Я ждала 11

Щавелев Иван
* * *

Петербург встретил Мишу неласково: дождём, прохладой и пасмурным небом. Такое иногда бывает, вроде, ещё ничего не произошло, но интуиция подсказывает, что, за что бы ты в этот день не взялся, даже за самое простое и привычное дело, обязательно случится провал или конфуз.
С самых первых минут в городе на Неве Мишу не покидало ощущение, что он в принципе зря сюда приехал. Первое время он связывал это с отсутствием Стаси. Смех смехом, а ведь реально она была его талисманом! Приятно и легко писалось, когда он знал, что она бродит где-то по окрестным улицам, дворикам, скверам, паркам. Появлялось приятное осознание своей нужности хоть кому-нибудь. А вот теперь их разделяло семьсот километров…
Но потом он вспомнил их разговоры незадолго до отъезда, проводы, и это ощущение вроде отпустило. Нет, вроде, и правда дело было не в отсутствии Стаси, но, чёрт возьми, почему ему хочется тут же взять обратный билет и в эти же самые минуты удрать из Северной столицы!
Для приезжих учеников была организована экскурсия. Их встречали у Московского вокзала и тут же сажали в автобус. Маршрут был самым обыкновенным: Дворцовая площадь – Исаакиевский собор – Нева – Петропавловская крепость. В это сложно поверить, но Мишу не впечатлило ровным счётом ничего! Чувство непричастности к окружающему никак не хотело его отпускать. Эти балконы, атланты, холодный и шершавый гранит давили на него, прибивали к земле, будто-то бы мощнейший пресс. Он слушал невнимательно, фотографий практически не делал, лишь в том случае, если экскурсовод акцентировал на чём-то особенное внимание, мол, получится  замечательный снимок! Он чувствовал себя жутчайшим провинциалом, если даже не отшельником из старообрядческого скита. Вот настолько не в своей тарелке чувствовал себя Миша!
И надо ли после этого рассказывать, что олимпиада прошла для него не лучшим образом. Он вышел из аудитории через час после начала, за два часа до конца, самым первым из всех. Некоторые ребята так удивленно, а некоторые даже с нескрываемой ненавистью посмотрели на него: «Небось думают, что я какой-нибудь вундеркинд!»- впервые в Петербурге мысленно для себя пошутил Миша. Теперь можно было гулять: с результатом олимпиады всё было понятно, а поезд был только поздним вечером. Стасе решил позвонить через два часа, как будто только что вышел из аудитории. Она ведь всё знает, всё доподлинно знает про олимпиаду. Пусть эта история про апатию, про ранний уход, про провал останется для неё тайной. Стася поверит, если он расскажет ей, что задания были слишком уж сложны. Да, и она в принципе готова к его провалу, так что всё будет нормально…
Миша брёл, не разбирая дороги, погружённый в свои мысли и преисполненный желания, как можно скорее дожить до вечера и до той самый минуты, когда он сможет сесть в поезд.
Пройдя через какой-то сквер, он оказался на набережной. К самой кромке воды вели ступеньки, на которых в полном одиночестве расположилась девушка с «зеркалкой». Она была так увлечена фотографированием видов, что казалось, если бы Миша имел в душе недобрые мотивы, то ему бы запросто удалось стянуть сумочку с объективами, которую она неосмотрительно оставила у себя за спиной.
Миша спустился к воде, намочил руки, умылся. Ноль внимания со стороны девушки. Но пока оно Мише и не требовалось, ему захотелось рассмотреть незнакомку получше. Сумка, увешанная всевозможными значками, «конверсы», рваные джинсы, не по размеру широкий пуловер, отсутствие какой бы то ни было косметики, растрёпанные рыжие (неужели настоящие?!) волосы.  Не сказать, что она была красавицей при виде которой тут же перехватывает дыхание, а голова перестаёт работать. Нет, самая обыкновенная, но, и это привлекло внимание Миши, увлечённая девушка. Пока он рассматривал её, пока ходил по мраморной пристани туда-сюда, пытаясь надышаться прохладным речным воздухом, она вела себя так, будто до сих пор сидит и фотографирует в одиночестве.
