Мысль о том, что не герой

Валериан Чобану
Василий Албу, один бывший полицейский, ныне уважаемый адвокат, на днях нашел чем хвастаться. Был изготовлен надгробный памятник Александра Маринеско! Он написал в социальных сетях: «Я рад, что, хотя бы небольшая часть проекта Общественного объединения Ассоциация ветеранов ВМФ им. Александра Маринеско (15.01.1913-25.11.1963г.), осуществлена! Ветеран ВМФ ссылается на память о подводные лодки, якобы личного врага Адольфа Гитлера, который во время Второй мировой войны был командиром советской подводной лодки С-13, торпедировавшей и потопившей большой и мощный немецкий лайнер «Вилигхельм Густлофф» с тысячами гражданскими лицами на борту. Надгробный памятник, установлен на территории Мемориала воинской славы со стороны улицы Пантелимона Халипа при финансовой поддержке митрополита Молдовы и еще одного человека.
Не знаю, как он, но я, когда прочитал книгу Гюнтера Грасса «Траектория краба» - понял, что я глубоко ошибался в оценках деятельности этого «героя» вернее - горя героя! Ибо, о нем до того дня мною было прочитано несколько разных книг.
        Вспомнил как, примерно в 2001 году я пытался узнать истину,  в  Одессе где проживала одна дама, которая могла бы пролить свет, ибо в Одессе жила одна из его новоявленных дочерей. И пришел однажды (как татарин) с одним полковником в отставке у нее в гости. Но, толку от моего визита было мало. Видимо, тогда не был готов к расследованию, или та женщина, замужем за пожилого уважаемого человека, не смогла убедить меня, что всё что она говорила была правдой. Я замечал, что она, не все знала про Маринеску. Да и не могла знать. Многое она только догадывалась и предполагала.
Тогда же к  некоторому юбилею его «подвига», «Атакой 20 века» на безобидного корабля - был  повод  вспомнить про его подводной лодки и задуматься над происходящими в мире событиями. "Особенно когда стало известно, что в Чечне некоторые наши земляки-вояки воюют в рядах Российской армии и погибают там неизвестно за что". А речь идет о публицистическом выступлении в газете 1995 года, почти 20-летней давности.
Потом, 19 января, родственники похоронили Игоря Руссу в городке Криулень, тело которого привезли из Чечни, где он воевал в составе десантного батальона. Сравнивая времена Александра Маринеску и нынешнее, я находил точки соприкосновения сходство, общность. Не думал, что через почти 20 лет вновь напишу о нем, сравнивая его с другими и так далее.
В ЭНЦИКЛОПЕДИИ Википедия  вы найдете как и я, такие строки:
«С первых дней Великой Отечественной войны подлодка М-96 под командованием Маринеск- (о), была перебазирована в Палдиски, затем в Таллин, стояла на позиции в Рижском заливе,  и столкновений с противником не имела. В августе 1941 года подлодку планировали перебросить на Каспийское море в качестве учебной, затем от этой идеи отказались. В октябре 1941 года Маринеско исключили из рядов кандидатов в члены ВКП(б) за пьянство и организацию в дивизионе всяких азартных карточных игр (комиссар дивизиона, допустивший подобное, получил десять лет лишение свободы с отсрочкой исполнения наказания по приговору и был направлен на фронт. 14 февраля 1942 года подлодка во время обстрела была повреждена артиллерийским снарядом, ремонт занял полгода. Лишь 12 августа 1942 года М-96 вышла в очередной боевой поход. 14 августа 1942 года лодка атаковала немецкую тяжёлую плавбазу (нем. schwerer Artillerie-Tr;ger) SAT-4 «Хелене». По наблюдению командира Маринеско, в результате атаки корабль пошёл на дно. Но в 1946 году «потопленный» корабль был передан Балтийскому флоту. Возвращаясь с позиции раньше срока (заканчивались топливо и патроны регенерации), Маринеско не предупредил советские дозоры, а при всплытии не поднял военно-морской флаг, в результате чего лодку едва не потопили собственные военные катера.
