Тёплый Март

Тамара Авраменко
Тёплый Март

     Подгоняемая дерзкими лучами зима, прилично поднадоев холодом и насолив гололёдом, поспешно убралась. Ветры-непоседы зализали последние раны, высушив талую воду в колеях просёлочных дорог и неровностях тротуаров. Март выдался, на удивление, тёплым. Набухшие почки разом треснули и явили миру зелёные язычки.
       Мальчик родился крепеньким, с хорошим весом.
 - Я назову его Мартин в честь любимого героя Джека Лондона, - сказала Валентина  соседкам по палате, родившим девчонок. – А по-домашнему буду звать Мартом.
- А муж не будет против? – спросила одна из молодых мамочек.
- Муж объелся груш. Слыхали? Нет мужа.  Отчество и фамилию свои дам. Мартин Павлович Тёплый. Звучит? Сама подниму сына.
- Что ж это получается, девчонки, Март, да ещё Тёплый. Надо же, какая фамилия! Выходит, в мир пришёл Тёплый Март, - тонко подметила вторая соседка.
       В ЗАГСе хорошенькая брюнетка, регистрировавшая ребёнка, мило улыбнулась и сказала:
- Мартин! Редкое имя. Пусть принесёт мальчику удачу.
   
      Рос Март непоседой, отличался сообразительностью. Однажды к нему пришёл Стасик, сосед по площадке. Играли в игру «Найди предмет». Прятали по очереди металлический шарик от подшипника.  Уже все потайные места были известны. Тогда Март положил шарик в правое ухо.  Стасику надоело искать, он потребовал показать шарик. При попытках достать гладкий предмет  ускользал и проваливался глубже.
       Врач долго возился, шарик удалось извлечь при помощи магнитика. Но на правое ухо Март стал слышать хуже на 20 %. Это было начало его потерь.
       Мама преподавала в детской музыкальной школе, а после работы к ней приходили ученики заниматься на дом. Март рос сознательным ребёнком. Видя, как трудно матери, рано стал самостоятельным. Ходил в магазин за продуктами, готовил нехитрые блюда, занимался уборкой.  Существовало непреложное правило: с друзьями общаться во дворе и в дом не водить. Одиночество развило в нём мечтательность и ранимость. А мечтал Март о небе, хотелось стать лётчиком. Это была его тайна. Однако с раннего детства ему был уготован путь в музыку.
- В нашем роду все музыканты. Надо продолжить традицию рода. Не так ли, Мартик? – говаривала мама.
      По вечерам он сидел на подоконнике и смотрел на башенку с флюгером, видневшуюся среди крыш. Башенка украшала старое здание краеведческого музея. Но Март представлял себе замок, в башне которого томится благородный рыцарь. Видел себя в роли освободителя. Башенка притягивала к себе, и он решил во что бы то ни стало побывать в ней. В голове созревало множество планов. Помог случай.
      Однажды класс повели на экскурсию в музей. Пока одноклассники толпой переходили из зала в зал, он прошмыгнул на «чёрную» лестницу, полный уверенности, она ведёт в башню. Поднявшись наверх, мальчик остановился у приоткрытой двери. От напряжения колотилось сердце. Башня оказалась комнатой в виде пятиугольника с непривычно высоким потолком. На каждой стене по два длинных узких окна. Стеклянная дверь вела на балкончик, окружавший башню. Балкон оцепляла железная оградка, высотой по пояс. Март обошёл вокруг, разглядывая лежащий как на ладони городок. От высоты и волнения кружилась голова. В голубой вышине плыла серебристая стрела самолёта.
- Э-ге-ге! – заорал он что было силы.
      Кто-то крепко схватил за плечо.
- Эй, пацан! Ты как тут оказался?  -  вернул к реальности голос электрика. Март решил молчать. Разве этот взрослый дядька поймёт! Но тот помог отыскать класс и незаметно влиться в коллектив.
      После этого случая Март задумал тренироваться, чтобы не бояться высоты. В качестве тренажёра выбрал дерево. Это была старая яблоня, росшая на меже двух дворов. Благодаря раскидистым ветвям, на дерево взобраться не составляло труда.
- Сегодня прыгну, - решил он.
      Взбираясь с ветки на ветку, Март оступился и шагнул мимо. Страшная боль до звёздочек в глазах обожгла левое колено. Он ударился о кирпичи, валявшиеся под деревом.
     Потом были долгие скитания по больницам, операция. Ему удалили коленную чашечку, и теперь нога не гнулась. При выписке хирург шутил:
- Ничего, Мартин, что нога не гнётся. Девчата любят не за то.
       О небе можно было только мечтать. А Марту так хотелось рассекать небесный океан сверхзвуковым самолётом. Мечта разбилась о камни под яблоней, обозначив ещё одну потерю. Нужно было выплеснуть накопившееся в душе. Ночью он вышел во двор и спилил старое дерево.