- Неужели вам не холодно?
- Что, простите?
Оказывается, она была ещё и в наушниках.
- У вас в Петербурге такие ветра…. Неужели не замёрзли?
- Нет, всё хорошо! Не переживайте! Я уже привыкла к нашей погоде. А вы не местный?
- Не! Я только вчера приехал в Петербург, а сегодня в одиннадцать вечера поеду обратно.
- Что-то вы совсем на чуть-чуть…
- Школьная олимпиада по истории.
- Как круто! А вы знаете историю?
- Что-то вроде того…. Меня Миша зовут! А то это «выканье» немного напрягает!
- Меня, если честно тоже! А я Таня! Очень приятно познакомиться!
- Взаимно!
- У меня с историей жуткие проблемы…
- В каком классе учишься?
- В одиннадцатом. А ты?
- В десятом.
- Везучий! Я  в том году в школу почти не ходила, фотографировала, искала места.
- И как же тебя в одиннадцатый класс перевели?
-  Да, я же всё сдала, ответила! Я же не совсем тупая!
- Это радует! Куда поступать думаешь?
- На юридический. Родители всё время говорят, что нужно получить нормальное образование и профессию.
- А ты, как я понимаю, имеешь свое мнение на этот счёт?
- Да, не скажу, что я в восторге. Я бы хотела заниматься фотографией, но… они в чём-то правы.
- Это лично твоё мнение или родители убедили?
- Как тебе сказать…. Я реально смотрю на вещи. И допускаю большую вероятность того, что из моего хобби ничего не выйдет. Да, и, может, сама через год-два пресыщусь всем этим. А так… у меня будет хоть что-то.  Да, и зачем эти конфликты, споры, лучше спокойно плыть по течению и решать проблемы по мере их поступления.
- Ну, я согласен, что не всегда из хобби стоит делать профессию, но…учиться на факультете вещам, которые тебе не нравятся….. Не бросишь ли ты скорее это дело, чем фотографии?
- А я разве сказала, что мне это не нравится? Я ещё даже не пробовала. Может, я и втянусь. Да, и повторюсь, я реально смотрю на окружающую действительность, нужно думать о будущем. Это ты маленький, в десятом классе, ещё можешь мечтать! – ухмыльнулась Таня.
- Да, я всего на год младше тебя!
- Ой, кто-то обиделся!
- Ничуть!
- Я тоже та ещё петербурженка! У меня родители переехали сюда из Пскова незадолго до моего рождения. Живём на окраине, в убитой «двушке». Сам понимаешь, места для мечтаний о розовых единорогах практически нет.
- Хочешь красивую жизнь?
- Я хочу нормальную жизнь.  Только и всего. Пусть уж мои дети или внуки помечтают. Да, и они будут большими петербуржцами, нежели мы.
- Для тебя это так важно?
- Я влюбилась в этот город, когда мне было двенадцать. Притом не во всю эту мишуру для туристов, вроде тебя, а в обыкновенный, индустриальный город. Ты что-нибудь слышал про промышленный туризм?
- Неа!
-  У нас есть группа. И мы исследуем заводы, фабрики, подчас уже почти полностью разрушенные и брошенные. Иногда выбираемся в область. Иногда приходится забираться туда, куда никому нельзя. Часто это заканчивается перегонками с охранниками и собаками.
- И зачем это тебе?
- Это адреналин! Это множество классных фотографий! Это та же чёртова история, которую я никак не могу запомнить и которую мне через два месяца сдавать! Хотя опять же, допускаю, что и это увлечение надоест мне через какое-то время. Может, я распробую на вкус более фешенебельные районы нашего города!
- Не хочешь немного прогуляться?
- Неужели замёрз?
- Если честно, то да!
