третьем курсе он преподавал у нас предмет «управление торговлей»,  и, если честно, это был сплошной кошмар, сейчас расскажу почему. Нет, лекции Ислам Халидович читал интересные, но он буквально заставил нас выучить наизусть весь конспект.  Дело в том, что на проработках он ставил нам оценки, не выше тройки (тройка была по факту  вроде как пятерка, двойка что-то около четверки). У нашей группы в арсенале были даже единицы(!).  Представьте себе - в группе был из-за всех этих «нововведений» настоящий Бум.

Лично у меня была твердая «пара» - короче, нас он ломал, как хотел.  Однако конспект его  к концу семестра, как и следовало того ожидать, вся группа знала уже не просто близко к тексту, а наизусть,  а точнее -  просто могли цитировать его справа налево,  слева направо, сверху вниз, и снизу вверх,   и даже с середины любого предложения. И это, даже если разбудить нас ночью – что-то вроде знания таблицы умножения.   

Сейчас все это смешно вспоминать, но тогда нам было не до смеха,  однако улучшение обстановки началось, когда  мы, все же, блеснули своими рефератами. Правда, надо отдать ему должное - экзамены он принял у нас  хорошо. У всех были только четверки и пятерки, на этот раз сработало меткое высказывание А.В.Суворова, ставшее впоследствии афоризмом «Тяжело в ученье - легко в бою».

Когда я после работы в госслужбе пришла в университет, у нас в корпусе, где я училась, был очень хороший актовый зал, где на праздники наши студенты устраивали самые настоящие, почти профессиональные концерты. Ислам Халидович всегда приходил на все концерты, Дебюты первокурсника, а также Юморины (последние, правда, обычно проходили во дворце молодежи «Юность») и всегда болел, как декан, за свой факультет. Он все время настраивал студентов своего факультета, так, чтобы  они были самыми  умными, самыми талантливыми, в общем, во всем только самыми-самыми-самыми! И это совсем не случайно, потому что он сам, когда учился, был лучшим студентом в институте. Об этом мне недавно сказала моя бывшая сотрудница, которая училась одновременно с ним и была на два курса младше.   

Когда в 2008-2009 годах начался кризис, который заварили в США,  многим людям перестали платить зарплаты или по-крупному их задерживать,  он сказал, что никого из контрактников не отчислять за неоплату учебы.  Заплатят, когда будут деньги.

Это был человек, который  умел поддерживать дисциплину на факультете, как ни на каком другом факультете или институте. Если хотите знать, для этого у него были свои, даже немного похожие на детективные, методы. Тем не менее, дисциплина среди студентов всегда была на высоте.

А еще он помогал людям, которые попали по каким-то причинам в беду и обращались к нему за помощью. И таких случаев, за его долгую трудовую жизнь, наверное, было немало.

Вообще, он, конечно, был человеком   творческим, хорошо танцевал и однажды всех немного удивил тем, что станцевал вальс на сцене актового зала с артисткой нашего театра оперы и балета, приглашенной для выступления в университет. И это у него совсем неплохо получилось! А было это так. 27 апреля 2016 года «Донбасс Опера» выступала у нас со своей программой «Донбасс Опера с любовью». Благодаря молодым артистам нашего оперного театра мы все попали под чарующее впечатление музыки и танцев. Однако не всегда все идет по сценарию, иногда на концертах  случаются «экспромты». Так получилось  и на этот раз. Вот на сцене появляется прекрасная молодая цыганка. Костюм на ней ярок, прекрасны черные блестящие локоны, манящие черные глаза сияют внутренним огнем.  И все это на фоне ее страстного танца и заразительного  пения!  Да, как же тут молодой и привлекательной исполнительнице ни получить прекрасный букет из рук декана факультета И. Х. Баширова? И еще ни пройти с ним тур танца на сцене?

У него был своеобразный юмор, наверное, не всегда и не всем понятный. Лично меня он на День учителя, встретив на лестнице,  поздравил так: «Поздравляю с Днем учителя самого хорошего преподавателя кафедры компьютерных технологий». Наверное, я даже покраснела в этот момент от удовольствия, получив такой лестный, но, безусловно, абсолютно шуточный  комплимент, потому как, начнем с того, что  я  не преподаватель вообще. 

Нашу преподавательницу по кондитерским товарам Бровко Ольгу Гавриловну, как истинный джентльмен, на 8 марта он, поздравляя,  назвал вообще Легендой университета.

И вот еще один совсем немаловажный  штрих - когда у нас началась война, Ислам Халидович, в отличие от  многих других наших сотрудников, да и вообще жителей города, не уехал ни на Украину, ни в Россию. Хотя, должна вам сказать, было реально страшно всем. Он остался с университетом, с преподавателями, со студентами, вообще с дончанами.

Буквально через несколько дней после того, как его не стало, я встретила одну из наших студенток - Юлю, с которой время от времени общалась. Она работала  в  ближайшем к нам  магазине  контролером-кассиром. Девушка была очень расстроена. Настолько, что она сказала мне буквально следующее: «Теперь мы никому не нужны. Никто за нас так болеть уже не будет».  Я ничего не прибавляю, только передаю сказанные ею слова.

Все это – всего лишь несколько штрихов, легкий набросок жизни, безусловно, человека яркого, который отдал практически всю ее своему университету и факультету.

Почему-то часто вспоминаю, когда сейчас слышу песню «Скажи хоть слово, скажи», под которую молодежь танцует лезгинку на набережной Каспийского моря в Махачкале,  нашего бывшего декана. Это все было родным для него, хотя песня эта новая.


P.S. Недавно зав.сектором библиотеки Балиоз Валентина Ивановна собрала об этом ярком человеке воспоминания  коллег и бывших студентов. И вот здесь результат ее работы: https://youtu.be/fAVT84j_mEs