В ноябре 1942 года М-96 вышла в Нарвский залив для высадки группы разведчиков в операции по захвату шифровальной машины «Энигма» в штаб немецкого полка. Но шифровальной машины в нём не оказалось. Тем не менее, действия командира на позиции оценили высоко, и А. И. Маринеско наградили орденом Ленина. В конце 1942 года А. И. Маринеско было присвоено звание капитана 3-го ранга, его снова приняли кандидатом в члены ВКП(б), но в хорошей в целом боевой характеристике за 1942 год командир дивизиона капитан 3-го ранга Сидоренко всё же отметил, что его подчинённый «на берегу склонен к частым выпивкам».
В апреле 1943 года А. И. Маринеско назначен командиром ПЛ С-13, на которой он прослужил до сентября 1945 года. В 1943 году С-13 в боевые походы не выходила, а командир попал в очередную «пьяную» историю. В поход подлодка под его командованием вышла только в октябре 1944 года. В первые же сутки похода, 9 октября, Маринеско обнаружил и атаковал транспорт «Зигфрид» (553 брт). Атака четырьмя торпедами с небольшой дистанции не удалась, по транспорту пришлось вести артиллерийский огонь из 45-мм и 100-мм орудий подлодки. По наблюдению командира, в результате попаданий корабль (водоизмещение которого Маринеско в докладе завысил до 5000 тонн) начал быстро погружаться в воду. В действительности, повреждённый германский транспорт был позднее отбуксирован противником в Данциг и к весне 1945 года восстановлен. За данный поход Маринеско получил орден Красного Знамени.
С 9 января по 15 февраля 1945 года А. И. Маринеско находился в своём пятом боевом походе, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника — «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен». «Вильгельм Густлофф» -  Wilhelm Gustloff   и трансатлантический лайнер корабль  «Titanic»  что общее в этом? А то, что с первого корабля умерли 1 тысяча 500 человек, то есть утонули, а со второго судна 9 тысяч! И виноват только А. Маринеско!

Перед этим походом командующий Балтийским флотом адмирал В. Ф. Трибуц решил предать Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке (в предновогоднюю ночь командир на двое суток покинул корабль, экипаж которого за это время «отличился» выяснением отношений с местным населением), но исполнение этого решения задержал, дав возможность командиру и экипажу искупить вину в боевом походе. Таким образом, С-13 стала единственной «штрафной» подлодкой советского флота.
 И 30 января 1945 года С-13 атаковала и отправила на дно лайнер «Вильгельм Густлофф», на котором находилось почти 10 тысяч и 582 человека из них: 918 курсантов младших групп 2-го учебного дивизиона подводных лодок, 173 члена экипажа судна, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих, и 8956 беженцев, в основном стариков, женщин и детей. Транспорт, бывший океанский лайнер «Вильгельм Густлофф», шёл без конвоя (торпедоносец учебной флотилии TF-19 вернулся в порт Готенхафен, получив повреждение корпуса при столкновении с камнем, в сопровождении второго судна из состава приданного «Густлову» эскорта — лёгкого миноносца «L;we». Из-за нехватки топлива лайнер шел прямым курсом, без выполнения противолодочного зигзага, а повреждения корпуса, полученные ранее при бомбардировках, не позволяли развить ему большую скорость (корабль шёл на скорости всего 12 узлов).
Ранее считалось, что немецким ВМС был нанесён серьёзный урон. Так, по свидетельству журнала «Марине» (1975, № 2-5, 7-11, ФРГ), с кораблём погибли 1 300 подводников, среди которых находились полностью сформированные экипажи подводных лодок и их командиры. По мнению командира дивизиона капитана, 1 ранга А. Орла, погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70 ПЛ среднего тоннажа. Впоследствии советская печать потопление «Вильгельма Густлоффа» назвала его «атакой века», а Маринеско — «подводником № 1», что не совсем обоснованно (подводники других стран топили значительно более крупные корабли, в том числе и боевые, например, американская подводная лодка «Арчерфиш» уничтожила японский авианосец «Синано» водоизмещением 71 890 брт, а немецкая лодка U-47 14 октября 1939 потопила английский линкор «Royal Oak» водоизмещением 29 150 брт прямо в гавани Скапа-Флоу).
