Лишняя сигарета

Лев Леонтьев
Омск. Вхожу во двор, где снимаю квартиру. Присаживаясь на облюбованную мной скамейку, отмечаю, что неподалёку сидят люди в довольно потрёпанной одежде. Трое. Традиционное количество пошарпанных жизнью и самими собой людей.
Закуриваю. Что дальше – предсказуемо. Сейчас ко мне подойдёт один из них и заискивающе скажет:
- Братишка, сигаретки не будет?..
В самом вопросе заложен ответ: «Сигаретки – не будет!..»
Пошарпанный виновато удаляется к своим друзьям…
Спустя сутки.
Присел на лавку возле магазина «Спортмастер», закурил, уставился в асфальт, думаю.
Слышу:
- У вас не будет сигаретки?..
То же построение фразы, то же отрицательное качание головой.
Поднимаю глаза. Вижу расстроенную спину примерно сорокапятилетнего мужчины. Седые виски, надпись на куртке: «Охрана магазина».
Подскакиваю.
- Мужчина!.. Простите, я думал, у меня последняя сигарета, а вот ведь – нашлась старая пачка!.. Берите!..
Благодарный взгляд. Сладко задымил. Радуюсь. Пустяк, а так приятно!..
Так вот. Дело не в жадности, не в презрении и не в сигарете, которая стоит шесть рублей (почему я всем просящим должен раздавать мои честно заработанные рубли?..) Дело в том, что надо понимать, кому ты обязан помочь в жизни, а кому твоя помощь – бесполезна или во вред. Чё не ясно?!.