- Ну, пошли! Тут неподалеку будет одна очень милая кофейня…. Это нормально?
- Что именно нормально?
- Ну, то, что я предлагаю в кофейню пойти. А то потом скажешь, что развела на кофе…. Парни сейчас такие…
- Нет, всё хорошо! Даже, если б, я тебя не встретил, то всё равно бы пошёл перекусить!
- А ты хороший мальчишка!
- Таня!
- Что Таня? Не обращай внимание! Я девочка, мне немножко можно подбешивать парней!
- Интересное у нас знакомство вышло…
- Мне оно тоже понравилось! Может, и хорошо, что ты не местный, есть в тебе что-то такое, чего напрочь лишены мои питерские одноклассники. Да, мне можно называть наш город Питером, так как я ещё псковитянка!
- Ты так оправдываешься, будто я из рода Юсуповых!
- Ну, вот что за несправедливость! Ну, почему ты сегодня уезжаешь! За два месяца ты так бы подготовил меня к экзамену по истории!
- Это тебе надо не ко мне, а к моей подруге Стасе обращаться! Она меня к олимпиадам подготовила отменно!
- Подруге? – смутилась Таня, - У тебя там есть девушка?
- Подруга. Я же чётко сказал. Мы знаем друг друга с детства. Мы не в отношениях.
- И она тебе помогает! Это так мило! Какая хорошая девушка! Я бы с такой подружилась. Неужели никогда не думал об отношениях с ней?
- Что же вы все ко мне с этим прицепились…. Нет, не думал!
- Да, ладно, не злись на меня! Я просто спросила. Я бы тоже не смогла бы мутить с кем-то из своих друзей. Зачем портить отличные отношения и общение?
- Вот-вот…

Уже вечером они стояли вместе на перроне. Обнявшись.
- Я впервые в жизни кого-либо провожаю. Думала, что это только в фильмах так сопливо бывает…. А вот оно как…
- Да, ладно тебе! Не переживай! Не на другую планету улетаю! Недели через две-три приеду обязательно. Возьму место в сидячем вагоне, чтобы подешевле, и приеду к тебе на все выходные! И ты мне покажешь все свои любимые места.
- Обязательно!
- А так у нас есть и телефон, и «Контакт», и «Скайп»! Не потеряемся! Это время разлуки пролетит очень быстро!
- Миша, ты такой классный! Ни с кем мне не было так комфортно… никто меня так не слушал…
- Ты замечательная и интересная! Теперь я понимаю, для чего олимпиада привела меня в твой город!
- Да, всё уже расписано и продумано там наверху…
- Скорее всего…
- Ладно, садись скорее в поезд! Мне надо быстрее домой бежать, а то предки ведь не знают, где я и с кем! Я буду по тебе скучать! Правда-правда!
- И я тоже Таня!
Их губы слились воедино, руки переплелись на Таниной талии, а вокруг сновали пассажиры, железнодорожные работники. Поезда прибывали и убывали. Таким был их самый первый поцелуй…

* * *

В конце концов, он имел на это полное право…. Я ему не девушка, а просто подруга…. Просто подруга, которая в него влюблена. Подруга, которая протянула руку помощи, в отличие от других…. Ладно, это что-то слишком уж эгоистичное и не бескорыстное! Я ведь и правда решила помочь Мише, не потому, что хотела ему понравиться ещё больше, а лишь потому что мы друзья. Ведь так же оно и было. Хотя зачем я пытаюсь себя в этом убедить? Это бесспорно.
Ещё как только он вышел из вагона, как только я его увидела, то сердце моё ёкнуло, почувствовало, что что-то не так.
- Привет! Как ты? Как всё прошло? Давай рассказывай!
Глаза у него были красные, сонные, сам он был помятый и уставший.  Он не спал всю ночь. Как потом выяснилось, переписывался с Таней.
- Привет! Да, думаю, что не очень, ещё хуже, чем в прошлый раз…. Было очень сложно. Да, и настроение у меня такое было…. В общем, не очень.