     Валентина Павловна с пяти лет стала обучать сына нотной грамоте. И хотя его слух  пострадал от детской шалости, музыкальный слух был абсолютным. Для мальчика основным инструментом был выбран аккордеон. Мама считала его самым мужским инструментом. Март учился с удовольствием, не доставляя хлопот.
       К Новому году в гости приехала бабушка. Март сам не понимал, как так происходило, что ей он доверял самое сокровенное, то, чего никогда не рассказал бы маме. Так бабушкина память хранила первую пробу выкурить сигарету с соседом Стасиком в отсутствие мамы; обсуждение вопроса, как привлечь внимание одноклассницы Олечки Ястребовой; признание, что вместо трёх литров молока купил два, а сдачу потратил на мороженое и, конечно, мечту о небе.
- Небо оставь другим. В нашем роду все музыканты. Дед твой преподавал в консерватории. Был довольно известным в музыкальных кругах. И ты подружись с музыкой, - наставляла бабушка.
- Вы с мамой словно сговорились, - заметил Март.
      Бабушка жила в 60 км от города в районном центре. Приезжала по праздникам, Март гостил у неё на каникулах. Новый год встречали втроём.
      После первых тостов и поздравлений Март сказал:
-  Мамочка, я подготовил тебе подарок.
      Он растянул меха аккордеона, комнату заполнили торжественные, величавые звуки «Полонеза Огинского». Март знал: это любимое произведение мамы и готовил ей сюрприз. На глаза Валентины навернулись слёзы.
- У меня, Мартик, тоже кое-что есть для тебя, - засуетилась бабушка и скрылась в спальне.
      Это была тонкая трость ручной работы из прочного дерева тёмно-коричневого цвета с изящной ручкой.
- Трость твоего деда. А привёз с войны. Когда шли с боями, освобождая Польшу, был ранен в ногу. Сосед по палате смастерил. Уже после войны Дедушка покрасил её, вскрыл лаком, и стала как новенькая. Береги, это память, а если пригодится, пользуйся да деда вспоминай.
       После застолья Валентине неожиданно стало плохо. Острая боль пробежала по животу и улеглась где-то в спине. В ванной комнате её вырвало, и она решила, что-то съела не то. Но в последующие дни боль периодически возвращалась. Бабушка забила тревогу.
- Надо обследоваться.
- Я боюсь.
- Лучше знать правду.
        Диагноз обухом свалился на их головы: онкология. Начались хождения по докторам и клиникам, прибегали к советам знахарок, находили рецепты народной медицины - ничто не помогало. Не спасла и операция. Валентина Павловна угасала на глазах. Март не отходил от матери: кормил с ложечки, менял бельё, делал уколы. Бабушка осталась у дочери и вела хозяйство.
     В тот день, закончив утренний туалет, Март проследил за взглядом мамы и увидел: глаза её остановились на аккордеоне.
- Поиграть? – догадался он. Мама закрыла и тут же открыла глаза, подтверждая желание.
      Комнату наполнили торжественные звуки полонеза. Март играл как никогда.  Казалось, всю свою боль вкладывал в каждую ноту. Играл, а в глазах стоял туман. Сердце рвалось на части, он догадался: мама не хочет, чтобы он видел её уход.
        Когда Март подошёл к кровати, мамина душа была уже далеко. Он опустился на колени перед бездыханным телом и долго всматривался в дорогие черты.
- Прощай, мамочка, прощай, любимая, - шептали губы.
      Он не заметил, как вошла бабушка и запричитала:
- Отмучилась, доченька… отмучилась бедняжка…  Царство тебе небесное.

