Что такое духовное сердце

Михаил Пушкарский
Плотяное сердце имеет особую чувствительность при своей физической боли (так, как от его работы, напрямую зависит жизнь) также, оно реагирует на эмоциональную жизнь.
Из-за  того, что сердце реагирует на эмоциональную жизнь, то эмоциональная и чувствительная составляющая восприятия (сознания) человека часто называется сердцем. «От избытка сердца говорят уста» (Мф12:34). Радость и печаль при избытке занимают мысли человека и обнаруживаются в его словах.
Но есть и духовное сердце. Все разумные и эстетические чувства в восприятии тоньше страстей, свт. Григорий Нисский: «умная сущность сочетается с тонкой и светловидной силой нашей чувственной природы»,  и самые тонкие -  это духовные и святые чувства человека. Они переживаются  в самой глубине духа. И поэтому их наличие, относительно всего восприятия, именно их делает сердцем.
Но для ясности  часто используется уточняющее определение – «духовное» сердце.
Как плотяное сердце является наиважнейшим органом среди других, так и духовность человека, как обратил внимание свт. Феофан Затворник, образует истинного человека. Душа и плоть – это не полный и не истинный человек.

О духовном сердце  много пишется, но понимание "духовного сердца" остаётся туманным, предмет подаётся запутанным.
Когда-то читал буддийскую литературу, Бхагават Гиту, теософию и много другого, что уже и не помню.
Также, когда-то начинал читать «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» об Иисусовой молитве, но бросил потому, что молитва - это не мантра и не медитация.
У исихастов в православии высказывается мнение, что в самом физическом сердце сконцентрированы все силы души и тела. Хотя само ощущение сердца будто не привязано к физическому.
Проповедники разных христианских конфессий говорят о Царстве Божьем, которое внутри нас, но все рассуждения об этом, всё же, остаются абстрактными. Например, указание здесь на «дух» и обитание в нём Господа Иисуса остаётся предметом веры, и за отсутствием внятного истолкования, даже, стопорит всякое понимание и движение к Богу.

Впрочем, если читать Послания Апостолов, то вскоре придёт свет, ибо здесь истинно духовная пища. И естественно, само Евангелие - это главный свет, и книга Деяния сильнейшее свидетельство Божественных дел.

Поиск Господа Иисуса в нашем духе, наверное,  нужно понимать, или как Святой Дух (Утешитель, Дух Истины), или как идеальные духовные чувства человека, или точнее идеальный образ и подобие Бога в человеке. Мы познаём внутренний мир Иисуса Христа и переживаем личность Его в себе.
Или хотя бы осознаём Его духовный подвиг и высоту духа, глубину святости и познания, где само собою приходит поклонение в духе и истине Ему и Богу Отцу.

Пусть это маленькое эссе будет посвящено святой сестре во Христе, Жанне Гийон. Приведу несколько боговдохновенных выдержек из её книги "Познание глубин Иисуса Христа".

1. «Теперь пойдём дальше и рассмотрим исповедь грехов. Вас ожидает более высокое понимание и более глубокое переживание исповеди и покаяния. Если вы желаете идти этим путём, вам необходимо знать кое-что об исповеди греха, относительно которой есть много недопонимания. В прошлом, когда вы исповедывали свои грехи Господу, вы скорее всего испытывали чувство сожаления, не так ли? Однако существует более высокое переживание покаяния и более глубокое переживание исповеди греха, чем чувство сожаления. Вы обнаружите, что вместо чувства сожаления у вас появляется нечто другое - любовь и спокойствие. Эта любовь, это спокойствие приятно пропитывает вашу душу, и, тщательно пропитав её, полностью завладевает ею.
Приятное покаяние? Исповедь греха, приносящая любовь и спокойствие? Если вас никогда не наставляли в этих вопросах, то вполне естественно, что вы будете сопротивляться этой любви. Вы будете по-человечески пытаться произвести печальное чувство перед Богом.
Вам часто говорили, что сердце, скорбящее о грехах, угодно Богу. Это правда. Но поймите вот что: пытаясь своими силами произвести печальное сердце, вы теряете истинное покаяние. А что такое истинное покаяние? Переживали ли вы когда-нибудь настоящее, истинное покаяние? Вспомните. Не было ли оно глубоким чувством любви, изливающимся внутри вас? Именно эта любовь, это глубокое чувство любви и является намного более чистым и высоким выражением покаяния; оно выше всего, что вы можете произвести своими усилиями. Эта любовь вбирает в себя все чувства покаяния, соединяет их в себе, и выражает полноту покаяния намного более совершенным путём, чем все части покаяния, выраженные Господу в отдельности.
Когда Господь установит это взаимоотношение в вашей жизни, вам не надо будет заботиться, чтобы произвести своё чувство в отношении своего греха. Бог будет производить в вас Своё выражение покаяния таким чистым способом. Бог ненавидит грех; если вы переживаете покаяние, полностью данное вам от Бога, то вы будете ненавидеть грех так, как Он его ненавидит.
Дорогой читатель, не беспокойтесь и оставьте своё желание действовать. Самая чистая любовь, которую вы можете познать, придёт тогда, когда Господь будет работать над вашей душой. Так что пусть Он работает. Вы должны лишь оставаться там, где Он указал вам. Примите наставление очень мудрого человека, который сказал: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» Екк.12:13.
Если вы и дальше будете оставаться в переживании, которое мы только что описали, то вы заметите нечто. Вы удивитесь, как вам будет трудно помнить свои грехи! Забыть свои грехи? Правильно ли это? Да! И пусть это переживание вас не тревожит. Видите ли, если вы забываете свои грехи, то это является доказательством того, что вы очищены от них.
Забывать свои грехи хорошо. Будет лучше всего, если вы забудете всё, что касается вас, и таким образом вы сможете помнить только Бога».