- Ну, ничего! Значит, в следующий раз будет лучше!
- Да…. Стася, я очень устал…. Давай мы сейчас поедем домой, я высплюсь. Приходи ко мне часам к шести, я всё расскажу. Хорошо?
- Конечно! Договорились!
В шесть часов он всё-то мне и рассказал…. Про олимпиаду в двух словах, про Петербург как-то пространно и вяло, как будто там и не был, как будто узнавал его исключительно по картинкам в Интернете. Вообще складывалось такое чувство, будто эта олимпиада, наша подготовка к ней были в какой-то другой жизни или уже давно, год или два назад. Как будто теперь это не имело ровным счётом никакого значения, будто он уже давно поступил в университет.
А вот, когда он начал рассказывать про то, что случилось на набережной…. Тут я уже узнала своего Мишу: весёлый, живой, интересный, азартный!
- Знаешь, я там с девушкой познакомился!
- Неужели? – постаралась, как могла, изобразить неподдельное удивление. Получилось не очень, но он был так возбужден и так влюблён, что и не заметил этого.
- Да, уже после олимпиады я пошёл гулять, вышел на набережную, а она там фотографировала. Вначале не решался заговорить, а потом это как-то само получилось…
- И как всё прошло?
- Ну, мы отлично поболтали, прошлись немного, потом в кафе зашли…. Ну, там всё и случилось…. Я ей предложил встречаться.
- А она согласилась?
- Да!
- Но она же в Петербурге… как же у вас это получится?
- Через две недели я к ней поеду на выходные. Родители не против. Так будем периодически встречаться. А летом, после её экзаменов, наверное, приглашу её к себе на дачу. Или на море поедем. Посмотрим!
- Ну, дела…. Съездил на олимпиаду! Как её хоть зовут-то?
- Таня!
- Фоточки покажешь?
Хотя это было моей ошибкой… На будущее заметка: никогда и не при каких обстоятельствах не проси фото своей соперницы. От этого становится только дурнее, себя как-то перестаёшь уважать. В общем, Стася, не стоит! Насчёт бывших… пока не знаю… но, скорее всего, тоже нет!
- Может это судьба? – задумчиво произнес Миша.
- В каком смысле?
- Ну, вот эта олимпиада…. Не пройди я эти отборочные туры, не попади на Россию, мы бы не встретились…
- Ну, не знаю…. С одной стороны, в этом что-то есть, а с другой… так можно что угодно подогнать под удобный для себя исход. Не пойди ты на эту набережную, не встретил бы Таню. Реальный же исход? Или, если бы с олимпиады раньше всех не ушёл, то, может быть, стал бы призёром, или познакомился с другой девочкой, сидевшей рядом, которая, например, из Ставрополя.
- Может, оно и так… но… неужели не веришь, что есть вещи, которые решаются там, - Миша показал пальцем на потолок.
- Не знаю, Миш. Никогда об этом не задумывалась. Да, и вообще, наверное, прям излишний романтизм это не моё.
- И это тоже не моё, но мне почему так нравится об этом думать и именно так себе это представлять!
- Ну, если нравится, то не отказывай себе в этом!
- Спасибо тебе, что так хорошо меня подготовила! Без тебя бы этого ничего не было!
- Не за что! Хотя, если честно, мне хотелось, чтобы ты до последнего сидел на олимпиаде в Петербурге, а не по улицам гулял!
- Ну, что ж поделаешь…
Он ещё около часа пересказывал детали их первого свидания. В какой-то момент стало так больно, что я не выдержала и соврала ему про неотложные домашние дела. Настолько сильно мне хотелось покинуть эту квартиру, настолько сильно хотелось не видеть Мишу!
Спускаясь по лестнице (я совершенно забыла про лифт!), выбегая из душного подъезда на свежий воздух, глотая слёзы, застилавшие глаза, как же мне хотелось не быть Мишиной подругой и вообще ничего о нём не знать!