         Март с бабушкой ехали в Озерки, посёлок городского типа. Отец Стасика дал адрес мастерской, где можно было заказать хороший памятник на мамину могилку. Сосед заверил, что делают качественно и недорого.
       Людей в автобусе было мало. Да это и понятно: будний день, с утра народ разъехался кто куда.
       Месяц март в этом году выдался капризным. На смену робкому солнышку, заявившему о своих правах и гулявшему по небу дня три, с запада приползла тёмно-серая туча и выплюнула на землю остатки снежной крупы. Пришлось на время отказаться от лёгкой демисезонной одежды и снова залезть в надоевшую зимнюю курточку.
      Автобус остановился, и водитель объявил:
- Озерки! Кто спрашивал, выходите.
     Март с бабушкой вышли последними. От трассы до посёлка с полкилометра. Спрыгнувшие первыми уже были далеко. Март старался приноровиться к скорости своей дорогой спутницы. Он был благодарен ей, всё-таки удалось оформить над ним опеку и тем самым дать возможность доучиться 11-й класс в родной школе.
        Они поравнялись с небольшим озером, где летом плескались и утки, и дети, а на травке загорала местная молодёжь. Сейчас озера не было видно под сыпавшей и сыпавшей снежной крупой.   И только по кустам верболоза можно было увидеть, где начинается берег.
        Вдруг со стороны озера ветер донёс детский крик. Ребёнок отчаянно звал маму.
- Бабуля! Слышала? Я сейчас!
       Он побежал, оставляя позади борозду рыхлого снега, тот забивался в ботинки, холодил ноги.
      Это была девочка лет пяти. Маленькие ладошки хватались за кромку льда. Выломав несколько длинных прутьев, Март лёг и пополз, отталкиваясь здоровой ногой и работая локтями.
- Хватайся и держись крепко! – крикнул он.
      Девочка ухватилась, и Март осторожно потянул, молясь про себя, чтобы прутики под тяжестью не сломались. Намокшая одежда тянула ребёнка вниз. Несколько раз Марту казалось, вот-вот он сам уйдёт под лёд. Она уже не кричала, только усердно сопела, доверив своё спасение незнакомцу.
       Теперь спасённому ребёнку грозила другая опасность – холод. Держа девочку на руках, Март вышел на середину проезжей части. Неважно, в какую сторону будет ехать автомобиль. Он не сойдёт с дороги, остановит.
- Как тебя зовут?
- Люба.
- Почему ты здесь одна?
- Я шла за вербочками. А там…  там скользко и яма. Я её не заметила и упала…  и-и хочу к маме-е… - заплакала Люба.
- Где ты живёшь?
- В Озерках.
      Первая же машина остановилась, и через несколько минут они въехали в посёлок.
- Вон, вон наша хата! – обрадовалась девочка, показывая на дом в начале улицы.
     Март и сам догадался: у ворот суетились люди, что-то оживлённо обсуждая. Он вынес малышку.
- Ваша пропажа, уважаемые?
- Наша, наша! -радостно воскликнула молодая женщина, видимо, мама девочки. – Любаша! Ой, горечко! Мокрая до нитки. Гриша, грей воду да звони Семёновне. Лёгкие надо послушать.
- Хозяин, парня благодари. Он девчушку спас. Вытащил из полыньи. А мне пора. Всем до свиданьица! – попрощался водитель, подбросивший их до Озерков.
           Бабушка обняла внука.
- Какой ты тёплый, Мартик! Душа у тебя тёплая. Как тебе идёт наша фамилия! Впрочем, нет ли у тебя температуры? Тоже весь промок, ползая по снегу.

      В консерватории шли выпускные экзамены. Мартин Павлович вышел из дому в хорошем расположении духа. Сегодня сдавала сильная группа. Много талантливых, среди которых Роман Тёплый, его сын. И пусть злые языки распускают слухи, что папаша проталкивает своего, он знает: Ромка – парень гордый, всего добивается сам. Если сегодня сдаст последний экзамен на отлично, Март подарит ему трость, семейную реликвию.
- Ребята, я узнала, на экзамене будет профессор Тёплый, - сообщила группе староста.
- Это не новость. Он каждый год слушает выпускников, - охладил пыл девушки юноша в очках и тут же кивнул в сторону: - Лёгок а помине. К чему бы это? Надо поплевать через левое плечо.
-  Тёмный ты, Гоша! Веришь в приметы?
-  А Что? Тебя это напрягает? – не сдавался Гоша. – Всем известно, если перед экзаменом прикоснуться к его трости, сдашь за милую душу.
- Я тоже с первого курса об этом слышал, - подключился к разговору ещё один парень, - но ни разу не рискнул. Говорят, он сердится.
     Мартин Павлович давно заметил группку выпускников, что-то живо обсуждавших. Сейчас подбегут и станут хвататься за трость, того гляди, сломают. Он остановился у двери, затем резко повернулся и подошёл к тут же примолкшим ребятам.
- Что стоим? Налетайте. Две минуты она ваша, - он протянул трость и с улыбкой наблюдал, как та побежала по рукам ликующих студентов. А желающих с каждой минутой становилось всё больше и больше.
                07.07.2021







-