Закон причины и следствия. Зарисовка

Лидия Львовна Васильева
Зарисовка 1.
– Львовна, подъехать можешь? Людмиле плохо.
– Выезжаю.
Приехала на место, оценила ситуацию. Спрашиваю у Людмилы:
– Что сегодня было? Вспоминай!
– Да ничего особенного. Совещание директоров школ, разве.
– Как прошло, думаю, догадаться можно. Устроила им разнос?
– Было за что.
– Так вот, разнос – это причина. Твое состояние – это следствие.  Они не могут возмутиться, высказать тебе все, что о тебе думают по поводу твоей манеры подводить итоги. Но внутренне они напряглись. Их напряженные поля (сколько их там было, четырнадцать?) врезали по твоим. Пробита поджелудочная. Вызывайте скорую, я хочу получить подтверждение своим выводам. Врач поставит острый панкреатит и высокое давление. От укола откажись: зная диагноз, их диагноз, я сама справлюсь.
Скорая приехала через 7 минут. Поставили острый панкреатит. Померили давление – 180 на 140. Ларчик просто открывался. Я сняла боль, снизила давление и спокойно уехала домой: больше Людмила такой ошибки, надеюсь, не допустит.

Зарисовка 2.
Звонок застал меня вовремя: собиралась покинуть кабинет и сходить в ближайшее кафе. Голос знакомый: моя бывшая ученица, преподаватель с университета, обратилась со странной просьбой:
– Коллеге плохо. В чем дело, непонятно. Можем подъехать?
– Можете. Но времени у вас немного, через 25 минут у меня следующее занятие.
Все, осталась в очередной раз без завтрака, обеда и ужина: это был единственный 30-минутный перерыв. Да и ладно, не привыкать. Успокоила себя: плюс этой ситуации – если поешь, то восемьдесят процентов энергии уйдет на атомный реактор, а так на умственную работу. С тем и осталась ждать. Приехали через несколько минут, благо университет рядом.
От своих учеников-студентов наших высших учебных заведений я знаю, как порой отношение к ним, вернее к их неумению работать с информацией, нежеланием трудиться, выражают преподаватели. Предположила, что эта ситуация – следствие того, что сегодня произошло в учебной аудитории.
Спросила прямо. Получила подтверждение своей догадке. Давление сняла. Объяснила, что есть такое понятие, как «экология человека».
– Ваша ситуация – вопиющая неграмотность в этой области. Вы, своими негативными эмоциями, своими словами не просто оскорбляете ребят, бьете по их полям. Они отвечают Вам тем же. Не словами, но это не уменьшает, а увеличивает силу воздействия. Да еще умножьте на количество присутствующих.
Они, ученики наши, пришли учиться, мы пришли учить. Здесь не должно быть взаимоотношений, построенных на принципе «я умный, ты дурак». Мы на равных. Проверьте сформированность знаний, умений, навыков, откорректируйте программу, выведите на уровень понимания того материала, который Вы даёте. Не построив фундамент, Вы не сможете дать новые знания и умения: из пустой головы ничего не взять, и ничего туда не положить. Ребята – заложники нашей системы образования. Они в школе получают знания, которые в большинстве своем никогда не пригодятся в жизни. А то, чему должны научиться – думать, переводить полученные знания в практическую плоскость – остается за пределами наших образовательных задач.
Женщина молча выслушала меня. Поблагодарила за науку и протянула 500 рублей (2002 год). Я засмеялась:
– Знаете, я не зарабатываю тем, что помогаю порой людям. У меня есть любимая работа, которая позволяет крепко стоять на своих ногах.