         По современным данным, с «Густлоффом» погибло 406 матросов и офицеров 2-й учебной дивизии подводных сил, 90 членов собственного экипажа, 250 женщин-военнослужащих немецкого флота и 4600 беженцев и раненых (из них почти 3 тыс. детей). Существуют и иные оценки численности жертв, вплоть до 9343 человека. Из числа подводников, погибло лишь 16 офицеров (в том числе 8 членов  медицинской службы), остальные мало обученные курсанты, нуждавшиеся ещё, как минимум, в полугодичном курсе подготовки.
Вопреки утверждениям ряда военных и историков, трёхдневный траур по потопленному теплоходу в Германии не объявлялся (за всю войну он объявлялся только по уничтоженной в Сталинграде 6-й армии вермахта) и      Гитлер не объявлял Маринеско своим личным врагом (на тот момент Германия несла тяжелейшие потери на фронтах, и Гитлер сообщение о гибели «Вильгельма Густлоффа» воспринял довольно равнодушно, хотя и возмущался.

Даже не знаю, согласиться или нет с таким выводом. Скорее не соглашусь. И всё же я буду считать Маринеску личным врагом Гитлера. Но теперь они оба наверно находятся в аду! И Гитлер и А. Маринеску, подписывался с буквоуй о - Маринеско... «Вильгельм Густлофф» был крупнейшим по тоннажу теплоходом, потопленным советскими подводниками, и вторым по числу жертв (лидирует теплоход «Гойя», потопленный 16 апреля 1945 года подводной лодкой «Л-3»; на нём погибло около 7000 человек).

Оценки действиям Маринеско и экипажа С-13 сильно разнятся, от чрезвычайно положительных (в советских источниках) до его осуждающих.
В некоторых немецких публикациях в годы холодной войны, потопление «Густлоффа» называется преступлением против мирного населения, таким же, как бомбардировка Дрездена союзниками. Однако исследователь катастрофы Гейнц Шён заключает, что лайнер представлял собой военную цель и его потопление не являлось военным преступлением, так как: суда, предназначенные для перевозки беженцев, госпитальные суда должны были быть обозначены соответствующими знаками — красным крестом, не могли носить камуфляжную окраску, не могли идти в одном конвое вместе с военными судами. На их борту не могли находиться какие-либо военные грузы, стационарные и временно размещённые орудия ПВО, артиллерийские орудия или иные аналогичные средства.
Говоря юридическим языком, «Вильгельм Густлофф» был вспомогательным кораблём ВМС, на борту которого позволили подняться шести тысячам беженцев. Вся ответственность за их жизнь, с того момента как они поднялись на боевой корабль, лежала на соответствующих должностных лицах немецкого военного флота. Таким образом, «Густлофф» являлся законной военной целью советских подводников, ввиду следующих фактов:
1. «Вильгельм Густлофф» не являлся безоружным гражданским судном: на его борту всё же имелось какое-то вооружение, которым можно было бороться с кораблями и авиацией противника;
2. «Вильгельм Густлофф» являлся учебной плавучей базой для подводного флота Германии;
3. «Вильгельм Густлофф» шёл в сопровождении боевого корабля флота Германии (миноносец «Лёве»);
4. Советские транспорты с беженцами и ранеными в годы войны неоднократно становились целями для германских подлодок и авиации (в частности, теплоход «Армения», потопленный в 1941 году в Чёрном море, вёз на своём борту более 5 тыс. беженцев и раненых. Выжило только 8 человек. Впрочем, «Армения», как и «Вильгельм Густлофф», нарушала статус санитарного судна и являлась законной военной целью).

10 февраля 1945 года последовала новая победа — на подходе к Данцигской (Гданьской) бухте С-13 потопила санитарный транспорт «Штойбен» (14 660 брт), на борту которого находились 2680 раненых военнослужащих, 100 солдат, около 900 беженцев, 270 человек военного медперсонала и 285 членов экипажа судна. Из них спаслось 659 человек, из которых раненые составляли около 350.   Надо отметить, что Маринеско идентифицировал атакованное судно как лёгкий крейсер «Эмден». И потопил его по ошибке.