Православное учение здесь исповедует противоположный принцип. Например, преп. Софроний пишет, как не легко даётся переживание своей греховности. И так и есть, иногда, действительно, нужно "умереть", чтобы не гореть в геене своей греховности. А чтобы "умереть", необходимо реально быть готовым идти за Христом на крест. И вот только тогда можно получить освобождение от чувства вины или геены.
Однако, в духовной жизни христианина бывают разные периоды, и даже, несколько иной христианский путь.
Например, с самого начала – прежде, можно пробудиться в сознании и совести, покаяться и придти Богу.
А можно уверовать и покаявшись, придти к Богу, воспринять благодать Евангелия Христа.
Или можно услышать Благую Весть о Христе Иисусе, воспринять (пережить) благодать, и от этого обрести покаяние. То есть, жил человек нравственно по человечески, но однажды узнал, что бывает так: «что высоко у людей, то мерзость перед Богом». И тоже, приходит к покаянию.
Жанна Гийон описывает период и состояние обретения благодати любви Святого Духа, где приходит ведение в целом, божественного и тварного, где вместе с познанием высоты любви, приходит это целостное тотальное покаяние, о котором говорится у святой Жанны Гийон.
Одним словом, бывает такая благодать, где ветхий греховный человек остаётся где-то в прошлом, а новый духовный человек уже обрезан от него и живёт по факту в Боге. С одной стороны, помнить свои грехи полезно, чтобы не судить других и уметь прощать, сохраняя мир в душе. Но когда приходит стабильность жизни в Святом Духе и зрелость нового духовного человека, то необходимость помнить свои грехи, как бы упраздняется. При этом, покаянный дух и опыт "познания добра и зла" никуда не исчезает, сердце приобретает навык стремиться к Богу и удаляться от греха, а также, в благоговении Святого Духа все необходимые истины, например, что жизнь без Творца есть зло, соблюдаются. Целомудренный и очищающий Дух суть "страх Господень, который пребывает вовек" (Пс 18:10). Об этом говорит Жанна Гийон.

2. «Пожалуйста, вспомните из предыдущих глав, что чтение Писания является вхождением в молитву. Вспомните также, что прочитанное вами может стать молитвой. Может ли Писание дать нам ещё что-нибудь? Да, вы можете использовать Писание ещё более совершенным способом. Рассмотрим этот способ. Я дам вам краткое практическое описание.
Сначала предстаньте перед Господом и начните читать. Как только вы почувствовали, что притягиваетесь внутрь, прекратите чтение. Прекратите чтение, когда почувствуете, что Господь притягивает вас к Себе в ваши внутренние части. Теперь просто оставайтесь в покое. Оставайтесь так некоторое время. Затем на мгновенье продолжите чтение, но прочтите лишь чуть-чуть. Прекращайте читать всякий раз, когда чувствуете, что божественное притяжение влечёт вас глубоко внутрь.
Свт. Феофан Затворник: "Из богомыслия иной предмет ближе других приляжет к сердцу. Тогда на нем после окончания сего дела остановиться надо и им подольше попитать себя. Этим пролагается путь к непрестанной молитве"(6, 227).
"Делайте так: когда почувствуете вхождение ума в сердце и воздействие молитвы, то давайте полную свободу такой молитве, удаляя все неблагоприятное ей; и пока она будет – ничего другого не делайте. Когда же не чувствуете такого влечения, тогда молитесь молитвою устною с поклонами, стараясь всячески внимание держать в сердце пред лицем Господа. Разогреется сердце и при таком образе молитвования"(10, 228–229).

Можете ли вы ожидать нечто больше этого? Время от времени вы начнёте прикасаться к состоянию внутренней тишины. Какова будет ваша реакция на это переживание? Одна из реакций будет такой: вы уже не будете обременять себя произносимой молитвой. (Если в это время вы будете молиться, громко произнося слова, или любым другим общепринятым способом, то это только уведёт вас от внутреннего переживания обратно к внешней поверхностной молитве.)
Тишина будет настолько привлекать вас, что вам совсем не надо будет принуждать себя говорить. Но если вы ничего не говорите, что же вы будете делать? Ничего! Просто отдайтесь внутреннему притяжению! Отдайтесь притягивающей силе вашего духа. Ваш дух притягивает вас всё глубже и глубже внутрь.
Ещё одно слово.
Вы поступите разумнее всего, если во всех своих переживаниях вы не будете придерживаться никаких определённых форм, правил и обычаев. Вместо этого, будьте полностью под водительством Святого Духа» .

Аминь! Без комментариев. Проникаясь святыми словами Священного Писания, слово Писания на деле становится священным – в переживании духа. И из глубины духа приходит освящение Святого Духа. В освящении святость и молитва духом, или «в духе и истине».

3. «Видите ли, единственной целью вашей души всегда должно быть тесное общение с Христом. Поэтому, если искушение вас влечет к греху или к внешним помехам - где бы, когда бы и как бы это ни происходило - просто отвернитесь от этого греха.
И когда отворачиваетесь от него, приблизьтесь к своему Господу. Это так просто.
Что делает маленький ребёнок, когда видит нечто, что пугает или смущает его? Он не пытается бороться с этим. В действительности, он даже вряд ли будет смотреть на то, что его пугает. Вместо этого, ребёнок быстро побежит в объятья своей мамы".