Командиру С-13 не только простили прежние прегрешения, но и представили его к званию Героя Советского Союза. Однако, вышестоящее командование Золотую Звезду заменило орденом Красного Знамени.
Шестой боевой поход с 20 апреля по 13 мая 1945 года был признан неудовлетворительным. Тогда, по мнению командира бригады ПЛ капитана 1 ранга Курникова, Маринеско «имел много случаев обнаружения транспортиров и конвоир противника, но в результате неправильного маневрирования и нерешительности сблизиться для атаки не смог… Действия командира ПЛ на позиции неудовлетворительные. Командир ПЛ не стремился искать и атаковать противника… В результате неактивных действий командира ПЛ „С-13“ боевую задачу не выполнила…». 31 мая командир дивизиона ПЛ подает рапорт вышестоящему командованию, в котором указывает на то, что командир подлодки все время пьёт, служебными обязанностями не занимается и его дальнейшее пребывание в данной должности нецелесообразно.
14 сентября 1945 года вышел приказ № 01979 наркома ВМФ адмирала флота Н. Г. Кузнецова, где говорилось: «За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознамённой подводной лодки С-13 Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, и понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение военного совета этого же флота» (В 1960 году приказ о разжаловании был отменён, что дало возможность А. И. Маринеско, к тому времени уже очень больному, получать полную пенсию).
Потом с 18 октября 1945 года по 20 ноября 1945 года А. И. Маринеско был командиром тральщика Т-34 2-го дивизиона тральщиков 1-й Краснознамённой бригады траления Краснознамённого Балтийского флота (Таллинский морской оборонительный район). 20 ноября 1945 года по приказу наркома ВМФ № 02521 старший лейтенант Маринеско А. И был уволен в запас.
Из шести боевых походов, выполненных Маринеско в годы Великой Отечественной войны, три были безуспешными, но он первый «тяжеловес» среди советских подводников: на его счету два потопленных транспорта водоизмещением в 42 557 брутто-регистровых тонн.
Трудовой путь:
После войны в 1946—1949 годах А. И. Маринеско работал старшим помощником капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства, в 1949 году — заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови. В 1949 году был осужден на три года лишения свободы по статье «За разбазаривание социалистической собственности»,[3] наказание отбывал в 1949—1951 годах на Колыме. В 1951—1953 годах работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с 1953 года — руководил группой отдела снабжения на Ленинградском заводе «Мезон».
А. И. Маринеско скончался в Ленинграде после тяжёлой и продолжительной болезни 25 ноября 1963 года. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Здесь же неподалёку находится Музей подводных сил России им. А. И. Маринеско.
А звание Героя Советского Союза Александру Ивановичу Маринеско присвоено посмертно  лишь 5 мая 1990 года.  И это благодаря ходатайств некоторых его друзей. Награждён 2 орденами Ленина (1942, 1990), 2 орденами Красного Знамени, медалями.
Памятники А. И. Маринеско установлены в Калининграде, Кронштадте и Одессе. На здании Одесского мореходного училища и в городе Кронштадте на доме № 2 по ул. Коммунистической, в котором жил командир ПЛ С-13 Герой Советского Союза А. И. Маринеско, установлены мемориальные доски."
 
Александру Маринеско были посвящены фильмы: «О возвращении забыть» (1985) и «Первый после Бога» (2005). 
А вот потопление «Вильгельма Густлоффа» описывается в романе Нобелевского лауреата Гюнтера Грасса «Траектория краба».
В последнем, в романе "Траектория краба" кажется наконец всплывает истина!
Такова жизнь. Сколько не скрывай, всё равно выйдет  - и правда и  истина!
А фальшь, остается ложью. Так, что дядя Василе Албу не особо гордись тем, что вам удалось сделать некий памятник Маринeско. Он, по-моему, ныне ни к чему. Или у вас имеются другое мнение, доводы в вашу защиту? Напишите их, уважаемый, ведь вы и адвокат, насколько мне известно.